УИД 19RS0001-02-2022-003032-27 Дело № 2а-2589/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абакан Республика Хакасия 25 мая 2022 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Ю.В. Шипанова,
при секретаре Е.С. Конгаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия, и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия ФИО4 о признании отказа в государственной регистрации незаконным,
с участием представителя административного истца ФИО5, представителя административного ответчика ФИО7,
УСТАНОВИЛ:
Частное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» обратилось в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции РФ по РХ, и.о. начальника Управления Министерства юстиции РФ по РХ ФИО4 о признании отказа в государственной регистрации незаконным. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ЧОУ «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» подало в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме № РИО 14. 05.03.2022 в адрес ЧОУ «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» поступило уведомление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации в связи с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации и сведения о ней № 19/04-542 от 25.02.2022, которым Управление сообщило, что в государственной регистрации ЧОУ «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» в связи с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации и сведения о ней, документы которого были представлены 08.02.2022г. (вх. 19/01-627) отказано. Отказ в регистрации обусловлен тем, что Учреждением не соблюдены положения действующего законодательства: представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) - Заявление и Устав, противоречат законодательству Российской Федерации. По мнению ЧОУ «Православная гимназия имени Святителя ФИО1», отказ Управления в государственной регистрации некоммерческой организации в связи с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации и сведения о ней от 25.02.2022 является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежащем отмене, в силу следующего. Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения. ДД.ММ.ГГГГ Епархиальным архиереем Архиепископом Абаканским и Хакасским Ионафаном было принято решение о внесении изменений в Устав ЧОУ «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» путем утверждения Устава в новой редакции и внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Устав в новой редакции был утвержден в связи с необходимостью приведения его в соответствие со Стандартом православного компонента начального общего, основного, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, а также в целях устранения замечаний Министерства образования и науки Республики Хакасия, отраженных в Акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 25 от 29.02.2021. Устав в новой редакции содержит все обязательные положения, предусмотренные Законом «О некоммерческих организациях». Вывод Управления о том, что Уставом в новой редакции не отнесен вопрос о досрочном прекращении полномочий органов Учреждения к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, противоречит п. 5.1 Устава, а именно в соответствии с п. 5.1. высшим органом управления Гимназией является Учредитель, в исключительную компетенцию которого входит решение следующих вопросов: утверждение концепции и определение приоритетных направлений деятельности Гимназии, принципов формирования и использования ее имущества; внесение изменений в настоящий Устав; принятие решений о реорганизации и ликвидации Гимназии, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; решение вопроса о создании Гимназией филиалов, представительств, структурных подразделений и других юридических лиц; назначение и отстранение от должности директора и секретаря Педагогического совета; назначение и отстранение от должности заведующего учебной частью (завуча) и бухгалтера Гимназии; утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности; утверждение финансового плана Гимназии и внесение в него изменений; участие Гимназии в других организациях; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора Гимназии; формирование Совета попечителей и ревизионной комиссии Гимназии. Следует отметить, что п. 5.1 в новой редакции полностью идентичен п. 5.1 действующей редакции Устава. В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять только те виды деятельности, которые определены ее уставом, а предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в её учредительных документах. Согласно п. 4 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В соответствии с законодательством, видам экономической деятельности хозяйствующих субъектов присваиваются коды в соответствии с ОКВЭД, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ (под. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Коды определяются юридическим лицом самостоятельно. При этом в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для гос. регистрации документах тех или иных кодов по ОКВЭД, в том числе соответствия сведений о кодах организационно-правовой форме юр. лица (письмо ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-19-2/263@., письмо ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ГД-3-14/6063@). Указанные юридическим лицом коды по ОКВЭД вносятся регистрирующим органом в ЕГРЮЛ. Как указано во введении к ОК029-2014 Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ№-ст) присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Указание в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД не может расцениваться как ограничение права организации (ее обособленных подразделений) заниматься иными видами деятельности. Также не имеет значения, указан ли код в качестве основного или дополнительного вида деятельности. Следовательно, как поясняет налоговая служба, присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности и не свидетельствует о получении ею необоснованной налоговой выгоды. Данная позиция изложена в письме ФНС России, разъясняющем возможность организациям заниматься иной деятельностью кроме той, которая соответствует присвоенному коду по ОКВЭД (письмо ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № СА-17-2/229@). Вывод Управления о том, что все виды деятельности, предусмотренные Уставом, должны быть внесены в ЕГРЮЛ противоречит изложенной выше позиции. По мнению