РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года в городе Новом Уренгое Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Шафоростовой О. Ю., при секретаре судебного заседания Казаковой А. А., с участием помощника прокурора города Нового Уренгоя ФИО1, представителя административного ответчика администрация города Нового Уренгоя ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2578/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Нового Уренгоя о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
установил:
Прокурор города Нового Уренгоя обратился в суд с административным иском, в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Нового Уренгоя о признании незаконным бездействия, выраженного в непостановке на кадастровый учёт автомобильных дорог, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Нового Уренгоя проведена проверка соблюдения администрацией города Нового Уренгоя требований федерального законодательства при осуществлении дорожной деятельности в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», в результате которой установлено, что административным ответчиком не принимаются меры к проведению паспортизации в отношении автомобильных дорог местного значения на территории города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа. Неисполнение органом местного самоуправления обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог нарушает права и интересы граждан, участников дорожного движения, в связи с чем, прокурор, с целью защиты интересов неопределенного круга лиц, просит: признать незаконным бездействие администрации города Нового Уренгоя по непостановке на кадастровый учёт автомобильных дорог поселения, а именно: реконструкция проспекта Мира в районе Коротчаево; автодорога к в/ч 31958, местоположение: г. Новый Уренгой, Западная промзона; автопроезд к военному городку, местоположение: г. Новый Уренгой, Западная промзона; автодорога землевозная, местоположение: г. Новый Уренгой, от автодороги на поселок Ево-Яха до границы города, КН 89:11:000000:905; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, КТП- 962, от ж/д линии до пересечения с ул. Западной, КН 89:11:080201:1046; автомобильный мост через реку Хэнуяха, местоположение: р-н Коротчаево, обеспечивающий автомобильное сообщение между жилыми поселками КТП-962 и Локомотивное депо, КН 89:11:080201:974; подъездная дорога, местоположение: р-н Лимбяяха, ул. Зеленая, к жилым домам № 21, 22, 23, КН 89:11:070101:2570; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-21, от жилого дома № 2 по ул. Труда до жилого дома № 2 по ул. Советская, КН 89:11:000000:1576; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-21, от ул. Шоссейная до МДОУ «Оленёнок», КН 89:11:080201:1271; автодорога, местоположение: р-н Лимбяяха, между мкр. Приозерный и мкр. Надежда, КН 89:11:000000:5502; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, СМП-522, от жилого дома № 3 пл. Ленина до бани, КН 89:11:080201:2185; дорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-5, дорога к котельной, КН 89:11:080201:2167; центральная автодорога, местоположение: р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, от стелы до жилого дома № 11/2, КН 89:11:070101:2656; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, от ул. Заполярная до поселка «Мостоотряд-93», КН 89:11:080201:866; подъездная дорога, местоположение: р-н Лимбяяха, к поликлинике МУЗ ГБ № 2, КН 89:11:000000:5501; участок дороги, местоположение: р-н Коротчаево, ПСО-40, участок дороги на РММ, КН 89:11:080201:2149; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-5, от магазина по ул. 60 лет Победы до пересечения с ул. Шоссейная, КН 89:11:000000:5494; участок автодороги, местоположение: р-н Лимбяяха, до ПРТЭЦ, от земельного участка индивидуальной застройки до моста через ручей, КН 89:11:070101:1198; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, от ул. Заполярная до ул. Мостостроителей, КН 89:11:080201:5538; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, от ул. Заполярная до пересечения с ул. Школьная, КН 89:11:080201:5540; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, к районной котельной Коротчаево, КН 89:11:080201:5539, обязать администрацию города Нового Уренгоя в срок до 31.12.2021 поставить на кадастровый учёт указанные автомобильные дороги, расположенные в границах населенного пункта – город Новый Уренгой, и оформить право собственности на них.
Определением судьи от 12.08.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Определением суда от 03.09.2021, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса администрации города Нового Уренгоя.
В судебном заседании помощник прокурора города Нового Уренгоя ФИО1 на удовлетворении административного иска настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрация города Нового Уренгоя ФИО2 (действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты], выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ) требования административного иска не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, приобщённом к материалам настоящего административного дела.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу, Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса администрации города Нового Уренгоя, извещённые о месте и времени судебного разбирательства по настоящему административному делу, в том числе публично, посредством размещения сведений на официальном сайте Новоуренгойского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явились, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заинтересованным лицом Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса администрации города Нового Уренгоя представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, который приобщён к материалам настоящего административного дела.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объёме.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В п. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАСРФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Подп. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и указанным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно положениям п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
Статьи 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст. 17 указанного Федерального закона).
Ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесённых настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 3 указанного федерального закона, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено, следующие автомобильные дороги: реконструкция проспекта Мира в районе Коротчаево; автодорога к в/ч 31958, местоположение: г. Новый Уренгой, Западная промзона; автопроезд к военному городку, местоположение: г. Новый Уренгой, Западная промзона; автодорога землевозная, местоположение: г. Новый Уренгой, от автодороги на поселок Ево-Яха до границы города, КН 89:11:000000:905; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, КТП- 962, от ж/д линии до пересечения с ул. Западной, КН 89:11:080201:1046; автомобильный мост через реку Хэнуяха, местоположение: р-н Коротчаево, обеспечивающий автомобильное сообщение между жилыми поселками КТП-962 и Локомотивное депо, КН 89:11:080201:974; подъездная дорога, местоположение: р-н Лимбяяха, ул. Зеленая, к жилым домам № 21, 22, 23, КН 89:11:070101:2570; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-21, от жилого дома № 2 по ул. Труда до жилого дома № 2 по ул. Советская, КН 89:11:000000:1576; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-21, от ул. Шоссейная до МДОУ «Оленёнок», КН 89:11:080201:1271; автодорога, местоположение: р-н Лимбяяха, между мкр. Приозерный и мкр. Надежда, КН 89:11:000000:5502; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, СМП-522, от жилого дома № 3 пл. Ленина до бани, КН 89:11:080201:2185; дорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-5, дорога к котельной, КН 89:11:080201:2167; центральная автодорога, местоположение: р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, от стелы до жилого дома № 11/2, КН 89:11:070101:2656; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, от ул. Заполярная до поселка «Мостоотряд-93», КН 89:11:080201:866; подъездная дорога, местоположение: р-н Лимбяяха, к поликлинике МУЗ ГБ № 2, КН 89:11:000000:5501; участок дороги, местоположение: р-н Коротчаево, ПСО-40, участок дороги на РММ, КН 89:11:080201:2149; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-5, от магазина по ул. 60 лет Победы до пересечения с ул. Шоссейная, КН 89:11:000000:5494; участок автодороги, местоположение: р-н Лимбяяха, до ПРТЭЦ, от земельного участка индивидуальной застройки до моста через ручей, КН 89:11:070101:1198; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, от ул. Заполярная до ул. Мостостроителей, КН 89:11:080201:5538; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, от ул. Заполярная до пересечения с ул. Школьная, КН 89:11:080201:5540; автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, к районной котельной Коротчаево, КН 89:11:080201:5539, являются автомобильными дорогами местного значения муниципального образования «город Новый Уренгой» Ямало-Ненецкого автономного округа.
В ходе проверки, проведённой прокуратурой города Нового Уренгоя, было установлено, что администрацией города Нового Уренгоя не принимается мер к постановке указанных автомобильных дорог на кадастровый учёт. На данные автомобильные дороги отсутствуют кадастровые паспорта.
Указанные обстоятельства нашли своё подтверждение в ходе рассмотрения дела, административным ответчиком не опровергнуты.
Согласно доводам стороны административного ответчика, работы по постановке спорных автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования на кадастровый учёт не проводились, в том числе, в связи с отсутствием финансирования.
Между тем, согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения.
Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учёту в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учёт производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий. Учёт дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог.
