ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2581/2022 от 05.10.2022 Демския районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД: 03RS0001-01-2022-002809-79

Дело № 2а-2581/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2022 года г.Уфа

Демский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зубаировой С.С.,

при секретаре Нерсисян С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС №30 по <адрес>, Управлению ФНС по Республике Башкортостан о признании незаконными решений налоговых органов

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратились с административным исковым заявлением иском к Межрайонной ИФНС №30 по Республике Башкортостан, Управлению ФНС по Республике Башкортостан, указав, что 25.04.2022 истица получила копию решения №498 от 31.01.2022г о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговый орган принял решение о взыскании с истицы недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2019г в сумме 156 000 руб., пени в сумме 16023.80 руб. и штрафа в сумме 7800 руб.

Не согласившись с данным решением истица обратилась с жалобой в Управление ФНС по РБ. По результатам рассмотрения жалобы принято решение об отказе в ее удовлетворении.

Не соглашаясь с данными решениями, истица указывает, что при проведении камеральной проверки налоговым органом были нарушены порядок и сроки ее проведения; акт камеральной проверки составлен несвоевременно, вручен истице с нарушением срока. Кроме того, при проведении проверки не обеспечены права истицы на защиту (истице не разъяснены права, без надлежащего извещения истицы принимались процессуальные решения, проводились дополнительные мероприятия с нарушением процессуальных сроков; истица не была уведомлена о результатах дополнительных мероприятий, материалы рассмотрены и решение принято без надлежащего уведомления истицы, истице не обеспечено право на участие в проверке, на дачу объяснений).

Аналогичные нарушения допущены Управлением ФНС по РБ при рассмотрении жалобы истицы на решение налогового органа.

Также истица выражает несогласие с непринятием налоговым органом к учету представленных истицей документов, подтверждающих расходы истицы на приобретение объекта недвижимости - дополнительного соглашения к договору купли-продажи.

Истец просит:

признать незаконным решение ИФНС №30 по Республике Башкортостан №498 от 31.01.2022г о привлечении истицы к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Признать незаконным решение Управления ФНС по Республике Башкортостан №207/17 об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы ФИО1 и отменить указанное решение.

Административный истец ФИО1, ее представитель по устному ходатайству ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС №30 по Республике Башкортостан ФИО4, представитель административного ответчика Управления ФНС по Республике Башкортостан ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признали, просят в иске отказать. Ответчиками представлены письменные возражения на исковое заявление.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пп.2 ч.1 ст.228 НК РФ, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.

В силу ч.2, 3 ст.228 НК РФ, налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию с учетом положений статьи 229 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.229 НК РФ, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что на основании договора купли-продажи от 24.08.2017г, заключенному с ООО «Интекс Плюс», ФИО1 за 600 000 руб. приобрела в собственность нежилое помещение общей площадью 26.2 кв.м, этаж подвал, номера на поэтажном плане 49, 50, кадастровый , расположенное по адресу: РБ, <адрес>.

По договору купли-продажи от 15.04.2019г ФИО1 продала вышеуказанное нежилое помещение. Согласно п.2.1 договора купли-продажи объект недвижимости продается по цене 2 075 000 руб.

Таким образом, нежилое помещение общей площадью 26.2 кв.м, этаж подвал, номера на поэтажном плане 49, 50, кадастровый , расположенное по адресу: РБ, <адрес> реализовано ФИО1 до истечения трехлетнего срока нахождения в собственности истицы.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 представила в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ за 2019г с отражением полученного дохода от продажи нежилого помещения в размере 2 075 000 руб. и произведенных расходов, связанных с приобретением данного имущества в размере 1 800 000 руб.

В связи с отсутствием документально подтвержденных расходов на сумму 1 200 000 руб. Межрайонной ИФНС по <адрес> составлен Акт камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлен факт неуплаты налога на доходы физических лиц.

