Дело № 2а-258/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торопец 20 декабря 2018 года
Торопецкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Крон И.В.,
при секретаре Полевой Е.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2,
рассмотрев административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области ФИО3 о признании незаконным решения об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, отмене решения и возложении обязанности снять с кадастрового учета объект недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Тверской области и государственному регистратору Управления Росреестра по Тверской области ФИО3 о признании незаконным решения об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, отмене решения и возложении обязанности снять с кадастрового учета объект недвижимости. Свои требования административный истец мотивирует тем, что в ее собственности находится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> Земельный участок был приобретен ею в собственность на основании договора купли-продажи от <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и записью в ЕГРН. По условиям договора купли-продажи земельный участок передавался без каких-либо находящихся на нем объектов недвижимости. После регистрации права собственности на земельный участок она получила разрешение на строительство жилого дома, в 2018 году строительство которого было завершено. Для изготовления технического плана ею была заказана выписка из ЕГРН об объекте капитального строительства. В полученной выписке содержались сведения о жилом доме 1954 года постройки, кадастровый номер <данные изъяты>, инвентарный <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., находящемся на принадлежащем ей земельном участке, со статусом сведений - «актуальные, ранее учтенные». При этом указанный жилой дом отсутствовал на земельном участке на момент заключения договора купли-продажи земельного участка, что подтверждается архивной копией акта обследования земельного участка от 27 марта 2013 года, составленного Торопецким обособленным подразделением Оленинского отделения ГУП «Тверское областное БТИ».
В июне 2018 года она обратилась в Торопецкое обособленное подразделение Оленинского отделения ГУП «Тверское областное БТИ» с заявлением об обследовании земельного участка на предмет нахождения на нем жилого дома, указанного в полученной выписке из ЕГРН. Атом обследования объекта капитального строительства № 7 от 15 июня 2018 года, составленным Торопецким обособленным подразделением Оленинского отделения ГУП «Тверское областное БТИ», было подтверждено отсутствие жилого дома с инвентарным номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> в связи со сносом. В конце июня 2018 года обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта капитального строительства (жилого дома) с кадастровым номером <данные изъяты>, приложив Акт обследования объекта капитального строительства. В июле 2018 года она получила уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 4 июля 2018 года, принятого Нелидовским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Тверской области по результатам рассмотрения заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН. Причиной приостановки осуществления государственного кадастрового учета стало отсутствие в ЕГРН сведений о ней, как о собственнике объекта капитального строительства (жилого дома) с кадастровым номером <данные изъяты>. В октябре 2018 года она получила уведомление об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН от 05 октября 2018 года № КУВД-001/2018-1900098. Полагает, поскольку она является добросовестным собственником вышеуказанного земельного участка без каких-либо объектов недвижимости на нем находящихся, решение об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН от 05 октября 2018 года принятого государственным регистратором Управления Росреестра по Тверской области ФИО3 незаконное, т.к. оно нарушает права, предоставленные ей ст.209 ГК РФ. Просит суд отменить решение об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН от 05 октября 2018 года № КУВД-001/2018-1900098 и обязать Управление Росреестра по Тверской области снять с кадастрового учета объект недвижимости - жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>.
В судебное заседание административный истец ФИО1, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 административный иск уточнил, просил суд признать незаконным решение Управления Росреестра по Тверской области от 05 октября 2018 года № КУВД-001/2018-1900098 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, права на который не зарегистрированы в ЕГРН, отмене данного решения и возложении обязанности снять с кадастрового учета указанный объект недвижимости. В остальном сослался на доводы, изложенные в административном иске.
Административные ответчики - государственный регистратор Управления Росреестра по Тверской области ФИО3 и представитель Управления Росреестра по Тверской области, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Управлением Росреестра по Тверской области представлены возражения на административный иск, из которых следует, что оспариваемое решение об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН от 05 октября 2018 года № КУВД-001/2018-1900098, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Заслушав представителя административного истца, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу данной нормы права для признания решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия закону и нарушение прав и законных интересов истца.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч.7 ст.1 данного Закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу п.7 ч.4 ст.8 Закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии с ч.1 ст.14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным законом порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации к заявлению должны быть приложены документы являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
Пунктом 2 части 2 статьи 15 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>.
Данный факт подтверждается договором купли-продажи земельного участка от 5 мая 2016 года, заключенным между продавцом П. и покупателем ФИО1.
Управлением Росреестра по Тверской области ФИО1 выдано свидетельство о государственной регистрации права, запись в ЕГРН от <данные изъяты> Каких-либо ограничений (обременений) права не зарегистрировано.
05 августа 2016 года ФИО1 администрацией Торопецкого района выдано разрешение на строительство № 69534000-46-2016, согласно которому она вправе на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> возвести индивидуальный жилой дом.
В 2018 году, когда строительство жилого дома было завершено, ФИО1 для изготовления технического плана заказала выписку из ЕГРН об объекте капитального строительства. В полученной выписке содержались сведения о наличии на ее земельном участке жилого дома площадью <данные изъяты> 1954 года постройки. Права на указанный объект недвижимости не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Из документов, содержащихся в реестровом деле на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, следует, что ФИО1 обратилась 27 июня 2018 года в Торопецкий филиал ГАУ «МФЦ» с заявлением о снятии с кадастрового учета здания площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> приложив акт обследования объекта капитального строительства № 7 от 15 июня 2018 года - жилого дома лит.А, инв. № площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, из которого следует, что ОКС прекратил свое существование.
Управлением Росреестра по Тверской области 4 июля 2018 года ФИО1 направлено уведомление № КУВД-001/2018-1900098/1 о приостановлении снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН (здания с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>) в связи с п.2 ч.1 ст.26 218-ФЗ - с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; п.5 ч.1 ст.26 218-ФЗ - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Управлением Росреестра по Тверской области 5 октября 2018 года ФИО1 направлено уведомление № КУВД-001/2018-1900098 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН (здания с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>).
ФИО1 собственником жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, не является.
Суд считает, что решение Управления Росреестра по Тверской области от 05 октября 2018 года об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН, принято в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», без нарушений действующего законодательства.
Из исследованного в судебном заседании инвентарного дела <данные изъяты> следует, что жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> принадлежит Г. умершей ДД.ММ.ГГГГ. Наследниками после ее смерти являются Г.Е.В. и Г.И.В.
ФИО1 ссылается на то, что наличие в кадастре недвижимости сведений о жилом доме 1954 года постройки препятствует ей в реализации прав на земельный участок и ущемляет ее интересы.
Вместе с тем, ФИО1 для решения вопроса о снятии с кадастрового учета жилого дома, фактически прекратившего свое существование, не лишена возможности обратиться в суд к наследникам умершей Г. в порядке искового производства.
На основании вышеизложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области ФИО3 о признании незаконным решения Управления Росреестра по Тверской области от 05 октября 2018 года № КУВД-001/2018-1900098 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости - здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, отмене данного решения и возложении обязанности снять с кадастрового учета указанный объект недвижимости, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 25 декабря 2018 года.
Председательствующий И.В. Крон