ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-257/19 от 21.01.2019 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 2а-257/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2019 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Кучеренко А.Ю.,

при секретаре Артёмовой Е.В.,

с участием представителя административного ответчика – администрации Октябрьского района г. Томска ФИО1, действующего на основании доверенности № 3 от 09.01.2019 сроком по 31.12.2019, диплом ВСГ 0989720, регистрационный номер 1402 от 27.06.2006,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление ФИО2 к администрации Октябрьского района г. Томска, заместителю главы администрации Октябрьского района г. Томска ФИО3 о признании незаконным действий должностного лица, выразившихся в ответе,

установил:

ФИО2 обратилась в Октябрьский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением к администрации Октябрьского района г. Томска, заместителю главы администрации Октябрьского района г. Томска ФИО3, в котором просит признать незаконными действия должностного лица – заместителя Главы администрации Октябрьского района г. Томска ФИО3, выразившееся в оставлении без рассмотрения обращения гр. ФИО2 вх. №2805-ж от 07.11.2018.

В обоснование требований указано, что 08.11.2018 (как указано в административном исковом заявлении) ФИО2 обратилась к должностному лицу – Главе администрации Октябрьского района г. Томска ФИО4 по вопросу расторжения договора социального найма жилого помещения ... с ... в судебном порядке и определения ответственным квартиросъемщиком жилого помещения ... ветерана труда ФИО2. Обращение ФИО2 глава администрации Октябрьского района г. Томска ФИО4 оставил без рассмотрения, что подтверждается письмом администрации Октябрьского района г. Томска №4036/2805 от 27.11.2018 об отказе в рассмотрении обращения ФИО2 по существу. Заместитель главы администрации ФИО3, подпись которой стоит в письме администрации Октябрьского района г. Томска №4036/2805 от 27.11.2018, пояснила в своем ответе, что в рассмотрении было отказано, так как адвокат Бервено А.А. не имеет право представлять интересы ФИО2 без нотариальной доверенности. При этом Глава администрации Октябрьского района г. Томска ФИО4 подпись административного истца ФИО2 в обращении №2805-ж от 07.11.2018 проигнорировал. По мнению административного истца, действия должностного лица не соответствуют требованиям ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Административный истец ФИО2, представитель административного истца Бервено А.А., административный ответчик заместитель Главы администрации Октябрьского района г. Томска ФИО3, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административного ответчика – администрации Октябрьского района г. Томска ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, пояснил, что обращение, на которое ссылается административный истец необходимо расценивать как адвокатский запрос, поскольку он выполнен от лица адвоката Бервено А.А. Административный истец в указанном обращении указала только «поддерживаю» и поставила свою подпись. При ответе административный ответчик руководствовался Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Месячный срок для ответа административным ответчиком не нарушен. Кроме указанного, представитель административного истца Бервено А.А. обратился в администрацию Октябрьского района г. Томска с материально-правовыми вопросами, однако его полномочия были оформлены ненадлежащим образом, представлен ордер адвоката, в то время как регламентом предусмотрено наличие нотариальной доверенности. Ответ №4036/2805 от 27.11.2018 не является нормативным актом, не нарушает прав и законных интересов административного истца ФИО2 Ранее ФИО2 лично обращалась в администрацию Октябрьского района г. Томска с заявлением, в котором просила признать её нанимателем квартиры .... Общественная комиссия по жилищным вопросам администрации Октябрьского района г. Томска 17.08.2018 рассмотрела обращение ФИО2 о признании её нанимателем квартиры ... и оставила её обращение без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является одновременное наличие двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

Судом установлено, что 07.11.2018 адвокат Бервено А.А. в интересах гр. ФИО2 обратился с заявлением в администрацию Октябрьского района г. Томска, в котором просил расторгнуть договор социального найма жилого помещения ... с ... в судебном порядке; определить ответственным квартиросъемщиком жилого помещения ... ветерана труда ФИО2.

В качестве подтверждения своих полномочий на обращение от ФИО2, адвокат Бервено А.А. представил в администрацию Октябрьского района г. Томска ордер №280/2018 от 06.11.2018.

Администрацией Октябрьского района г. Томска письмом от 27.11.2018 №4036/2805 за подписью заместителя главы администрации ФИО3 адвокату Бервено А.А. был дан ответ, согласно которому, обращаясь в администрацию района в интересах ФИО2 в качестве документа, подтверждающего полномочия её представителя, предоставлен ордер №280/2018 от 06.11.2018. Согласно ст.6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, удостоверяются ордером на исполнение поручения, выданным соответствующим адвокатским образованием. На основании ордера адвокат может реализовывать только общие полномочия представителя, специальные полномочия могут быть переданы адвокату на основании доверенности. Адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы органов государственной власти, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций. Указанные органы о организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии (п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Являясь территориальным органом администрации Города Томска, администрация района входит в структуру органов местного самоуправления и рассматривает обращения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», а не в порядке гражданского судопроизводства. Обращение Бервено А.А. не является адвокатским запросом и содержит требования о совершении администрацией района действий по расторжению договора социального найма жилого помещения и определению ответственным квартиросъемщиком жилого помещения, расположенного по адресу: ... ФИО2 В связи с вышеизложенным, обращение Бервено А.А. не подлежит рассмотрению по существу.

Не согласившись с указанным ответом, административный истец ФИО2 подала настоящее административное исковое заявление.

Ч. 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что ответ на обращение был вынесен 27.11.2018.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 219 КАС РФ последний день срока для обращения в суд с настоящим административным иском приходился на 27.02.2019.

С настоящим административным иском ФИО2 обратилась 21.12.2018, следовательно, установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

Ч.ч. 1, 2, 3, 4 ст.6.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусмотрено, что адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).

Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

Приказом Минюста России от 14.12.2016 N 288 утверждены требования к форме, порядку оформления и направлению адвокатского запроса.

Как следует из содержания и оформления обращения №2805-ж от 07.11.2018, оно не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к адвокатскому запросу. Помимо указанного, к данному обращению в качестве подтверждения полномочий Бервено А.А. предоставлен ордер №280/2018 от 06.11.2018, что является недопустимым, поскольку на основании ордера адвокат может реализовывать только общие полномочия представителя, специальные полномочия представителя могут быть переданы адвокату на основании доверенности. Доверенность от имени ФИО2, предоставляющая право адвокату Бервено А.А. обращаться в администрацию Октябрьского района г. Томска с требованием о расторжении договора социального найма жилого помещения кв..., определении ответственным квартиросъемщиком спорного жилого помещения ФИО2 к обращению приложена не была.

В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения.

Административный истец указывает, что письмом администрации Октябрьского района г. Томска №4036/2805 от 27.11.2018 отказано в рассмотрении обращения ФИО2 по существу, что нарушает её права, свободы и законные интересы.

Однако, как установлено в судебном заседании, обращения в администрацию Октябрьского района г. Томска 07.11.2018 №2805-ж от имени ФИО2 о расторжении договора социального найма жилого помещения ... с ... в судебном порядке; определить ответственным квартиросъемщиком жилого помещения ... ветерана труда ФИО2, не поступало. Обращение вх №2805-ж от 07.11.2018 было подано от представителя ФИО2 - адвоката Бервено А.А.

Ранее, 21.08.2018, ФИО2 с учетом положений Постановления администрации Города Томска от 29.06.2012 N 754 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов и заключение, изменение, расторжение договоров социального найма (найма) жилых помещений муниципального жилищного фонда" лично обращалась с заявлением в администрацию Октябрьского района г. Томска, в котором просила признать её нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: .... К указанному заявлению ФИО2 был предоставлен пакет необходимых документов.

Как следует из ответа главы администрации Октябрьского района г. Томска от 20.08.2018 №477, общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации Октябрьского района г. Томска 17.08.2018 рассмотрела обращение ФИО2 о признании её нанимателем квартиры ... и оставила указанное обращение без удовлетворения. ФИО2 разъяснено, что согласно ч.2 ст.82 ЖК РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Так как отсутствует согласие А., администрация Октябрьского района г. Томска не имеет оснований для удовлетворения заявления ФИО2

Таким образом, ответом главы администрации Октябрьского района г. Томска от 20.08.2018 №477 разрешены материально-правовые требования ФИО2 о признании её нанимателем квартиры ....

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (п.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Как следует из входящего штампа, обращение от имени представителя ФИО2 – адвоката Бервено А.А., с приложенными документами, поступило в администрацию Октябрьского района г. Томска 07.11.2018 вх. №2805-ж.

Ответ на указанное обращение был дан 27.11.2018 №4036/2805, тем самым обращение вх. 2805-ж от 07.11.2018 было рассмотрено в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», по существу указанного обращения дан полный и исчерпывающий ответ.

Учитывая вышеизложенное, на основании исследования совокупности документов по делу, с учетом позиции сторон, суд приходит к выводу, что ответ от 27.11.2018 №4036/2805 за подписью заместителя главы администрации ФИО3 не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к администрации Октябрьского района г. Томска, заместителю главы администрации Октябрьского района г. Томска ФИО3 о признании действий должностного лица заместителя главы администрации Октябрьского района г. Томска ФИО3, выразившихся в оставлении без рассмотрения обращения гр. ФИО2 вх.№2805-ж от 07.11.2018 незаконными, должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО2 к администрации Октябрьского района г. Томска, заместителю главы администрации Октябрьского района г. Томска ФИО3 о признании действий должностного лица заместителя главы администрации Октябрьского района г. Томска ФИО3, выразившихся в оставлении без рассмотрения обращения гр. ФИО2 вх.№2805-ж от 07.11.2018 незаконными, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Копия верна.

Судья: А.Ю.Кучеренко

Секретарь: Е.В.Артёмова

«__» _____________ 20 __ года

Судья: /подпись/

Оригинал хранится в деле № 2а-257/2019 в Октябрьском районном суде г.Томска.