ЧОУ «Православная гимназия имени Святителя ФИО1», Управление необоснованно обязывает включить в заявление о регистрации изменений «Сведения о наличии у юридического лица наименования на языках народов Российской Федерации и (или) на иностранных языках» в силу следующее. Согласно п. 86 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение № к приказу ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств») Пункт 2 «Сведения о наличии у юридического лица наименования на языках народов Российской Федерации и (или) на иностранных языках» заполняется при изменении сведений о наличии у юридического лица наименования на языках народов Российской Федерации и (или) на иностранных языках путем указания в соответствующих полях с учетом положений пункта 10 настоящих Требований кодов языков народов Российской Федерации и (или) иностранных языков по Общероссийскому классификатору информации о населении (ОКИН ОК 018-2014 фасет 04), на которых у юридического лица имеется наименование. Наименование заявителя на иностранном языке, указанное в действующем Уставе и Уставе в новой редакции идентичны, в связи с чем у Гимназии отсутствовали основания указывать данные изменения в заявлении формы № Р13014. Управление, отказывая в регистрации Устава в новой редакции на основании поданного заявления нарушило права и законные интересы ЧОУ «Православная гимназия имени Святителя ФИО1», так как необходимость внесения изменений в действующий Устав обусловлена необходимостью устранения замечаний Министерства образования и науки Республики Хакасия, отраженных в Акте проверки № 25 от 29.03.2021, что может в дальнейшем повлечь для заявителя негативные последствия в виде привлечения к административной ответственности. 09.03.2022 ЧОУ «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» в порядке п. 114, 118 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций подало жалобу в Минюст России. 29.03.2022 в адрес ЧОУ «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» поступил ответ Минюста России от 28.03.2022 № 11-34067/22, в соответствии с которым Минюст России признал требование Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия о внесении в ЕГРЮЛ кодов видов экономической деятельности с учетом всех предусмотренных уставом видов деятельности некоммерческой организации необоснованным, в связи с тем, что действующим законодательством данное требование не предусмотрено. С остальными доводами Минюст России согласился с Управлением. Также Минюст России сообщил, что решение территориального органа об отказе в государственной регистрации подлежит отмене в полном объеме. Процедуры отзыва Минюстом России указанных решений в отдельной части в порядке досудебного обжалования не предусмотрено. Учитывая изложенное и принимая во внимание сложившуюся судебную практику, руководствуясь ст. 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 122 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» ст. ст. 218, 220, 226, 227 КАС РФ, просили признать отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия в государственной регистрации некоммерческой организации в связи с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации и сведения о ней от 25.02.2022 № 19/04-542 незаконным и отменить, обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия произвести государственную регистрацию изменений в учредительные документы некоммерческой организации и сведения о ней.
Определением суда в качестве административного соответчика привлечена и.о начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия ФИО4
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме. Просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия ФИО7, действующая на основании доверенности, против удовлетворения административных исковых требований возражала по доводам и основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, суду пояснила, что 08.02.2022 в Управление были представлены документы ЧОУ «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» (далее - Учреждение) для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы и в сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме № РИО 14, распоряжение Архиепископа Абаканского и Хакасского от ДД.ММ.ГГГГ№ о внесении изменений в устав, устав в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ№. По результатам правовой экспертизы представленных документов ФИО3 установлено, что Учреждением не соблюдены положения действующего законодательства: представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные Законом № 7-ФЗ, а именно: Заявление и Устав, противоречат законодательству Российской Федерации. Так, п. 5.1 Устава в отношении, в частности, Директора, являющегося в соответствии с п. 5.2 Устава исполнительным органом ФИО3 Учреждения, предусмотрено принятие решения об отстранении его от должности. Однако «отстранение от должности» не равнозначно «досрочному прекращению полномочий», поскольку предусматривает лишь временное недопущение к исполнению полномочий на определенный период. Также, Устав не предусматривает принятия высшим органом ФИО3 решения о досрочном прекращении полномочий секретаря Педагогического совета, заведующего учебной частью (завуча), бухгалтера, Совета попечителей, ревизионной комиссии, являющихся согласно п. 5.1 Устава органами Учреждения, назначаемыми/формируемыми Учредителем. Таким образом, утверждение административного истца относительно пп. 2 п. 2 уведомления об отказе не соответствует требованиям действующего законодательства. Доводы административного истца относительно необязательности внесения в ЕГРЮЛ сведений о наименовании Учреждения на английском языке, предусмотренном п. 1.4 Устава (пп. 2 п. 1 уведомления об отказе), также не отвечают требованиям действующего законодательства. В соответствии с п. 86 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-7-14/617@) (далее - Требования) показатель "Наименование юридического лица на английском языке" заявления по форме № Р13014 заполняется в случае необходимости изменения соответствующих сведений, содержащихся ЕГРЮЛ. Согласно п. 1.4. устава в представленной на государственную регистрацию редакции Учреждение имеет полное наименование на английском языке: The Orthodox Gymnasium name of Saint Innocent of Moscow. Однако в сведения об Учреждении, содержащиеся в ЕГРЮЛ указанное наименование не внесено. Следовательно, учитывая, что в сведениях об Учреждении, содержащихся в ЕГРЮЛ, его наименование на английском языке отсутствует, а представленная для государственной регистрации новая редакция Устава содержит указанное наименование, сведения о нем подлежат внесению в ЕГРЮЛ (изменение сведение произойдет посредством внесения актуальных сведений о наименовании на иностранном языке). Следует отметить, что при государственной регистрации устава Учреждения в редакции от ДД.