РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2018 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Артёмовой Ю.Н.,
при секретаре Курбатовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-256/2018 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ***, к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних *** обратились в суд с административным исковым заявлением, впоследствии его уточнив, к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности и взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указано, что 21 сентября 2017 года административные истцы ФИО1, ФИО2, действуя в интересах своих несовершеннолетних детей *** обратились в межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 (далее органы опеки) за получением государственной услуги «выдачи предварительного разрешения законным представителям несовершеннолетних и подопечных на совершение или дачу согласия на совершение сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества несовершеннолетних и подопечных» порядок предоставления которой предусмотрен административным регламентом, утвержденным приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 28.05.2012 г. № 126-МПР.
Административными истцами было подано заявление о даче предварительного согласия на продажу 1-комнатной квартиры по адресу: <адрес>, где несовершеннолетним принадлежат 2/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру (по 1/4 доли каждому) при условии одновременного приобретения в собственность несовершеннолетних 1/2 доли в 3-х комнатной квартире расположенной по адресу: <адрес>.
При личном обращении административных истцов им был выдан чистый лист и предложено было в коридоре управления написать заявление, что они и сделали, несмотря на то, что в соответствии с п. 78 регламента по просьбе заявителя должностное лицо оказывает заявителю помощь в написании заявления.
К данному заявлению были приложены все необходимые документы, а именно: копии паспортов заявителей, копии свидетельств о рождении (п. 36 регламента), а также дополнительно: правоустанавливающие документы на квартиры: <адрес>, две поквартирные карточки, две справки о составе семьи, два проекта договора купли-продажи, два технических паспорта на квартиры (п. 37 регламента).
В соответствии с пп. г п. 77 Регламента должностное лицо, ответственное за прием и регистрацию заявлений и документов, устанавливает: предмет обращения; личность заявителя, проверяет документ, удостоверяющий личность (при подаче заявления лично); наличие всех документов, предусмотренных настоящим административным регламентом, за исключением документов, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области организаций, участвующих в предоставлении государственных муниципальных услуг.
Кроме того, в соответствии с п. 83 Регламента, заявителю, подавшему заявление лично, в день подачи документов выдается расписка в получении документов с указанием даты и номера заявления в журнале регистрации заявлений. Расписка в получении документов о регистрации заявления в журнале регистрации заявлений, направленного через организации почтовой связи, не выдается. Данная расписка заявителям не выдавалась.
После сдачи документов никаких сведений от органов опеки не поступало, в связи с чем ФИО1 30.10.2017 лично приехал в органы опеки, где ему была выдана бумага от 22.09.2017 № 02-10045/17-МУ7 (Б) поименованная ответом на обращение, где было указанно, что заявители якобы представили не полный перечень документов, однако какие именно документы не были представлены в данном ответе не указано, там лишь приведен перечень документов предусмотренный регламентом, в числе которых указана и справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или)техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности об отсутствии ограничений (обременении) на отчуждаемое и приобретаемое жилое помещение; что противоречит пп. б п. 37 Регламента, согласно которого документ, выданный органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации об отсутствии ограничений (обременении) на отчуждаемое и приобретаемое жилое помещение (в случае, если правоустанавливающие документы на отчуждаемое и приобретаемое жилое помещение были зарегистрированы в данном органе). У заявителей правоустанавливающие документы зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Кроме того, в соответствии с п. 93 Регламента Управление министерства на основании заявления и документов принимает решение в форме правового акта управления министерства о выдаче предварительного разрешения или об отказе в выдаче предварительного разрешения в течение 10 дней со дня обращения заявителя за выдачей предварительного разрешения; п.п. 94,95,96 Регламента - основания для отказа в выдаче предварительного разрешения указаны в пункте 50 настоящего административного регламента. Правовой акт управления министерства о выдаче предварительного разрешения направляется через организации почтовой связи или вручается заявителю в срок, не превышающий 15 дней со дня обращения заявителя.
Какого либо правового акта по заявлению от 21.09.2017 органами опеки не принято до настоящего времени, хотя сроки для принятия правового акта составляют 10 дней с момента обращения гражданина. Также приложенные к заявлению документы возвращены не были.
В результате действий органов опеки были нарушены права административных истцов на получение государственной услуги соответствующей требованиям закона и права несовершеннолетних детей на улучшение жилищных условий.
Поскольку административные истцы не обладают юридическими знаниями для того что бы восстановить свое нарушенное право, они вынуждены были обратиться к юристу и за его услуги по составлению искового заявления и представления их интересов в суде за данные услуги ими было оплачено 20 000 рублей. Так же при обращении в суд ими была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей. Данные судебные расходы подлежат взысканию с межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 в полном объеме.
