ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2586/2022 от 26.07.2022 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-2586/2022

73RS0002-01-2022-004936-43

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ульяновск 26 июля 2022 года

Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Саенко Е.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Долотцевой Г.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Засвияжского района города Ульяновска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести работы по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести работы по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного требования, проведенной прокуратурой района, установлено, что администрацией города Ульяновска не выполняются обязанности по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, в том числе, расположенных вблизи дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и объектов социальной инфраструктуры. В ходе проведенной 12.04.2022 прокуратурой района с привлечением специалиста центра дорожного и технического надзора, пропаганды БДД Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД РФ по Ульяновской области проверки нормативного состояния пешеходных переходов, расположенных на территории Засвияжского района г.Ульяновска, установлены многочисленные нарушения требований ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2019), ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017), ГОСТ 33176-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования» (далее - ГОСТ 33176-2014). Так, установлено, что в нарушение требований: п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения на пешеходных переходах, проходящих вдоль детских учреждений по адресам: п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью дороги на наземных пешеходных переходах по адресам: ); ; »); п.4.9 ГОСТ 33176 отсутствует искусственное освещение на пешеходном переходе по адресу: Ранее прокуратурой района Главе города Ульяновска Вавилину Д.А. 13.04.2022 внесено представление об устранении вышеназванных нарушений закона. Согласно полученному ответу администрации (исх. - от ДД.ММ.ГГГГ) с данными нарушениями ответчик согласен. Вместе с тем, до настоящего времени меры к их устранению не приняты. Кроме того, указанный ответ администрации содержит сведения о том, что в связи с дефицитом бюджета города финансирование расходов по устройству искусственного освещения, светофорных объектов, ограничивающих пешеходных ограждений, искусственных дорожных неровностей и дублирующих дорожных знаков на пешеходных переходах бюджетом муниципального образования «» на 2022 год, плановый период 2023-2024 гг. не предусмотрено. Установленные нарушения закона, допущенные при содержании пешеходных переходов, расположенных, в том числе, вблизи дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и объектов социальной инфраструктуры, угрожают безопасности дорожного движения в целом, а также создают реальную угрозу жизни и здоровью пешеходов, в том числе несовершеннолетних детей, водителей и других участников дорожного движения, число которых определить не представляется возможным.

Просил признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска, выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, расположенных по адресам: в соответствии с требованием п.6.2. ГОСТ Р 52605-2006; обязать администрацию города Ульяновска оборудовать дублирующими дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью дороги на наземных пешеходных переходах по адресам: ; , в соответствии с требованием п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019; обязать администрацию города Ульяновска оборудовать искусственным освещением пешеходный переход по адресу: ») в соответствии с требованием п.4.9 ГОСТ 33176.

В дальнейшем прокурор отказался от исковых требований в части возложения на администрацию города Ульяновска обязанности по оборудованию ограничивающими пешеходными ограждениями пешеходный переход по адресу: , а также обязанности по нанесению горизонтальной разметки 1.14.1 «Зебра» по адресам: , пересечение улиц , в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора.

Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в иске.

Представитель административного ответчика Администрации города Ульяновска по доверенности Данилушкина А.В., являющаяся одновременно по доверенности представителем заинтересованного лица - Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела судом извещалась.

Ранее в ходе рассмотрения дела и в письменных возражениях на исковое заявление исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований к Администрации города Ульяновска и Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска отказать. Указала, что дорожную деятельность в муниципальном образовании «город Ульяновск» осуществляет отраслевой (функциональный) орган администрации города Ульяновска - Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. В соответствии со ст.69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования «» и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» МБУ «Правый берег» выдано муниципальное задание на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 гг. на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на территории муниципального образования «город Ульяновск». Устройство ограничивающего пешеходного ограждения по , » выполнено. Также МБУ «» в рамках муниципального задания нанесена дорожная разметка по адресам: и , , пересечение улиц , и Устройство светофора Т.7, ИДН, дублирующие дорожные знаки 5.19.1 по «» планируется выпаолнить в дорожно-строительный сезон 2022 года. В связи с дефицитом бюджета большая часть мероприятий не полностью обеспечена финансированием. Финансирование расходов на производство работ по вышеуказанным в административном иске бюджетом муниципального образования «» на 2022 и плановый период 2023-2024 годов не предусмотрено. Со стороны Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска на имя Главы города направлено письмо о предусмотрении дополнительных средств в проекте бюджета 2022 г. на проведение работ по установке перильного ограждения, светофора Т.7, устройству наружного освещения пешеходного перехода, дублирующих дорожных знаков, ИДН. При выделении дополнительного финансирования данные работы планируется выполнить в дорожно-строительный сезон 2022 г.