ММ.ГГГГ заявление по действующей на тот период времени форме № Р13001 возможности внесения в ЕГРЮЛ сведений о наименовании на языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке не предусматривало. В этой связи данные сведения в ЕГРЮЛ не вносились. Утверждение административного истца о том, что ФИО3 требует внесение в ЕГРЮЛ всех видов деятельности, предусмотренных Уставом Учреждения, несколько искажает действительность. Указание в пп.1 п. 1 уведомления об отказе на необходимость внесения в ЕГРЮЛ сведений о кодах видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ№-ст, привязано к п. 2.3 Устава, где перечислены виды деятельности, которые Учреждение осуществляет для достижения уставных целей и не затрагивает виды приносящей доход деятельности, перечисленные в п. 7.6 Устава, которые согласно его положениям Учреждение вправе осуществлять. Необходимость внесения в ЕГРЮЛ кодов видов экономической деятельности, осуществляемых некоммерческой организацией в соответствии с ее целями, обусловлено, по мнению ФИО3, требованиями п. 1 ст. 24 Закона № 7-ФЗ, пп. «п» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ. Следует учесть, что Минюст России, не поддержав доводы ФИО3, изложенные в п. 1 п. 1 уведомления об отказе, в ответе на жалобу Директора ФИО11 ФИО8 (№ от ДД.ММ.ГГГГ) все же обратил внимание заявителя на то, что зарегистрированная некоммерческая организация является самостоятельным хозяйствующим субъектом, поэтому поддержание в ЕГРЮЛ актуальных и в достаточном объеме сведений о кодах по ОКВЭД, соответствующих осуществляемым видам деятельности организации, указанным в ее учредительных документах, является необходимым для ведения хозяйственной деятельности, а также бухгалтерского учета. Также Минюст России указал на невозможность частичной отмены решения об отказе в государственной регистрации, принятого ФИО3. Кроме того, полагают, что перечисленные административным истцом письма Федеральной налоговой службы подлежат применению в отношении юридических лиц, решения о регистрации которых принимают налоговые органы в уведомительном порядке, предусмотренном Законом № 129-ФЗ, а не в отношении некоммерческих организаций, решение о государственной регистрации которых принимается Минюстом России или его территориальными органами посредством правовой экспертизы представленных документов. ФИО3, в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, проведена правовая экспертиза представленных Учреждением документов, установлены основания для отказа в государственной регистрации некоммерческий организации в связи с внесением в учредительные документы и сведения о ней, предусмотренные п. 1 ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ, вынесено соответствующее решение об отказе в государственной регистрации. Уведомление об отказе содержит ссылки на нормы действующего законодательства Российской Федерации, нарушение которых обусловило отказ в государственной регистрации, отражает характер указанных нарушений. Отказ в государственной регистрации не отменен Минюстом России. Доводы ФИО3, изложенные в подпунктах 1 и 3 пункта 2 уведомления об отказе, не обжалуются административным истцом, следовательно, признаны обоснованными. Доводы административного истца относительно иных положений уведомления об отказе не отвечают требованиям действующего законодательства, выражают лишь несогласие с ними. Таким образом, утверждение административного истца о незаконности и необоснованности отказа в государственной регистрации не основано на нормах права. Решение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации не является актом государственного органа, препятствующим или пресекающим возможность повторного представления документов для государственной регистрации некоммерческой организации при условии устранения оснований, вызвавших отказ в государственной регистрации. Следовательно, права и интересы административного истца не нарушены. Довод административного истца относительно озабоченности возможными негативными последствиями в виде привлечения к административной ответственности в связи с решением об отказе в государственной регистрации, принятым ФИО3, не убедителен, поскольку меры по устранению замечаний, отраженных в акте проверки ФИО6 образования и науки Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, не принимались самим Учреждением в течение длительного времени (изменения в Устав утверждены лишь ДД.ММ.ГГГГ, документы, необходимые для их государственной регистрации представлены в ФИО3ДД.ММ.ГГГГ). Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Административный ответчик и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия ФИО4 в судебное заседание не явилась. Судом извещалась о месте и времени рассмотрения административного иска. Ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лиц, чья явка не была признан судом обязательной.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как видно из материалов дела, административный истец оспаривает отказ Управления Министерства юстиции РФ по РХ в государственной регистрации некоммерческой организации в связи с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации и сведения о ней от 25.02.2022 № 19/04-542. С административным исковым заявлением ЧОУ «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» обратилось в суд 30.03.2022, следовательно, трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ не пропущен, административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, пп. 63 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, территориальные органы Минюста России являются уполномоченными органами по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Такой порядок предусмотрен для некоммерческих организаций, особенности которого регламентированы положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также Административным регламентом предоставления ФИО6 юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Административный регламент).
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами государственная регистрация некоммерческих организаций, в том числе изменений, вносимых в учредительные документы и в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), осуществляется посредством правовой экспертизы представленных документов. Положительное решение о государственной регистрации принимается в случае отсутствия оснований для отказа, предусмотренных п. 1 ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ.
В частности, в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если представленные для ее государственной регистрации документы противоречат законодательству Российской Федерации.
08.02.2022 в Управление Министерства юстиции РФ по РХ были представлены документы для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ЧОУ «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» и сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
25.02.2022 Управлением Министерства юстиции РФ по РХ по результатам рассмотрения документов, на основании подп. 1 п. 1 ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ отказано в государственной регистрации вносимых изменений. Отказ оформлен в форме уведомления.
Из уведомления следует, что по результатам рассмотрения представленных документов установлено, что Учреждением не соблюдены положения действующего законодательства: представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, заявление и Устав, противоречат законодательству Российской Федерации, а именно:
- лист «К» к Заявлению не отображает ОКВЭДы согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, соответствующие перечисленным видам деятельности, осуществляемым Учреждением;
- полное наименование Учреждения на английском языке «The Orthodox Gymnasium name of Saint Innocent of Moscow» не содержаться в ЕГРЮЛ, при этом в п. 1.4. Устава в представленной редакции имеется данное наименование Учреждения на английском языке. Учреждением ФИО13 к Заявлению не заполнен;
- в нарушение п. 1 ст. 24 Закона № 7-ФЗ указан вид деятельности «сельскохозяйственное производство» который не отвечает целям деятельности Учреждения, соответствующие ОКВЭДы также не заявлены;
- в нарушение п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ к исключительной компетенции Учредителя Учреждения, определенной п. 5.1. устава, не отнесен вопрос о досрочном прекращении полномочий органов Учреждения;
- в нарушение положений ст. 17 Закона № 7-ФЗ, в п. 11.3. устава указано, что Учреждение может быть преобразовано в хозяйственное общество.
На отказ в государственной регистрации вносимых изменений ЧОУ «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» поданы жалобы в Министерство юстиции РФ.
28.03.2022 Департаментом по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации по жалобам ЧОУ «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» дан ответ, из которого следует, что в соответствии с положениями указанных нормативных актов в Минюст России могут быть обжалованы решения его территориальных органов об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций, которые оформляются в форме распоряжения, подписанного начальником территориального органа (заместителем начальника территориального органа, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью) (пункты 82 - 85 Административного регламента). В таком случае, решение об отказе в государственной регистрации подлежит отмене в полном объеме. Процедуры отзыва Минюстом России указанных решений в отдельной части в порядке досудебного обжалования не предусмотрено. Отменить уведомление, в том числе в отдельной его части не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующей процедуры.
Также Департаментом по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ в ответе на жалобы указано, что в ходе анализа доводов относительно оснований для отказа в государственной регистрации установлено следующее.
