Дело № 2а-2563/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2017 года городской округ город Бор
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Копкиной И.Ю., при секретаре Паниной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Нижегородской области, Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» о признании незаконным бездействие по не приведению участка <данные изъяты> автомобильной дороги <данные изъяты> в соответствие с требованиями ГОСТ 33220-2015, обязании привести участок <данные изъяты> автомобильной дороги в соответствии с п.5.2 ГОСТ 33220-2015 в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
У с т а н о в и л:
Изначально административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Правительству Нижегородской области, Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» о признании незаконным бездействие административных ответчиков по не приведению автомобильной дороги <данные изъяты> в соответствие с требованиями ГОСТ 33220-2015; обязании административных ответчиков провести работы по содержанию, предусмотренные п.п.2 п.6 Классификации в целях устранения несоответствия автомобильной дороги <данные изъяты> требованиям пункта 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу; обязании административных ответчиков провести работы по ремонту либо капитальному ремонту в целях устранения несоответствия автомобильной дороги <данные изъяты> требованиям иных подпунктов пункта 5.2 ГОСТ 33220-2015 в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязании административных ответчиков сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований ФИО1 указал, что является жителем <адрес>, где на праве собственности ему принадлежит дом №. Дорога, которая связывает <данные изъяты> и <данные изъяты> (автомобильная дорога <данные изъяты>) и по которой ему и его семье <данные изъяты> постоянно приходится ездить, относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, является собственностью Нижегородской области и закреплена на праве оперативного управления за ГКУ НО «ГУАД».
Указанная автомобильная дорога находится в неудовлетворительном состоянии, не соответствует требованиям, установленным ГОСТ 33220-2015 (сплошное разрушение асфальтобетонного покрытия, трещины, выбоины, превышающие предельно допустимые размеры, разрушения кромки проезжей части, неровность покрытия проезжей части), что подтверждается письмом ОМВД России по г.Бор от ДД.ММ.ГГГГ№, письмом Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№, постановлением о привлечении ГКУ НО «ГУАД» к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ.
Работы по ремонту на автомобильной дороге <данные изъяты> не проводились с 1994 г., хотя основания для этого имеются, а следы произведенного когда-то ямочного ремонта, что отнесено к работам по содержанию, не по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог (подпункт «в» пункта 2 части 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№), давно исчезли.
В целях приведения автомобильной дороги в соответствие с установленными требованиями истец неоднократно обращался с жалобами и обращениями к административным ответчикам, однако какого-либо результата это не дало. Так, в письме Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ был признан факт того, что автомобильная дорога <данные изъяты> имеет участки, которые находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют проведения ремонта. Вместе с тем ввиду недостаточности финансирования ремонт автомобильной дороги не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, подлежащих капитальному ремонту и ремонту в 2017-2018 годах.
При этом автомобильная дорога <данные изъяты> в настоящее время нуждается как в срочных работах по ее содержанию (в сроки, установленные п.5.2.4 ГОСТ 33220-2015), так и по ее ремонту либо капитальному ремонту (в сроки, установленные судом).
Административные ответчики, как владельцы автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения <данные изъяты> обязаны осуществлять в отношении нее дорожную деятельность и обеспечивать ее сохранность путем проведения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию для обеспечения соответствия состояния автомобильной дороги требованиям технических регламентов и других нормативных правовых актов и для обеспечения безопасности дорожного движения.
Следовательно, со стороны административных ответчиков имеет место незаконное бездействие по не приведению автомобильной дороги <данные изъяты> в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ 33220-2015, по не проведению на ней ремонта, что нарушает права истца, свободы и законные интересы как пользователя автомобильной дороги по обеспечению на ней безопасности дорожного движения.
В процессе рассмотрения дела административный истец изменил исковые требования, просит суд признать незаконным бездействие административных ответчиков по не приведению участка <данные изъяты> автомобильной дороги <данные изъяты> в соответствие с требованиями ГОСТ 33220-2015, обязании привести участок <данные изъяты> автомобильной дороги в соответствии с п.5.2 ГОСТ 33220-2015 в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязании административных ответчиков сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, которые в судебном заседании поддержал. Также суду пояснил, что на автомобильной дороге <данные изъяты> в настоящее время ведутся ямочные ремонтные работы, качество которых его не устраивает, он хочет, чтобы ответчики произвели ремонт.