Просят суд признать незаконным бездействие межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 выразившиеся в непринятии правового акта управление министерства о выдаче предварительного разрешения или об отказе в выдаче предварительного разрешения в течение 10 дней со дня обращения ФИО1, ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетних детей ***
Возложить обязанность на Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 принять решение в форме правового акта о даче ФИО1, ФИО2 предварительного разрешения о продаже 2/4 (двух четвертых) долей в праве общей долевой собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес> принадлежащих на праве собственности *** при условии одновременного приобретения в собственность *** по 1/4 (одной четвертой) доле в праве общей долевой собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес>
Взыскать с межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 в пользу ФИО1 судебные расходы: 10 000 рублей за оплату услуг представителя, 150 рублей за оплату госпошлины при обращении в суд.
Взыскать с межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 в пользу ФИО2 судебные расходы: 10 000 рублей за оплату услуг представителя, 150 рублей за оплату госпошлины при обращении в суд.
В судебное заседание административные истцы ФИО1, ФИО2 не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности ФИО3 исковые требования поддержал, суду пояснил, что 21 сентября 2017 года административные истцы Б-вы обратились в межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 за получением государственной услуги «выдачи предварительного разрешения законным представителям несовершеннолетних и подопечных на совершение или дачу согласия на совершение сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества несовершеннолетних и подопечных», порядок предоставления которой предусмотрен административным регламентом, утвержденным приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 28.05.2012 № 126-МП.
После сдачи документов никаких сведений от органов опеки не поступало, в связи с чем ФИО1 30.10.2017 лично приехал в органы опеки, где ему была выдана бумага от 22.09.2017 № 02-10045/17-МУ7 (Б) поименованная ответом на обращение, где было указанно, что заявители якобы представили не полный перечень документов, однако какие именно документы не были представлены в данном ответе не указано.
К заявлению были приложены все необходимые документы, а именно: копии паспортов заявителей, копии свидетельств о рождении, а также дополнительно: правоустанавливающие документы на квартиры: <адрес>, две поквартирные карточки, две справки о составе семьи, два проекта договора купли-продажи, два технических паспорта на квартиры. Однако расписки в получении документов истцам не было выдано. Существует Регламент, в соответствии с которым должна быть составлена опись представленных документов. Кроме того, считает, что обязанность по доказыванию факта принятия либо непринятия документов лежит на ответчике. Довод ответчика, что Б-выми было подано заявление, составленное не по форме, несостоятелен, поскольку заявление было подано лично в органах опеки, и сотрудники обязаны были предоставить необходимый бланк заявления.
Действиями ответчика, выразившиеся в несвоевременном оказании услуги, нарушены права истцов и их несовершеннолетних детей, повлекшие затягивания сроков по сделке и несвоевременное улучшение жилищных условий несовершеннолетних детей. В связи с чем, истцы вынуждены были обратиться за юридической помощью и понести расходы.
В судебное заседание представитель административного ответчика Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 не явился, извещен надлежащим образом, предоставил суду письменные возражения на иск.
В судебное заседание представители административных ответчиков Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области, Министерства финансов Иркутской области не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя истцов, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В статье 218 КАС РФ определено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", указанный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Согласно ч. 10 ст. 11.2 Федерального закона N 210-ФЗ его положения, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
На основании ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Анализируя предоставленные доказательства, суд установил, что 21 сентября 2017 года административные истцы ФИО1, ФИО2, действуя в интересах своих несовершеннолетних детей *** обратились в межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 с заявлением о даче предварительного согласия на продажу 1-комнатной квартиры по адресу: <адрес>, где несовершеннолетним принадлежат 2/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру (по 1/4 доли каждому) при условии одновременного приобретения в собственность несовершеннолетних 1/2 доли в 3-х комнатной квартире расположенной по адресу: <адрес>. К заявлению были приложены копии документов на 26 листах. Заявление подано административными истцами путем личного обращения в управление министерства, зарегистрировано ответчиком в журнале учета посетителей за № 10211/17-МУ7(Б) от 22.09.2017.
