РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2017 года
Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Тюшляевой Н.В., при секретаре Шарыгиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по административному иску ФИО1 к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО2, государственному регистратору ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании действий ( бездействия) должностных лиц незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском к административным ответчикам, после неоднократных уточнений, в окончательной редакции административного иска от ДД.ММ.ГГГГ просил: признать, что государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО2 совершил действия в виде бездействия, при проведении им регистрационных действий в соответствии с заявлением ФИО1 по несвоевременному предоставлению им заявителю ФИО1 ответа с указанием, в котором точного определения из п. 1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, послужившего основанием в приостановлении им регистрации права; признать, что государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО2 совершил действия в виде бездействия, при проведении им регистрационных действий в соответствии с заявлением ФИО1, а именно: не провел всесторонне и полно правовую экспертизу согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним « от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ и иных законодательных и нормативных актов Российской Федерации; признать, что государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО2 совершил действия в виде бездействия, при проведении им регистрационных действий в соответствии с заявлением ФИО1, а именно: не выполнил действия, направленные на принятие необходимых мер по получению дополнительных документов и (или) сведений, при проведении правовой экспертизы согласно Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ и иных законодательных и нормативных актов РФ; признать, что государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО3 совершил действия в виде бездействия, при проведении им регистрационных действий в соответствии с заявлением ФИО1, а именно: не выполнил действия, направленные на принятие необходимых мер по получению дополнительных документов и (или) сведений при проведении правовой экспертизы согласно Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ и иных законодательных и нормативных актов РФ.
В судебном заседании представители административного истца по доверенности ФИО4, ФИО5 поддержали заявленные требования, просили все вышеперечисленные действия в форме бездействия должностных лиц признать незаконными.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности ФИО6 просил в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен.
Государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит данный административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.
Из содержания административного искового заявления усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в МФЦ по городскому округу Мытищи для подачи заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>., приобретенный им на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, который был заключен между заявителем (истцом) и Муниципальным образованием «Городской округ Мытищи Московской области». В МФЦ заявитель подал для регистрирующего органа следующие документы: заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество, сделки с ним, ограничения (обременения), перехода, прекращения права на недвижимое имущество от 29.08.2016г. № экземпляр; соглашение о расторжении договора аренды земли от 25.07.2016г. - 3 экземпляра; квитанция от 29.08.2016г. № экземпляр; заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество, сделки с ним, ограничения (обременения), перехода, прекращения права на недвижимое имущество от 29.08.2016г. № экземпляр; квитанция от 29.08.2016г. от 44822 - 1 экземпляр; договор купли-продажи земельного участка от 25.07.2016г. - 2 экземпляра.
ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО2 вынес решение о приостановлении государственной регистрации права со ссылкой на п.1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ.
При этом, как указал административный истец, государственный регистратор ФИО2 в вынесенном документе не указал точную юридическую формулировку словосочетаний (определения) из пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, понятную для истца, между тем, в редакции указанного пункта, указанной статьи, указанного закона имеется в наличии много оснований на приостановлении регистрации права. Тем самым, по мнению административного истца, указанный Государственный регистратор лишил его права на своевременное получение соответствующей информации, а также возможности узнать точную причину приостановления регистрационного действия на момент их совершения в соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ и выполнить необходимые действия для регистрации своего права.
ДД.ММ.ГГГГ Государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО3 вынес решение об отказе в государственной регистрации права собственности ФИО1 на вышеуказанный земельный участок со ссылкой на то, что при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, предусмотренных ст. 13 Закона о регистрации, выявлено противоречие между заявленными и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости имущества.
По его мнению, государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений согласно Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, чего им сделано не было.
В соответствии с п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого
действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По мнению суда, Управление, как орган, имело полномочия на совершение оспариваемых действий, принятие соответствующего решения от 10.10.2016г за № об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с К№ площадью 963кв.м, в границах, указанных в кадастровом паспорте и расположенном по адресу: <адрес>
В соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №П/179 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области» (далее- Положение) Управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Управление осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также иные функции, установленные Положением, законодательством Российской Федерации.
Порядок совершения оспариваемых действий, принятия оспариваемого решения, установленный нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.) административным ответчиком также соблюден.
Согласно действовавшим на момент вынесения оспариваемого решения об отказе пункту 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), п.207 «Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного приказом Минэкономразвития России ДД.ММ.ГГГГ№ (далее- Административный регламент) государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Представленные в материалы гражданского дела копии документов из реестрового дела на земельный участок с К№ площадью 963кв.м, в границах, указанных в кадастровом паспорте и расположенный по адресу: <адрес> являются доказательствами следующих обстоятельств.
На основании заявительного письма от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> было зарегистрировано (номер регистрации № право собственности Российской Федерации на земельный участок с К№ площадью 963кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный ФИО1. в аренду без права выкупа.
ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1. по доверенности представил в Мытищинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области документы для государственной регистрации договора аренды вышеуказанного земельного участка, а именно:
Постановление Главы Мытищинского района №2353 от 22.07.2002г. "Об оформлении права гр. ФИО1. на земельный участок в ЖСЭТИЗ "Чиверево-1",
Постановление Главы Мытищинского района №439 от 13.02.2004г. "О внесении изменений в постановление Главы Мытищинского района от 22.07.2002г. №" о предоставлении ФИО1. земельного участка в аренду на 49 лет без права выкупа,
- Договор аренды земли № от 30.12.2003г,
Кадастровый план земельного участка №.1/03-9015 от 13.11.2003г., выдан Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
Доверенность на совершение действий по регистрации прав, удостоверенную нотариусом Мытищинского района ФИО7 18.04.2003г., реестровый №
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором по результатам проведения правовой экспертизы документов и проверки законности сделки был зарегистрирован договор от 30.12.2003г № аренды земельного участка с К№ площадью 963кв.м, расположенного по адресу: <адрес> уч. 14 (номер регистрации №).
ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1. по доверенности представил в межмуниципальный отдел по г.Королев и Мытищинскому району Управления заявление № документы для государственной регистрации, а именно соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора от 30.12.2003г № аренды вышеуказанного земельного участка с К№, подписанное не РФ, а администрацией городского округа Мытищи.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором по результатам проведения правовой экспертизы документов и проверки законности сделки было вынесено решение о приостановлении осуществления государственной регистрации прав с указанием всех причин, послуживших основанием для приостановления, с обязательной ссылкой на положения Закона о регистрации, а ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об отказе в осуществления государственной регистрации прав с указанием всех причин, послуживших основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения Закона о регистрации.
ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1 по доверенности представил в межмуниципальный отдел по г.Королев и Мытищинскому району Управления заявление № и документы для государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок с К№, а именно - договор от ДД.ММ.ГГГГ№ купли продажи земельного участка с К№, подписанный не РФ, а администрацией городского округа Мытищи.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором по результатам проведения правовой экспертизы документов и проверки законности сделки было вынесено решение о приостановлении осуществления государственной регистрации прав с указанием всех причин, послуживших основанием для приостановления, со ссылкой на положения Закона о регистрации, а ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об отказе в осуществления государственной регистрации прав с указанием всех причин, послуживших основанием для отказа, со ссылкой на положения Закона о регистрации.
Как следует из возражений представителя Управления, реквизиты сообщения об отказе в государственной регистрации №, 5408 от 10.10.2016г) внесены в Книгу учета входящих документов в соответствии с п.21 «Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.07.2014г №П/349 (далее-Правила).
Таким образом, Порядок принятия решения соответствует Закону о регистрации, Административному регламенту, Правилам.
На момент совершения оспариваемых действий по государственной регистрации прав указанные отношения регулировались следующими нормами права.
В соответствии с П.1 ст. 19 Закона о регистрации, одним из этапов проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 231«Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного приказом Минэкономразвития России ДД.ММ.ГГГГ№ при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие права подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации).
