ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2564/2022 от 23.03.2022 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-2564/2022 (2а-8650/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Монгуш Р.С., при секретаре Саая А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2564/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ховалыг И.Р. в интересах муниципального образования городской округ « Республики Тыва» к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии о признании действия незаконным,

установил:

административный истец обратился в суд с указанным выше иском, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка законности оформления мэрией земельных участков на территории других муниципальных образований для предоставления отдельным категориям граждан, по результатам которой установлены нарушения. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Согласно ч. ч. 1 и 2.1 ст. 13.2 Конституционного закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ВХ-1 «О земле» (далее - Закон «О земле») в случае отсутствия на территории городского округа « Республики Тыва» свободных земельных участков, предоставляемых семьям, имеющих трех и более детей, приемным семьям, принявшим на воспитание трех и более детей, семьям, имеющим ребенка-инвалида, земельные участки предоставляются в границах муниципальных районов Республики Тыва, граничащих с указанным городским округом Республики Тыва. Земельные участки предоставляются на основании решения специально уполномоченного органа, органа местного самоуправления в собственность бесплатно без проведения торгов. Проведенной проверкой установлено, что мэрией в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» приняты меры по согласованию с администрациями Пий-Хемского, Кызылского и ов о предоставлении свободных земельных участков и согласованию схем расположения 330 земельных участков. В этой связи в период 2018-2020 годы в администрации названных муниципальных районов направлены обращения о безвозмездной передаче таких земельных участков в собственность городского округа . Однако указанными органами местного самоуправления решения о предоставлении в муниципальную собственность не принимались из-за непроведения кадастровых работ в полном объеме и неподключения указанных территорий к инженерно-техническим сетям. Указанные мероприятия не проведены ввиду того, что расходные обязательства на их выполнение не предусмотрены в бюджетах названных районов. В этой связи мэрией города из местного бюджета выделены средства в рамках исполнения мероприятий «Резервирование земель и изъятие земельных участков» подпрограммы «Управление земельными участками» муниципальной программы «Повышение эффективности муниципального управления на территории городского округа « Республики Тыва на 2018-2020 годы». Так, по результатам электронного аукциона Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № Ф.2019.830001 с ООО «Запад» на выполнение кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков для льготных категорий граждан в сумонах на сумму 161 575,01 рублей, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный контракт исполнен ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проведения кадастровых работ с изготовлением межевых планов на кадастровый учет поставлено 278 земельных участков, расположенных в (100 участков), (115 участков), (25 участков), (38 участков). Между тем указанные кадастровые работы мэрией города проведены за счет средств бюджета города в отношении земельных участков, которые не переданы в настоящий момент в собственность или на ином праве городскому округу « Республики Тыва». Из анализа норм Федерального закона № 131-ФЗ и Бюджетного кодекса РФ следует, что исполнение указанных расходных обязательств в виде формирования земельных участков, в том числе обеспечение инженерной инфраструктурой территорий относится к полномочиям того муниципального образования, которое принимает решение о передаче таких земель в безвозмездное пользование другому муниципальному образованию. В связи с этим расходование вышеуказанных средств из местного бюджета мэрией города не соответствует положениям ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ. Действия Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии нарушают законные интересы муниципального образования , поскольку расходование из бюджета города денежных средств в размере 161 575,01 руб. на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков других муниципальных образований не решает вопросы местного значения городского округа и является неэффективным. Просит признать незаконными действия Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии по организации выполнения кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков для льготных категорий граждан в сумонах в отношении которых собственниками не принято решение о передаче в собственность (на ином праве пользования) городскому округу за счет средств бюджета городского округа «» на сумму 161 575,01 рублей по муниципальному контракт) Т ДД.ММ.ГГГГ № Ф.

Прокурор Шаравии Е.Ю. просила иск удовлетворить по указанным основаниям, полагая незаконными действия административного ответчика по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, в отношении которых собственниками не принято решение о передаче в собственность, пояснив также, что срок обращения в суд не пропущен, поскольку прокуратурой принимались меры по досудебному урегулированию.

Представитель административного ответчика ФИО1 просил отказать в удовлетворении, поскольку каких-либо незаконных действий со стороны административного ответчика не допущено.

Представители заинтересованных лиц мэрии города Кызыла, ООО «Запад», администраций муниципальных образований Пий-Хемского, Каа-Хемского и Кызылского районов на судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, суд рассматривает дело без их участия.

Выслушав лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При реализации этих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.

Положениями части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, постановлением администрации муниципального района «Кызылский кожуун» от ДД.ММ.ГГГГ за зу утверждены схемы расположения 100 земельных участков на кадастровом плане территории общей площадью 80000 кв.м., пунктом 2 постановления на департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений возложена обязанность в течение 2 лет обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка.

Постановлением администрации муниципального района «Каа-Хемский кожуун» от ДД.ММ.ГГГГ за утверждены схемы расположения 115 земельных участков на кадастровом плане территории общей площадью 92000 кв.м., пунктом 2 постановления на департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений возложена обязанность обеспечить необходимые работы для образования границ земельных участков.

Постановлением администрации муниципального района «Пий-Хемский кожуун» от ДД.ММ.ГГГГ за утверждены схемы расположения 25 земельных участков на кадастровом плане территории общей площадью 20000 кв.м., в , пунктом 2 постановления на департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений возложена обязанность в течение 2 лет обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка, также 38 земельных участков, общей площадью 30400 кв.м. в (постановление от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с муниципальным контрактом № Ф.2019.830001 исполнитель (ООО «Запад») обязался выполнить кадастровые работы по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков для льготных категорий граждан в сумонах в , а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель выполнил, заказчик принял межевые планы земельных участков для постановки на государственный кадастровый учет, на общую сумму 161575,01 рублей, оплата контракта подтверждается платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ мэру внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, из содержания которого следует, что несмотря на проведение мэрией кадастровых работ еще в 2019 году, мэрией до настоящего времени меры по передаче указанных земель в собственность городского округа и оформлению правоустанавливающих документов не приняты, также не приняты правовые акты о порядке финансирования расходов на проведение кадастровых работ на территории других муниципальных образований, за счет средств города и его правовой регламентации в муниципальной программе, а также решение о передаче таких земельных участков в собственность отдельным категориям граждан бесплатно.

В ответ на представление ДД.ММ.ГГГГ мэрией сообщается, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ мэрией направлены обращения в администрации о передаче земельных участков, также мэрией нарушений по оформлению земельных участков на территории других муниципальных образований не допущено, так как законодателем не регламентирован порядок оформления земельных участков в других муниципальных образованиях.

Мэрия в письмах, датированных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, просит администрации муниципальных районов «Кызылский кожуун», «Пий-Хемский кожуун», «Каа-Хемский кожуун» передать земельные участки в муниципальную собственность городского округа « Республики Тыва».

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Проверяя законность действий административного ответчика по организации выполнения кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков суд отмечает следующее.

В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

Аналогичное положение получило закрепление в Конституционном законе Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 «О земле», в пункте 2.1 статьи 13.2, что в случае отсутствия на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" свободных земельных участков, предоставляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, земельные участки предоставляются в границах муниципальных районов Республики Тыва, граничащих с указанным городским округом Республики Тыва.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, из пункта 1 данной статьи следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Анализ вышеприведенных нормативных положений позволяет заключить применительно к обстоятельствам настоящего дела, что выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка, постановка на кадастровый учет проводится заинтересованным лицом, иного порядка, в том числе, к передаваемым в собственность другим муниципальным образованиям земельного участка не предусмотрено, таким образом, оснований для вывода, как указывает административный истец, о незаконности действий Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии по организации выполнения кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков для льготных категорий граждан в сумонах , судом не уставлено.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Суд также отмечает, что административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд, поскольку еще ДД.ММ.ГГГГ в представлении прокурора указывались на обстоятельства, приводимые в административном исковом заявлении, при этом обратились с настоящим иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения в суд не представлено.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами требования административного искового заявления о признании незаконными действий Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии по организации выполнения кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков для льготных категорий граждан в сумонах для льготных категорий граждан в сумонах в отношении которых собственниками не принято решение о передаче в собственность, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление заместителя прокурора Ховалыг И.Р. в интересах муниципального образования городской округ « Республики Тыва» к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии о признании действия незаконным, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Р.С. Монгуш