ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2564/2023 от 06.02.2024 Вологодского районного суда (Вологодская область)

№ 2а-373/2024

УИД 35RS0009-01-2023-003539-76

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2024 года г. Вологда

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Гвоздевой Н.В.,

при секретаре Курочкиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чеблаковой О.В. к администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

у с т а н о в и л:

решением Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области от 04.12.2023 № ПСЗУ-20231204-15682752279-4 Чеблаковой О.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения огородничества площадью 3 000 кв.м, поскольку схема расположения земельного участка не соответствует установленным требованиям к ее подготовке (земельный участок частично формируется за счет ранее учтенного земельного участка, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ).

22.12.2023 Чеблакова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области от 04.12.2023 № ПСЗУ-20231204-15682752279-4 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка; обязать административного ответчика в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав путем повторного рассмотрения заявления административного истца.

В обоснование требований Чеблакова О.В. указала, что администрацией Вологодского муниципального округа Вологодской области не представлено доказательств пересечения границ испрашиваемого земельного участка и границ ранее учтенного земельного участка; наличие каких-либо земельных участков в указанном месте не установлено ни в соответствии со сведениями публичной кадастровой карты, ни по результатам визуального осмотра на местности.

Административный истец Чеблакова О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика – администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, необходимость в их восстановлении, является обязательным основанием для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с ч. 1, п. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, когда такой договор заключается в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, подаче в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предшествует подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Требования к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории определены в Приказе Росреестра от 19.04.2022 № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

Согласно ч. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Пунктами 1-6 ч. 16 указанной статьи предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в Приказе Росреестра от 19.04.2022 N П/0148; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности своих действий возлагается на орган публичной власти, его должностных лиц.

Таким образом, для признания законным оспариваемого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка административный ответчик должен представить доказательства невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка административному истцу в соответствии со схемой расположения.

Вместе с тем относимые, допустимые и достоверные доказательства, которые бы подтверждали наличие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в материалах дела отсутствуют.

Отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка, административный ответчик сослался на то обстоятельство, что испрашиваемый Чеблаковой О.В. земельный участок расположен в границах ранее учтенного земельного участка, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ.

Из представленного административным ответчиком фрагмента Генерального плана Спасского сельского поселения и схемы расположения ранее учтенных земельных участков не усматривается, что земельный участок, испрашиваемый Чеблаковой О.В. находится в границах какого-либо из этих участков. Схема наложения образуемого земельного участка на ранее учтенные земельные участки, местоположение которых не установлено, административным ответчиком не подготовлена.

Таким образом, оспариваемый отказ носит незаконный характер и нарушает права и законные интересы Чеблаковой О.В., что является основанием для удовлетворения административного иска.

В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав, суд полагает необходимым возложить на администрацию Вологодского муниципального округа Вологодской области обязанность повторно рассмотреть заявление Чеблаковой О.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства в течение установленного действующим законодательством срока со дня вступления решения суда в законную силу, а также сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу на основании пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, с администрации Вологодского муниципального округа в пользу Чеблаковой О.В. подлежит взысканию государственная пошлина в порядке возврата в сумме 300 рублей.

Руководствуясь статьями 111, 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административные исковые требования Чеблаковой О.В. (паспорт <данные изъяты>) удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 3000 кв. м в <адрес> от 04.12.2023 № ПСЗУ-20231204-15682752279-4.

Возложить на администрацию Вологодского муниципального округа (ИНН 3525482222) обязанность повторно рассмотреть заявление Чеблаковой О.В. № 3570477682 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 3 000 кв.м. для ведения огородничества, с соблюдением требований земельного законодательства, сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области в пользу Чеблаковой О.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна

Судья Н.В. Гвоздева

Мотивированное решение изготовлено 20.02.2024.