Решением ИФНС по <адрес> от 31.01.2022г о привлечении истицы к ответственности ФИО1 привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Истице предложено уплатить НДФЛ за 2019г в размере 156 000 руб., штраф в размере 7800 руб., пени – 16 023.8 руб.

Решением Управления ФНС по <адрес> от 26.07.2022г жалоба ФИО1 На вышеуказанное решение налогового органа оставлена без удовлетворения.

Несогласие истицы с указанным решениями явилось причиной обращения в суд.

Согласно пп.1 ч.1 ст.220 НК РФ, при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, а также доли (долей) в нем, доли (ее части) в уставном капитале общества, при выходе из состава участников общества, при получении денежных средств, иного имущества (имущественных прав) акционером (участником, пайщиком) организации в случае ее ликвидации, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством).

Согласно пп.1 п.2 ст.220 НК РФ, Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей:

1) имущественный налоговый вычет предоставляется:

в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей;

в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 250 000 рублей;

в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг и имущества, полученного в результате выкупа цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 тысяч рублей.

Согласно п.4 ст.217.1 НК РФ, в случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

Согласно пп.2 п.2 ст.220 НК РФ, вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Таким образом, при продаже имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, а по имуществу, приобретенному после 01.10.2016г мене пяти лет, налогоплательщик имеет право на вычет в размере 1 000 000 руб. на жилое помещение (250 000 руб. на нежилое) или на уменьшение суммы подлежащего налогообложению дохода на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

В подтверждение произведенных расходов (1 800 000 руб. на приобретение нежилого помещения истицей представлены: договор купли-продажи от 24.08.2017г о приобретении нежилого помещения за 600 000 руб., а также Дополнительное соглашение к договору купли-продажи от 24.08.2017г, согласно которому ФИО1 оплатила ООО «Интекс Плюс» дополнительно к сумме, указанной в договоре купли-продажи от 24.08.2017г 1 200 000 руб. за неотделимые улучшения приобретенного в собственность недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 26.2 кв.м, этаж подвал, номера на поэтажном плане: 49, 50., квитанцию от 24.08.2017г на сумму 1 200 000 руб.

Между тем, по смыслу положений статьи 220 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением нежилого помещения, а не неотделимых улучшений.

Предоставление имущественного налогового вычета в сумме расходов на приобретение налогоплательщиком неотделимых улучшений, произведенных в нежилом здании, налоговым законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом правомерно не приняты во внимание представленные истицей Дополнительное соглашение к договору купли-продажи от 24.08.2017г и квитанция от 24.08.2017г на сумму 1 200 000 руб.

Доводы истицы о нарушении порядка и срока проведения камеральной проверки во внимание быть приняты не могут.

Согласно ч.2 ст.88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета)

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки; акт налоговой проверки в течение пяти дней, с даты составления этого акта, должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (статья 100 НК РФ).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.2 настоящей статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи – ч.1 ст.101 НК РФ.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом в целях настоящей статьи.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов – ч.2 ст. 101 НК РФ.

Согласно пунктом 1 части 6.1 статьи 101 НК РФ по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля составляется дополнение к акту, которое подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими эти мероприятия, не позднее 15 дней со дня их окончания. Затем в течение пяти дней дополнение к акту с приложением материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий, должно быть вручено налогоплательщику под расписку или передано иным способом, подтверждающим дату его получения.

На основании с абзацем 2 пункта 6.1 статьи 101 НК РФ дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.

В соответствии с абзацем 3 пункта 6.1 статьи 101 НК РФ дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 6.2. статьи 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям. Письменные возражения по дополнению к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков (иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ) представляются ответственным участником этой группы (иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ) в течение пятнадцати дней со дня получения такого дополнения к акту налоговой проверки. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения (пункт 14 статьи 101 НК РФ).

Кроме того, принимая во внимание положения статьи 101 НК РФ, правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 N 790-0, и пункте 38 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", сам по себе факт нарушения налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки не свидетельствует о нарушении прав налогоплательщика, поскольку сроки проведения налоговой проверки и принятия решения по итогам ее проведения не являются пресекательными и их истечение не препятствует выявлению налоговым органом фактов неуплаты налога.

В течение срока, предусмотренного абзацем вторым пункта 1 статьи 100 НК РФ, составлен акт от 12.10.2020 № 3662 камеральной налоговой проверки.

Акт и извещение от 12.10.2020 № 3499 о времени и месте рассмотрения материалов проверки посредством почтовой связи направлялись в адрес заявителя, что подтверждается реестром приема-передачи № 1 от 09.11.2020.

Указанная направленная почтовая корреспонденция возвращена 15.12.2020 в связи с неудачной попыткой вручения и истечением срока хранения (ШПИ № 45009153107270).

В связи с неявкой лиц, участие которых необходимо для рассмотрения материалов проверки, и на основании подпункта 5 пункта 3 статьи 101 НК РФ, в целях соблюдения прав и законных интересов налогоплательщика, обеспечения возможности налогоплательщика представить соответствующие объяснения (возражения), инспекцией принято решение от 08.12.2020 № 62 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 04.02.2021 на 11 час. 00 мин. (получено налогоплательщиком нарочно 02.02.2021) . Указанный акт также получен налогоплательщиком нарочно 02.02.2021.

В связи с неявкой лиц, участие которых необходимо для рассмотрения материалов проверки, и на основании подпункта 5 пункта 3 статьи 101 НК РФ, в целях соблюдения прав и законных интересов налогоплательщика, обеспечения возможности налогоплательщика представить соответствующие объяснения (возражения), инспекцией принято решение от 04.02.2021 № 330 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 09.03.2021 на 11 час. 00 мин. (получено налогоплательщиком нарочно 16.02.2021).

Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ с целью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых инспекцией вынесено решение от 09.03.2021 № 19 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение от 09.03.2021 № 19 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля направлялось в адрес заявителя посредством почтовой связи 23.03.2021 (согласно почтовому уведомлению о вручении получено налогоплательщиком 14.04.2021).

В данной ситуации дополнительные мероприятия проведены в течение одного месяца со дня вынесения решения.

В срок, предусмотренный абз. 2 пункта 6.1 статьи 101 НК РФ по результатам проведения мероприятий налогового контроля составлено дополнение от 29.04.2021 № 3662/1 к акту налоговой проверки.

Дополнение к акту и извещение от 29.04.2021 № 3662/3 о времени и месте рассмотрения материалов проверки посредством почтовой связи направлялись в адрес заявителя, что подтверждается списком № 1 от 29.04.2021.

В связи с неявкой лиц, участие которых необходимо для рассмотрения материалов проверки, и на основании подпункта 5 пункта 3 статьи 101 НК РФ, в целях соблюдения прав и законных интересов налогоплательщика, обеспечения возможности налогоплательщика представить соответствующие объяснения (возражения), инспекцией принято решение от 21.06.2021 № 4945 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 09.08.2021 на 10 час. 00 мин. (получено налогоплательщиком нарочно 22.07.2021).

В последующем, дополнение от 29.04.2021 № 3662/1 к акту проверки получено налогоплательщиком нарочно 22.07.2021.

В связи с неявкой лиц, участие которых необходимо для рассмотрения материалов проверки, и на основании подпункта 5 пункта 3 статьи 101 НК РФ, в целях соблюдения прав и законных интересов налогоплательщика, обеспечения возможности налогоплательщика представить соответствующие объяснения (возражения), инспекцией принято решение от 09.08.2021 № 4946 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 27.09.2021 на 10 час. 00 мин.

Решение от 09.08.2021 № 4946 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки направлялось в адрес заявителя посредством почтовой связи по реестру 09.08.2021.