Административный ответчик Правительство Нижегородской области в суд не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. При этом представили суду письменный отзыв, согласно которого следует, что согласно ст.7 Закона Нижегородской области от 08.05.2003 № 31-З «Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области» от имени области права собственника по владению, пользованию и распоряжению собственностью области осуществляют Законодательное Собрание области и Правительство области в пределах их компетенции. В соответствии со ст.38 Устава Нижегородской области Правительство Нижегородской области – высший исполнительный орган государственной власти области, является коллегиальным органом, возглавляющим систему органов исполнительной власти области. Правительство Нижегородской области в целях оптимизации работы по реализации задач, возложенных на него как на высший орган исполнительной власти, формирует министерства и иные органы исполнительный власти. К полномочиям Правительства Нижегородской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится обеспечение осуществления дорожной деятельности.
В рамках ФЗ-257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Нижегородской области определяет уполномоченный дорожный орган на осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального, межмуниципального значения или местного значения соответственно и решение иных вопросов дорожной деятельности.
В силу ст.7 Закона Нижегородской области от 04.12.2008 № 157-З «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Нижегородской области» к полномочиям дорожного органа относится оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения; а также проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
На территории Нижегородской области уполномоченным дорожным органом согласно Уставу, утвержденному приказом министерства строительства Нижегородской области от 27.12.2010 № 65/од, является государственное казенное учреждение «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области».
Считают, что Правительство Нижегородской области не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку заявленные административным истцом требования не входят в полномочия Правительства Нижегородской области, установленные законодательством. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в качестве ответчика в суд не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Также суду представили письменный отзыв, согласно которого автомобильная дорога (№) <данные изъяты> протяженностью 24,4 км включена в перечень автомобильных дорог Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная дорога является собственностью Нижегородской области и закреплена на праве оперативного управления за ГКУ НО «ГУАД».
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ НО «ГУАД» и ООО «Борская дорожная передвижная механизированная колонна» (далее ООО «Борская ДПМК») заключен государственный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения города областного значения Бор Нижегородской области.
Согласно п.1.2 контракта работы по содержанию автомобильных дорого выполняются подрядчиком ООО «Борская ДПМК» в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с календарным планом производства работ.
Согласно п.2.1 цена контракта составляет <данные изъяты>., в т.ч. по годам: 2017 год – <данные изъяты>., 2018 год – <данные изъяты>.
Финансирование работ по данному контракту, в т.ч., по обозначенной административным истцом дороге, осуществляется за счет средств областного бюджета Нижегородской области в соответствии с государственной программой «Развитие транспортной системы Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30.03.2014 № 303.
В настоящее время на автомобильной дороге (№) <данные изъяты> выполнен ямочный ремонт на сумму <данные изъяты> руб., в связи с чем, довод административного истца о бездействии ответчиков является необоснованным.
Относительно требований административного истца провести работы по ремонту либо капитальному ремонту в целях устранения несоответствия автомобильной дороги <данные изъяты> требованиям ГОСТ 33220-2015 в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу указывают, что Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим свои полномочия в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области о нем от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Положение). В соответствии с п.2.6 Положения к полномочиям Министерства относится обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, формирование дорожной инфраструктуры указанных дорог. Финансирование указанных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета.
В силу ст.11 БК РФ бюджет субъектов Российской Федерации разрабатывается и утверждается в форме законов субъектов РФ. Законом Нижегородской области от 23.12.2016 № 178-З «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в 2017 году денежные средства на капитальный ремонт автомобильной дороги <данные изъяты> не предусмотрены. Следовательно, в принятых в соответствии с Законом № 178-З нормативно-правовых актах Правительства Нижегородской области также отсутствуют денежные средства на финансирование капитального ремонта предлагаемого административным истцом объекта.
В отсутствие предусмотренных Законом № 178-З бюджетных средств на ремонт предлагаемого ФИО1 объекта, финансирование капитального ремонта автомобильной дороги будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, за что предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Таким образом, требование административного истца может быть реализовано только путем внесения изменений в Закон № 178-З, в связи с чем, просят в удовлетворении требований отказать.
