ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2576/2023 от 10.01.2024 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2А-291/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 января 2024 года г. Елизово Камчатского края

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

Председательствующего судьи Кошелева П. В.,

при секретаре Минеевой Н.В.,

с участием представителя административного истца

Бойко А.И.,

представителя административного ответчика Богратеона Л.С., на которого одновременно возложено исполнение обязанностей Главы Елизовского городского поселения, привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Контрольно-счётной палаты Елизовского городского поселения к Собранию депутатов Елизовского городского поселения о признании незаконным решения о проведении депутатского расследования,

установил:

Административный истец Контрольно-счётная палата Елизовского городского поселения (далее по тексту – КСП ЕГП) обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указав в его обоснование на то, что 8 декабря 2023 года на 23-й внеочередной сессии Собрания депутатов Елизовского городского поселения (далее по тексту – Собрание) принято решение № 404 от 8 декабря 2023 года "О депутатском расследовании по вопросу нецелесообразного использования бюджетных средств Контрольно-счётной палатой Елизовского городского поселения" (далее по тексту – Решение).

Оспариваемое решение официально опубликовано на сайте Елизовского городского поселения 08 декабря 2023 года.

С указанным решением административный истец не согласен, полагает, что данное решение уполномоченного органа нарушает права и законные интересы административного истца и подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно части статьи 37 Регламента Собрания депутатов Елизовского городского поселения принятый Собранием депутатов Елизовского городского поселения 30 марта 2006 года основанием депутатского расследования является информация, поступившая в Собрание:

о нарушениях депутатами и должностными лицами представительного, исполнительного и иных органов местного самоуправления поселения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов Камчатской области, муниципальных правовых актов Елизовского муниципального района или поселения;

о фактах, ведущих к ухудшению социально-экономического положения в муниципальном образовании или угрожающих интересам населения поселения.

На внеочередной 23-й сессии Собрания депутат Богратеон Л.С. пояснил, что смета Контрольно-счетной палаты Елизовского городского поселения в размере 31 000 000 рублей ухудшает социально-экономическое положение муниципального образования, в связи с чем необходимо провести депутатское расследование.

Контрольно-счетная палата Елизовского городского поселения полагает, что приведенный довод депутатом Богратеоном Л.С., не является основанием к депутатскому расследованию, поскольку финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа Елизовского городского поселения осуществляется за счет средств местного бюджета.

Положением о контрольно-счетной палате Елизовского городского поселения, утвержденным решением Собрания от 14 марта 2023 года № 255, правовой статус контрольно-счетной палаты определен в качестве органа местного самоуправления, обладающего правами юридического лица, являющегося муниципальным казенным учреждением.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Положения о Контрольно-счетной палате Елизовского городского поселения, Контрольно-счетная палата Елизовского городского поселения является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.

Постановлением Правительства Камчатского края №186-П от 31 марта 2023 года "Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае на 2023 год" утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда Контрольно-счетной палаты Елизовского городского поселения в размере 32 300 000 рублей.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Правовое положение казенного учреждения, закрепленное в ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно п. 11 названной статьи распространяется на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы).

Таким образом, финансирование контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляется на основании бюджетной сметы, заложенной в расходную часть соответствующего бюджета, содержащей расходы казенного учреждения согласно бюджетной классификации. Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.2 ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации проверка расходов контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований за отчетный финансовый год осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований".

В ходе осуществления исполнения бюджета муниципального образования контроль за использованием средств контрольно-счетными органами осуществляется органами, наделенными полномочиями по исполнению названных бюджетов, в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований, согласно БК РФ, устанавливающему общие положения бюджетного процесса. Так, законами субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления детализируется порядок исполнения и выделения средств на финансирование полномочий контрольно-счетных органов.

Непосредственно контрольные мероприятия исполнительными органами субъекта РФ и муниципальных образований не осуществляются, но исполнение бюджетов на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана (прогноза кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году) позволяет осуществлять контрольные действия за использованием бюджетных средств.

В соответствии со ст. 24 Устава Елизовского городского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения (далее - депутаты СД ЕГП) ежегодно утверждают бюджет поселения и отчет об его исполнении.

