ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2576/19 от 12.07.2019 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело №2а-2576/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2019 г. г. Зеленодольск

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Р.И. Шайдуллиной,

при секретаре судебного заседания Н.А. Ашмариной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан о признании безнадежной к взысканию задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам в связи с истечением срока их взыскания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС №8 по РТ) о признании безнадежной к взысканию задолженности по транспортному налогу в сумме 158 587 руб. 05 коп.

В обоснование требования указано, что по сведениям Межрайонной ИФНС №8 по РТ по состоянию на 8 апреля 2019г. у ФИО1 имеется задолженность по транспортному налогу в общей сумме 158 587 руб. 05 коп., в которую входит: транспортный налог за 2014 г. - 91 045 руб., пени - 67 542 руб. Меры по взысканию задолженности не применялись, требование об уплате налога не направлялось. В настоящее время Межрайонной ИФНС №8 по РТ утрачена возможность её взыскания, как в судебном, так и во внесудебном порядке. На обращение заявителя о списании задолженности налоговым органом было отказано. У заявителя отсутствует иной способ установить обстоятельства истечения срока взыскания задолженности.

В дальнейшем административный истец уточнил требование, просил признать безнадежной к взысканию задолженности по транспортному налогу и пени в общей сумме 159 943 руб. 05 коп.

Административный истец в судебном заседании заявление поддержал по изложенным в нём основаниям.

Административный ответчик в письменным отзыве административный иск не признал, подтвердив заявленный размер задолженности по транспортному налогу в сумме 91 045 руб. и истечение срока его взыскания, указав, что пени за несвоевременную уплату транспортного налога составляет за 2014 г. – 36 248 руб. 91 коп., за 2015 г. – 19 530 руб. 68 коп., за 2016 г. – 10 204 руб. 62 коп., за 2017 г. – 2 913 руб. 84 коп., срок взыскания пени за 2015, 2016 и 2017 годы в общей сумме 32 649 руб. 14 коп. не истек.

Выслушав объяснения ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физическоголица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (часть 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (часть 2).

По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Установлено, что по состоянию на 5 июня 2019г. за административным истцом ФИО1 имеется задолженность по обязательным платежам по транспортному налогу на общую сумму 159 943 руб. 05 коп., в том числе по транспортному налогу за 2014 г. в сумме 91 045 руб. и пеням по транспортному налогу – 68 898 руб. 05 коп.

Данная задолженность образовалась в связи с неуплатой транспортного налога за 2014г., а также пеней по транспортному налогу.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Взыскание задолженности по транспортному налогу, а также пеней по транспортному налогу за 2014г. Межрайонная ИФНС №8 по РТ в судебном порядке не инициировала, в настоящее время срок обращения истек. Каких-либо причин объективного характера, препятствовавших или исключавших реализацию налоговым органом права на судебную защиту, суду не представлено.

Достоверных доказательств направления ФИО1 налогового уведомления, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа не имеется.

С учетом установленных по делу обстоятельств, вышеперечисленных норм права, суд считает требование административного истца о признании безнадежной к взысканию задолженности по транспортному налогу и пени в общей сумме 159 943 руб. 05 коп. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Суд отклоняет довод административного ответчика о том, что срок взыскания пени за 2015, 2016 и 2017 годы в общей сумме 32 649 руб. 14 коп. не истек.

Пунктом 1 статьи 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. N 11-П, изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В силу пунктов 5, 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств Налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 НК РФ.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 218, 226, 227, частью 1 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Признать безнадежной к взысканию Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Татарстан задолженность ФИО1 по транспортному налогу за 2014 г. и пени в общей сумме 159 943 руб. 05 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья