ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-256/2021 от 27.01.2021 Анапского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2а-256/2021

УИД23RS0003-01-2020-006966-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2021 года. Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Абраменко С.В.

при секретаре Маркаровой К.М.

с участием: представителя административных истцов Марьева П.Л., Марьева Г.Ф., Марьева С.Ф., Марьева П.Ф. - Фатеевой А.В., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административных ответчиков - администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа - Грабченко В.А., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Марьева Г.Ф., Марьева С.Ф., Марьева П.Ф., Марьева П.Л. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа об обжаловании действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Марьев П.Л., Марьев Г.Ф., Марьев С.Ф., Марьев П.Ф. обратились в суд с административным иском к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконными действий уполномоченных лиц, понуждении уполномоченных лиц администрации муниципального образования город-курорт Анапа рассмотреть повторно уведомление об окончании строительства, обязании уполномоченных лиц администрации муниципального образования город-курорт Анапа принять решение о выдаче соответствующего уведомления, недопущении выдачи аналогичного ответа, сославшись на то, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 388 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН). В целях осуществления строительства индивидуального жилого дома, административные истцы ДД.ММ.ГГГГ обратились с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и необходимым пакетом документом в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее – управление).

В последующем, административные истцы получили уведомление о соответствии указанных в уведомлении указанных о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с окончанием строительства индивидуального жилого дома представитель административных истцов ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием уведомлений об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» администрацией муниципального образования город-курорт Анапа» (далее – регламент) обратились с соответствующим уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и приложенным пакетом документов в управление, в целях получения уведомления об окончании строительства и получения права собственности на построенный индивидуальный жилой дом.

В обоснование заявленных административных исковых требований административные истцы указывают, что письмом управления от ДД.ММ.ГГГГ административным истцам возвращены вышеуказанные документы, по причине того, что в представленном уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, схематичное изображение построенного или реконструированного объекта капитального строительства на земельном участке, выполнено не на топографической основе.

Административные истца считают, что возврат документов, выраженный в письме управления от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и необоснованным, поскольку в силу ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 ГрК РФ, а также сведения о параметрах, построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются: 1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса; 2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; 3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора. Других документов, приложенных к уведомлению об окончании строительства в ГрК РФ и другими нормативными актами Российской Федерации не предусмотрено.

Административные истцы также указывают, что п. 2.6.4 административного регламента указано, что управление не вправе требовать от заявителя (представителя заявителя): представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги; представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Краснодарского края, муниципальными правовыми актами муниципального образования город-курорт Анапа, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов; осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, за исключением следующих случаев: изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги; наличие ошибок в заявлении о предоставлении муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов; истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги; выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, муниципального служащего, работника многофункционального центра, работника организации, предусмотренной ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», при первоначальном отказе в приеме документов, необхо­димых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства. Однако требование, указанное в п. 2.6.1 административного регламента противоречит законодательству Российской Федерации, а именно ГрК РФ в связи с тем, что такого понятия как «топографическая основа» отсутствует в законодательстве Российской Федерации.

В обоснование доводов административного иска административные истцы так же ссылаются на то, что с целью восстановления нарушенных прав, ими, в лице представителя Фатеевой А.В., было направлено обращение (жалоба) в Анапскую межрайонную прокуратуру Краснодарского края для рассмотрения вопроса законности нормативно правового акта, а именно, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием уведомлений об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» «Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием уведомлений об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома», по результату рассмотрения которого, Анапской межрайонной прокуратурой Краснодарского края письмом от ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, который находиться в настоящий момент на рассмотрении.

Представитель административных истцов Марьева П.Л., Марьева Г.Ф., Марьева С.Ф., Марьева П.Ф. - Фатеева А.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель административных ответчиков - Администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа Грабченко В.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал, в письменных возражениях на административное исковое заявление указал, что согласно абзаца 3 ст.6 Кодекса административного судопроизводства РФ принципами административного судопроизводства являются: законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел. Для признания судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств, а именно несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя. В соответствии со ст.8 ГК РФ в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах, построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются: 1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса; 2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; 3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора. А так же что в соответствии с частью 17 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ в случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным. Кроме того, указывает, что в соответствии с указанным регламентом схематичное изображение построенного объекта должно быть выполнено на топографической основе.

