РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 мая 2016 года <адрес>
Заводской районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Мормыло О.В.,
при секретаре ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-258/16 по административному исковому заявлению ХасахановойЯхиУмаровны об оспаривании действий должностных лиц ИЦ МВД по ЧР об отказе в выдаче справки о реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО10 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ должностных лиц МВД по ЧР в выдаче ей справки о реабилитации, обязать МВД по ЧР устранить допущенное нарушение ее прав.
В судебном заседании ФИО10 на своих требованиях настаивала, подтвердив ранее излженные в ее заявлении обстоятельства, согласно которых она, ФИО10, родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Ее родители: отец- ФИО14 и мать – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ были репрессированы, то есть высланы из с.НовыеАлды Грозненского района ЧИАССР в Джамбульский район Алма-Атинской области Казахской ССР на спецпоселение, где она и родилась. Со слов родителей, после издания Указов Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 г. №139/19/20 «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны» и от ДД.ММ.ГГГГ «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР», пунктом 3 которого было указано считать утратившим силу ст.2 Указа от ДД.ММ.ГГГГ в части запрещения чеченцам и ингушам возвращаться на прежнее место жительства, их семья сразу не смогла вернуться из Казахстана в Чечню, так как ФИО12.У. была еще слишком мала, а также из-за того, что их прежнее жилье было занято посторонними людьми, и вернулись в конце 1957-начале 1958 года. Отец Х.Я.УБ. – ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ее старшая сестра – ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р. ранее в 2006 году обращались в МВД по ЧР и получили справки о реабилитации, поэтому истица полагает, что она как дочь репрессированного, родившаяся до возвращения их семьи в Чечню, также вправе получить аналогичную справку о реабилитации и пользоваться такими же льготами. Для этого по просьбе Х.Я.УБ. ее дочь собрала необходимые документы и подала их в МВД по ЧР, но в декабре 2015 года они получили письменный отказ в выдаче справки о реабилитации со ссылкой на то, что она не подпадает под действие Закона РФ от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», который она и оспаривает сейчас в суде.
Явившийся в судебное заседание представитель МВД по ЧР – ФИО9, действующий по доверенности, с предъявленными требованиями ФИО10 не согласился, представил письменные возражения, в которых ссылался на то, что справки о реабилитации выдаются гражданам, выселенным в принудительном порядке с территории ЧИАССР 23 февраля 1944 года или родившимся на спецпоселении до ДД.ММ.ГГГГ, так как Указом ПВС СССР от 16 июля 1956 года №139/19/20 были сняты ограничения по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны, во исполнение этого Указа был издан Приказ МВД СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, которым устанавливался трехмесячный срок снятия с учета спецпоселения и освобождения из-под административного надзора органов МВД указанных лиц. По мнению ФИО9, ФИО10 не подпадает под действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реабилитации жертв политических репрессий», так как она родилась после издания Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ и после истечения трехмесячного срока, установленного МВД СССР для снятия с учета спецпоселения и освобождения из-под административного надзора органов МВД. Кроме того, в своих возражениях представитель МВД по ЧР ссылался на то, что выдача справки о реабилитации производится в порядке, установленном Административным регламентом, утвержденным приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, зарегистрированным в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ с регистрационным номером №. Данным регламентом установлено, что факт применения репрессий устанавливается ИЦ на основании архивных документов, а основанием для отказа в выдаче справки о реабилитации является отсутствие: правовых оснований, предусмотренных законодательством РФ о реабилитации жертв политических репрессий; архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессий в административном порядке; политического мотива при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу. Представитель МВД по ЧР считает, что оснований для признания незаконными действий должностных лиц ИЦ МВД по ЧР и для удовлетворения требований ФИО10 – не имеется и просил в удовлетворении заявления ФИО10 отказать.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, допросив свидетеля и исследовав материалы дела, суд находит требования ФИО10 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу статьи 1 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде лишения жизни и свободы, выселения групп населения из мест проживания, направление в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Порядок рассмотрения заявлений о выдаче справок о реабилитации установлен Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденным приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, зарегистрированным в Минюсте ДД.ММ.ГГГГ регистрационный №.
В соответствии с п.2.2. данного регламента его действие распространяется на детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам. Пунктом 2.3. того же регламента установлено, что МВД по республикам, ГУ МВД РФ по иным субъектам РФ, которые в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» на основании архивных документов устанавливают факт применения политической репрессии в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации либо сообщают об отказе в выдаче такой справки, а также выносят заключение о признании реабилитированным, заключение об отказе в признании реабилитированным по запросам соответствующих ведомств.
Пунктом 11 регламента предусмотрено, что непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется ИЦ. При проведении проверки факта применения политической репрессии к конкретному лицу ответственный за предоставление государственной услуги ИЦ, в случае необходимости, вправе запрашивать сведения, архивные документы (в том числе архивные справки, выписки, копии) из территориальных органов МВД России на региональном уровне, органов федеральной службы безопасности, органов прокуратуры и других государственных архивов и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств – бывших союзных республик СССР.
В соответствии с п.22 регламента основаниями для отказа в реабилитации – предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий является отсутствие: правовых оснований, предусмотренных законодательством РФ о реабилитации жертв политических репрессий; архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке; политического мотива при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу.
Из представленных в судебном заседании справок МВД ЧР №/Х-100 от ДД.ММ.ГГГГ и №/И-62 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО16ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес> ЧИАССР был реабилитирован как подвергшийся политической репрессии – был выслан как лицо чеченской национальности, а ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес> была реабилитирована как подвергшаяся политической репрессии, так как родилась в семье высланных лиц чеченской национальности.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 показала, что является родной сестрой ФИО10, сообщила, что знает со слов родителей, что их родители ФИО6 и ФИО1 были высланы из с.НовыеАлды Грозненского района ЧИАССР как лица, чеченской национальности в 1944 году и находились на спецпоселении в <адрес>, где родились она – ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, а также истица – ФИО10 – ДД.ММ.ГГГГ. При этом свидетель пояснила, что обстоятельства снятия их семьи с учета спецпоселения она не помнит в силу своего малолетнего в тот момент возраста, не знает свидетель, были или нет препятствия в возвращении семьи в Чечню до рождения ФИО10, но знает от родителей, что их семья вернулась в Чечню только в конце 1957 – начале 1958 года, так как им некуда было возвращаться, после переезда их семья проживала в общежитии. При этом почему в паспорте ФИО10 указано в качестве места рождения – <адрес>, не совпадающее с местом рождения свидетеля и местом спецпоселения их родителей, ФИО4 ничего объяснить не смогла.
Согласно представленной в дело светокопии архивной справки №-Х от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Архивным управлением Правительства ЧР, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ее муж ХасахановУмарХатуевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., мать ТокаеваБекисат ДД.ММ.ГГГГ г.р., сестра АбушеваСовдат, ДД.ММ.ГГГГ г.р., муж сестры ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ г.р. были выселены как лица чеченской национальности ДД.ММ.ГГГГ по Указу Президиума Верховного Совета СССР № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления ГКО № от ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> в <адрес> КазССР, а на основании Постановления Совета Министров СССР №С от ДД.ММ.ГГГГ и приказа МВД СССР № освобождены из спецпоселения в 1956 году.
Указанные сведения полностью соответствуют положениям Приказа МВД СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым режим спецпоселения был отменен, а административный надзор за указанными лицами был снят в течение трех месяцев, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, Указом Президиума Верховного Совета СССР № от ДД.ММ.ГГГГ «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР» были также отмененыограничения в возвращении высланных на прежнее место жительства в ЧИАССР.
При таких обстоятельствах на момент рождения заявительницы ДД.ММ.ГГГГ административный надзор за ее родителями снят, тем более что указанное в ее паспорте место рождения – г. <адрес> не соответствует <адрес>, куда были высланы ее родители и тому месту, где родилась еще в бытность спецпоселения ее сестра ФИО4ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N620-О-П "По жалобе гражданки ФИО3 на нарушение ее конституционных прав статьей 1.1 и частью четвертой статьи 12 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитация, по смыслу Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола. Следовательно, если к лицу, формально освобожденному со спецпоселения, продолжали применяться те или иные ограничения прав и свобод, такое лицо фактически сохраняло статус репрессированного вплоть до окончательного устранения всех последствий произвола, как того требует названный Закон. Эти обстоятельства должны приниматься во внимание при рассмотрении заявлений о реабилитации лиц, чьи родители были необоснованно репрессированы по политическим мотивам.
В представленных в суд письменных доказательствах и показаниях свидетеля не нашли своего подтверждения доводы ФИО10 об отсутствии у ее родителей на момент ее рождения возможности вернуться к прежнему месту жительства, а равно о наличии иных административных ограничений их прав и свобод после ДД.ММ.ГГГГ.
Сам факт рождения ФИО10 в семье подвергшихся политическим репрессиям, после отмены административного надзора, снятия режима спецпоселения и ограничений на возвращение к местам прежнего жительства, не может являться единственным основанием для выдачи ей справки о реабилитации в порядке Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Изложенное подтверждает, что должностными лицами ИЦ МВД по ЧР было принято законное и обоснованное решение об отказе в выдаче ФИО10 справки о реабилитации, оформленное в виде письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ№, с мотивированным обоснованием причин такого отказа в соответствии с положениями действующего законодательства РФ, поэтому оснований для удовлетворения требований ФИО10 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ХасахановойЯхиУмаровны - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения суда оглашена в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.
Полный мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий О.В.Мормыло
Копия верна:
Судья
Секретарь