Согласно подп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утверждённой Приказом Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений, текущие и периодические осмотры, обследования и испытания искусственных сооружений, оценка качества содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений, аудит безопасности дорожного движения, оценка освещенности автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утверждён Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 № 150. В соответствии с п. 2 указанного Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения – органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п. 3 Порядка).
Согласно п. 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
В силу п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ автомобильные дороги и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населённых пунктов поселения.
При этом согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Из положений ч. 1 ст. 130 ГК РФ и разъяснений, изложенных в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что для квалификации вещи в качестве недвижимой, необходимо установить её прочную связь с землей, а также то, что она создавалась по правилам, установленным для создания недвижимой вещи и имеет определённое функциональное использование.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права следует, что, поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог, расположенных в границах города Нового Уренгоя относится к вопросам местного значения администрации города Нового Уренгоя, работы по паспортизации дорог и постановке их на кадастровый учёт должны проводиться административным ответчиком.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административный ответчик в нарушение вышеприведенной нормы права не обеспечил предоставление в суд доказательств, подтверждающих необоснованность исковых требований прокурора, предъявленных к нему.
При таких обстоятельствах, учитывая, что не постановка на кадастровый учёт и отсутствие регистрации права собственности на спорные дороги общего пользования местного значения влечёт невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанности администрации города Нового Уренгоя по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также создаёт предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние, суд полагает, что оспариваемое прокурором в рамках настоящего дела бездействие администрации города Нового Уренгоя нарушает права неопределенного круга лиц и свидетельствует о невыполнении администрацией города Нового Уренгоя возложенных на неё обязанностей, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора города Нового Уренгоя в полном объёме.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), расходы которых осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед органом местного самоуправления задач не имеется, данный вопрос требует своевременного подхода к определению перечня установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей. Отсутствие либо недостаточность финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения действующего законодательства.
Исходя из принципа разумности, с учётом конкретных обстоятельств и необходимости предоставления административному ответчику достаточного времени для работ с учётом процедуры оформления, получения денежных средств, суд полагает возможным установить для администрации города Новый Уренгой срок, предложенный прокурором – до 31.12.2021, для устранения допущенных нарушений требований безопасности дорожного движения, принимая во внимание объективную необходимость защиты прав неопределённого круга лиц на безопасные условия движения по дорогам РФ.
Исходя из требований п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора города Нового Уренгоя удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Нового Уренгоя, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учёт земельных участков, занятых автомобильными дорогами, а именно:
1) реконструкция проспекта Мира в районе Коротчаево;
2) автодорога к в/ч 31958, местоположение: г. Новый Уренгой, Западная промзона;
3) автопроезд к военному городку, местоположение: г. Новый Уренгой, Западная промзона;
4) автодорога землевозная, местоположение: г. Новый Уренгой, от автодороги на поселок Ево-Яха до границы города, КН 89:11:000000:905;
5) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, КТП- 962, от ж/д линии до пересечения с ул. Западной, КН 89:11:080201:1046;
6) автомобильный мост через реку Хэнуяха, местоположение: р-н Коротчаево, обеспечивающий автомобильное сообщение между жилыми поселками КТП-962 и Локомотивное депо, КН 89:11:080201:974;
7) подъездная дорога, местоположение: р-н Лимбяяха, ул. Зеленая, к жилым домам № 21, 22, 23, КН 89:11:070101:2570;
8) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-21, от жилого дома № 2 по ул. Труда до жилого дома № 2 по ул. Советская, КН 89:11:000000:1576;
9) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-21, от ул. Шоссейная до МДОУ «Оленёнок», КН 89:11:080201:1271;
10) автодорога, местоположение: р-н Лимбяяха, между мкр. Приозерный и мкр. Надежда, КН 89:11:000000:5502;
11) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, СМП-522, от жилого дома № 3 пл. Ленина до бани, КН 89:11:080201:2185;
12) дорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-5, дорога к котельной, КН 89:11:080201:2167;
13) центральная автодорога, местоположение: р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, от стелы до жилого дома № 11/2, КН 89:11:070101:2656;
14) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, от ул. Заполярная до поселка «Мостоотряд-93», КН 89:11:080201:866;
15) подъездная дорога, местоположение: р-н Лимбяяха, к поликлинике МУЗ ГБ № 2, КН 89:11:000000:5501;
16) участок дороги, местоположение: р-н Коротчаево, ПСО-40, участок дороги на РММ, КН 89:11:080201:2149;
17) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-5, от магазина по ул. 60 лет Победы до пересечения с ул. Шоссейная, КН 89:11:000000:5494;
18) участок автодороги, местоположение: р-н Лимбяяха, до ПРТЭЦ, от земельного участка индивидуальной застройки до моста через ручей, КН 89:11:070101:1198;
19) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, от ул. Заполярная до ул. Мостостроителей, КН 89:11:080201:5538;
20) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, от ул. Заполярная до пересечения с ул. Школьная, КН 89:11:080201:5540;
21) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, к районной котельной Коротчаево, КН 89:11:080201:5539.