При утверждении бюджета депутаты СД ЕГП предварительно изучают представленные документы, и материалы в соответствии с главой 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации и обсуждают вопросы на комитетах по бюджету, другими словами, депутатам СД ЕГП заблаговременно известно, сколько денежных средств выделено тому или иному Главному распорядителю бюджетных средств (казенному учреждению поселения). В соответствии с постановлением Администрации Елизовского городского поселения № 02-п от 9 января 2023 года "Об утверждении перечня главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета Елизовского городского поселения на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов" Контрольно-счетная палата Елизовского городского поселения является главным администратором доходов бюджета Елизовского городского поселения.

Контрольно-счетная палата Елизовского городского поселения является муниципальным казенным учреждением финансовое обеспечение деятельности, которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Лицевые счета для учета операций по исполнению местного бюджета открываются и ведутся в финансовом управлении администрации города, следовательно, счет Контрольно-счетной палаты открыт в финансовом управлении.

Бюджетная смета муниципального казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится муниципальное казенное учреждение. Согласованный объем бюджетных средств, предоставляемых контрольно-счетному органу, отражается в бюджетной смете по доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на финансирование полномочий органов внешнего финансового контроля, осуществляется на этапе исполнения соответственно бюджета субъекта РФ, местного бюджета с применением метода санкционирования операций, под которым понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 267.1 БК РФ).

Отсутствие "прямого" контроля за использованием бюджетных средств контрольно-счетными органами обусловлено их особым независимым финансово-правовым статусом.

Контроль должен осуществляться с соблюдением принципов и условий, определенных действующим законодательством.

Одним из принципов деятельности контрольно-счетных органов является принцип независимости (ст.4 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований"). Прямым следствием соблюдения указанного принципа является невозможность контроля контрольно-счетного органа со стороны органов и организаций, которые в свою очередь, являются объектами внешнего финансового контроля. Данное утверждение подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, который в определении от 31 марта 2013 года № 64-АПГ13-5 прямо указал, что федеральным законодателем определен перечень объектов контроля, на которые распространяются полномочия контрольно-счетного органа, при одновременном установлении условий независимости данных органов от проверяемых ими органов и организаций (ч.4 ст.9 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований").

Собрание депутатов Елизовского городского поселения является объектом проверок со стороны Контрольно-счетной палаты Елизовского городского поселения.

Собрание депутатов Елизовского городского поселения, принимая оспариваемое решение, создало недопустимый конфликт интересов и нарушило право контрольно-счетного органа на функциональную независимость и принцип независимости в целом, то есть имеет место нарушение положений ч.4 ст. 5, ст.4, ч.4 ст.9 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Исходя из вышеизложенного, Контрольно-счетная палата Елизовского городского поселения считает, что основания для проведения депутатского расследования отсутствуют, в связи чем просит признать решение о назначении депутатского расследования незаконным.

Ссылаясь на изложенное, административный истец просил признать незаконным и отменить решение Собрание депутатов Елизовского городского поселения № 404 от 8 декабря 2023 года "О депутатском расследовании по вопросу нецелесообразности использования бюджетных средств Контрольно-счётной палатой Елизовского городского поселения".

В судебном заседании законный представитель административног ответчика - Собрания депутатов Елизовского городского поселения – временно исполняющий полномочия Главы Елизовского городского поселения – председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения Богратеон Л.С. полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, дополнительно пояснил, что решение о проведении депутатского расследования принято в интересах жителей города Елизово, поскольку у депутатов возникли сомнения в обоснованности трат, осуществляемых на обеспечение деятельности КСП ЕГП. В основу принятого решения был положен сравнительный анализ деятельности других контрольных органов, из данного анализа следует, что КСП ЕГП проводит крайне малое число проверочных мероприятий.