Представитель ГКУ НО «ГУАД» ФИО2, действующая в пределах полномочий, предоставленных доверенностью, с заявленными требованиями не согласна, представила суду письменный отзыв, согласно которого ГКУ НО «ГУАД» является некоммерческой организацией, созданной Нижегородской областью для исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ и законодательством Нижегородской области полномочий органов государственной власти Нижегородской области в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области. Согласно п.2.1 Устава, ГКУ НО «ГУАД» является дорожным органом Нижегородской области, реализует государственную программу «Развитие транспортной системы Нижегородской области» полностью за счет средств бюджета Нижегородской области и является государственным заказчиком по государственным контрактам.
Автомобильная дорога (№) <данные изъяты> протяженностью 24,4 км является собственностью Нижегородской области и закреплена на праве оперативного управления за ГКУ НО «ГУАД», между которым и ООО «Борская ДПМК» ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения города со сроком исполнения с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с календарным планом производства работ. Финансирование работ осуществляется за счет средств областного бюджета Нижегородской области.
В настоящее время на данной автомобильной дороге выполнен ямочный ремонт асфальтобетоном в объеме 878 кв.м и стройно-инъекционным способом 290 кв.м, что превышает установленные техническим заданием объемы проводимых работ.
В соответствии с требованиями раздела 1 ГОСТ Р 50597-93 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. На автомобильной дороге <данные изъяты> установлены дорожные знаки 1.16 «неровная дорога» и 3.4 «Ограничение максимальной скорости до 40 км/ч».
Согласно планов ремонта аварийных автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на 2017 год, утвержденных приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области № 98/од от 28.06.2017 г., в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств, ремонт и капитальный ремонт вышеуказанной автомобильной дороги в 2017 году не предусмотрен.
Согласно приложенной оборотной ведомости за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ООО «Борская ДПМК» выполнено работ на сумму 23 869 139 рублей.
Таким образом, довод административного истца о бездействии ГКУ НО «ГУАД» является необоснованным. В пределах доведенных лимитов бюджетных средств работы по содержанию данной автомобильной дороги фактически выполняются в соответствии с заключенным государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Относительно требований административного истца о проведении работ по ремонту либо капитальному ремонту в целях устранения несоответствия автомобильной дороги <данные изъяты> требованиям ГОСТ 33220-2015 в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу, находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п.4 ст.3 БК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции. Перечень бюджетных полномочий субъектов РФ содержит ст.8 БК РФ.
Законодательное собрание Нижегородской области согласно п.2 ч.1 ст.31 Устава Нижегородской области осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области.
Разработка и утверждение бюджета субъекта в форме закона субъекта определена ст.11 БК РФ.
Согласно ч.2 ст.5 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ и п.1 ч.2 ст.31 Устава Нижегородской области законом субъекта Российской Федерации утверждается областной бюджет, а также утверждаются программы социально-экономического развития области. Председатель Правительства Нижегородской области, Губернатор Нижегородской области согласно п.1 ч.3 ст.31 Устава Нижегородской области лишь представляет на утверждение Законодательному Собранию проект бюджета на последующий год.
Таким образом, закон субъекта о бюджете принимается только Законодательным Собранием Нижегородской области.
В связи с тем, что ремонт или капитальный ремонт автомобильной дороги <данные изъяты> не включен в План реализации государственной программы «Развитие транспортной системы Нижегородской области» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, требование административного истца может быть реализовано только путем внесения изменений в Закон Нижегородской области № 178-З «Об областной бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» либо последующий период.
В соответствии с положениями ст.16 ФЗ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с ГрК РФ. В соответствии со ст.ст.12.2, 48 ГрК РФ для проведения капитального ремонта спорной автомобильной дороги необходимо разработать проектную документацию данного объекта и утвердить ее в ГАУ НО «Управление госэкспертизы». Только после этого, при наличии доведенных лимитов денежных средств, согласно положениям ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе» ГКУ НО «ГУАД» может выполнить функции государственного заказчика в установленном законом порядке в целях обеспечения осуществления дорожной деятельности в рамках государственных программ.