С учетом вышеприведенных норм, государственный регистратор при осуществлении действий по государственной регистрации, обязан установить отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества
В соответствии с п.1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений:
- в наличии оснований для государственной регистрации прав,
- в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений,
- а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Как следует из возражений ответчика, с учетом вышеприведенных норм, в связи с возникшими сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации прав государственный регистратор подготовил в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения, а именно- в абз.2 указал причину, послужившую основанием для приостановления, а именно- на имеющиеся противоречия между заявленными правами муниципального образования «<адрес> Мытищи»как лица (собственника), выдавшего правоустанавливающий документ и уполномоченного распоряжаться правом на данный объект недвижимости - земельный участок с К№, и зарегистрированным правом собственности Российской Федерации на этот же земельный участок.
Судебных решений, прекращающих право собственности Российской Федерации на земельный участок с К№, в орган регистрации прав не поступало.
Регистратор в уведомлении о приостановлении сделал ссылку на положение Закона о регистрации, а именно «п.1 ст.20 Закона о регистрации», в котором указанное основание - «имеющиеся противоречия между заявленными правами зарегистрированными правами» является, в том числе, и основанием для отказа в государственной регистрации прав в соответствии с п.1 ст.20 Закона о регистрации, о чем и был уведомлен заявитель ФИО1. в уведомлении о приостановлении.
Поскольку у регистратора не было сомнений в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, у регистратора не возникло обязанности принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Поскольку представленное заявление и комплект документов полностью соответствовал ст. 16, ст. 17, ст. 18 Закона о регистрации, у регистратора не возникло обязанности принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений, в том числе путем направления межведомственных запросов.
В соответствии с п.1 ст. 19 Закона о регистрации заявителю ФИО1. было напомнено о его праве (но не обязанности) представить дополнительные доказательства наличия у ФИО1. оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведениях.
В соответствии с п.1 ст. 19 Закона о регистрации если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.
С учетом вышеприведенной нормы, поскольку в течение срока до ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, не были устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав ФИО1 на земельный участок с К№, государственный регистратор отказал (сообщение об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ) заявителю ФИО1 в государственной регистрации прав на земельный участок с К№ с указанием причины, послужившей основанием для отказа, а именно - «имеющиеся противоречия между заявленными правами зарегистрированными правами».
Кроме того, регистратор в сообщении об отказе сделал ссылку на положение Закона о регистрации, а именно «п.1 ст.20 Закона о регистрации», в котором содержится причина, послужившая основанием для отказа.
Закон о регистрации не предусматривает обязанность регистратора в уведомлении о приостановлении или в сообщении об отказе указывать не только пункт и статью, но и абзац соответствующей статьи Закона о регистрации, послуживший основанием для приостановления или отказа.
По мнению суда, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и содержание оспариваемого решения соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.
Суд считает, что оспариваемые действия (бездействия) права и свободы истца не нарушили, не создали препятствий к осуществлению истцом его прав и свобод, не возложили на него незаконно какой-либо обязанности.
Более того, срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ст.219 КАС РФ, административным истцом пропущен, поскольку истец узнал о приостановлении государственной регистрации права в сентябре 2016 г., а с административным иском в суд обратился лишь в марте 2017 г.
В соответствии п. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении данного заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными действий в виде бездействия государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО2 при проведении им регистрационных действий в соответствии с заявлением ФИО1 по несвоевременному предоставлению им заявителю ФИО1 ответа с указанием, в котором точного определения из п. 1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, послужившего основанием в приостановлении им регистрации права; о признании незаконными действий в виде бездействия государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО2 при проведении им регистрационных действий в соответствии с заявлением ФИО1, а именно: в том, что он не провел всесторонне и полно правовую экспертизу согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним « от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ и иных законодательных и нормативных актов Российской Федерации; о признании незаконными действия в виде бездействия государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО2 при проведении им регистрационных действий в соответствии с заявлением ФИО1, а именно: в том, что он не выполнил действия, направленные на принятие необходимых мер по получению дополнительных документов и (или) сведений, при проведении правовой экспертизы согласно Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ и иных законодательных и нормативных актов РФ; о признании незаконными действий в виде бездействия государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО3 при проведении им регистрационных действий в соответствии с заявлением ФИО1, а именно: в том, что он не выполнил действия, направленные на принятие необходимых мер по получению дополнительных документов и (или) сведений при проведении правовой экспертизы согласно Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ и иных законодательных и нормативных актов РФ _- ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Мытищинский горсуд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья