ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2575/18 от 19.12.2016 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 19 декабря 2016 года

Судья Советского районного суда <адрес> Адзиев М.М., при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» с требованиями:

-признать незаконными действия (бездействия) Управления по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>;

-обязать Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с указанным требованием, ссылаясь в заявлении на то, что решением Исполнительного комитета Ленинкентского поселкового совета ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельных участков под индивидуальное строительство» на основании решения Совета трудового коллектива и жилищно-бытовой комиссии и приказа дирекции совхоза «им. Ленина» от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельных участков под индивидуальное строительство» рабочим, служащим совхоза «им. Ленина» и приравненным к ним категориям граждан, ей, ФИО1, решено отвести земельный участок 0,1га для индивидуального строительства (о чем имеется выписка из архива Администрации <адрес>ФИО2<адрес>).

Она посредством МАУ «МФЦ <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращалась в МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» за муниципальной услугой «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», однако, не смотря на наличие правоустанавливающих документов, ей отказано в предоставлении муниципальной услуги по различным причинам не имеющих оснований.

В уведомлении МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги отмечено, что в представленных документах отсутствуют правоустанавливающие документы.

Однако решения о предоставлении в пользование земельных участков для строительства индивидуального жилья, выданных Администрациями поселков <адрес> до 1995 года имеют равную юридическую силу, что и выданных самой Администрацией <адрес>.

В уведомлении МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» у/о от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении муниципальной услуги отмечено, что представленное решение не читаемо, что архивная выписка не является основанием для принятия решения.

Однако решение Исполнительного комитета Ленинкентского поселкового совета ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельных участков под индивидуальное строительство» на основании решения Совета трудового коллектива и жилищно-бытовой комиссии и приказа дирекции совхоза «им. Ленина» от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельных участков под индивидуальное строительство» рабочим, служащим совхоза «им. Ленина» и приравненным к ним категориям граждан читаемо и разборчиво. А архивная справка, выданная Администрацией <адрес>, является подтверждением представленного решения Исполкома Ленинкентского поселкового Совета ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В уведомлении МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» у/о от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении муниципальной услуги отмечено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует ее форме.

Однако кадастровый инженер квалификационный аттестат провел кадастровые работы и подготовил в соответствии с действующим законодательством «межевой план» земельного участка расположенного по адресу <адрес>, уч. 23.

В связи с выше изложенным полагает, что у ответчика не было законных оснований для отказа ей в предоставлении муниципальной услуги, что своими действиями Управление создает коллизии в получении услуги, что является коррупциогенным фактором согласно п.4 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям. Просит признать незаконными действия (бездействия) Управления по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> и обязать Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В судебном заседании административный истец ФИО1, уточнив требования, просила признать незаконным уведомление муниципального казенного учреждения <адрес> «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» от ДД.ММ.ГГГГ за -у/о об отказе в предоставлении ей муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Махачкала, <адрес> обязать ответчика устранить допущенное нарушение.

Административному ответчику МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» копии административного искового заявления, определения суда о подготовке дела к судебному разбирательству, уведомления о времени и месте разбирательства дела отправлены ДД.ММ.ГГГГ, что видно из судебного извещения.

Административный ответчик МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о наличии уважительной причины не сообщил, ограничившись направлением в суд своих возражений на иск.

Суд признал неявку представителя административного ответчика неуважительной и определил рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.

В своих возражениях административный ответчик МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» указывают, что с административными исковыми требованиями не согласны, считают их незаконными и необоснованными на том основании, что они права истца ничем не нарушили.

В обоснование своих возражений ссылаются на следующее:

ФИО1 было написано 6 заявлений о предоставлении муниципальной услуги, из них 5 заявлений было направленно по средствам МАУ МФЦ города, а 1 заявление было передано в канцелярию Администрации города. Управлением по Земельным ресурсам и землеустройству города все заявления о предоставлении муниципальной услуги рассмотрены, принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги направлены в МАУ МФЦ, вторые копии направлены по месту жительству (прописки) ФИО1 Таким образом, по мнению ответчика бездействие Управления по земельным ресурсам и землеустройству не усматривается.

Согласно административному регламенту по предоставлению муниципальной услуги «подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>», утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за , пунктом 2.6 (2.6. Исчерпывающий перечень документов) определен перечень необходимых документов для предоставления услуги.

Данный регламент выставлен на всеобщее обозрение на официальном сайте Администрации <адрес> по следующему электронному адресу: http://www.mkala. ru/city/uslugi/ reestruslugi/reestruslugi_59. html.

Таким образом, по пункту 2.10 «Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги» данного регламента (подпункты 2 и 4) причиной в отказе является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в случае представления данной схемы самим заявителем).

А именно, согласно п.2 ст. 11.10 ЗК <адрес> подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами <адрес><адрес>, государственными программами субъекта <адрес>, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.».

То есть представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории образует границы без учета красных линий, линий застройки и минимальной ширины проезжей части автомобильной дороги (10 метров), в соответствии с Главой 15 Требований пожарной безопасности при градостроительной деятельности, а также СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89.

Согласно подпункту 7 пункта 2.6 сказано о необходимости предоставления сообщения заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на земельном участке или земельных участках, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров (представляется, в случае если на земельном участке или земельных участках расположены здания, сооружения).

Данное требование заявителем также не исполнено.

Согласно подпункту 4 пункта 2.6 сказано о необходимости предоставлении правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В данном случае, на испрашиваемом земельном участке расположены двухэтажный жилой дом и хозяйственные постройки. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимости не представлены.

