Дело № 2а-2568/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 июля 2017 года г. Ялта Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Васюк А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, понуждении осуществить государственную регистрацию права собственности, установил: ФИО1 обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр), государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным и отмене решения от 28 апреля 2017 года № об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру № в доме № по <адрес>, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности истца на данное недвижимое имущество. Исковые требования мотивированны тем, что 21 марта 2017 года он обратился в Госкомрегистр с целью осуществления государственной регистрации права собственности на квартиру № в доме № по ул<адрес> (кадастровый №). В качестве правоустанавливающего документа на квартиру им была предоставлена Декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная Инспекцией ГАСК в АРК 28.10.2013 г. за №. Вместе с тем сообщением государственного регистратора ФИО2 от 28 апреля 2017 года № ему отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в связи с непредоставлением перевода на русский язык декларации о готовности объекта к эксплуатации. Считает, что данное решение об отказе в регистрации права является незаконным, нарушающим его права и подлежит отмене. Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает. Ответчик Госкомрегистр, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, о причинах неявки не сообщено. Ответчик государственный регистратор ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила. В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле. Изучив заявленные требования, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что ФИО1 в Госкомрегистр было подано заявление о государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: квартира с кадастровым номером 90:25:010105:506, расположенная по адресу: <адрес>. В качестве основания возникновения права собственности ФИО1 на данное помещение представлена Декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная Инспекцией ГАСК в АРК 28.10.2013 г. за №, составленная на украинском языке (л.д. 7-9). Сообщением государственного регистратора ФИО2 от 28 апреля 2017 года № истцу отказано в государственной регистрации права собственности в связи с непредоставлением перевода на русский язык декларации о готовности объекта к эксплуатации (л.д. 5). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218 ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав). Ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки. Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственной регистрации прав относятся, в частности проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав. Ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в случае если документы, являющиеся основаниями государственной регистрации ранее возникшего права, ограничения (обременения) права, оформлены не на русском языке и заявителем по собственной инициативе не представлены документы, содержащие осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перевод таких документов на русский язык, исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает перевод на русский язык таких документов. Перевод на русский язык таких документов осуществляется уполномоченными на это должностными лицами исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, и заверяется подписью такого должностного лица и печатью данного органа. Нотариальное свидетельствование перевода таких документов на русский язык или подлинности подписи названного должностного лица, осуществившего перевод, не требуется. Документы, содержащие перевод названных документов, включаются в соответствующие дела правоустанавливающих документов. При необходимости осуществления уполномоченными на это должностными лицами исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, перевода на русский язык указанных в настоящей части документов сроки государственной регистрации прав, установленные Законом о регистрации, продлеваются на пять рабочих дней. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264 утвержден «Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации». Пунктом 22 указанного Перечня установлено, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в том числе, решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости. Учитывая вышеуказанные положения закона, то, что предоставление переводов документов, являющихся основаниями государственной регистрации ранее возникшего права, в данном случае декларации о готовности объекта к эксплуатации, не является обязанностью заявителя и не может служить основанием для отказа в государственной регистрации права собственности, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения, оформленного сообщением от 28 апреля 2017 года № В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Судом установлено, что принятое государственным регистратором решение об отказе в государственной регистрации права собственности истца противоречит действующему законодательству, нарушает права истца, в связи с чем, требования о признании данного отказа незаконным и его отмене обоснованы и подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Таким образом, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца на Госкомрегистр следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление истца о государственной регистрации права собственности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. При этом не подлежат удовлетворению требования истца о возложении на Госкомрегистр обязанности принять решение об осуществлении государственной регистрации права собственности, поскольку суд не вправе подменять компетенцию государственного органа в части соблюдения порядка рассмотрения заявлений граждан. Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд решил: исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Признать незаконным решение государственного регистратора от 28 апреля 2017 года № об отказе ФИО1 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: квартира с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>. Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: квартира с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес> Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также ФИО1 об исполнении решения по административному делу. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым. Судья О.И. Кулешова Решение суда изготовлено в окончательной форме 26.07.2017 г. |