В судебном заседании представитель административного истца Контрольно-счётной палаты Елизовского городского поселения Бойко А.И. административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям. В представленном суду письменном мнении полагали, что решение о проведении депутатского расследования, принятое Собранием депутатов ЕГП 8 декабря 2023 года незаконно и подлежит отмене, противоречит положениям Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ, нарушает ст. 19, 37 Регламента. Кроме того, непонятно что административный ответчик понимает под нецелесообразностью, так как Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит такого понятия. Административный истец полагает, что оспариваемое решение в силу своей правовой неопределенности, неясности и неконкретности наделяет представителей Собрания депутатов необоснованно широкими полномочиями и позволяет административному ответчику действовать по своему усмотрению, то есть "злоупотреблять правом". Деятельность Контрольно-счётной палаты Елизовского городского поселения не связана с социально-экономическим положением муниципального образования, поскольку Контрольно-счётный орган не оказывает услуги и работы населению, не реализует муниципальные программы Елизовского городского поселения, в связи с чем смета КСП ЕГП никоим образом не ухудшает социально-экономического положения муниципального образования и тем более не угрожает интересам населения поселения. Кроме того, административный истец полагает, что представленный административным ответчиком сравнительный анализ произведен после подачи административного искового заявления в суд, в связи с чем он не является следствием инициативы к депутатскому расследованию, в противном случае сравнительный анализ был бы оглашен и изучен на 23-ей внеочередной сессии. Кроме того, некорректно сравнение показателей Контрольно-счетного органа городского поселений и района, так как в данном случае объекты сравнения не являются однородными объектами. Таблица № 1 не соответствует приложенным отчетам. Административным ответчиком не представлено доказательств, что смета Контрольно-счётной палаты ухудшает социально-экономическое положение муниципального образования.

Выслушав явившихся лиц, исследовав и оценив по правилам ст. ст. 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

B соответствии с пунктом 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд c требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, y вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этик решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении o признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

B силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования o признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее по тексту - Федеральный закон № 6-ФЗ от 7 февраля 2011 года) контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации, контрольно-счетный орган федеральной территории, контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетны соответственно законодательному органу субъекта Российской Федерации, представительному органу федеральной территории, представительному органу муниципального образования (далее также - законодательные (представительные) органы). Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Деятельность контрольно-счетных органов не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий законодательного (представительного) органа.

В ст. 4 Федерального закона № 6-ФЗ от 7 февраля 2011 года указано, что деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, открытости и гласности.

Статьей 8 указанного закона установлено, что воздействие в какой-либо форме на должностных лиц контрольно-счетных органов в целях воспрепятствования осуществлению ими должностных полномочий или оказания влияния на принимаемые ими решения, а также насильственные действия, оскорбления, а равно клевета в отношении должностных лиц контрольно-счетных органов либо распространение заведомо ложной информации об их деятельности влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации. Должностные лица контрольно-счетных органов подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Должностные лица контрольно-счетных органов обладают гарантиями профессиональной независимости.

Частью 4 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ предусмотрено, что внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении … органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.

В ст. 12 Федерального закона № 6-ФЗ указано, что контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно. Планирование деятельности контрольно-счетных органов осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений законодательных (представительных) органов, предложений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, руководителей исполнительно-распорядительных органов федеральных территорий, глав муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 6-ФЗ от 7 февраля 2011 года контрольно-счетные органы ежегодно подготавливают отчеты о своей деятельности, которые направляются на рассмотрение в законодательные (представительные) органы. Указанные отчеты контрольно-счетных органов опубликовываются в средствах массовой информации или размещаются в сети Интернет только после их рассмотрения законодательными (представительными) органами.

B соответствии co ст. 22 Устава Елизовского городского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае, утверждённым решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 31 июля 2006 года (в редакции от 26 сентября 2019 года) Собрание депутатов Елизовского городского поселения является представительным органом местного самоуправления.

Собрание депутатов поселения и администрация поселения как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

Компетенция Собрания депутатов Елизовского городского поселения определена ст. 24 Устава.

Согласно статье 36 Устава для реализации своих контрольных полномочий Собрание депутатов принимает решение о создании контрольного органа - контрольно-счетной палаты городского поселения и утверждает Положение о контрольно-счетной палате городского поселения. Контрольно-счетная палата городского поселения образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольно-счетная палата формируется Собранием депутатов.

Решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения четвертого созыва, пятнадцатая сессия № 255 от 14 марта 2023 года принят муниципальный нормативный правовой акт "Положение o Контрольно-счётной палате Елизовского городского поселения" (далее по тексту – Положение).

Контрольно-счётная палата Елизовского городского поселения является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется представительным органом Елизовского городского поселения - Собранием депутатов Елизовского городского поселения и ему подотчетна. Контрольно-счётная палата Елизовского городского поселения обладает организационной и функциональной независимостью и свою деятельность осуществляет самостоятельно; является органом местного самоуправления, муниципальным казенным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет печать и бланки co своим наименованием. Деятельность Контрольно-счётной палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, открытости и гласности.

В соответствии со статьей 9 Положения воздействие в какой-либо форме на должностных лиц Контрольно-счётной палаты в целях воспрепятствования осуществлению ими должностных полномочий или оказания влияния на принимаемые ими решения влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Камчатского края. Должностные лица Контрольно-счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости.

Статьей 10 Положения закреплены основные полномочия Контрольно-счётной палаты, в число которых входит, в том числе, организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета Елизовского городского поселения, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; экспертиза проектов бюджета Елизовского городского поселения, проверка и анализ обоснованности его показателей; внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Елизовского городского поселения; проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения местного бюджета в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в Собрание депутатов и Главе Елизовского городского поселения.

Согласно части 2 указанной статьи Положения внешний финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой, в том числе и в отношении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности Елизовского городского поселения.

Как указано в статье 13 Положения Контрольно-счётная палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно. Планирование деятельности Контрольно-счётной палаты на очередной год осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Собрания депутатов, предложений Главы Елизовского городского поселения, представленных в Контрольно-счётную палату до 01 декабря года, предшествующего очередному году.

В соответствии со статьей 22 Положения Контрольно-счетная палата ежегодно представляет отчет о своей деятельности, который не позднее 1 марта года следующего за отчетным направляется на рассмотрение в Собрание депутатов.

Финансовое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется за счет средств бюджета Елизовского городского поселения и предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить осуществление возложенных на нее полномочий. Контроль за использованием Контрольно-счетной палатой бюджетных средств и муниципального имущества осуществляется на основании Решения Собрания депутатов.

Таким образом, нормы Положения свидетельствуют о независимости Контрольно-счетной палаты, в нем не содержится прямого указания о подконтрольности КСП Собранию депутатов, есть лишь указание о том, что Контрольно-счётная палата отчитывается перед Собранием один раз в год.

Рассмотрение и утверждение местного бюджета регулируется муниципальным нормативно-правовым актом "Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Елизовском городском поселении", принятым Решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения №166 от 15 ноября 2011 года.

Судом установлено, что Решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения четвертого созыва, двадцать третья сессия № 404 "О депутатском расследовании по вопросу целесообразности использования бюджетных средств Контрольно-счетной палатой Елизовского городского поселения" от 8 декабря 2023 года, назначено депутатское расследование по вопросу нецелесообразного использования бюджетных средств Контрольно-счетной палатой Елизовского городского поселения (п. 1).

Пунктом 2 названного решения создана комиссия из состава депутатов: Богратеона Л.С., Ершова С.Г., Ляшенко В.В., Лысенко К.С., Хурина Т.А. Председателем комиссии назначен Богратеон Л.С. (п. 3 Решения).

В пункте 4 Решения определен срок проведения депутатского расследования – 1 месяц, с правом последующей пролонгации в соответствии с распоряжением Главы Елизовского городского поселения – председателя собрания депутатов Елизовского городского поселения.

Как следует из решения № 404 оно вступает в силу c момента принятия. Решение опубликовано на официальном сайте Елизовского городского поселения.

Как видно из копии проекта повестки дня 23 сессии Собрания депутатов Елизовского городского поселения на 8 декабря 2023 года, в повестку вопрос о проведении депутатского расследования деятельности КСП ЕГП включен не был.

Из представленной копии протокола 23 внеочередной сессии Собрания депутатов Елизовского городского поселения четвертого созыва от 8 декабря 2023 года, состоявшегося в 11 часов 00 минут, на котором присутствовало 14 из 20 депутатов при кворуме сессии в 11 депутатов, следует, что в повестку сессии были внесены 10 вопросов. Из текста протокола видно, что в повестку дня по инициативе депутата Богратеона Л.С. внесен вопрос о проведении депутатского расследования в отношении КСП ЕГП. В результате голосования, вопрос был включен в повестку сессии, и в дальнейшем по нему было принято положительное решение большинством голосов.

Порядок созыва, подготовки сессии, рассмотрения и принятия решений, структуру Собрания депутатов Елизовского городского поселения, порядок формирования комитетов, комиссий, групп, их функции, участие в сессиях Собрания депутатов Елизовского городского поселения, а также другие вопросы организации деятельности Собрания депутатов Елизовского городского поселения регулирует Регламент Собрания депутатов Елизовского городского поселения, принятый Собранием депутатов Елизовского городского поселения 30 марта 2006 года (ст. 1 Регламента).

Деятельность Собрания строится на принципах: законности; самостоятельности и независимости; защиты прав и интересов граждан; подконтрольности населению; гласности и интересов личности; коллегиальности (ст. 4 Регламента).

На основании п. 1 ст. 7 Регламента основной формой работы Собрания является сессия, на которой оно решает вопросы, отнесенные к его ведению законодательством Российской Федерации, Камчатской области и Уставом поселения.

Внеочередные сессии Собрания созываются по инициативе:

- Главы Елизовского городского поселения, исполняющего полномочия председателя Собрания;

- не менее чем одной трети от установленного числа депутатов Собрания (не менее 7 депутатов);

- Главы администрации Елизовского городского поселения.

Требования о созыве внеочередной сессии Собрания передаются в письменном виде Главе Елизовского городского поселения, исполняющему полномочия председателя Собрания, а в его отсутствие – заместителю председателя Собрания, исполняющему обязанности Главы Елизовского городского поселения, с указанием вопроса, выносимого на рассмотрение сессии, и кратким обоснованием необходимости созыва сессии.

Внеочередная сессия созывается не позднее, чем через две недели с момента поступления требования, а в случае чрезвычайной ситуации - 24 часов (п. 4 ст. 7 Регламента).

В соответствии с п. 5 ст. 7 Регламента о времени созыва и месте проведения сессии Собрания, а также о вопросах, внесенных на рассмотрение сессии, аппарат Собрания извещает депутатов не позднее, чем за 7 дней до начала работы сессии.

Сессия Собрания правомочна, если на ней присутствуют более половины от установленного числа депутатов Собрания. Для определения правомочности сессии Собрания перед каждой сессией проводится регистрация депутатов. Перед голосованием может быть проведена дополнительная регистрация (п. 6 ст. 7 Регламента).

Согласно ст. 8 Регламента сессии Собрания являются открытыми и ведутся гласно. Представители прессы, радио и телевидения могут присутствовать на заседаниях Собрания.

По решению Собрания:

- сессии могут транслироваться по телевидению и радио;

- могут проводиться закрытые заседания Собрания.

Решение о проведении закрытого заседания Собрания принимается по требованию Главы Елизовского городского поселения - председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения, либо по требованию не менее одной трети от установленного числа депутатов Собрания депутатов. Решение о проведении закрытого заседания считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов, присутствующих на заседании. Лица, не являющиеся депутатами Собрания депутатов Елизовского городского поселения, могут присутствовать на закрытом заседании только по решению Собрания. На закрытых заседаниях Собрания рассматриваются вопросы, к которым имеется ограничение доступа к информации, установленное федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В работе сессии, как правило, принимают участие Глава администрации Елизовского городского поселения, представители прокуратуры, а также могут приглашаться Глава и депутаты Думы Елизовского муниципального района.

По решению Собрания в сессиях могут принимать участие депутаты Законодательного собрания Камчатского края, Губернатор Камчатского края либо его заместители, руководители органов исполнительной власти Камчатского края, района и других поселений, представители средств массовой информации. На открытых сессиях Собрания депутатов вправе присутствовать, граждане, представители организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления.

На сессии Собрания ведется протокол и, по возможности, аудиозапись, которые хранятся в течение всего периода полномочий Собрания.

В соответствии со ст. 19 Регламента проект повестки дня сессии Собрания формируется Главой Елизовского городского поселения, исполняющим полномочия председателя Собрания депутатов, на основании плана работы и предложений, поступивших в Собрание депутатов. Одновременно с включением вопроса в проект повестки дня назначается ответственный за его подготовку (п. 1).

Вопросы, внесенные депутатами Собрания и Главой администрации Елизовского городского поселения, подлежат включению в повестку сессии (п. 2).

Перед сессией Собрания могут проводиться слушания в депутатских комиссиях по отдельным вопросам повестки дня. В день сессии слушания проводиться не могут (п. 3).

При формировании повестки предстоящей сессии в ней последним пунктом может быть предусмотрен раздел "Разное", в рамках которого по решению большинства присутствующих на сессии депутатов может быть предоставлено право внести депутатский запрос, сделать заявление, предоставить для рассмотрения иные вопросы, не требующие юридических или экономических оценок и обоснований (п. 4).

Внеочередные сессии созываются не позднее, чем через две недели c момента поступления требования o созыве, a в случае чрезвычайной ситуации - 24 часов. O времени созыва и месте проведения сессии Собрания, а также o вопросах, внесенных на рассмотрение сессии, аппарат Собрания извещает депутатов не позднее, чем за 7 дней до начала работы сессии (ст. 7 Регламента).

В силу ст. 37 Регламента по требованию группы депутатов численностью не менее трех человек, а также по решению комитетов и комиссий Собрание назначает депутатское расследование.

Основанием депутатского расследования является информация, поступившая в Собрание:

- о нарушениях депутатами и должностными лицами представительного, исполнительного и иных органов местного самоуправления поселения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов Камчатской области, муниципальных правовых актов Елизовского муниципального района или поселения;

- о фактах, ведущих к ухудшению социально-экономического положения в муниципальном образовании или угрожающих интересам населения поселения.

При принятии Собранием решения о назначении депутатского расследования создается комиссия из состава депутатов, назначается ее председатель и определяются сроки проведения депутатского расследования. Заседания комиссии оформляются протоколом. Все органы местного самоуправления и их должностные лица на территории поселения обязаны оказывать необходимое содействие в проведении депутатского расследования, беспрепятственно предоставлять необходимые для объективного изучения вопроса сведения и документы в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне. Никто не вправе уклоняться от дачи объяснений депутатам, ведущим депутатское расследование. Председатель комиссии по результатам расследования представляет мотивированное заключение, по которому Собранием принимается решение в рамках своих полномочий.

Административный ответчик в обоснование возражений на административное исковое заявление ссылается на то, что доводы административного истца, изложенные в исковом заявлении противоречивы и не обоснованные. Так, в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов административный истец указывает, что мнение депутата Богратеона Л.С. об ухудшений социально-экономического положения муниципального образования сметой на содержание КСП в размере 31 миллиона рублей "не является основанием к депутатскому расследованию, поскольку финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа ЕГП осуществляется за счет средств местного бюджета", ссылается на норматив, установленный постановлением Правительства Камчатского края № 186-П от 31.03,2023.

Однако истцом не принято во внимание, что установление норматива само по себе не означает обязанности представительного органа утверждать финансирование расходов органов местного самоуправления в размере установленного норматива. Решение о бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается, представительным органом исходя из обоснованности предстоящих расходов, минимизации дефицита доходов, соразмерности будущих доходов и расходов.

В соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса РФ "Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации" (часть 2) муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Таким образом, Собрание депутатов при обсуждении решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период вправе установить расходы на содержание КСП ниже установленного норматива. В целях обсуждения обоснованности, целесообразности, экономности и эффективности расходования бюджетных средств на содержание КСП, предусмотренных проектом решения о бюджете Елизовского городского поселения и было Инициировано депутатское расследование и направлен соответствующий запрос документов в адрес КСП, в соответствии с полномочиями депутатов, Собрания депутатов, установленными Уставом, регламентом, запрос информации не нарушает принципов функциональной независимости КСП и не является способом контроля, как полагает КСП.

В то же время в соответствии с частью 5 Регламента Собрание непосредственно и через создаваемые им органы, в пределах своей компетенции Осуществляет контроль за соблюдением и исполнением принятых им муниципальных правовых актов, а также правовых актов Елизовского муниципального района законодательных актов областных и федеральных органов власти.

Административный истец ссылается в своем иске на принцип независимости, установленный статьёй 4 Федерального закона № 6-ФЗ, забывая о других принципах деятельности контрольно-счетных органов, установленных данной статьей: законности, объективности, эффективности, открытости и гласности. Соблюдение "забытых" административным истцом принципов не повлекло бы настоящего судебного разбирательства путем злоупотребления правом.

Согласно части 5 статьи 37 Регламента все органы местного самоуправления и их должностные лица на территории поселения обязаны оказывать необходимое содействие в проведении депутатского расследования беспрепятственно предоставлять необходимые для объективного изучения вопроса сведения и документы в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне. Никто не вправе уклоняться от дачи объяснений депутатам, ведущим депутатское расследование.

Вместе с тем КСП игнорирует любые обращения Собрания депутатов, направляемых в ее адрес и содержащих просьбы о предоставлении той или иной информации о деятельности КСП.

При таких обстоятельствах административный ответчик полагает, что обжалуемые административным истцом решения являются законными и обоснованными, поскольку приняты уполномоченным органом, в легитимном составе, числом голосов, необходимым для принятия ненормативного правового акта и полностью соответствует требованиям Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Елизовского городского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае, муниципального нормативного правового акта "Положения o Контрольно-счетной палате в Eлизовском городском поселении" от 25 мая 2015 года № 218-НПА.

В соответствии с частями 1-2, 4 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

В судебном разбирательстве доводы административного истца нашли свое подтверждение, так как Решение о проведении депутатского расследования нарушает нормы законодательства, которые наделяют контрольно-счетные органы самостоятельностью и независимостью, тем самым могут нарушить деятельность данного органа. Действующее законодательство не указывает о подконтрольности контрольно-счетной палаты Собранию депутатов, несмотря на то, что создается решением Собрания. Законодатель указывает лишь о подотчетности. Судом установлено, что КСП ЕГП ежегодно отчитывается перед Собранием депутатов ЕГП, отчеты находятся в открытом доступе, кроме того, депутаты не лишены возможности обратиться в вышестоящий контрольно-счетный орган за информацией и разъяснениями. Исходя из изложенных норм законодательства Собрание депутатов, в том числе, является объектом проверок контрольно-счетным органом. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что контрольно-счетный орган не может быть подконтролен Собранию, поскольку оно само является объектом контроля указанного органа. При принятии оспариваемого решения, Собрание депутатов, злоупотребляет своими правами и пытается вмешаться в деятельность контрольно-счетного органа. Также административный истец указал на то, что бюджет принимается Собранием депутатов ЕГП, и при его принятии депутаты не были лишены права изменения сметы КСП ЕГП, однако этого не было сделано.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 Конституции Российской Федерации).

Частью третьей статьи 132 Конституции Российской Федерации установлено, что Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Таким образом, основная цель местного самоуправления, как следует из приведенных положений Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, высказанных в постановлениях от 30 ноября 2000 года N 15-П, от 2 апреля 2002 года N 7-П, от 29 марта 2011 года N 2-П, от 26 апреля 2016 года N 13-П, от 3 июля 2019 года N 26-П, от 30 мая 2023 года N 27-П и др., - это решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение базовых жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление - непосредственно и через органы местного самоуправления - муниципальной власти, по своей природе являющейся властью местного сообщества.

Исходя из смысла указанных выше норм, муниципальные органы должны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы без лишней на то необходимости не порождать ситуаций, в которых подрывалось бы доверие населения к органам местной власти.

Собранию депутатов Елизовского городского поселения этого сделать не удалось.

Согласно п. 5 ч. 6 ст. 18 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации вправе по обращению контрольно-счетных органов муниципальных образований или представительных органов муниципальных образований осуществлять анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований и давать рекомендации по повышению эффективности их работы.

Таким образом, в случае, если представительный орган (административный ответчик по делу) имеет достаточные основания полагать, что деятельность контрольно-счётного органа соответствующего муниципального образования вызывает вопросы у депутатов, представительный орган имеет предусмотренные федеральным законом полномочия обратиться в контрольно-счётный орган субъекта Российской Федерации с предложением провести анализ деятельности муниципального контрольно-счётного органа.

По смыслу закона данная норма специально введена законодателем для того, чтобы избежать конфликта интересов между с одной стороны - представительным органом муниципального образования, действительно имеющим право проведения депутатского расследования, и одновременно являющегося объектом внешнего муниципального финансового контроля, осуществляемого другой стороной потенциального конфликта интересов – контрольно-счётного органом муниципального образования.

Оспариваемое решение Собрания депутатов Елизовского городского поселения не соответствует основополагающим принципам, на основании которых осуществляется деятельность органов местного самоуправления, является необоснованным вмешательством органа, являющегося объектом внешнего финансового муниципального контроля в деятельность органа, осуществляющий указанный контроль, а потому подлежит признанию незаконным.

Вместе с тем, доводы истца о том, что вопрос о проведении депутатского расследования не был включен в повестку дня и не должен был рассматриваться, судом во внимание не принимается, так как согласно статьи 21 Регламента проект повестки сессии Собрания оглашается председательствующим и подготовленные вопросы принимается за основу не менее чем 1/2 от присутствующих на сессии депутатов. Предложения по включению в повестку новых вопросов принимаются в том случае, если за них проголосовало большинство депутатов Собрания, присутствующих на сессии. Предложения о внесении в повестку сессии обсуждения нормативных правовых актов без предварительной подготовки не допускаются.

Доводы административного ответчика судом отклоняются, поскольку ответчик ссылается на сравнительный анализ, который представляет собой таблицы, в которых отсутствует дата, отсутствуют сведения о лице, производившем сравнительный анализ, непонятно из каких источников получена информация для сравнительного анализа, отсутствуют подписи и печати. Кроме того, сведения, содержащиеся в таблицах, противоречат сведениям из отчетов, представленных административным истцом. Административным ответчиком не представлено доказательств о фактах, ведущих к ухудшению социально-экономического положения в муниципальном образовании или угрожающих интересам населения поселения, в оспариваемом решении такой информации не содержится. Вместе с тем в ст. 37 Регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для проведения депутатского расследования, которые в ходе судебного разбирательства установлены не были.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Вместе с тем, в нарушение требований статьи 62 КАС РФ, административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие необоснованность заявленных административным истцом требований, в то время как стороной административного истца представлены доказательства, подтверждающие незаконность оспариваемого им решения.

Учитывая изложенное, требования административного истца о признании оспариваемого им решения незаконным подлежат удовлетворению, поскольку в данном случае имеются в совокупности условия, предусмотренные статьей 227 КАС РФ, необходимые для признания действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Контрольно-счётной палаты Елизовского городского поселения удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение № 404 "О депутатском расследовании по вопросу нецелесообразного использования бюджетных средств Контрольно-счётной палатой Елизовского городского поселения", принятое 8 декабря 2023 года Собранием депутатов Елизовского городского поселения на двадцать третьей сессии четвёртого созыва.

Меры предварительной защиты, установленные определением от 21 декабря 2023 года, сохранить до вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 1 февраля 2024 года.

Судья П.В. Кошелев

"КОПИЯ ВЕРНА"

Решение в законную силу НЕ вступило. Подлинный экземпляр находится в материалах дела № 2А-291/2024 (41RS0002-01-2023-004684-63) в Елизовском районном суде Камчатского края.

Судья П.В. Кошелев