Представитель заинтересованного лица - УГИБДД УМВД России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом.

Судом к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица Муниципальное бюджетное учреждение «Правый берег», представитель которого по доверенности Герей И.О. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом.

В письменном отзыве на административное исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований к Администрации города Ульяновска отказать. Указал, что учреждение выполняет работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки, в пределах, установленных муниципальным заданием на 2022 г. и плановый период 2033 и 2034 гг., утвержденным Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. В соответствии с указанным муниципальным заданием учреждение проводит работу по нанесению дорожной разметки - краской (эмалью) в летний строительный период. По адресам, указанным в административном иске (п.3 просительной части иска), в 2022 г. запланированы работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» ПДД РФ в мае-июле месяце. В настоящее время горизонтальная дорожная разметка нанесена по всем адресам за исключением: - причина производства дорожных работ с последующим нанесением дорожной разметки с использованием термопластика другой организацией; ул.50-летия ВЛКСМ, и () - причина - производства дорожных работ с последующим нанесением дорожной разметки с использованием термопластика другой организацией; - причина - производство работ не предусмотрено муниципальным заданием Учреждения. Выполнение работ по установке пешеходных ограждений на пешеходных переходах, установке светофора Т.7 на пешеходных переходах, установке искусственных дорожных неровностей на пешеходных переходах, установке дублирующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» и оборудования искусственным освещением пешеходный переход по адресам, отраженным в административном иске, не предусмотрено муниципальным заданием учреждения на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).

В силу пункта 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что прокуратура Ульяновской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ направило территориальным органам прокуратуры копию статьи «В Ульяновской области 890 пешеходных переходов не соответствует нацстандарту», размещенной 21.03.2022 на интернет-портале «73 онлайн», для проведения проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании пешеходных переходов, особенно вблизи дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и объектов социальной инфраструктуры.

28.03.2022 заместитель прокурора Засвияжского района г.Ульяновска на основании ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», поручения прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ издал Решение о проведении проверки №1 от 28.03.2022, в соответствии с которым решил провести с 28.03.2022 по 25.04.2022 проверку в отношении администрации г.Ульяновска с целью проверки исполнения ею требований Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации №711 от 15.06.1998 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения». Поручение проверки поручено помощнику прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Макейкиной Е.В.

12.04.2022 в период с 08:30 до 11:00 помощник прокурора Засвияжского района г.Ульяновска ФИО12. в присутствии старшего государственного инспектора дорожного надзора ЦдиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области ФИО10 проверила эксплуатационное состояние пешеходных переходов на территории Засвияжского района г.Ульяновска, о чем составила «Акт проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц г.Ульяновска» от 12.04.2022.

Согласно данному Акту, в ходе проверки установлено нарушение требование государственных стандартов, создающие угрозу безопасности дорожного движения:

В нарушение требований п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения на пешеходных переходах, проходящих вдоль детских учреждений по адресам: »).

В нарушение требований п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019, отсутствует ограничивающее пешеходное ограждение на регулируемом пешеходном переходе по адресу: .

В нарушение п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» отсутствует дорожная горизонтальная разметка 1.14.1 «Зебра» на пешеходных переходах по адресам:

В нарушение п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, отсутствует светофор типа Т.7 на пешеходных переходах, проходящих вдоль детских учреждений по адресам: (»).

В нарушение п.6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» отсутствует искусственная дорожная неровность (ИДН) на пешеходных переходах, проходящих вдоль детских учреждений по адресам:

В нарушение п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью дороги на наземных пешеходных переходах по адресам: ), , »).

В нарушение п.4.9 ГОСТ 33176-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования» отсутствует искусственное освещение на пешеходном переходе по адресу:

13.04.2022 по результатам указанной проверки прокурором Засвияжского района г.Ульяновска Главе города Ульяновска внесено представление об устранении нарушений закона (исх./Прдп от ДД.ММ.ГГГГ), в котором прокурор потребовал безотлагательно с участием представителя прокуратуры Засвияжского района г.Ульяновска рассмотреть данное представление, принять конкретные меры по устранению отмеченных нарушений, причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении закона.

