Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Осташковский межрайонный суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Кокаревой Н.А.,
при секретаре Антоновой О.Н.,
с участием помощника прокурора Волощук Е.В.,
представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове
17 мая 2021 года
дело по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа Тверской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования Осташковский городской округ о местных налогах и сборах,
У С Т А Н О В И Л:
С учетом заявления об уточнении исковых требований Осташковский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Осташковского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования Осташковский городской округ о местных налогах и сборах, и возложении обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент по предоставлению данной услуги.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности Администрации Осташковского городского округа выявлены нарушения п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым предусмотрено, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Постановлением Администрации Осташковского городского округа от 24.04.2018 года №606 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг Администрации Осташковского городского округа. Согласно раздела 6 Порядка административный регламент подлежит утверждению постановлением администрации. Постановление Администрации Осташковского городского округа об утверждении административного регламента вступает в силу со дня его официального опубликования. Административный регламент размещается на официальном сайте администрации МО Осташковский городской округ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на стенде администрации, информирующем о порядке предоставления муниципальных услуг. Невыполнение ответчиком обязанности по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования Осташковского городского округа о местных налогах и сборах влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение данной услуги в соответствии с административным регламентом.
Определением суда от 17 мая 2021 года производство по делу по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа Тверской области в части требования о возложении обязанности разработать в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования Осташковский городской округ о местных налогах и сборах прекращено в связи с отказом Осташковского межрайонного прокурора от иска в данной части, поскольку административный регламент предоставления муниципальной услуги «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования Осташковский городской округ о местных налогах и сборах» административным ответчиком разработан.
В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В. просила признать незаконным бездействие Администрации Осташковского городского округа, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов МО Осташковский городской округ о местных налогах и сборах; возложить на Администрацию Осташковского городского округа обязанность устранить допущенные нарушения, а именно утвердить в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу данный административный регламент.
Представитель административного ответчика Администрации Осташковского городского округа Панкратова А.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснив, что Администрацией указанный в иске административный регламент разработан, его проект в мае 2021 года размещен на сайте Администрации Осташковского городского округа, по проекту данного регламента в период с 17 мая 2021 г. по 31 мая 2021 года проводится независимая экспертиза, по окончании которой нормативный правовой акт будет утвержден.
Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Осташковского межрайонного прокурора, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и исполняет процессуальные обязанности административного истца.
Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 данного Кодекса, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно ст.2 Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (п.4 ст.2, ст.12 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ).
На основании ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решениенаселением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (ст. 10 ФЗ № 131-ФЗ).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Согласно ч.2 ст.34.2 Налогового кодекса РФ финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Частью 3 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ установлено, что министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с ч.1 ст.29 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 года №373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, Правила проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг.
Статьей 25 Устава Осташковского городского округа, утвержденного Решением Осташковской городской Думы №54 от 15.12.2017 года, установлена структура органов местного самоуправления Осташковского городского округа.
Согласно ст.35 Устава Осташковского городского округа Администрация Осташковского городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Осташковского городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области.
Статьей 9 Устава установлено, что к вопросам местного значения Осташковского городского округа в том числе относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов Осташковского городского округа.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения Осташковской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства о размещении информации на официальных сайтах в сети «Интернет» Администрацией Осташковского городского округа 06.04.2021 года установлено, что административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования Осташковский городской округ о местных налогах и сборах не разработан, соответствующие муниципальные нормативные правовые акты отсутствуют (л.д.14).
Согласно ответу главы Администрации Осташковского городского округа №1663-12 от 19.03.2021 года за последние пять лет обращения от налогоплательщиков по вопросам применения муниципальных правовых актов о местных налогах и сборах в Администрацию Осташковского городского округа не поступали, в связи с чем административный регламент по предоставлению данной услуги отсутствует (л.д.15-16).
Постановлением Администрации Осташковского городского округа №606 от 24.04.2018 года утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг Администрации Осташковского городского округа. Согласно раздела 6 Порядка административный регламент подлежит утверждению постановлением администрации. Постановление Администрации Осташковского городского округа об утверждении административного регламента вступает в силу со дня его официального опубликования. Административный регламент размещается на официальном сайте администрации МО Осташковский городской округ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на стенде администрации, информирующем о порядке предоставления муниципальных услуг (л.д.23-65).
Таким образом, обязанность органа местного самоуправления Администрации Осташковского городского округа по разработке и принятию административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования Осташковский городской округ о местных налогах и сборах предусматривается приведенными выше нормами.
Законом Тверской области №27-ЗО от 17.04.2017 создан и наделен статусом городского округа Осташковский городской округ, муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории МО «Осташковский район»: городское поселение – город Осташков, Ботовское сельское поселение, Ждановское сельское поселение, Залучьенское сельское поселение, Замошское сельское поселение, Мошенское сельское поселение, Свапущенское сельское поселение, Святосельское сельское поселение, Сиговское сельское поселение, Сорожское сельское поселение, Хитинское сельское поселение, объединены во вновь образованное муниципальное образование, наделенное статусом городского округа с наименованием Осташковский городской округ. В силу п.2 ст.1 Устава Осташковского городского округа органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Осташковский городской округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Осташковского района, городского поселения – г.Осташков, Ботовского сельского поселения, Ждановского сельского поселения, Залучьенского сельского поселения, Замошского сельского поселения, Мошенского сельского поселения, Свапущенского сельского поселения, Святосельского сельского поселения, Сиговского сельского поселения, Сорожского сельского поселения, Хитинского сельского поселения.
Администрация Осташковского городского округа зарегистрирована в качестве юридического лица 13 декабря 2017 г.
Доказательств того, что до создания Администрации Осташковского городского округа Тверской области её правопредшественниками, а также после создания, начиная с декабря 2017 года, разрабатывались и утверждались регламенты по предоставлению муниципальных услуг по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов о местных налогах и сборах административным ответчиком не представлено.
В нарушение действующего законодательства Администрацией Осташковского городского округа своевременно не было принято мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению указанной муниципальной услуги, который на момент подачи административного искового заявления Осташковским межрайонным прокурором отсутствовал, соответствующие сведения о нем в сети Интернет не были размещены, что не оспаривалось в судебном заседании представителем административного ответчика ФИО1
Исходя из изложенного, непринятие административным ответчиком мер по разработке и утверждению административного регламента по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов МО Осташковский городской округ о местных налогах и сборах свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления, противоречит вышеприведенным нормам ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», что нарушает права неопределенного круга лиц на получение гарантированной услуги в соответствии с административным регламентом.
При этом, в ходе рассмотрения настоящего дела административным ответчиком был подготовлен проект постановления Администрации Осташковского городского округа «О внесении изменений в постановление Администрации Осташковского городского округа от 03.04.2018 года №482 «Об утверждении реестра муниципальных услуг Администрации Осташковского городского округа», в соответствии с которым в реестр муниципальных услуг Администрации Осташковского городского округа внесены изменения в части включения муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов МО Осташковский городской округ о местных налогах и сборах (л.д.66-87).
Также, административным ответчиком подготовлен проект постановления Администрации Осташковского городского округа «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов МО Осташковский городской округ о местных налогах и сборах», из которого следует, что последним разработан административный регламент по даче письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов МО Осташковский городской округ о местных налогах и сборах и 12 мая 2021 года указанный проект постановления направлен в адрес Осташковской межрайонной прокуратуры для проведения правовой экспертизы (л.д.100-122), а также размещен на официальном сайте Администрации Осташковского городского округа Тверской области. В период с 12 мая 2021 г по 31 мая 2021 года в ходе проведения независимой экспертизы правового акта заинтересованные лица вправе направить свои замечания и предложения по проекту муниципального нормативного правового акта в адрес органа местного самоуправления.
На момент рассмотрения дела административный регламент «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов МО Осташковский городской округ о местных налогах и сборах» не утвержден, поэтому административные исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления Администрации Осташковского городского округа в решении вопросов местного значения, направленных на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия
С учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, принципов разумности и справедливости, длительности неисполнения административным ответчиком обязанности, установленной ФЗ № 210-ФЗ, по разработке и утверждению Административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов Осташковского городского округа о местных налогах и сборах, а также принимая во внимание Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг Администрации Осташковского городского округа, утвержденный постановлением Администрации Осташковского городского округа №606 от 24.04.2018 года, суд устанавливает срок исполнения решения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Срок обращения в суд не пропущен исходя из ч.1.1 ст.219 КАС РФ.
От несения судебных расходов стороны освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Осташковского межрайонного прокурора Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Осташковского городского округа, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования Осташковский городской округ о местных налогах и сборах.
Обязать Администрацию Осташковского городского округа устранить допущенные нарушения, а именно утвердить в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования Осташковский городской округ о местных налогах и сборах.
О принятом решении и его исполнении в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить Осташковскому межрайонному прокурору и суду.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление прокурора в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 31 мая 2021 г.
Судья: Кокарева Н.А.
1версия для печатиДело № 2а-257/2021 ~ М-185/2021 (Решения)