Обязать администрацию города Нового Уренгоя в срок до 31.12.2021 совершить предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке на кадастровый учёт и оформлению права собственности на земельные участки, занятые автомобильными дорогами, а именно:
1) реконструкция проспекта Мира в районе Коротчаево;
2) автодорога к в/ч 31958, местоположение: г. Новый Уренгой, Западная промзона;
3) автопроезд к военному городку, местоположение: г. Новый Уренгой, Западная промзона;
4) автодорога землевозная, местоположение: г. Новый Уренгой, от автодороги на поселок Ево-Яха до границы города, КН 89:11:000000:905;
5) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, КТП- 962, от ж/д линии до пересечения с ул. Западной, КН 89:11:080201:1046;
6) автомобильный мост через реку Хэнуяха, местоположение: р-н Коротчаево, обеспечивающий автомобильное сообщение между жилыми поселками КТП-962 и Локомотивное депо, КН 89:11:080201:974;
7) подъездная дорога, местоположение: р-н Лимбяяха, ул. Зеленая, к жилым домам № 21, 22, 23, КН 89:11:070101:2570;
8) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-21, от жилого дома № 2 по ул. Труда до жилого дома № 2 по ул. Советская, КН 89:11:000000:1576;
9) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-21, от ул. Шоссейная до МДОУ «Оленёнок», КН 89:11:080201:1271;
10) автодорога, местоположение: р-н Лимбяяха, между мкр. Приозерный и мкр. Надежда, КН 89:11:000000:5502;
11) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, СМП-522, от жилого дома № 3 пл. Ленина до бани, КН 89:11:080201:2185;
12) дорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-5, дорога к котельной, КН 89:11:080201:2167;
13) центральная автодорога, местоположение: р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, от стелы до жилого дома № 11/2, КН 89:11:070101:2656;
14) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, от ул. Заполярная до поселка «Мостоотряд-93», КН 89:11:080201:866;
15) подъездная дорога, местоположение: р-н Лимбяяха, к поликлинике МУЗ ГБ № 2, КН 89:11:000000:5501;
16) участок дороги, местоположение: р-н Коротчаево, ПСО-40, участок дороги на РММ, КН 89:11:080201:2149;
17) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, МК-5, от магазина по ул. 60 лет Победы до пересечения с ул. Шоссейная, КН 89:11:000000:5494;
18) участок автодороги, местоположение: р-н Лимбяяха, до ПРТЭЦ, от земельного участка индивидуальной застройки до моста через ручей, КН 89:11:070101:1198;
19) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, от ул. Заполярная до ул. Мостостроителей, КН 89:11:080201:5538;
20) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, от ул. Заполярная до пересечения с ул. Школьная, КН 89:11:080201:5540;
21) автодорога, местоположение: р-н Коротчаево, к районной котельной Коротчаево, КН 89:11:080201:5539.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 11 октября 2021 года путём подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.
Председательствующий: