ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2567/20 от 25.06.2020 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-2567/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Йошкар-Ола 25 июня 2020 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Протасовой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дисюк М.Д.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца – адвоката Догадина A.M.,

представителя административного ответчика – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству социального развития Республики Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны,

УСТАНОВИЛ:

административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству социального развития Республики Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана Великой Отечественной войны.

В обоснование административного искового заявления указано, что ФИО1 в период Великой Отечественной войны, будучи ребенком, работал в колхозе Путиловский Елеевского сельского совета Косолаповского района МАССР. Административный истец участвовал в посеве сельскохозяйственных культур, пахал, возил на лошади навоз и сено, работал ежедневно с <данные изъяты>. В <данные изъяты> ФИО1 был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», однако, документы и сама медаль не сохранились. Факт работы в период Великой Отечественной войны может быть установлен на основании свидетельских показаний.

Административный истец ФИО1 и его представитель – адвокат Догадин A.M. административное исковое заявление поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства социального развития Республики Марий Эл по доверенности ФИО2 административный иск не признал, просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, так как нарушений действующего законодательства при отказе в выдаче ФИО1 удостоверения ветерана Великой Отечественной войны допущено не было.

Рассмотрев по существу административное дело по административному исковому заявлению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство социального развития Республики Марий Эл с заявлением о выдаче удостоверения труженика тыла в период Великой Отечественной войны.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

На основании статьи 28 указанного Федерального закона реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05 октября 1999 года № 1122 утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны.

В пункте 2 указанной Инструкции предусмотрено, что выдача удостоверения гражданам, которым оно ранее не выдавалось, производится гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, -государственными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 декабря 2015 года № 720 «Вопросы Министерства социального развития Республики Марий Эл» предусмотрено, что одной из основных задач Министерства является организация системы социальной защиты и социального обслуживания ветеранов.

В пункте 2.10 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановление Минтруда РФ от 11 октября 2000 года № 69, предусмотрено, что ветеранам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании трудовых книжек, справок архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.Исходя из приведенного выше правового регулирования, органы государственной власти выдачу удостоверения ветерана Великой Отечественной Войны осуществляют при предоставлении им одного из документов, указанных в пункте 2.10 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановление Минтруда РФ от 11 октября 2000 года № 69.

Как следует из представленных документов, ФИО1 при обращении в Министерство социального развития Республики Марий Эл не были представлены указанные выше документы.

Доводы о том, что отказ административного ответчика незаконный, поскольку факт работы административного истца в тылу в период с <данные изъяты> не менее шести месяцев подтверждается показаниями свидетелей, являются необоснованным.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для выдачи удостоверения ветерана Великой Отечественной войны. При этом государственным органам не предоставлено право допрашивать свидетелей, а лицам, обращающимся за выдачей удостоверения, – право представлять документы по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Инструкцией. Несоблюдение требований при обращении в соответствующий государственный орган для получения удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, дает право Министерству социального развития Республики Марий Эл отказать в выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны.

В связи с этим не влияют на законность оспариваемого решения показания ФИО3, допрошенного в судебном заседании.

Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 14 декабря 2010 года № ГКПИ10-1125 об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 2.10 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 года № 69, указал, что при невозможности документального подтверждения факта работы в тылу в период Великой Отечественной войны данный факт может быть установлен в судебном порядке на основании представленных доказательств, в том числе и свидетельских показаний.

Таким образом, административный истец не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

На основании части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В части 11 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым отказом в выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны.

Оспариваемое решение принято административным ответчиком в соответствии с требованиями законодательства в пределах предоставленных ему полномочий.

Административным истцом административное исковое заявление подано в сроки, установленные в статье 219 КАС РФ.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 к Министерству социального развития Республики Марий Эл о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны не имеется.

Руководствуясь статьями 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Министерству социального развития Республики Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.М. Протасова

Мотивированное решение составлено 2 июля 2020 года.