18.05.2022 Глава города Ульяновска письмом от ДД.ММ.ГГГГ) рассмотрев представление прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, сообщил ему о том, что признает его законным и обоснованным. Указал, что Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска для МБУ «Правый берег» утверждено муниципальное задание на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов по техническому содержанию, обслуживанию и ремонту технических средств организации дорожного движения на территории муниципального образования «город Ульяновск». Устройство ограничивающих пешеходных ограждений на пешеходных переходах, проходящих вдоль 16», расположенного по , а также вдоль здания », расположенного по , планируется выполнить в соответствии с указанным муниципальным заданием в дорожно-строительный сезон 2022 г. Устройство ограничивающего пешеходного ограждения на регулируемом пешеходном переходе в районе выполнено в 2021 г. В рамках муниципального контракта , заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Управлением и ООО «Промонт». При отсутствии или полном износе горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» повторное ее нанесение возможно в течение строительного сезона, так как технология ее нанесения предполагает выполнение данного вида работ только при положительных температурах наружного воздуха выше 15 градусов по Цельсию. В соответствии с п.4.3. ГОСТ Р 50597-2017 в случаях, когда для устранения дефекта по технологии проведения работ необходимы определенные погодно-климатические условия, срок устранения дефекта исчисляется с момента их наступления. Таким образом, горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход» на автомобильных дорогах возле указанных в представлении прокурора домов будет нанесена в соответствии с муниципальным заданием МБУ «Правый берег» в период с мая по июль 2022 г. В связи с дефицитом бюджета города финансирование расходов по устройству искусственного освещения на пешеходном переходе по адресу: ул.Артема, д.8, устройству светофорных объектов Т.7 вдоль образовательных учреждений по А и дублирующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» по , бюджетом муниципального образования «город Ульяновск» на 2022 год, и на плановый период 2023-2024 гг. не предусмотрено. При выделении дополнительного финансирования данные работы планируется выполнить в дорожно-строительный сезон 2022 г.

Как следует из административного искового заявления, Администрация города Ульяновска меры для устранения выявленных нарушений не приняла.

Разрешая заявленные административным истцом требования о признании незаконным бездействия Администрации города Ульяновска, выразившегося в неисполнении возложенных на нее обязанностей по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, в том числе расположенных вблизи образовательных учреждений, возложении на нее обязанностей по оборудованию ограничивающими пешеходными ограждениями пешеходных переходов, проходящих вдоль детских учреждений, в соответствии с требованием п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019, по нанесению дорожной горизонтальной разметки 1.14.1 «Зебра» на пешеходных переходах в соответствии с требованием п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, по установке светофора типа Т.7 на пешеходных переходах, проходящих вдоль детских учреждений в соответствии с требованием п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, по оборудованию искусственной дорожной неровностью пешеходных переходов, проходящих вдоль детских учреждений в соответствии с требованием п.6.2. ГОСТ Р 52605-2006, по оборудованию дублирующими дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью дороги на наземных пешеходных переходах в соответствии с требованием п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019, по оборудованию искусственным освещением пешеходного перехода в соответствии с требованием п.4.9 ГОСТ 33176, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывает следующее.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Согласно разделу I Устава муниципального образования «город Ульяновск», принятого решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, городской округ - это правовой статус муниципального образования «город Ульяновск». Термин муниципальное образование «город Ульяновск» - это то же, что и «городской округ», «город Ульяновск», «город». Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно население и (или) образуемые представительным органом муниципального образования (Ульяновской Городской Думой) органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Организационная структура органа местного самоуправления, структура органа местного самоуправления - это внутреннее подразделение органа местного самоуправления на отраслевые (функциональные) органы и подразделения, необходимые для эффективного управления и решения задач местного значения и выполнения переданных государственных полномочий, а именно: комитеты и (или) управления.

В соответствии со ст.1 данного Устава, Муниципальное образование «город Ульяновск» является городским округом, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Ульяновской области.

Администрация города Ульяновска (сокращенное наименование - администрация города) - это местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Ульяновск», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Ульяновской области (раздел I Устава).

В силу пункта 5 статьи 3 Устава к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.23 Устава структуру органов местного самоуправления составляют: Ульяновская Городская Дума, Глава города Ульяновска, администрация города Ульяновска, Контрольно-счетная палата, обладающие в соответствии с настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.36 Устава администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск», является юридическим лицом. В ее структуру входят отраслевые (функциональные) органы и подразделения.

Согласно ст.39 Устава, администрация города Ульяновска является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля. Она организует и осуществляет муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Ульяновской области.

