ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2585/20 от 26.05.2021 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-584/2021 г.

УИД 39RS0010-01-2020-002928-59

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2021 г. г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Коноваловой О.Ч.,

при помощнике судьи Александровой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области о признании незаконным уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального строительства и садового дома и возложении обязанности в установленный законом срок повторно рассмотреть уведомление, с участием заинтересованного лица: Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1, в лице его представителя по доверенности от 21.03.2020 ФИО2, имеющей диплом о высшем юридическом образовании, обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением к административному ответчику администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, в котором в судебном порядке просит признать незаконным уведомление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 01.10.2020 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилого строительства и садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером , а также возложить на административного ответчика в установленный законом срок повторно рассмотреть его (ФИО1) уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от 23.09.2020 вх.

В обоснование заявленных административных требований истец ФИО1 ссылается на то, что ему (ФИО1) на основании договора купли-продажи от 02.09.2014 и дополнительного соглашения от 02.09.2014 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1003 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская область, <адрес >

15.09.2019 он (ФИО1) обратился в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилого дома.

На указанное выше обращение, 21.09.2019 администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области было выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС и недопустимости размещения объекта на земельном участке по причине расположения земельного участка в границах запретной зоны войсковой части.

Для выяснения вопроса о нахождении земельного участка в особой зоне он (административный истец) обратился в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, которое в ответе на данное обращение от 23.01.2020 указало на то, что в настоящее время имеются разночтения по границам особой военной зоны в имеющихся сведениях, в связи с чем, требуется дополнительное время для их устранения.

23.09.2020 он (административный истец) повторно обратился к административному ответчику с аналогичным уведомлением, на которое также им был получено уведомление от 01.10.2020, в котором указано на то, что земельный участок расположен в запретной зоне, а также в границах приаэродромной территории аэродрома Калининград (Храброво), в связи с чем требуется согласование с необходимыми уполномоченными организациями.

Административный истец ФИО1, ссылаясь на то, что согласно сведениям ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка каких-либо ограничений не имеется, а также на положения, предусмотренные ст.ст. 19, 124-127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), просит разрешить данный спор в судебном порядке, указывая в административном иске и на то, уведомление административного истца является незаконным и необоснованным, поскольку в соответствии с информационным письмом от 27.10.2017 Минобороны России, подписанным Командующим Балтийским флотом принадлежащий ему (ФИО1) земельный участок не входит в границы зон с особыми условиями земель.

Уведомленный надлежащим образом административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, при этом его (административного истца) представителем ФИО2 26.05.2021 суду представлено заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие и с указанием на то, что административный иск ею поддерживается в полном объеме.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства представитель административного ответчика администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в судебное заседание также не явился. Вместе с тем, в материалах дела имеются возражения представителя административного ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности от 10.07.2019, на административный иск ФИО1, в соответствии с которыми административный ответчик возражает против удовлетворения административного иска, настаивая на том, что принадлежащий ФИО1 земельный участок с кадастровым номером находится в запретной зоне войсковой части - зоне с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, с указанием на то, что до осуществления мероприятий по установлению границ запретных зон и иных зон военных объектов в порядке, предусмотренном вышеуказанным постановлением, сохраняются ограничения, установленные ранее. Решение вопросов по разрешению осуществления хозяйственной деятельности на территории охранной зоны военного объекта отнесено к исключительной компетенции федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся военные объекты.

Представитель заинтересованного лица: Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, будучи надлежащим образом уведомленным о дне, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, вместе с тем руководителем Агентства ФИО13 суду 26.05.2021 представлен отзыв на административный иск, из существа которого следует, что в 2017 и 2018 гг. Балтийским флотом в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области были направлены сведения (перечень войсковых частей и координаты) о границах ЗОУИТ, установленных в отношении военных объектов Балтийского флота, расположенных на территории Калининградской области.

Согласно переданным сведениям земельный участок с кадастровым номером располагается в границах запретной зоны военного объекта, установленной решением межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (протокол от ).

В июне 2019 г. в Агентство поступили материалы об установлении границ ЗОУИТ, подготовленные Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (картографический материал, являющийся приложением к протоколу от ). Согласно картографическому материалу земельный участок с кадастровым номером в границы ЗОУИТ не входит.

По информации командования Балтийским флотом от 05.12.2019 выявленные разночтения границ запретных зон будут устранены после внесения сведений о ЗОУИТ в Единый государственный реестр недвижимости.

В этой связи достоверно определить место расположения земельного участка с кадастровым номером относительно границ ЗОУИТ не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно положениям, предусмотренным ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность; наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Так, судом установлено и материалами дела подтверждено, что административный истец ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от 02.09.2014 и дополнительного соглашения к нему от 02.09.2014 является собственником земельного участка, площадью 1 003 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес >

Данные сведения отражены в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, сформированной по состоянию на 05.11.2020, в свидетельстве о государственной регистрации права серии , выданном на имя ФИО1 15.09.2014, а также в материалах регистрационного и кадастрового дела в отношении указанного выше земельного участка, предоставленных суду Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области.