В обоснование возражений на заявленные административные исковые требования представитель административных ответчиков - Администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа Грабченко В.А. ссылается на то, что, хоть понятие топографическая основа и не закреплено на законодательном уровне, однако, предусмотрено административным регламентом, следовательно, Марьеву Г.Ф., Марьеву С.Ф., Марьеву П.Ф., Марьеву П.Л. правомерно отказано в рассмотрении уведомления об окончании строительства, так как схематичное изображение выполнено не на топографической основе, в связи с чем просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Заслушав представителя административных истцов Марьева Г.Ф., Марьева С.Ф., Марьева П.Ф., Марьева П.Л. – Фатееву А.В., представителя административных ответчиков - Администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа Грабченко В.А., исследовав письменные материалы дела, суд находит основания для частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий(бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями ( включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее –орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Таким образом, смыслом судебной процедуры является не только оценка соответствия закону действий государственных органов или должностных лиц, но и возложение обязанности по совершению конкретных действий, влекущих восстановление нарушенных прав административного истца.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу положений статей 50 - 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно части 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно п.п. 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, предусмотренное п.п. 2 пунктом 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях городских округов; ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов; заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; принятие решений о комплексном развитии территорий в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Постановление Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 5 мая 2011 г. N 1073 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа и Порядка проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа" утверждено Положение о порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа (далее Положение).

В соответствии с п.1.2. Положения Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, определяет порядок взаимодействия отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации муниципального образования город-курорт Анапа, порядок взаимодействия с должностными лицами, а также с физическими и (или) юридическими лицами (далее -заявители), учреждениями и организациями при предоставлении муниципальной услуги.

В соответствии с п. 1.3. Положения Административные регламенты разрабатываются отраслевыми (функциональными), территориальными органами администрации муниципального образования город-курорт Анапа, к сфере деятельности которых относится предоставление муниципальной услуги (далее - орган, являющийся разработчиком административного регламента), на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления, а также с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность административных процедур, административных действий и (или) принятия решений и иных требований к порядку предоставления муниципальных услуг.

Пунктом 1.6. Положения предусмотрено, что отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации муниципального образования город-курорт Анапа не вправе устанавливать в

административных регламентах ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность и условия введения таких ограничений актами органов местного самоуправления прямо предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием уведомлений об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».

В пункте 2.6.4 вышеуказанного административного регламента указано, что управление не вправе требовать от заявителя (представителя заявителя): представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги; представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Краснодарского края, муниципальными правовыми актами муниципального образования город-курорт Анапа, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов; осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, за исключением следующих случаев: изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги; наличие ошибок в заявлении о предоставлении муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов; истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги; выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, муниципального служащего, работника многофункционального центра, работника организации, предусмотренной ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства.

В разделе 2.7. регламента указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для оказания услуги, а именно, в пункте 2.7.1. указано, что документы возвращаются без рассмотрения в случае, если с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, а так же в случае, если к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного и градостроительного законодательства.

Пункт 2.6.1. административного регламента требует предоставления от заявителя уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее-уведомление). Схематичное изображение построенного или реконструированного объекта капитального строительства на земельном участке должно быть выполнено на топографической основе.

При этом основания для возврата документов без рассмотрения установлены частью 17 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ согласно которой, в случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.

В соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса; технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.

Кроме того, согласно пункта 2.10. административного регламента муниципальная услуга предоставляется бесплатно.

Выполнение геодезической и картографической деятельности осуществляется на основании договора на оказание услуг, который в свою очередь является платным, что тем самым противоречит Федеральному закону от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также пункту 2.6.4. и разделу 2.10. административного регламента.

В соответствии с пунктом 2.10. административного регламента услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ) муниципальный служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций.

Как следует из представленных документов в материалы административного дела, уведомление об окончании строительства от ДД.ММ.ГГГГ направленное административными истцами в Управление Архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа посредством почтового отправления РПО от ДД.ММ.ГГГГ. (вх. от ДД.ММ.ГГГГ.) содержит в себе сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 статьи 55.

Уведомление об окончании строительства от ДД.ММ.ГГГГ., направленное административными истцами в Управление Архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, содержит в себе схематичное изображение построенного объекта капитального строительства на земельном участке с указанием расстояния от построенного объекта до границ земельного участка.

К уведомлению об окончании строительства в соответствии с описью вложения РПО от ДД.ММ.ГГГГ приложены документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, а именно, технический план объекта индивидуального жилищного строительства и заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный объект индивидуального жилищного строительства.

Уведомление подписано представителем заявителей по нотариальной доверенности Фатеевой А.В., копия которой в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ приложена к поданному уведомлению.

В соответствии с частью 18 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ форма уведомления об окончании строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.09.2018 N 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2018 N 52269) утверждена форма уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома согласно Приложению № 5 к приказу.

Так, в соответствии с Приложением №5 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. N 591/пр в разделе 4. «Схематичное изображение построенного или реконструированного объекта капитального строительства на земельном участке» отсутствует указание на необходимость подготовки схематичного изображения объекта капитального строительства на топографической основе.

Таким образом, требование о необходимости выполнения схематичного изображения построенного или реконструированного объекта капитального строительства на топографической основе, указанное в п. 2.6.1 административного регламента, утвержденного Постановлением от 24.01.2020г. противоречит законодательству Российской Федерации, а именно Градостроительному кодексу РФ.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ нормативный правовой акт может быть признан недействующим в том случае, если судом будет установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Административными истцами подано соответствующее обращение в Анапскую межрайонную прокуратуру Краснодарского края для рассмотрения вопроса законности нормативно правового акта, а именно, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием уведомлений об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» «Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием уведомлений об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома», по результату рассмотрения которого, Анапской межрайонной прокуратурой Краснодарского края письмом от ДД.ММ.ГГГГ. принесен протест, который находиться в настоящий момент на рассмотрении.

При этом соответствующих требований в части оспаривания вышеуказанного правового акта полностью или в части административными истцами не заявлено.

Таким образом, у административного ответчика – Управления Архитектуры и градостроительства отсутствовали правовые основания для возврата пакета документов в адрес административных истцов по причине несоответствия схематичного отображения построенного объекта в уведомлении об окончании строительства индивидуального жилого дома, выполненного не на топографической основе, поскольку данное требование не отражено ни в Земельном ни в Градостроительном кодексах РФ.

Ссылка административных ответчиков на пункт 2.2.6. Административного регламента, утвержденного Постановлением № 93 от 24.01.2020г. о том, что схематичное изображение объекта должно быть выполнено на топографической основе, не основана на нормах права, так как, в силу п. 2.7.1. того же регламента, имеется исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, а именно несоответствие документов по составу, форме и содержанию требованиям земельного и градостроительного законодательства, чего в данном случае допущено не было. Ссылка административных ответчиков на пункт 2.2.6. Административного регламента ответа от ДД.ММ.ГГГГ., оспариваемого заявителями, по сути, является недопустимым ограничением реализации права на получение указанной муниципальной услуги.

В соответствии с разделом 2.3. административного регламента результатом предоставления услуги должно явиться письмо о не рассмотрении уведомления, уведомление о соответствии построенного объекта или уведомление о несоответствии построенного объекта по форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.09.2018 N 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома".

В связи с чем, заявленные требования административных истцов о признании незаконными действий уполномоченных лиц управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выраженных в письме Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ о возврате уведомления Марьева Г.Ф., Марьева С.Ф., Марьева П.Ф., Марьева П.Л. об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного по адресу: <адрес> с приложенными документами, а так же о понуждении рассмотреть повторно уведомление административных истцов и не допущения аналогичного ответа, подлежат удовлетворению, поскольку это противоречит частям 17, 18 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, имеющим большую юридическую силу, чем административный регламент предоставления муниципальной услуги.

Рассматривая требование административных истцов об обязании уполномоченных лиц Администрации муниципального образования город-курорт Анапа принять решение о выдаче соответствующего уведомления Марьеву Г.Ф., Марьеву С.Ф., Марьеву П.Ф., Марьеву П.Л. об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, суд приходит к выводу, что оно не подлежит удовлетворению ввиду того, что в соответствии с частью 19 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства обязан провести проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Поскольку фактически уведомление об окончании строительства административных истцов от 29.09.2020г. на сегодняшний день Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования не рассмотрено суд полагает, что устранив допущенные нарушения со стороны административного ответчика, последний не может быть лишен права на рассмотрение указанного уведомления в установленный срок в административном порядке.

В результате рассмотрения уведомления об окончании строительства административным истцам в соответствии с пунктом 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ будет направлен результат предоставления муниципальной услуги, способом, указанным в уведомлении об окончании строительства в виде уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.

При этом суд полагает необходимым отметить, что административные истцы не лишены права обжаловать результат предоставления муниципальной услуги, в случае если органом местного самоуправления в дальнейшем будут нарушены права административных истцов на получение услуги в предусмотренный законом срок, а также в случае несоответствия результата предоставления муниципальной услуги требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Марьева Г.Ф., Марьева С.Ф., Марьева П.Ф., Марьева П.Л. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа об обжаловании действий органа местного самоуправления – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия уполномоченных лиц Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выраженные в письме Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ о возврате уведомления Марьева Г.Ф., Марьева С.Ф., Марьева П.Ф., Марьева П.Л. об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного по адресу: <адрес> с приложенными документами.

Обязать уполномоченных лиц Администрации муниципального образования город-курорт Анапа рассмотреть повторно уведомление Марьева Г.Ф., Марьева С.Ф., Марьева П.Ф., Марьева П.Л. об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного по адресу: <адрес> соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и не допускать выдачу аналогичного ответа Марьеву Г.Ф., Марьеву С.Ф., Марьеву П.Ф., Марьеву П.Л., выраженного в письме Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований об обязании уполномоченных лиц Администрации муниципального образования город-курорт Анапа принять решение о выдаче Марьеву Г.Ф., Марьеву С.Ф., Марьеву П.Ф., Марьеву П.Л. уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного по адресу: <адрес> - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение суда изготовлено 03 февраля 2021 года