Анализ заявления административных истцов от 21.09.2017 в межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 позволяет суду прийти к выводу, что административные истцы обратились для получения государственной услуги, выраженной в выдаче предварительного разрешения законным представителям несовершеннолетних и подопечных на совершение или дачу согласия на совершение сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества несовершеннолетних и подопечных
Порядок предоставления государственной или муниципальной услуги определяется административным регламентом (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"). Административные регламенты в отношении государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, разрабатываются и утверждаются на уровне соответственно субъекта Российской Федерации и муниципального образования в форме региональных или муниципальных нормативных правовых актов (ст. ст. 3, 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 28.05.2012 N 126-мпр утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Выдача предварительного разрешения законным представителям несовершеннолетних и подопечных на совершение или дачу согласия на совершение сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества несовершеннолетних и подопечных" (далее - Административный регламент).
В соответствии с п.п. 76, 77, 78, 79 Административного регламента, выдача предварительного разрешения осуществляется на основании заявления и документов, поданных в управление министерства заявителем … путем личного обращения в управление министерства. В этом случае копии с подлинников документов снимает должностное лицо управления министерства, ответственное за прием и регистрацию заявлений и документов, и удостоверяет их при сверке с подлинниками. Подлинники документов возвращаются представившему их лицу в день обращения.
Должностное лицо, ответственное за прием и регистрацию заявлений и документов (далее - должностное лицо), устанавливает:
а) предмет обращения;
б) личность заявителя, проверяет документ, удостоверяющий личность (при подаче заявления лично);
в) наличие всех документов, предусмотренных настоящим административным регламентом, за исключением документов, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
г) соответствие документов требованиям, указанным в пункте 44 настоящего административного регламента.
Прием прилагаемых к заявлению документов осуществляется управлением министерства по описи, копия которой с указанием даты приема документов вручается заявителю.
По просьбе заявителя должностное лицо оказывает заявителю помощь в написании заявления.
При подаче заявителем заявления и документов лично в управление министерства копии документов удостоверяются при их сверке с подлинниками должностным лицом. Должностное лицо выполняет на копиях документов надпись об их соответствии подлинникам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов.
Согласно п.п. 28, 29, 93, 95, 96 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является:
а) выдача предварительного разрешения;
б) отказ в выдаче предварительного разрешения.
Результат предоставления государственной услуги принимается в форме правового акта управления министерства.
Управление министерства на основании заявления и документов принимает решение в форме правового акта управления министерства о выдаче предварительного разрешения или об отказе в выдаче предварительного разрешения в течение 10 дней со дня обращения заявителя за выдачей предварительного разрешения.
Правовой акт управления министерства о выдаче предварительного разрешения направляется через организации почтовой связи или вручается заявителю в срок, не превышающий 15 дней со дня обращения заявителя.
Правовой акт управления министерства об отказе в выдаче предварительного разрешения направляется через организации почтовой связи или вручается заявителю в срок, не превышающий 15 дней со дня обращения заявителя.
Вместе с правовым актом управления министерства об отказе в выдаче предварительного разрешения заявителю возвращаются все представленные документы.
Таким образом, в результате рассмотрения заявления ФИО1 и ФИО2 должен быть принят правовой акт управления министерства о выдаче истребуемого документа - предварительного разрешения законным представителям несовершеннолетних и подопечных на совершение или дачу согласия на совершение сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества несовершеннолетних и подопечных либо решение об отказе в предоставлении такой услуги при наличии предусмотренных Административным регламентом оснований. Правовой акт управления министерства о выдаче предварительного разрешения либо об отказе в его выдаче должен быть направлен или вручен заявителю в срок, не превышающий 15 дней со дня обращения заявителя.
Между тем, 27 октября 2017 года ФИО1 получил в межрайонном управлении министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 ответ на обращение № 02-10045/17-МУ7(Б) от 29.09.2017, в котором заместителем начальника управления был разъяснен порядок выдачи предварительного разрешения и указано, что заявителями был подан не полный перечень необходимых документов. К ответу на обращение были приложены копии документов на 26 листах.