1. В соответствии со ст. 52 ГК РФ некоммерческая организация осуществляет деятельность на основании устава, положения которого должны отвечать требованиям действующего законодательства, предусмотренным, в частности, п. 4 ст. 52 ГК РФ, ст. 24, п. 1 ст. 28 и ст. 29 Закона № 7-ФЗ. Пунктом 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ к исключительной компетенции высшего органа некоммерческой организации, в том числе отнесено решение вопросов об образовании и досрочном прекращении полномочий ее органов. Согласно пункту 5.1 устава Учреждения в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав) в отношении директора, являющегося в соответствии с пунктом 5.2 Устава исполнительным органом Учреждения, предусмотрено принятие решения об отстранении его от должности. Однако «отстранение от должности» не равнозначно «досрочному прекращению полномочий», поскольку предусматривает лишь временное недопущение к исполнению полномочий на определенный период времени. Кроме того, Устав не предусматривает принятия высшим органом учреждения решений о досрочном прекращении полномочий иных органов Учреждения, формируемых Учредителем.
2. В соответствии с п. 4 ст. 52 и ст. 14 Закона № 7-ФЗ устав учреждения должен предусматривать цель (цели) и предмет деятельности (совокупность видов деятельности, которые осуществляет или будет осуществлять учреждение для достижения уставной цели). В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса и ст. 24 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, предусмотренных уставом, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации и соответствующих ее целям деятельности. В соответствии с п. 4 ст. 50 ГК РФ, а также п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В соответствии с целями и осуществляющими некоммерческой организацией видами деятельности выбираются коды видов экономической деятельности, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ№-ст (далее - ОКВЭД). Требования о внесении в ЕГРЮЛ кодов видов экономической деятельности с учетом всех предусмотренных уставом видов деятельности некоммерческой организации действующим законодательством не предусмотрено. Таким образом, доводы ФИО3, изложенные в подпункте 1 пункта 1 Уведомления, по данному вопросу не поддерживаются. Зарегистрированная некоммерческая организация является самостоятельным хозяйствующим субъектом, поэтому поддержание в ЕГРЮЛ актуальных и в достаточном объеме сведений о кодах по ОКВЭД, соответствующих осуществляемым видам деятельности организации, указанным в ее учредительных документах, является необходимым для ведения хозяйственной деятельности, а также бухгалтерского учета.
3. Относительно вопроса о внесении в ЕГРЮЛ наименования Учреждения на иностранном языке необходимо отметить, что в соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ в числе прочего содержатся сведения о полном и сокращенном наименовании юридического лица на русском языке (в случае, если имеется) и (или) сокращенном наименовании на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (если юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на таких языках). Согласно положениям п. 86 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-7-14/617@, в ФИО13 заявления по форме № РИО 14 показатель «Наименование юридического лица на английском языке» заполняется в случае необходимости изменения соответствующих сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. В п. 1.4 Устава содержится наименование Учреждения на английском языке. Однако в сведения об Учреждении, содержащиеся в ЕГРЮЛ, вышеуказанное наименование не внесено. Таким образом, учитывая, что в сведениях об Учреждении, содержащихся в ЕГРЮЛ, его наименование на английском языке отсутствует, а представленная для государственной регистрации новая редакция Устава содержит указанное наименование, сведения о нем подлежат внесению в ЕГРЮЛ (изменение сведений произойдет посредством внесения актуальных сведений о наименовании на иностранном языке). При государственной регистрации устава Учреждения в редакции от ДД.ММ.ГГГГ заявление по действующей на тот период времени форме № Р13001 возможности внесения в ЕГРЮЛ сведений о наименовании на языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке не предусматривало. В этой связи данные сведения в ЕГРЮЛ не вносились.
Проверяя доводы административного истца о допущенных административным ответчиком нарушениях, с учетом приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что имеются основания для признания незаконным отказа о внесении изменений в учредительные документы некоммерческой организации и сведения о ней, поскольку в силу действующего законодательства у административного ответчика отсутствовали основания требовать у административного истца предоставления сведений о внесении в ЕГРЮЛ кодов видов экономической деятельности с учетом всех предусмотренных уставом видов деятельности некоммерческой организации.
В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В целях реального устранения нарушений прав административного истца суд, полагает необходимым обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» путем повторного рассмотрения заявления Частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» о внесении изменений в учредительные документы некоммерческой организации и сведения о ней.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Частью 1 статьи 111 Кодекса определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса.
В силу положений статей 103 и 111 КАС РФ с административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия подлежат взысканию в пользу административного истца расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия, и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия ФИО4 о признании отказа в государственной регистрации незаконным, - удовлетворить.
Признать отказ и.о. начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ в государственной регистрации некоммерческой организации Частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» в связи с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации и сведения о ней, - незаконным.
Обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» путем повторного рассмотрения заявления Частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» о внесении изменений в учредительные документы некоммерческой организации и сведения о ней.
Взыскать с Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия в пользу Частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени Святителя ФИО1» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.
Председательствующий Ю.В. Шипанов
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.В. Шипанов