В связи с неявкой лиц, участие которых необходимо для рассмотрения материалов проверки, и на основании подпункта 5 пункта 3 статьи 101 НК РФ, в целях соблюдения прав и законных интересов налогоплательщика, обеспечения возможности налогоплательщика представить соответствующие объяснения (возражения), инспекцией принято решение от 27.09.2021 № 4947 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 16.11.2021 на 10 час. 00 мин.

Решение от 09.08.2021 № 4946 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки направлялось в адрес заявителя посредством почтовой связи по реестру 27.09.2021.

В связи с неявкой лиц, участие которых необходимо для рассмотрения материалов проверки, и на основании подпункта 5 пункта 3 статьи 101 НК РФ, в целях соблюдения прав и законных интересов налогоплательщика, обеспечения возможности налогоплательщика представить соответствующие объяснения (возражения), инспекцией принято решение от 16.11.2021 № 5508 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 30.12.2021 на 10 час. 00 мин.

Решение от 16.11.2021 № 5508 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки направлено в адрес заявителя посредством почтовой связи, что подтверждается списком от 20.12.2021 № 1.

Указанная направленная почтовая корреспонденция возвращена 25.01.2022 в связи с неудачной попыткой вручения и истечением срока хранения (ШПИ № 45007666356017).

30.12.2021 акт от 12.10.2020 № 3662 камеральной налоговой проверки, дополнение от 29.04.2021 № 3662/1 к акту налоговой проверки, иные материалы проверки рассмотрены заместителем начальника инспекции Лебедевой Э.М., в присутствии налогоплательщика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, что подтверждается протоколом рассмотрения № 3662/1.

В ходе рассмотрения материалов проверки (в том числе материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля) налогоплательщиком заявлено о намерении представить письменные возражения (протокол рассмотрения от 30.12.2021 № 3662/1).

Также в ходе рассмотрения налогоплательщик устно пояснил, что не получал почтовую корреспонденцию, и не являлся в инспекцию по извещениям и решениям инспекции, в связи с тяжелой болезнью супруга.

В целях соблюдения прав и законных интересов налогоплательщика, обеспечения возможности налогоплательщика представить соответствующие объяснения (возражения), инспекцией принято решение от 30.12.2021 № 919 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 31.01.2022 на 10 час. 00 мин. (получено налогоплательщиком нарочно 30.12.2021).

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ письменные возражения по акту от 12.10.2020 № 3662 камеральной налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям заявителем не представлялись.

Согласно п. 6.2 ст. 101 НК РФ письменные возражения по дополнению от 29.04.2021 № 3662/1 к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям заявителем не представлялись.

В силу абзаца третьего пункта 2 статьи 101 НК РФ неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

По результатам рассмотрения вынесено решение от 31.01.2022 № 498 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение инспекции от 31.01.2022 № 498 направлено в адрес заявителя посредством почтовой связи 05.02.2022.

Указанная направленная почтовая корреспонденция возвращена 14.03.2022 в связи с неудачной попыткой вручения и истечением срока хранения (ШПИ № 80085469944320).

Между тем, в законодательстве о налогах и сборах отсутствует запрет на вызов и информирование налогоплательщика - физического лица посредством телефонной связи о возможности, в том числе получить соответствующие документы в налоговом органе.

В последующем, решение инспекции от 31.01.2022 № 498 получено налогоплательщиком нарочно 26.04.2022.

В данной ситуации процессуальных нарушений проведения налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией не допущено, налоговым органом обеспечена возможность участия налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с требованиями статей 100, 101 НК РФ.

В рассматриваемом случае нарушение срока на вручение акта проверки, дополнения к нему, обжалуемого решения инспекции не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Руководствуясь ст.ст.227 КАС РФ

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС по <адрес>, Управлению ФНС по <адрес> о признании незаконными решения ИФНС по <адрес> от 31.01.2022г о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления ФНС по <адрес> об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы ФИО1 на указанное решение оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Демский районный суд г.Уфы в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 10 октября 2022 года.

Судья Зубаирова С.С.