В представленной заверенной (по средствам МАУ МФЦ) копии решения Исполнительного Комитета Ленинкентского поселкового Совета ФИО2<адрес> (без номера) от ДД.ММ.ГГГГ не читаема площадь земельного участка. К материалам дела прилагается Архивная выписка вышеуказанного Решения, однако обращаем внимание на то, что данной архивной выписке печать не читаема, а Центральный Государственный архив по <адрес> официально сообщает, что документы Исполкома Ленинкентского поселкового Совета с 1979 года в ГКУ «ЦГА <адрес>» не поступали.

Предоставление муниципальной услуги «подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» носит исключительно заявительный характер, то есть муниципальная услуга предоставляется по случаю письменного заявления с приложением необходимых документов. Требования Управления по земельным ресурсам и землеустройству законны и обоснованы на основании утвержденного регламента по предоставлению муниципальной услуги.

Полагают, что истцом не выполнены требования административного регламента по предоставлению муниципальной услуги. В иске просят отказать.

Выслушав объяснение административного истца ФИО1, исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Ленинкентского поселкового совета ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 выделено земельный участок 0,1га для индивидуального строительства по адресу <адрес>, уч. 23.

Согласно Акту обследования земельного участка Администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с выходом на место установлено, что на спорном земельном участке построен жилой дом.

Согласно паспорта, удостоверяющего личность гражданки ФИО1 серии 8202 , она значится зарегистрированной по адресу <адрес>, уч. 23.

Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса <адрес> установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом.

Пунктами 1,2,3,4,14 статьи 11.10 Земельного кодекса <адрес> предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами <адрес>, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса <адрес> предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:

-несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

-полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

-разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

-расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 6 ст. 11.9 ЗК <адрес>).

ФИО1 через МФЦ <адрес> обратилась с заявлением на имя главы администрации о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории»

По результатам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление об отказе в предоставлении указанной муниципальной услуги -у/о, на том основании, что копия решения Исполнительного Комитета Ленинкентского поселкового Совета ФИО2<адрес> (без номера) от 06.12.1990г. не читаема площадь земельного участка, нет подтверждения решения исполкома с Центрального архива, Архивная выписка Администрации <адрес> не является основанием для принятия решения для предоставления муниципальной услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно п.1.2 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. , предоставление данной муниципальной услуги осуществляется администрацией городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в лице муниципального казенного учреждения <адрес> «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города (далее- Управление).

В силу пунктов 3.3.3.3 и 3.3.4.1 упомянутого Административного регламента согласование и утверждение проекта распоряжения об утверждении схемы или уведомления об отказе в утверждении схемы входит в обязанность руководителя Управления.

Уведомление ФИО1 об отказе в предоставлении услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» подписано заместителем начальника Управления ФИО6

Подписание уведомления об отказе в предоставлении данной услуги заместителем начальника Управления противоречит приведенным выше пункта Административного регламента, где однозначно определено, что именного руководитель Управление согласовывает и подписывает данный документ.

Представленная суду не заверенная копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому начальник Управления ФИО5 возложил полномочия по рассмотрению отказных материалов с правом подписи соответствующих материалов на заместителя начальника Управления ФИО6, не может быть принята во внимание.

Возложение обязанностей в части согласования и подписания уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» противоречить Административному регламенту, которым эта обязанность возложена на самого руководителя Управления.

Таким образом, решение об отказе в предоставлении истице муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» принято ненадлежащим должностным лицом.

Заявление ФИО1 о предоставлении муниципальной услуги должно быть рассмотрено административным ответчиком с принятием решения о результате предоставления муниципальной услуги надлежащим должностным лицом, каковым согласно Административному регламенту является руководитель Управления, а не его заместитель.

Кроме этого, установленный в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса <адрес> перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является исчерпывающим.

Законом не предусмотрены такие основания для отказа данной муниципальной услуги, как «частично нечитаемое решение Исполнительного Комитета Ленинкентского поселкового Совета ФИО2<адрес> от 06.12.1990г., отсутствие подтверждения решения исполкома с центрального архива.

В уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги нет обоснования необходимости в архивной справке, не мотивировано в связи с чем, необходимо подтверждение решения исполкома архивной справкой.

В уведомлении об отказе в предоставлении данной муниципальной услуги основание отказа должно быть указано строго с учетом являющегося исчерпывающим перечня оснований, установленных в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса <адрес>.

В этой связи, с учетом того, что оспариваемое решение административного ответчика не отвечает принципу обоснованности, исключает возможность проверки содержащихся в нем выводов, суд признает его не соответствующим требованиям закона.

Данный отказ ответчика нарушает исключительное право истца на приобретение земельных участков в собственность как гражданина, являющегося собственником объекта недвижимости, расположенного на этом земельном участке.

С учетом изложенного на административного ответчика следует возложить обязанность рассмотреть заявление административного истца об утверждении схемы земельного участка, устранить нарушения при принятии решения о согласовании схемы земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175,178-180,188 КАС <адрес>,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным уведомление муниципального казенного учреждения <адрес> «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» от ДД.ММ.ГГГГ за -у/о об отказе в предоставлении ФИО1 муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Махачкала, <адрес>.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об этом ФИО1 и в Советский районный суд <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд <адрес> в течение месяца со дня составления его в окончательной форме

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья Адзиев М.М.