Дело № 2а-2578/2021 УИД 34RS0003-01-2021-003740-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 08 декабря 2021 года
Кировский районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Самсоновой М.В..
При секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации <адрес> Волгограда об оспаривании решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение, возложении обязанности,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> Волгограда об оспаривании решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано, чтоона является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Б. Административный истец обратилась в администрацию <адрес> Волгоградас заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое. Административным ответчиком принято решение № от <ДАТА> об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, так как в предоставленном проекте неправильно указана аббревиатура, а именно: Перепланировка, переустройство и перевод из объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) в нежилое здание (пансионат для престарелых), расположенного по адресу: <адрес> Б. Полагает, что решение администрации <адрес> Волгограда противоречит нормам действующего законодательства. Просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика от <ДАТА>№ об отказе в переводе жилого помещения в нежилое; обязать административного ответчика перевести жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Б. в нежилое на основании заявления от <ДАТА> и представленных документов.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомлен.
Представитель административного истца ФИО2 – ФИО6, действующий на основании доверенности №<адрес>6 от <ДАТА>, в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации <адрес> Волгограда – ФИО4, действующая на основании доверенности № от <ДАТА>, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований ФИО2, возражала.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, дав правовую оценку доводам сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Из ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; 7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
В сил ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также земельного участка с кадастровым номером 34:34:070068:322, площадью 881 кв. м, категория земель - земли заселенных пунктов, с основным видом разрешенного использования - для размещения индивидуального жилого дома ( индивидуальных жилых домов) без права содержания скота и птицы.
<ДАТА>ФИО2 обратилась к администрацию <адрес> Волгограда с заявлением о переводе жилого помещения по адресу: <адрес> в нежилое с целью размещения пансионата для престарелых.
Письмом за исх. №и от <ДАТА> администрация <адрес> Волгограда отказала ФИО2 в принятии решения о переводе объекта с из жилого в нежилое, указав, что согласно представленному техническому паспорту по состоянию на <ДАТА>, составленному ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> Б, имеет вид объекта учета – жилой дом. Административном истцом предоставлен проект «Перепланировка, переустройство и перевод из объекта индивидуального жилищного строительства (жилой дом) в нежилое здание (пансионат для престарелых), расположенного по адресу: <адрес> Б в <адрес>». Также пояснил, что в соответствии с абз. 3 п.п. 2.6.1 регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного постановлением администрации Волгограда от <ДАТА>№, заявителем предоставляется проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение. <адрес>, действующая на основании Положения об администрациях районов Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от <ДАТА>№, предоставляет муниципальную услугу «Выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение». Учитывая изложенное, согласование перевода указанного жилого дома в рамках муниципальной услуги не предусмотрено.
В соответствии с техническим паспортом, составленным ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Волгоградский филиал по состоянию на <ДАТА>, на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, имеет вид объекта учета – жилой дом, наименование объекта учета – объект индивидуального жилищного строительства, назначение жилое, площадь 285,7кв.м.
В обоснование административных исковых требований ФИО2 указано, что решение администрации <адрес> Волгограда противоречит нормам ст.ст. 23,24 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем административный ответчик необоснованного отказала в переводе жилого помещения в нежилое. Проект «Перепланировка, переустройство и перевод из объекта индивидуального жилищного строительства (жилой дом) в нежилое здание (пансионат для престарелых), расположенного по адресу: <адрес> Б в <адрес>» составлен квалифицированной проектной организацией Барса-С.
Согласно п. 2.3.1. Положения об администрации <адрес> Волгограда, утв. решением Волгоградской городской Думы от <ДАТА> N 40/1252, администрация решает в установленном порядке вопросы переустройства, перепланировки жилых помещений в жилых домах и нежилых помещений в жилых и нежилых зданиях, строениях, сооружениях, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения в жилых и нежилых зданиях в рамках полномочий, переданных муниципальными правовыми актами Волгограда.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги "выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение", утв. постановлением администрации Волгограда от <ДАТА> N 180,устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги "Выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение" (далее - муниципальная услуга) и стандарт предоставления муниципальной услуги, в том числе определяет сроки и последовательность административных процедур при предоставлении муниципальной услуги администрацией соответствующего района Волгограда.
Согласно п.3.3.3. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение", утв. постановлением администрации Волгограда от <ДАТА> N 180, по итогам рассмотрения заявления администрация:принимает решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение либо о переводе нежилого помещения в жилое помещение;принимает решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение либо о переводе нежилого помещения в жилое помещение при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.8 раздела 2 настоящего административного регламента.
Принимая во внимание приведенные нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что администрация <адрес> Волгограда наделена полномочиями по переводу жилых помещений в нежилые помещения во многоквартирном жилом доме.
Из буквального толкования уведомления администрации <адрес> Волгограда от <ДАТА> следует, что административным ответчиком фактически не было рассмотрено по существу заявление ФИО2 о переводе жилого помещения в нежилое, в нем не указаны основания, предусмотренные ст.24 Жилищного кодекса Российской Федерациидля отказа в переводе помещения, законность которых может быть проверена судом.
Учитывая Конституционный принцип разделения исполнительной и судебной власти, суд не вправе подменять орган исполнительной власти и разрешать вопросы, отнесенные к компетенции органа исполнительной власти.
Жилищным кодексом Российской Федерации полномочия по переводу жилого помещения в нежилое возложены на орган местного самоуправления, а органом местного самоуправления не было рассмотрено по существу заявление ФИО2, в связи с чем суд полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Между тем,учитывая, что принадлежащий ФИО2 объект является жилым домом,суд приходит к выводу о том, что администрация <адрес> Волгограда не наделена полномочиями по переводу жилого дома в нежилое здание.
Федеральный закон от <ДАТА> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от <ДАТА> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <ДАТА> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж), если объектом недвижимости является здание.
Исходя з положений ч. 3 ст. 13 Федерального закона от <ДАТА> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, также в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Из ст. 14 Федерального закона от <ДАТА> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" усматривается, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При представлении лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о назначении единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс, такие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней с момента поступления соответствующего заявления (ч. 2 ст. 38 Федерального закона от <ДАТА> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Суд также учитывает, что из смысла указанного закона,изменение назначения здания (нежилое, жилое) осуществляется в порядке государственного кадастрового учета и носит заявительный характер.
Таким образом, административный истец не лишен возможности обращения в компетентный орган с соответствующим заявлением.
Кроме того, из обстоятельств дела следует, что в представленном комплекте документов отсутствуют документы о соблюдении требований технических регламентов, требований градостроительных регламентов, в том числе Правил землепользования и застройки, что является основанием для отказа в переводе согласно пункта 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ в связи с несоблюдением предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода.
При таких данных, указание административным ответчиком в оспариваемом отказе на то, что согласование перевода указанного жилого дома в рамках муниципальной услуги не предусмотрено, соответствует вышеуказанным положениям закона, и с учетом изложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении требований ФИО2 к администрации <адрес> Волгограда об оспаривании решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение, возложении обязанности, отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к администрации <адрес> Волгограда об оспаривании решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение, возложении обязанности– отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Справка: решение принято в окончательной форме <ДАТА>.
Председательствующий: М.В. Самсонова