Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тарко-Сале 07 июля 2020 г.
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего - судьи Слюсаренко А.В.,
при секретаре ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пшеничной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-257/2020 по административному исковому заявлению Журавлевой Любови Михайловны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - МИ ФНС № 3 по ЯНАО, Инспекция) о признании незаконными решения налогового органа и акта проверки,
заинтересованные лица – Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – УФНС по ЯНАО), некоммерческая организация «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - НО «ФСЖ ЯНАО», Фонд)
УСТАНОВИЛ:
Журавлева Л.М. обратилась в Пуровский районный суд с указанным административным иском. Заявленные требования мотивированы тем, что решением МИ ФНС № 3 по ЯНАО № 410 от 28.10.2019, а также актом налоговой проверки № 103 от 22.06.2018 административному истцу начислен налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), за <данные изъяты> г. в размере <данные изъяты> рублей, а также начислены на указанную недоимку пени по состоянию на 20 октября 2019 г. Не согласившись с данным решением, административный истец обжаловала его в УФНС по ЯНАО. Решением УФНС по ЯНАО № 61 от 05.03.2020 жалоба Журавлевой Л.М. осталась без удовлетворения. С данным решением истец также не согласна. Указывает, что в рамках реализации Комплексной программы развития жилищного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе до 2015 года, утверждённой постановлением Правительства Ямало-Ненецкго автономного округа от 16.05.2014 <данные изъяты>, а также в соответствии с государственной программой Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие международной, внешнеэкономической и межрегиональной деятельности на 2014-2024, утверждённой постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 № 1133-П, НО «ФСЖ ЯНАО» принято Положение по переселению жителей Ямало-Ненецкого автономного округа из районов Крайнего Севера (решение Совета Фонда № 5 от 27.02.2014). В рамках реализации этого Положения 24 февраля 2015 г. между Фондом, с одной стороны, и Журавлевой Л.М. и Журавлевым В.И., с другой стороны, заключен договор о предоставлении жилья для переселения за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа. Во исполнение этого договора Фонд безвозмездно предал в долевую собственность Журавлевой Л.М. и Журавлева В.И. жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул<адрес> размер доли каждого – ?. Согласно акту налоговой проверки № 103 от 22.06.2018 административный истец, в нарушение ч. 1 ст. 228 НК РФ не произвела исчисление и уплату налога с дохода, полученного в 2015 г. в виде имущества - квартиры от НО «ФЖС ЯНАО», и неправомерно отразила, что данный налог удержан и уплачен в полном размере Фондом, что не соответствовало действительности. На момент передачи указанной выше квартиры в собственность Журавлевой Л.М. и Журавлева В.И. это помещение принадлежало на праве собственности Фонду, учредителем которого является Департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа. В связи с изложенным, административным истцом сделан вывод о том, что данная квартира находилась в государственной собственности. Согласно п. 41 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогооблажения) доходы физических лиц полученных налогоплатильщиком в собственность бесплатно в виде жилых помещений из государственной и муниципальной собственности в порядке, установленным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Ссылаясь на положения ст. 211 НК РФ, полагает, что полученная квартира не является доходом физического лица, безвозмездно полученным в натуральной форме. Кроме того, указывала на то, что о проведении проверки истец узнала только после получения решения № 419 от 28.10.2019. В связи с изложенным, Журавлева Л.М. в иске просит в административном иске признать незаконными решение МИ ФНС № 3 по ЯНАО № 410 от 28.10.2019, а также акт налоговой проверки МИ ФНС № 3 по ЯНАО № <данные изъяты> в части начисления Журавлевой Л.М. налога на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере <данные изъяты> рублей, а также начислению пени на данную недоимку по состоянию на 28 октября 2019 г. и возложении на истца обязанности по уплате указанных сумм.
Административный ответчик представил возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Дополнительно к тем фактическим обстоятельствам, которые указаны в иске, указал, что акт камеральной проверки был направлен истцу по почте и получен им, что подтверждается данными почтового идентификатора <данные изъяты> и фактом предоставления ответчику истцом возражений на акт проверки. Копия решения также направлена истцу по почте. Камеральная проверка проводилась на основании уточнённой налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ (рег.№ <данные изъяты>) за 2015 г., предоставленной истцом Журавлевой Л.М. 16 марта 2018 г. В силу положений ст. 229, подп. 4, п. 1, ст. 228 НК РФ при передачи квартиры в собственность Журавлевой Л.М. и её супруга, Фонд, как налоговый агент, должен был сообщить в налоговый орган сведения о невозможности удержания налога с Журавлевой Л.М. 24 февраля 2016 г. налоговый агент Фонд предоставил административному ответчику справку о доходах физического лица № 313 от 24.02.2016 за 2015 год, содержащую сведения о том, что в марте 2015 года Журавлевой Л.М. получен доход, подлежащий налогообложению (код дохода <данные изъяты> «иные доходы»), при выдаче которого налог на доходы физических лиц не был удержан. 11 марта 2016 г. налогоплательщиком (истцом) в Инспекцию предоставлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015 год, в которой на основании справки о доходах физического лица № 313 от 24.02.2016 задекларирован доход в размере <данные изъяты> рублей, и исчислен к уплате налог в размере <данные изъяты> рублей. 16 марта 2016 г. административный истец представила в Инспекцию уточнённую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015 г. с суммой налога, подлежащего к уплате в бюджет в размере 0 рублей. Одновременно представлено заявление о возврате излишне уплаченного налога. Инспекцией принято решение о возврате сумм излишне уплаченного налога от 07.06.2018 № <данные изъяты>, сумма налога возвращена 15.06.2018 на расчётный счёт в полном объёме. 04 мая 2018 г. Фондом представлена корректировочная справка № <данные изъяты> от 04.05.2018 с кодом доходов «<данные изъяты>» - доход, полученный налогоплательщиком в натуральной форме в виде полной или частичной оплаты товаров, выполненных в интересах налогоплательщика работ, оказанных в интересах налогоплательщика услуг. Доход административным истцом был получен в связи с предоставлением безвозмездно в собственность жилья в рамках программы программы «Переселение жителей Ямало-Ненецкого автономного округа из районов Крайнего Севера». Согласно п. 3 договора о предоставлении жилья Журавлева Л.М. самостоятельно несёт расходы, связанные с уплатой налогов, включая налог на доходы физических лиц. Налог налоговым агентом не уплачивался. В силу содержания п. 72 ст. 217 НК РФ доход, полученный административным истцом от Фонда в 2015 г., не подлежит освобождению от налогообложения. В соответствии с указанной нормой не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, полученные с 1 января 2015 г. до 1 декабря 2017 г., при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о котором представлены налоговым агентом в порядке, установленном п. 5 ст. 226 НК РФ за исключением доходов в натуральной форме, определённых в соответствии со ст. 211 НК РФ. В силу ст. 211 НК РФ полученный истцом доход не освобождается от налогообложения. Согласно п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьёй производят физические лица, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, - исходя из сумм таких доходов.
Заинтересованное лицо Фонд представил письменное мнение по административному иску. Разрешение спора оставил на усмотрение суда. Сообщил, что в целях реализации Программы по предоставлению жилья гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты Тюменской области, Фондом разработано Положение по переселению жителей Ямало-Ненецкого автономного округа из районов Крайнего Севера, утверждённое решением Совета Фонда № 5 от 27.02.2014. Истец являлась участником данной программы. Между истцом и Фондом заключён договор о предоставлении жилья для переселения за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.05.2015, по условиям которого в собственность истцу предоставлено квартира, расположенная по адресу: г. Тюмень, <адрес>. Государственная регистрация права истца зарегистрировано 30 апреля 2015 г. Пунктом 3.3 указанного Договора установлено, что с момента государственной регистрации перехода права собственности на квартиру. Истец осуществляет права владения, пользования и распоряжения данной квартирой в соответствии с её назначением и требованиями жилищного законодательства Российской Федерации, самостоятельно несет расходы, связанные с уплатой налогов, включая налог на доходы физических лиц и других обязательных платежей. Фондом, как налоговым агентом, налог на доходы физических лиц с истца не удерживался, в связи с чем истцу было направлено уведомление № 314 от 31.12.2015 о необходимости сдачи в Инспекцию декларации по форме 3-НДФЛ и уплаты данного налога за предоставленное жильё. Кроме того, в налоговый орган была направлена справка о получении истцом дохода.
Стороны в судебное заседание не явились.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Судом изучены доводы иска и возражений на него, исследованы представленные доказательства, и установлены следующие обстоятельства.
Согласно п. 1.4 Уставу и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем (участником) некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» является Ямало-Ненецкий автономный округ в лице Департамента строительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
24 мая 2015 г. между Фондом, с одной стороны, и административным истцом Журавлевой Л.М. и Журавлевым В.И., с другой стороны, заключили договор о предоставлении жилья для переселения за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа, по условиям которого в долевую собственность истцу и Журавлеву В.И. предоставлена квартира, расположенная по адресу: г. Тюмень, <адрес>. Стоимость квартиры составляет <данные изъяты> рублей (п. 2.9). Размер доли каждого – ?. Государственная регистрация права истца зарегистрировано 21 апреля 2015 г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Пунктом 3.3 указанного Договора установлено, что с момента государственной регистрации перехода права собственности на квартиру. Истец осуществляет права владения, пользования и распоряжения данной квартирой в соответствии с её назначением и требованиями жилищного законодательства Российской Федерации, самостоятельно несет расходы, связанные с уплатой налогов, включая налог на доходы физических лиц и других обязательных платежей.
Фондом, как налоговым агентом, налог на доходы физических лиц с истца в связи с передачей указанного имущества в собственность не удерживался.
В связи с этим истцу Фондом направлено уведомление № 314 от 31.12.2015 о необходимости подачи в Инспекцию декларации по форме 3-НДФЛ и уплаты налога на доходы физических лиц за полученный доход в натуральной форме.
Кроме того, 24 февраля 2016 г. в налоговый орган Фондом направлена справка о доходах физического лица Журавлевой Л.М. за 2015 г. с указанием дохода в размере <данные изъяты><данные изъяты> рублей с кодом дохода «<данные изъяты>».
11 марта 2016 г. административным истцом в Инспекцию предоставлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015 год, в которой на основании справки о доходах физического лица № 313 от 24.02.2016 задекларирован доход в размере <данные изъяты> рублей, и исчислен к уплате налог в размере <данные изъяты>. В качестве источника дохода указан Фонд.
16 марта 2016 г. административный истец представил в Инспекцию уточнённую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015 г. с суммой налога, подлежащего к уплате в бюджет, в размере 0 рублей.
Одновременно истцом представлено заявление о возврате излишне уплаченного налога. Инспекцией принято решение о возврате сумм излишне уплаченного налога от <данные изъяты>, сумма налога возвращена 15.06.2018 на расчётный счёт в полном объёме.
04 мая 2018 г. Фондом представлена корректировочная справка № 314 от 04.05.2018 с кодом доходов «<данные изъяты>» - доход, полученный налогоплательщиком в натуральной форме в виде полной или частичной оплаты товаров, выполненных в интересах налогоплательщика работ, оказанных в интересах налогоплательщика услуг.
В связи с предоставлением истцом уточнённой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015 г. Инспекцией проведена камеральная проверка, по итогам которой Инспекцией составлен обжалуемый акт налоговой проверки № 103 от 22.06.2018, в котором сделан вывод о наличии у истца недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, в связи с безвозмездным получением дохода в натуральной форме в виде указанной выше квартиры, в размере <данные изъяты> рублей. Копия акта проверки направлена истцу по почте и получен им, что подтверждается данными почтового идентификатора <данные изъяты> и фактом предоставления ответчику истцом возражений на акт проверки.
Истец была извещена ответчиком о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки № 908, что подтверждается подписью истца внизу данного уведомления.
Решением МИ ФНС № 3 по ЯНАО № 410 от 28.10.2019 административному истцу начислен налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), за 2015 г. в размере <данные изъяты> рублей, в связи с тем, что безвозмездная передача квартиры в собственность истца и Журавлева В.И. является доходом физического лица, полученная безвозмездно в натуральной форме.
Не согласившись с данным решением, административный истец обжаловала его в УФНС по ЯНАО.
Решением УФНС по ЯНАО № 61 от 05.03.2020 жалоба Журавлевой Л.М. осталась без удовлетворения, обжалуемое решение – без изменения.
Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу содержания п. 72 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, полученные налогоплательщиками- физическими лицами с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 настоящего Кодекса, за исключением доходов:
в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
в виде дивидендов и процентов;
в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса;
в натуральной форме, определяемых в соответствии со статьей 211 настоящего Кодекса, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.
Согласно п. 1 ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 2 этой статьи установлено, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
Согласно п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьёй производят физические лица, получившими доход.
В судебном заседании установлено, что истец и Журавлев В.И. на основании заключённого с Фондом договора о предоставлении жилья для переселения за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.05.2015, получили в собственность безвозмездно доход в натуральной форме в виде квартиры, расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей.
В силу приведённых выше норм налогового законодательства получение истцом и Журавлевым В.И. указанной квартиры в собственность является безвозмездным получением дохода в натуральной форме.
При передачи квартиры Фонд как налоговый агент не исчислял и не уплачивал за истца налог на доходы физических лиц.
В силу содержания п. 3.3 указанного Договора обязанность по уплате такого налога возложена на истца.
Следовательно, истец обязана была подать в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ и уплатить налог на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей.
Суд находит несостоятельным довод истца о том, что на момент передаче ей и Журавлеву В.И. в собственность передаваемая квартира находилась в государственной собственности, в связи с чем она освобождена от налогообложения.
В силу содержания ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 3.1 Устава Фонда имущество, переданное Фонду его учредителем и иными лицами, является собственностью Фонда. Следовательно, имущество Фонда не является государственной собственностью.
Таким образом, оспариваемые решения МИ ФНС № 3 по ЯНАО № 410 от 28.10.2019, а также акт налоговой проверки МИ ФНС № 3 по ЯНАО № 103 от 22.06.2018 и решение УФНС по ЯНАО № 61 от 05.03.2020 являются законными и обоснованными.
С учётом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 289 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Журавлевой Любови Михайловны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконными решения налогового органа и акта проверки.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено по 10 июля 2020 г.
Председательствующий А.В. Слюсаренко
Копия верна: судья Слюсаренко А.В. ____