Дело №2а-2566/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе председательствующего судьи Жидких Н.А.,
при секретаре Карабаевой Е.В.,
с участием помощника прокурора
Индустриального района г.Барнаула Казаниной Т.А.,
представителя административного истца Валтышева А.П. (с использованием видеоконференц- связи),
административного ответчика Берникова Р.И. (с использованием видеоконференц-связи),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Берникова Романа Игоревича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>, гражданина Российской Федерации, отбывающего наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю.
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю обратился в Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Берникова Р.И.
Требования мотивированы тем, что 12.08.2020 Берников Р.И. подлежит освобождению из мест лишения свободы по отбытию срока наказания, назначенного по приговору Бийского городского суда Алтайского края от 22.04.2019 за совершение тяжкого преступления. За время отбывания наказания осужденный неоднократно допускал нарушения режима содержания, за что имеет ряд дисциплинарных взысканий, которые не сняты и не погашены. С 12.07.2019 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а с 24.07.2019 переведен в строгие условия отбывания наказания. В целях предупреждения совершения Берниковым Р.И. новых преступлений и административных правонарушений и оказания профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, административный истец просит установить ответчику административный надзор на срок три года, предусмотренный законодательством Российской Федерации. Установить ответчику на время установленного административного надзора административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 20-00 час. до 06-00 час.
В судебном заседании представитель административного истца просил удовлетворить заявленные исковые требования, установить административный надзор в отношении Берникова Р.И. на срок, установленный законодательством Российской Федерации, а также установить указанные в заявлении административные ограничения. Относительно требования об установлении запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 20-00 час. до 06-00 час., ссылался на письмо УФСИН России по Алтайскому краю от 25.03.2020, поступившее в адрес исправительного учреждения.
Административный ответчик в судебном заседании не возражал против заявленных исковых требований. Пояснил, что после освобождения будет проживать по адресу: <адрес> с местом трудоустройства еще не определился.
Прокурор полагал, что имеются правовые основания для удовлетворения административного искового заявления и установления административного надзора и заявленных административных ограничений в отношении Берникова Р.И. на указанный срок. Дополнительно просил об установлении ответчику административного ограничения в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, поскольку преступление он совершил в состоянии алкогольного опьянения.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Порядок и основания установления административного надзора предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон №64-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Порядок и основания установления административного надзора предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон №64-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (ч.1 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор в отношении лиц, указанных лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ).
В судебном заседании на основании исследованных доказательств установлено, что Берников Р.И. приговором Бийского городского суда Алтайского края от 22.04.2019 осужден по п.«з» ч.2 ст.111 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к двум годам шести месяцам лишения свободыс отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д.9-16).
Указанным приговором установлено совершение тяжкого преступления.
Поскольку за преступление, предусмотренное п.«з» ч.2 ст.111 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления), санкция статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы, данное преступление в соответствии с ч.4 ст.15 УК РФ относится к категории тяжких.
В силу п. «г» ч.3 ст.86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, срок погашения судимости у Берникова Р.И. по приговору Бийского городского суда Алтайского края от 22.04.2019 наступает через восемь лет после освобождения из мест лишения свободы 12.08.2020 - 12.08.2028.
Из представленной исправительным учреждением характеристики следует, что осужденный прибыл в ФКУ ИК-3 УФСИН и по Алтайскому краю 15.05.2020 из ИК-5 г.Рубцовска для отбытия дисциплинарного взыскания в едином помещении камерного типа. За время отбывания наказания зарекомендовал себя следующим образом. Вину в совершенном преступлении признал, в содеянном не раскаивается. Ранее судим. По приговору суда иска не имеет. В учреждение исполнительные листы не поступали. К установленному порядку отбывания наказания относится негативно, систематически допускает его нарушения, за что имеет ряд дисциплинарных взысканий различного характера. В настоящее время взыскания не сняты и не погашены. С 12.07.2019признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, с 24.07.2019 переведен в строгие условия отбывания наказания. В учреждении состоит на профилактическом учете как лидер группировок отрицательной направленности.Правила личной гигиены соблюдает. Порчи имущества учреждения не допускал. К проводимой с ним воспитательной работе относится безразлично, воспитательные мероприятия не посещает, из индивидуально-воспитательных бесед должных выводов не делает, от участия в психокоррекционных мероприятий отказывается, отношения поддерживает с отрицательно-направленной частью осужденных, придерживается преступных традиций, имеет криминальную направленность личности. Осужденный имеет среднее специальное образование. Психологические особенности: немногословен, в рассуждениях категоричен, не способен учитывать собственный накопленный опыт, требователен к окружающим, снисходителен к себе, низкий самоконтроль. Поддерживает социально-полезные связи с родственниками путем переписки, свиданий. После освобождения намерен проживать по адресу: ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ6, с местом трудоустройства не определился. Осужденный характеризуется отрицательно, является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, после освобождения ему целесообразно установить административный надзор и административные ограничения (л.д.5).
При таких обстоятельствах, учитывая, что Берников Р.И. освобождается из мест лишения свободы 12.08.2020 по отбытию срока наказания, у него имеется непогашенная судимость по приговору Бийского городского суда Алтайского края от 22.04.2019 за совершение тяжкого преступления, в период отбывания наказания он был признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований об установлении ему административного надзора на срок три года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с ч.1 ст.4 указанного Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.10.2003 №15-П, публичные интересы, перечисленные в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц.
Вопреки доводам представителя истца суд не усматривает оснований для установления ответчику ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 20-00 час. до 06-00 час., поскольку необходимость установления указанного ограничения на этот период времени суток не достаточно мотивированна в административном иске, повлечет нарушение прав ответчика, ссылка на письмо УФСИН России по Алтайскому краю от 25.03.2020, поступившее в адрес исправительного учреждения, также не свидетельствует об обоснованности такого ограничения, помимо того, письмо УФСИН России по Алтайскому краю носит рекомендательный характер.
Вместе с тем, суд полагает, что имеются основания для установления в отношении ответчика административного ограничения в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, поскольку преступление им совершено в состоянии алкогольного опьянения.
Принимая во внимание публичные интересы, данные о личности лица, в отношении которого разрешается вопрос об установлении административных ограничений, характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, данные о его поведении, а также перечень ограничений, установленный Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ, которые возможно установить в отношении поднадзорного лица, суд считает необходимым установить в отношении Берникова Р.И. административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22-00 час. до 06-00 час.; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
При этом, административный ответчик не лишен права в соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона №64-ФЗ ходатайствовать перед судом по месту жительства о досрочном прекращении административного надзора по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
С учетом изложенного административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Берникова Романа Игоревича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, на срок три года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Установить Берникову Роману Игоревичу на время установленного административного надзора административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22-00 час. до 06-00 час.; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора и административных ограничений исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья: Н.А. Жидких
Мотивированное решение изготовлено 21.07.2020
****
****
****
****
****
****а