23 сентября 2020 г. (вх. № 4686-арх.) административным истцом ФИО1 было инициировано обращение в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области в форме уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном выше земельном участке, с указанием сведений об участке (принадлежность, вид разрешенного использования) и объекте капитального строительства (этажность, высота, отступы от границ, площадь застройки), с приложением схематичного изображения планируемого к строительству объекта капитального строительства на земельном участке.

01 октября 2020 г. администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области было составлено и направлено в адрес административного истца ФИО1 уведомление за № 649 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, ввиду нахождения данного земельного участка в границах запретной войсковой части и приаэродромной территории аэродрома Калининград (Храброво).

Проверяя правомерность обжалуемого ФИО1 отказа администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в части указания на расположение земельного участка в запретной зоне войсковой части и приаэродромной территории аэродрома Калининград (Храброво), где размещение жилой застройки допускается только при наличии специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, суд приходит к следующим выводам.

Так, постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны. Данным Положением регламентируется порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель. На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением; размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его (п. 10 Положения).

Вышеприведенная норма применяется со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости.

На основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218 «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Следовательно, достоверные и систематизированные сведения о границах зон с особыми условиями использования территории являются публично доступными и отображаются в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 16 указанного выше Положения предусмотрено, что решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах.

Суд обращает внимание на то, что согласно сведениям ЕГРН в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка каких-либо ограничений относительно его расположения в запретной зоне военного объекта не имеется. Документов о принятии каких-либо решений о необходимости установления зон с особыми условиями использования территории в отношении военного объекта и приаэродромной территории аэродрома, расположенных вблизи земельного участка административного истца, материалы дела также не содержат.

При этом, в соответствии с сообщением командующего Балтийским флотом от 27.10.2017, адресованным генеральному директору ООО «УК Возрождение» ФИО4 на обращение от 11.01.2017, принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес > в соответствии с решением межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель от 21.12.2016 г. (протокол от ) не входит в границы земель с особыми условиями использования, устанавливаемых в отношении объектов Балтийского флота.

Аналогичный по своему содержанию ответ командующим Балтийского флота 19.07.2019 был дан ФИО4, в котором также отражено, что в настоящий момент зоны с особыми условиями использования земель в Единый государственный реестра недвижимости не внесены.

На обращение ФИО1 административным ответчиком также 02.03.2020 дан ответ , в соответствии с которым информация о расположении земельного участка с кадастровым номером в границах запретной зоны войсковой части пос. Рябиновка передана в орган местного самоуправления Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.

Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, в свою очередь, на обращение ФИО1 23.01.2020 дало ответ, из существа которого следует, что по результатам сравнительного анализа материалов, представленных Балтийским флотом и Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, и в связи с выявленными разночтениями границ запретных зон, возникла необходимость дополнительной проработки вопроса о границах ЗОУИТ с уполномоченными органами военного управления.

В ходе переписки от командования Балтийским флотом поступила информация о том, что выявленные разночтения границ запретных зон будут устранены после внесения сведений о ЗОУИТ в Единый государственный реестр недвижимости. Ориентировочный срок внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН 2020 г. До устранения выявленных разночтений в сведениях о границах ЗОУИТ, внесение изменений в сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности преждевременно.

Также, надлежит обратить внимание на то, что собственнику земельного участка ФИО1 по его заявлению от 06.08.2020 командиром в полковником ФИО14 согласовано строительство жилого дома находящегося в границах приаэродромной территории аэродрома Калининград (Чкаловск) на земельном участке с кадастровым номером

Кроме того, как следует из представленных стороной истца документов, расположение объекта, планируемого истцом к строительству, и находящегося в границах приаэродромной территории аэродрома Калининград (Храброво) согласовано с начальником Калининградского центра ОВД ФИО15 и генеральным директором АО «Аэропорт «Храброво» ФИО16., что следует из листа согласования №

Обращает суд также внимание и на то, что согласно материалам дела имеются разночтения границ запретных зон, которые будут устранены после внесения сведений о ЗОУИТ в Единый государственный реестр недвижимости, а соответственно указание административным ответчиком в уведомлении о расположении земельного участка административного истца непосредственно в запретной зоне войсковой части противоречит сведениям, предоставленным суду заинтересованным лицом, в соответствии с которыми достоверно определить место расположения земельного участка с кадастровым номером относительно границ ЗОУИТ не представляется возможным.

Следовательно, совокупность установленных по делу доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что указанная в оспариваемом уведомлении информация о расположении земельного участка административного истца в запретной зоне военного объекта, об установлении данной зоны, не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в силу чего уведомление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 01 октября 2020 г. № 649 о несоответствии планируемого строительству объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности, по доводам, в нем изложенным, законным признать нельзя.

Таким образом, с целью восстановления прав административного истца ФИО1, на основании п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление административного истца ФИО1, зарегистрированное за № 4686-арх от 23 сентября 2020 г., а соответственно административный иск ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

На основании изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области о признании незаконным уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального строительства и садового дома и возложении обязанности в установленный законом срок повторно рассмотреть уведомление – удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным уведомление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области № 649 от 01.10.2020 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилого строительства и садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером

Возложить на администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области в установленный законом срок повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от 23.09.2020 вх. № 4686-арх.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления председательствующим мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено председательствующим по делу 02 июня 2021 г.

Председательствующий: О.Ч. Коновалова