К делу № 2а-2574/2019
УИД23RS0011-01-2019-004504-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2019 года г. Геленджик
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Садова Б. Н.,
при секретаре Сычевой А. А.,
с участием представителей:
административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО2,
административного ответчика Администрации муниципального образования город - курорт Геленджик по доверенности - ФИО3,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об обязании изменить вид разрешенного использования земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением обязать администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1010 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202007:114, площадью 981 кв.м., по адресу: <адрес> в районе <адрес>, с установленного вида «для строительства и эксплуатации пансионата» на основной вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
В обоснование иска представитель административного истца ФИО2 пояснила, что ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью 1010 кв.м., на основании соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 981 кв.м., на основании соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для строительства и эксплуатации пансионата», по адресу: <адрес> в районе <адрес>.
С целью изменения вида разрешенного использования земельного участка ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1010 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером № площадью 981 кв.м., по адресу: <адрес> в районе <адрес>, с установленного вида «для строительства и эксплуатации пансионата» на основной вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Однако административным ответчиком было отказано административному истцу в изменении вида. Не согласившись с позицией администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, административный истец обратился с настоящим заявлением в суд.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, воспользовался правом на ведение дела в суде через представителя по доверенности ФИО2, что не противоречит положениям ст.ст. 48, 53, 54 ГПК РФ. Представитель административного истца ФИО2 пояснила суду, что земельный участок с кадастровым номером № фактически застроен объектом капитального строительства, а земельный участок с кадастровым номером № подлежит застройке, в соответствии с установленным градостроительным регламентом территориальной зоны, вследствие чего изменение вида разрешенного использования необходимо для дальнейшего получения разрешения на строительства, исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по доверенности ФИО3, пояснила суду, что в административном порядке у административного ответчика отсутствует возможность изменения вида разрешенного использования застроенного земельного участка с кадастровым номером №, так как это влечет изменение характеристик земельного участка, выступающих предметом договора аренды, в этой части удовлетворения исковых требований полагалась на мнение по усмотрению суда. В части удовлетворения исковых требований в изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, возражала, в связи тем, что участок не застроен, просила суд отказать в этой части требований административного истца.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании соглашений о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, административному истцу предоставлены в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1010 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 981 кв.м., по адресу: <адрес> в районе <адрес>.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № площадью 1010 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 981 кв.м., относятся к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для строительства и эксплуатации пансионата».
Также, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №, расположены в зоне малоэтажной жилой застройки «Ж-2», что подтверждается Выпиской № от ДД.ММ.ГГГГ из правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ№). Ст. 25 «Градостроительный регламент зоны малоэтажной жилой застройки (Ж-2)» установлен перечень основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков, в которой указано в графе - основные виды разрешенного использования земельных участков, испрашиваемый административным истцом вид «для индивидуального жилищного строительства».
Кроме того, материалами дела подтверждается, что административный истец обращался в администрацию МО г-к Геленджик с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1010 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 981 кв.м., по адресу: <адрес> в районе <адрес>, с установленного вида «для строительства и эксплуатации пансионата» на испрашиваемый вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Административным истцом предоставлен суду отказ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, выраженный в письменном ответе № от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявления административного истца, поскольку изменение вида разрешенного использования земельных участков влечет изменение характеристик земельных участков, выступающих предметом договора аренды.
В соответствии со ст.ст. 40,41,43 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г. №136-ФЗ, ст.ст.262,264 ГК РФ от 30.11.1994г. №51-ФЗ право на использование (пользование ) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником. К таким лицам, ст.ст.5,41 Земельного кодекса РФ относят землепользователей, землевладельцев, арендаторов и обладателей сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ и ст.11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие виды разрешенного использования земельных участков.
В п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ перечислены категории, подразделяющие земли РФ по целевому назначению. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2).
В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.1 ст.30).
Согласно ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Так, решением Думы муниципального образования города-курорта Геленджик от 27.07.2010г. №, утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Геленджик, в редакции решения Думы муниципального образования города-курорт Геленджик от 30.11.2018г. №, внесены изменения в генеральный план городского округа в части отнесения арендуемых земельных участков, к зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2), предусматривающей перечень основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков, в графе - основные виды разрешенного использования земельных участков «для индивидуального жилищного строительства», что подтверждается в материалах дела Выпиской № от ДД.ММ.ГГГГ из правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик.
Кроме того, судом установлено и не оспаривалось представителем административного ответчика, что земельный участок с кадастровым номером 23:40:0202007:280 застроен объектом капитального строительства, эксплуатируемый административным истцом в качестве жилого строения для постоянного проживания. А так же участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки «Ж-2», для которой характерно строительство и реконструкция преимущественно индивидуальных жилых домов и сопутствующих им видов использования, в связи с чем изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202007:280, не будет являться нарушением прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности и будет соответствовать установленном виду разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Геленджик.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Удовлетворяя требование административного истца в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202007:114, с учетом возражений административного ответчика о том, что участок не застроен, суд учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
В соответствии с ч.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Таким образом, пункт 2 данной нормы закона указывает, что обязанность доказывания законности оспариваемых действий организаций и должностных лиц возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
То есть из изложенного следует, что при разрешении настоящего административного дела именно представитель органа муниципальной власти должен доказать законность названного выше отказа.
Вместе с тем представитель административного ответчика не оспаривала в судебном заседании доводы административного истца, о том, что для дальнейшей застройки участка, необходимо получение разрешительной документации с учетом планировочных ограничений по размещению объекта капитального строительства, установленных на основании градостроительных регламентов территориальной зоны малоэтажной жилой застройки (Ж-2), в соответствии с требованиями правил землепользования и застройки г-к Геленджик.
В соответствии с ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Схема планировочной организации земельного участка должна отображать места размещения объекта и соответствовать требованиям градостроительного регламента территориальной зоны расположения земельного участка.
Таким образом, суд считает требования административного истца в изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202007:114, обоснованы, так как указанные изменения необходимы для разработки проектной документации и реализации права ФИО1 на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства на указанном земельном участке, в соответствие с требованиями градостроительного регламента территориальной зоны малоэтажной жилой застройки (Ж-2).
Следовательно, требование административного истца об обязанности органа местного самоуправления изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202007:114, с установленного на основной вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки (Ж-2), подлежит удовлетворению судом.
В пункте 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под Правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В пункте 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под Градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно п.1 ч.2 ст.36 Градостроительного Кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Следовательно, согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ испрашиваемый административным истцом вид разрешенного использования земельного участка соответствует установленному градостроительному регламенту территориальной зоны.
Таким образом, суд полагает, возможным изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202007:280, площадью 1010 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 981 кв.м., по адресу: <адрес> в районе <адрес>, что не противоречит регламенту территориальной зоны.
Исследованные и оцененные доказательства, подтверждают обоснованность заявленных требований в рамках указанного административного искового заявления, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения исковых требований имеют место быть. Таким образом, совокупность исследованных судом доказательств позволяет принять решение об удовлетворении заявленного требования.
При этом, принимая решение об удовлетворении настоящего административного иска, суд учитывает, что таким решением суда ничьи законные права и интересы не нарушаются, в том числе и органа муниципальной власти.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об обязании изменить вид разрешенного использования земельных участков, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования города-курорта Геленджик в месячный срок от дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 1010 кв.м., по адресу: <адрес> в районе <адрес>, с установленного вида разрешенного использования - «для строительства и эксплуатации пансионата», на основной вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства», в установленном законом порядке.
Обязать администрацию муниципального образования города-курорта Геленджик в месячный срок от дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 981 кв.м., по адресу: <адрес> в районе <адрес>, с установленного вида разрешенного использования - «для строительства и эксплуатации пансионата», на основной вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства», в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2019 года.
Судья: