ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2567/2015 от 23.12.2015 Спасского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а- 2567/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Спасск-Дальний 23 декабря 2015 года

Приморский край

Спасский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Сивер Н.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району – ФИО2, действующего на основании доверенности,

при секретаре Смотровой В.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району о признании незаконным и отмене постановления,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району о признании незаконным и отмене постановления.

В обоснование исковых требований истец в своем заявлении указал, что ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что в АО «Спасскэлектросеть» из Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ОСП по <адрес> и <адрес> поступило Постановление об обращении взыскания на его заработную плат. Основанием для возбуждения исполнительного производства явилось постановление Государственного учреждения – Управление пенсии оного фонда РФ по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов на общую сумму <сумма>. С данным постановлением он не согласился, полагал его незаконным и подлежащим отмене, поскольку, по его мнению, была нарушена процедура принятия данного постановления. Так, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов ему не направлялись, его расчетные счета не устанавливались, то есть у ответчика отсутствовало законное основание для перехода к принудительному взысканию недоимки за счет его имущества. Кроме того, на момент вынесения оспариваемого постановления он проживал и был зарегистрирован в <адрес>. В последующем он утратил статус индивидуального предпринимателя, однако ранее требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не были направлены и вручены. Со ссылкой на п.2 ст.22, ч.ч.2 и 3 ст.18, п.14 ст.19 и ст.20 Федерального закона №212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» указал, что действующим законодательством предусмотрен определенный порядок взыскания задолженности по страховым взносам, заключающийся в направлении плательщику взносов требования, в случае неисполнения которого последним у органа Пенсионного фонда РФ возникает право принять решение о взыскании задолженности и пеней в бесспорном порядке или обратиться с обратиться с заявлением в суд. По изложенному просил суд отменить постановление Государственного учреждения – Управление пенсии оного фонда РФ по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов на общую сумму <сумма>.

В судебном заседании истец ФИО1 полностью поддержал свои исковые требования, пояснив суду, что готов оплатить задолженность по страховым взносам, а штрафные санкции – нет.

Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району – ФИО2, действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, поскольку, в соответствии со ст.18 Федерального закона №212-ФЗ индивидуальные предприниматели обязаны своевременно оплачивать страховые вносы в Пенсионный фонд РФ. Статья 25 того же закона указывает на то, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки не уплаченных взносов. Пенсионный фонд РФ выставил ФИО1ДД.ММ.ГГГГ требование об оплате страховых взносов, которое было отправлено последнему по почте с заказным уведомлением. Согласно ст.22 Федерального закона №212-ФЗ, данное уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты отправления требования. Вся процедура была произведена Пенсионным фондом РФ в соответствии с требованием закона. В настоящее время документально подтвердить отправку требования не представляется возможным, поскольку Почта России хранит соответствующие уведомления в течение полугода, а номенклатура Пенсионного фонда РФ предусматривает хранение реестров почтовых отправлений в течение года.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С.В. пояснила суду, что она является ведущим специалистом-экспертом отдела администрирования страховых взносов, взыскания задолженности и взаимодействия со страхователями Пенсионного фонда РФ по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району. При наличии задолженности у индивидуальных предпринимателей по страховым взносам формируется требование, которое отправляется должнику заказным письмом с уведомлением, по реестру. Она исключает возможность того, что ДД.ММ.ГГГГ требование ФИО1 не отправлялось, поскольку оно изготавливается ею в двух экземплярах, при этом второй экземпляр хранится в Пенсионном фонде РФ. Кроме того, ее работу постоянно проверяют ревизоры. Также ею проверяются счета индивидуальных предпринимателей (плательщиков), и при их установлении, выставляется инкассовый платеж. Если бы счета были установлены у истца, они были бы переданы судебному приставу-исполнителю. При этом обратила внимание на то, что Пенсионный фонд РФ в данном случае проверяет расчетные счета, а не банковские карты плательщиков.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика и свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что иск заявлен не обоснованно и не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям:

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (ч. 1 ст. 1 Закона).

В силу ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, а также плательщиками страховых взносов согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ.

Обязанность плательщика страховых взносов правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы предусмотрена ч. 1 ст. 18 и п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 18 Закона).

Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право, кроме прочего требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований, и взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п. п. 5, 6 ч. 1 ст. 29 Закона).

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 211-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина П.Ю. на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.

По смыслу названных норм права, обязанность страхователя по уплате страховых взносов возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением от нее дохода. Наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя влечет обязанность уплачивать страховые взносы, которая прекращается только после утраты такого статуса.

Как установлено, ФИО1 на момент вынесения оспариваемого постановления еще имел статус индивидуального предпринимателя хотя и, как утверждал в судебном заседании, фактически предпринимательской деятельностью не занимался, то есть был обязан оплачивать страховые взносы.

В силу п. 3 ст. 19 указанного Федерального закона до принятия решения о взыскании, орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Согласно ч. 14 ст. 19, а также ч. 1 ст. 20 указанного Федерального закона при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 19 Закона.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ).

Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ).

Положения, предусмотренные данной статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, взимаемых в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ).

Как установлено судом, на момент вынесения оспариваемого постановления у Пенсионного фонда РФ по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району имелась информация о том, что ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, то есть там же, где и на момент рассмотрения настоящего дела.

Сотрудниками Пенсионного фонда РФ по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району в ДД.ММ.ГГГГ года (то есть в течение трех установленных законом месяцев) было установлено наличие задолженности, образовавшейся у ФИО1 на конец отчетного периода (ДД.ММ.ГГГГ), и ДД.ММ.ГГГГ составлен ее расчет, представленный суду.

Как следует из оспариваемого постановления, в адрес ФИО1 по указанному выше адресу было отправлено требование от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости погашения задолженности.

В силу ч. 4 ст. 25.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю по месту его учета. Указанное требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или индивидуальному предпринимателю (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае, если указанные в абзаце первом настоящего пункта лица уклоняются от получения требования об уплате, оно направляется по почте заказным письмом. Указанное требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержит нормы о том, что орган контроля за уплатой страховых взносов, пени, штрафов обязан удостоверяться в получении плательщиком страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, направленного по почте заказным письмом.

Несмотря на то, что ответчиком не представлено письменных доказательств отправки указанного требования, что обусловлено объективными причинами (сокращенными сроками хранения данной документации), факт отправки требования был подтвержден в судебном заседании свидетельскими показаниями, не доверять которым у суда не имеется оснований.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО1, законно и обоснованно, и оснований для его отмены суд не усматривает.

Суд пришел к выводу, что срок на обращение с административным исковым заявлением об оспаривании постановления ответчика, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ, истцом пропущен, что, в силу положений ч.8 ст.219 КАС РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Ссылки ФИО1 на то, что об оспариваемом постановлении он узнал лишь по месту своей работы спустя три года после его вынесения, не могут быть приняты во внимание, поскольку ничем не подтверждаются.

Доводы ФИО1 о том, что оспариваемое постановление было вынесено в нарушение требований ст. 19 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не могут быть приняты во внимание.

Согласно п. 14 ст. 19, п. 1 ст. 20 указанного Федерального закона взыскание страховых взносов за счет имущества производится при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика. В данном случае у Пенсионного фонда отсутствовала информация о счетах плательщика, что подтверждается свидетельскими показаниями. Истец сведений о наличии у него счетов на момент возникновения задолженности, за счет средств на которых возможно было взыскать штраф, ни Пенсионному фонду, ни суду не представил. Между тем, обязанность индивидуального предпринимателя письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов об открытии счетов в банке была предусмотрена ст. 28 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Также не могут быть приняты во внимание и доводы ФИО1 о том, что постановление о взыскании страховых взносов за счет его имущества вынесено в нарушение процедуры взыскания, а именно: о его неизвещении о вынесении вышеуказанного требования, поскольку опровергаются свидетельскими показаниями, из которых следует, что требование своевременно направлялось ФИО1 заказным письмом по адресу места жительства.

По изложенному, суд пришел к выводу об отказу ФИО1 в удовлетворении искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180, 227 КАС РФ, Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об отмене постановления Государственного учреждения – Управление пенсии оного фонда РФ по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов на общую сумму <сумма> – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Спасский районный суд.

Федеральный судья: Н.А. Сивер