УИД 21RS0023-01-2023-002591-06
№ 2а-2587/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 г. <адрес>
Калининский районный суд <адрес> под председательством судьи Николаева М.Н., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием административного истца – ФИО1, его представителя ФИО2, представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес>, Управлению ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации <адрес> о признании незаконным отказа во включении в схему размещения гаражей,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе во включении в схему размещения гаражей металлического гаража, расположенного в районе <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №; возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления о согласовании места размещения гаража.
Требования мотивированы тем, что административный истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении в схему размещения гаражей металлического гаража, расположенного в районе <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации <адрес> отказало во включении в схему размещения гаражей по причине размещения металлического гаража в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером 21:00-6.350 (прибрежная защитная полоса, зона природных объектов). Административный истец с данным решением не согласен, поскольку считает, что являясь родителем ребенка инвалида 2 группы имеет право на бесплатное использование земельного участка для возведения гаража вблизи места жительства инвалида, кроме того согласно Публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером № имеет категорию – земли поселений (населенных пунктов), вид разрешенного использования – для общего пользования (уличная сеть). Основываясь на изложенных в административном иске обстоятельствах, просит признать отказ незаконным.
ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации <адрес>.
Истец ФИО1, его представитель ФИО2 в судебном заседании поддержали административные исковые требования, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации <адрес>, ФИО4 в судебном заседании требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска, указывая, что основания для отказа в согласования проекта схемы предусмотрены положениями Водного кодекса РФ ввиду наличия водоохранной зоны.
Представитель административного ответчика Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) судсчитает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9 и 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом в силу вышеуказанных требований орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Как следует из представленных документов административный истец является отцом ребенка инвалида с детства – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении №№, выпиской из акта освидетельствования МСЭ-2001 №. (л.д. 9, 10)
ФИО1 принадлежит на праве собственности автомобиль – Лада № Калина, №. (л.д. 11)
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами муниципального земельного контроля администрации <адрес> проведено выездное обследование в рамках осуществления муниципального земельного контроля, по результатам которого выявлено, что в районе <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № размещен металлический гараж, собственником которого является ФИО1, сведения о предоставлении ему земельного участка отсутствуют. (л.д.7)
ДД.ММ.ГГГГФИО1, действуя от имени ФИО5, обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении в схему места размещения гаража, являющегося некапитальным сооружением по адресу: <адрес>, кадастровый №, указав, что принадлежащий ему автомобиль марки ВАЗ-№, включен в федеральный реестр инвалидов. (л.д. 5)
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №№ Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации <адрес> отказало ФИО1 во включении в схему размещения гаражей металлического гаража, расположенного в районе <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, в основании указав, что металлический гараж размещен в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером №, вид зоны – прибрежная защитная полоса, зона охраны природных объектов, ссылаясь на п.4, 5 ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса РФ, согласно которому в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств, а также строительство и реконструкция станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.
Согласно Правилам землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанными АО «РосНИПИУрбанистики» в 2015 году, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне O-l «Зона делового, общественного и коммерческого назначения».
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П принято решение об установлении приаэродромной территории аэродрома Чебоксары. Спорный земельный участок находится в границах 3 (сектора 3.3.1, полосы ВП), 4 (контура 4.2.3), 5, 6 подзон приаэродромной территории аэродрома Чебоксары, что следует из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес>.
В силу абзаца 8 пункта 8 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов или на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 39.33 Земельного Кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе в случае возведение гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства.
Согласно Закону ЧР от 23.12.2022 № 130 "О реализации отдельных положений Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на территории Чувашской Республики" право на бесплатное использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, предоставляется следующим категориям граждан, проживающих на территории Чувашской Республики: инвалидам, имеющим в собственности транспортное средство; одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида, имеющему в собственности транспортное средство.
Таким образом, административный истец, в силу того, что является родителем ребенка-инвалида и имеет в собственности автомобиль, относится к группе лиц, имеющих право на бесплатное использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаража.
В соответствии с частью 1 статьи 39.36-1 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства осуществляется на основании утверждаемой органами местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов, а на межселенных территориях органами местного самоуправления муниципальных районов схемы размещения таких объектов в порядке, определенном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 17 августа 2022 года №400 утвержден Порядок утверждения схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, абзацем 3,4 пункта 3 которого установлено, что схема разрабатывается с соблюдением градостроительного, земельного законодательства, законодательства в области охраны и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требований экологической и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических и иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики и муниципальными правовыми актами по размещению объектов; размещение объектов на схеме должно соответствовать нормативам градостроительного проектирования, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории, землеустроительной документации, правилам благоустройства территории соответствующего муниципального образования и не должно препятствовать свободному перемещению пешеходов и транспорта, ограничивать видимость участникам дорожного движения, создавать угрозу жизни и здоровью людей.
Согласно п. 9 Постановления №400 решение об отказе во включении объекта в схему принимается органом местного самоуправления, уполномоченным на утверждение схемы, в случае, если:
- выявлено несоответствие предложения о включении приложенным к нему документам, указанным в абзацах пятом и шестом пункта 5 настоящего Порядка;
- земельный участок, на котором планируется размещение объекта, обременен правами третьих лиц (земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование);
- земли или земельный участок, на которых планируется размещение объекта, используются на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти Чувашской Республики, органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, для размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации;
- получен отказ в согласовании проекта схемы органами, указанными в абзаце первом пункта 6 настоящего Порядка;
В своем отказе во включении в схему размещения гаражей металлического гаража, расположенного в районе <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации <адрес> сослалось на размещение металлического гаража в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером №, вид зоны – прибрежная защитная полоса, зона охраны природных объектов, что противоречит п.4, 5 ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса РФ согласно которому в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств, а также строительство и реконструкция станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.
Между тем административным органом сделан данный вывод преждевременно.
Согласно части 1 статьи 65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Пунктами 4,5 ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса РФ определено, что в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.
Однако, согласно ч. 16 ст. 65 Водного Кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Таким образом, установление водоохраной зоны не влечет за собой изъятия земельных участков, расположенных на этих территориях, у землевладельцев и землепользователей, а также запрета на совершение сделок с землей или водными объектами, а обязует соблюдать соответствующий режим, установленный Водным кодексом РФ и иным законодательством в отношении водоохранных зон и защитных полос.
То есть ограничения, установленные положениями п. 4, 5 ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса РФ не носит императивный характер и допускает использование земельного участка, находящегося в водоохраной зоне с учетом соблюдения определенных условий.
Кроме этого, исходя из представленной выписки из Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанными АО «РосНИПИУрбанистики» в 2015 году, в территориальной зоне O-l «Зона делового, общественного и коммерческого назначения», в которой расположен спорный земельный участок с кадастровым номером №, к основным видам использования земельного участка и объектов капитального строительства относится в том числе - «хранение автотранспорта» (предельная этажность – 2), к вспомогательным видам – «служебные гаражи».
Следовательно, учитывая приведенное правовое регулирование и установленные фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения заявленных ФИО1 требований о признании незаконным отказа административного ответчика во включении в схему размещения гаражей металлического гаража, расположенного в районе <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № в связи с размещением в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером № (прибрежная защитная полоса, зона охраны природных объектов).
С учетом признания отказа незаконным, суд считает необходимым обязать Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения его обращения.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным отказ Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации <адрес>, выраженный в письме № № от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявления ФИО1 о включении в схему размещения гаражей металлического гаража, расположенного в районе <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, возложив обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.Н. Николаев
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