Письменную позицию представитель ГКУ НО «ГУАД» ФИО2 поддержала, также суду пояснила, что не отрицает степень износа автомобильной дороги и тот факт, что в июле 2017 г. ГКУ НО «ГУАД» действительно привлекался к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии некоторых участков автомобильной дороги <данные изъяты>, которые в настоящий момент устранены, в связи с чем, говорить о бездействии ГКУ НО «ГУАД» нельзя.
Представитель ОМВД России по г.Бор ФИО3, действующий по доверенности, в качестве заинтересованного лица, оставляет требования на усмотрение суда, при этом считает, что нельзя вести речь о бездействии административных ответчиков и одного желания административного истца о приведении автомобильной дороги в соответствие требованиям ГОСТ 33220-2015 недостаточно.
Представитель ООО «Борская ДПМК» привлеченное судом в качестве заинтересованного лица в суд не явился, имеется письменный отзыв, согласно которого с требованиями ФИО1 не согласны, просят рассмотреть дело в их отсутствие, также согласно отзыва следует, что работы на автомобильной дороге выполняются в соответствии с государственным контрактом №, выделенных лимитов и в установленные сроки, о чем представили письменные подтверждения, в т.ч. с актами проверки уровня содержания автомобильных дорог и приемки-сдачи работ помесячно за 2017 год.
Суд, заслушав участников процесса, свидетеля ФИО4, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п.1);
капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги (п.10);
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п.11);
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12).
На основании части 1 и части 4 статьи 17 данного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно части 1 статьи 18 приведенного выше Федерального закона ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
В соответствии с положениями ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п.6 ст.12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что автомобильная дорога №<данные изъяты> протяженностью 24,4 км включена в перечень автомобильных дорог Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области № 207 от 27.05.2007, является собственностью Нижегородской области и закреплена на праве оперативного управления за ГКУ НО «ГУАД» - государственное казенное учреждение Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог».
В соответствии с п.1.1 Устава ГКУ НО «ГУАД» является некоммерческой организацией, созданной Нижегородской областью для исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области полномочий органов государственной власти (государственных органов) Нижегородской области в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Нижегородской области.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является Нижегородская область. Полномочия учредителя от имени Нижегородской области осуществляет министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (п.1.4 Устава).
В соответствии с п.1.7 Устава для достижения целей своей деятельности ГКУ НО «ГУАД» от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязательства, выступает в качестве истца и ответчика в судах Российской Федерации.
В силу п.2.2 Устава предметом деятельности Учреждения является обеспечение организации работ по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Нижегородской области, по поддержанию в надлежащем техническом состоянии и развитию сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Нижегородской области, увеличению их пропускной способности, повышению качества услуг, оказываемых пользователям автомобильных дорог, обеспечения развития объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода и придорожных полосах автомобильных дорог.
Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: обеспечение организации дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области; осуществление функций государственного заказчика при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области (п.2.3.2 и п.2.3.6 Устава).
Согласно п.4.2 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются, в т.ч. средства, выделяемые на целевое назначение из бюджета Нижегородской области, на основании утвержденной Учредителем бюджетной сметы или в соответствии с областными целевыми программами.
Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной Учредителем бюджетной сметой и целевыми программами (п.4.4 Устава).
Также судом установлено и подтверждается материалами дела, что между ГКУ НО «ГУАД» и ООО «Борская ДПМК» ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения города областного значения Бор Нижегородской области.
Согласно п.1.2 контракта работы по содержанию автомобильных дорог выполняются подрядчиком ООО «Борская ДПМК» в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с календарным планом производства работ.
Цена контракта составляет <данные изъяты> рубля. Объем работ в денежном выражении, выполняемых подрядчиком (ООО «Борская ДПМК») по годам составляет: 2017 год – <данные изъяты> рубля; 2018 год – <данные изъяты> рублей (п.2.1 Контракта).
Согласно представленным как представителем ГКУ НО «ГУАД», так и ООО «Борская ДПМК» суду ведомостям фактически выполненных работ по содержанию автомобильных дорог и актов проверки уровня содержания автомобильных дорог и приемки-сдачи работ нельзя вести речь о бездействие административных ответчиков по содержанию автомобильной дороги <данные изъяты> в пределах их полномочий.