Как указал представитель административного ответчика в письменных возражениях на иск, заявление ФИО1 и ФИО2 от 21.09.2017 было зарегистрировано и рассмотрено в рамках обращения граждан, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В данном случае судом усматривается нарушением процедуры рассмотрения заявления граждан о предоставлении государственной услуги, поскольку принятое административным ответчиком заявление Б-вых не подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Частью 2 статьи 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Таким образом, установленный названным Федеральным законом порядок разрешения обращений имеет общий характер, распространяющийся на все обращения граждан, для разрешения которых иной порядок не установлен другими федеральными законами, в то время как положения Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регулирующие правоотношения, связанные с рассмотрением отдельной категории обращений (об оказании государственных и муниципальных услуг), имеют специальный характер, регулирующий особенности разрешения этой категории обращений и распространяющий его, исходя из характера регулируемых отношений, в том числе на обращения граждан о выдаче предварительного разрешения законным представителям несовершеннолетних и подопечных на совершение или дачу согласия на совершение сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества несовершеннолетних и подопечных.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Так, судом установлено, что административные истцы, действуя в интересах несовершеннолетних детей, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, обратились в межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 с заявлением о предоставлении предварительного разрешения законным представителям несовершеннолетних и подопечных на совершение или дачу согласия на совершение сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества несовершеннолетних и подопечных. Однако по указанному заявлению административным ответчиком не выполнена административная процедура приема и регистрация документов, предусмотренная Административным регламентом, максимальное время выполнения которой ограничено 10 минутами с момента поступления заявления, истцам не оказана помощь в написании заявления, не выдана опись принятых документов, не принято решение в форме правового акта управления министерства, в связи с чем такое бездействие государственного органа не может быть признано законным, поскольку оно нарушает право заявителей на получение государственной услуги в установленном законом порядке.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что поданное ФИО1 и ФИО2 21.09.2017 в межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 заявление о даче предварительного согласия на продажу 1-комнатной квартиры по адресу: <адрес>, где несовершеннолетним принадлежат 2/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру (по 1/4 доли каждому) при условии одновременного приобретения в собственность несовершеннолетних 1/2 доли в 3-х комнатной квартире расположенной по адресу: <адрес>, в установленном Административным регламентом порядке не рассмотрено, что свидетельствует о допущенном незаконном бездействии государственного органа и является основанием для удовлетворения заявленного административными истцами требования.
При этом не подлежит удовлетворению требование о возложении обязанности на Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 принять решение в форме правового акта о даче ФИО1, ФИО2 предварительного разрешения о продаже 2/4 долей в праве общей долевой собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес> принадлежащих на праве собственности *** при условии одновременного приобретения в собственность ***. по 1/4 доле в праве общей долевой собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес>, поскольку судом установлено и сторонами не оспаривается, что по повторному заявлению истцом межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 выдало распоряжение от 15.11.2017 № 4662/17-МУ7(Б) о предварительном разрешении данной сделки.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ст. 106 КАС РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, среди прочих, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
При подаче административного искового заявления истцами была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. - по 150 руб. каждым из истцов, которые подлежат возмещению административным ответчиком в полном объеме.
Согласно ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разумными считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Из этого следует, что критерий разумности пределов является оценочным и подлежит определению в каждом конкретном случае на основании всех доводов сторон по данному вопросу и имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, 03 ноября 2017 года между ФИО1, ФИО2 и ФИО3 заключен договор-поручение на оказание юридических услуг по данному делу. Цена договора составила 20000 рублей.
За услуги по договору от 03.11.2017 ФИО1 и ФИО2 уплачено ФИО3 20 000 руб., что подтверждается соответствующей распиской представителя 03.11.2017.
Таким образом, несение административными истцами расходов по оплате услуг представителя в общей сумме 20000 рублей нашло свое подтверждение.
Факт оказания услуг подтверждается материалами гражданского дела, из которых следует, что интересы административных истцов в суде представлял ФИО3
Исходя из соотношения оказанной представителем юридической помощи, сложности и характера спора, длительности рассмотрения дела, участия представителя при подготовке дела к судебному разбирательству и в судебных заседаниях 07.12.2017, 21.12.2017 и 16-17.01.2018, принимая во внимание объем выполненной представителем работы в связи с рассмотрением настоящего дела, суд считает возможным взыскать с межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 в пользу ФИО1 и ФИО2 расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей - по 5 000 руб. в пользу каждого, что соответствует принципу разумности и объему оказанной представителем юридической помощи. В удовлетворении административного иска в части взыскания расходов по оплате услуг представителя в размере 10000 руб. - отказать.
Руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 в непринятии правового акта о выдаче предварительного разрешения или об отказе в выдаче предварительного разрешения в течение 10 дней со дня обращения ФИО1, ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетних детей ***
В удовлетворении административных исковых требований о возложении обязанности на Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 принять решение в форме правового акта о даче ФИО1, ФИО2 предварительного разрешения о продаже 2/4 долей в праве общей долевой собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес> принадлежащих на праве собственности *** при условии одновременного приобретения в собственность *** по 1/4 доле в праве общей долевой собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес> - отказать.
Взыскать с межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 в пользу ФИО1 5 000 рублей за оплату услуг представителя, госпошлину 150 рублей и ФИО2 5 000 рублей за оплату услуг представителя, госпошлины 150 рублей. В удовлетворении взыскании в большем размере - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Н. Артёмова