Глава города в пределах своих полномочий как должностного лица местного самоуправления, возглавляющего администрацию города, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Ульяновской области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы администрации города (ст.42 Устава).

Руководители отраслевых (функциональных) органов администрации города в пределах своих полномочий издают распоряжения по вопросам, отнесенным к их компетенции муниципальными правовыми актами, а также приказы по вопросам организации работы отраслевых (функциональных) органов администрации города (ст.43 Устава).

Согласно Положению об Управлении дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска - приложению №16 к решению Ульяновской Городской Думы №90 от 24.05.2006, данное Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области в области: дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения; создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования «город Ульяновск» (п.1.1.). Данное Управление в области дорожной деятельности обеспечивает осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального образования «город Ульяновск» в целях обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечение участия в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального образования «город Ульяновск» (п.4.2.13.); осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального образования «город Ульяновск» (п.4.2.19.). Управление от имени муниципального образования «город Ульяновск» по специальному поручению администрации города Ульяновска заключает в установленном законодательством порядке договоры на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, ливневой канализации, проверяет ход и качество указанных работ (п.4.6.1.).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии со ст. 3 данного Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п.1); элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения (п.8).

В силу ч.9 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007, к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007).

Частью 1 статьи 13 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6); информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения (п.10); осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (п.12).

В силу ст.1 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст.4 Федерального закона №124-ФЗ от 27.07.2006 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита несовершеннолетних от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие

На основании ст.3 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 12 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ч.1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2).

В соответствии со ст.17 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.2 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и безопасных условий движения транспортных средств по автомобильным дорогам, предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

В соответствии со ст.21 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, являются ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N1245-ст от 26.09.2017, ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 1425-ст от 20.12.2019, ГОСТ 33176-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования», принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол №46 от 05.12.2014), введенный в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.07.2015 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 181-ст от 26.03.2015, ГОСТ Р 52605-2006 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N295-ст от 11.12.2006.

Все требования стандартов являются обязательными к соблюдению согласно Федеральному закону №184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п.8.1.29 ГОСТ Р 50597-2017 ограничивающие пешеходные ограждения применяют: а) перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей; б) перильные на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону: 1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов; 2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц: - проходящих вдоль детских учреждений; - местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода; - где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке. Протяженность ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории. Ограничивающие пешеходные ограждения должны выдерживать значение горизонтальной сосредоточенной нагрузки на поручни перил 0,3 кН (в любом месте по длине поручня).

В соответствии с п.7.3.8 ГОСТ Р 50597-2017 светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если: - интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.1; - не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом; - пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений; - по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе.

В соответствии с п.5.1.6 ГОСТ Р 50597-2017 на дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1-1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.24, установленные справа от проезжей части, должны дублироваться. Знаки 3.20 и 3.22 дублируются на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении, знак 5.15.6 - на дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях. Дублирующие знаки устанавливают на конструктивно выделенной разделительной полосе. На дорогах с разделительной полосой, выделенной только разметкой 1.2, или без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают: - слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам; - над проезжей частью в случаях, когда встречное движение осуществляется по трем или более полосам. При необходимости допускается дублировать таким же образом и другие знаки. На дорогах с тремя и более полосами для движения во встречном направлении допускается дублирование временных дорожных знаков на разделительной полосе, выделенной только разметкой 1.2, при ее отсутствии временные знаки дублируются слева от проезжей части. В населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части.

В соответствии с п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

В соответствии с п.6.1, п.6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности (ИН) устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением. ИН устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. ИН допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий: - в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах; - перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное знаками 3.24 "Ограничение максимальной скорости", 5.3.1 "Зона с ограничением максимальной скорости", 5.21 "Жилая зона"; - перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до знака 2.5 "Движение без остановки запрещено"; - по всей зоне действия знака 1.23 "Дети" через 50 м друг от друга.

В соответствии с п.4.9 ГОСТ 33176-2014 для освещаемых дорог средняя освещенность на покрытии наземных пешеходных переходов должна быть более значения средней освещенности на поверхности пересекаемой проезжей части в 1,3 раза, а для неосвещаемых дорог - не менее 10,0 лк. Для обозначения перехода рекомендуется применять источники света (ИС) типов, отличающихся от типа ИС, используемого для освещения проезжей части дороги. Для повышения видимости пешеходов на переходе ОП размещают перед переходом по отношению к приближающемуся транспорту. На дорогах с двусторонним движением ОП устанавливают перед перекрестком относительно обоих направлений движения.

Факт нарушения Администрацией города Ульяновска законодательства о безопасности дорожного движения и защите прав несовершеннолетних, а также ненадлежащего исполнения возложенной на нее обязанности по содержанию автомобильных дорог и обеспечению безопасности дорожного движения, нашел своё подтверждение в ходе судебного разбирательства, в том числе данные нарушения зафиксированы в «Акте проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц г.Ульяновска» от 12.04.2022, составленном должностным лицом прокуратуры Засвияжского района г.Ульяновска.

На протяжении длительного времени Администрация города Ульяновска вопреки требованиям вышеприведенного законодательства не исполняла возложенных на нее обязанностей по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, расположенных по адресам:

Бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении возложенных на него обязанностей по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, расположенных по указанным адресам, влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, создает угрозу безопасности дорожного движения в целом, реальную угрозу жизни и здоровью пешеходов, в том числе несовершеннолетних детей, водителей и других участников дорожного движения.

Суд считает, что наличие выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью лиц, пользующихся личным и общественным транспортом.

Оценивая все исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд находит заявленные в интересах неопределенного круга лиц административные исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска подлежащими удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства Администрацией города Ульяновска часть нарушений, выявленных прокурором Засвияжского района г.Ульяновска, была устранена, что подтверждается «Актом проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц г.Ульяновска» от 26.07.2022. Согласно данному Акту, 26.07.2022 в период с 08:30 до 10:00 помощник прокурора Засвияжского района г.Ульяновска ФИО9 в присутствии старшего государственного инспектора дорожного надзора ЦдиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области ФИО10 проверила эксплуатационное состояние пешеходных переходов на территории Засвияжского района г.Ульяновска. Согласно составленному ею Акту, в ходе проверки установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения на пешеходном переходе, проходящего вдоль детского учреждения », расположенного по адресу: , установлены и соответствуют требованиям п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019; дорожная горизонтальная разметка 1.14.1 «Зебра» на пешеходных переходах по адресам: , пересечение улиц , , нанесена и соответствует требованиям п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2.17 ГОСТ Р 52289-2019.

Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о законности оспариваемого прокурором бездействия административного ответчика с 13.04.2022 по настоящее время либо о наличии каких-либо непреодолимых препятствий к выполнению возложенных на него обязанностей по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, расположенных по указанным адресам, суду не представил. Доказательств того, что административного ответчиком в указанный период были приняты реальные меры к исполнению требований норм вышеприведенного законодательства в части обеспечения надлежащего эксплуатационного состояния пешеходных переходов по указанным адресам, не представлено.

Доводы административного ответчика об отсутствии финансирования либо недостаточном финансировании не свидетельствуют о наличии у Администрации города Ульяновска непреодолимых препятствий к выполнению возложенных на нее обязанностей по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, расположенных по указанным адресам.

Принимая во внимание, что административный ответчик ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, расположенных по указанным адресам, затрагивая интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, следовательно, заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц административные исковые требования являются обоснованными.

Учитывая, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог, включающая комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, относится к вопросам местного значения и что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов, поскольку полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, то как собственник своего имущества, Муниципальное образование «город Ульяновск» обязано содержать принадлежащие ему участки автомобильных дорог.

Поскольку в остальной части Администрация города Ульяновска не устранила нарушения государственных стандартов, выявленные прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска и изложенные в «Акте проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц г.Ульяновска» от 12.04.2022, на административного ответчика должна быть возложена обязанность по их устранению, что необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения, которая затрагивает интересы граждан, проживающих на соответствующей территории.

Дело рассмотрено в пределах заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Ульяновска по неисполнению возложенных на нее обязанностей по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, расположенных по адресам:

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанности по оборудованию ограничивающими пешеходными ограждениями пешеходных переходов, проходящих вдоль детских учреждений по адресам: в соответствии с требованием п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019; по оборудованию искусственной дорожной неровностью пешеходных переходов, проходящих вдоль детских учреждений по адресам: («») в соответствии с требованием п.6.2. ГОСТ Р 52605-2006; по оборудованию дублирующими дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью дороги на наземных пешеходных переходах по адресам: ), , , ( в соответствии с требованием п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019; по оборудованию искусственным освещением пешеходного перехода по адресу: (») в соответствии с требованием п.4.9 ГОСТ 33176.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Е.Н. Саенко

.