Кроме того, исходя из заявленных требований административного истца в том виде, как они сформулированы, а также с учетом вышеуказанного, суд считает, что Правительство Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу закона учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, ГКУ НО «ГУАД», как юридическое лицо, имеющее организационно-правовую форму государственного казенного учреждения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы которой ограничены находящимися в его распоряжении денежными средствами. При этом действующее законодательство не связывает реализацию возложенных полномочий с наличием финансовой возможности. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность несет Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.
Административный истец, заявляя требования о признании незаконным бездействие по не приведению участка <данные изъяты> автомобильной дороги <данные изъяты> в соответствие с требованиями ГОСТ 33220-2015, нарушающего его права как пользователя данной дороги, будучи жителем с.<данные изъяты>, представил суду ответы на его обращения из Отдела МВД России по г.Бор и Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, согласно которым следует, что автомобильная дорога (№) <данные изъяты> имеет значительную степень износа, а на отдельных участках с 6 по 17 км в мае 2017 г. были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии, а именно: сплошное разрушение дорожного покрытия в виде многочисленных выбоин, сетки трещин, разрушения кромки дорожного покрытия, отсутствие временных дорожных знаков.
В подтверждение данных обстоятельств суду были представлены, в том числе, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Борская ДПМК» (л.д<данные изъяты>), протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «Борская ДПМК» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>), протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГКУ НО «ГУАД» по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ (л.д.<данные изъяты>), постановление о привлечении к административной ответственности ГКУ НО «ГУАД» по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) и предписание № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Борская ДПМК» (л.д.<данные изъяты>).
Однако, как следует из пояснений свидетеля ФИО4 - старшего госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД РФ по г.Бор Нижегородской области, допрошенного в судебном заседании, на момент рассмотрения настоящего дела все предписания исполнены, при этом участок дороги перед <данные изъяты> отремонтирован идеально, а также ведутся ямочные работы на других участках автомобильной дороги <данные изъяты>, что не отрицал и административный истец в процессе, что в свою очередь еще раз подтверждает отсутствие бездействия со стороны ответчиков в осуществлении функции по содержанию автомобильной дороги.
Истец просит суд обязать ответчиков привести участок <данные изъяты> автомобильной дороги <данные изъяты> в соответствии с п.5.2 ГОСТ 33220-2015 – межгосударственного стандарта, введенного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015г. № 1122-ст в действие с 1 декабря 2015 года для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию" с правом досрочного применения, под чем, со слов административного истца в суде понимается «осуществление ремонта либо капитального ремонта». При этом доказательств несоответствия данного спорного участка требованиям п.5.2 (покрытие проезжей части) ГОСТ 33220-2015 истцом суду не представлено, в то время как в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Не представлено суду и доказательств в подтверждение с какого по какой километр автодороги <данные изъяты> включает в себя участок дороги <данные изъяты>.
Таким образом, истцом не выполнено требование п.1 ст.226 КАС РФ, где установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействие по не приведению участка <данные изъяты> автомобильной дороги <данные изъяты> в соответствие с требованиями ГОСТ 33220-2015 и обязании привести участок <данные изъяты> автомобильной дороги в соответствии с п.5.2 ГОСТ 33220-2015 в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Также суд считает не подлежащими удовлетворению требования административного истца об обязании административных ответчиков сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку являются производными от основных требований. К тому же срок исполнения обязательств административными ответчиками истцом указан в 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а срок сообщения об исполнении – 1 месяц с момента вступления решения в законную силу.
При этом суд считает, что у истца не утрачена возможность обращения в суд с самостоятельными требованиями о включении автомобильной дороги <данные изъяты> в перечень Программы по ремонту или капитальному ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 179, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО1 к Правительству Нижегородской области, Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» о признании незаконным бездействие по не приведению участка <данные изъяты> автомобильной дороги <данные изъяты> в соответствие с требованиями ГОСТ 33220-2015, обязании привести участок <данные изъяты> автомобильной дороги в соответствии с п.5.2 ГОСТ 33220-2015 в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения суда.
Судья - И.Ю.Копкина