ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-258/2023 от 23.10.2023 Дивеевского районного суда (Нижегородская область)

УИД 52RS0032-01-2023-000229-20

Дело № 2а-258/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.ФИО5 23 октября 2023 г.

Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Беляковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Гдешинской А.И.,

с участием представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 по ордеру адвоката Канаева В.В.,

с участием помощника прокурора Дивеевского района Нижегородской области Сухарева К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО1 к администрации Дивеевского муниципального округа <адрес>, главе местного самоуправления Дивеевского муниципального округа <адрес>ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным и подлежащим отмене пункта 1.7 постановления администрации Дивеевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд Дивеевского муниципального округа <адрес>», признании незаконным внесение Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сведений в ЕГРН, обязании исключить сведения из ЕГРН,

У С Т А Н О В И Л:

административные истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> о признании незаконным и подлежащим отмене пункта 1.7 постановления администрации Дивеевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд; признании незаконным внесение Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сведений в ЕГРН, обязании исключить сведения из ЕГРН.

В процессе рассмотрения дела судом в качестве соответчика привлечен глава местного самоуправления администрации Дивеевского муниципального округа <адрес>ФИО3

В обоснование заявленных требований указано, что административные истцы являются долевыми собственниками (по ? доли в праве общей долевой собственности у каждого) земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель- земли населенных пунктов; с видом разрешенного использования –для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: РФ, <адрес>, Дивеевский муниципальный округ, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Так же административные истцы являются долевыми собственниками (по ? доли у каждого в праве общей долевой собственности) жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером по адресу: РФ, <адрес>, Дивеевский муниципальный округ, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Дивеевского муниципального округа <адрес> вынесено постановление об изъятии жилого дома и земельного участка, принадлежащего административным истцам, для муниципальных нужд.

Административные истцы считают, что вынесенным постановлением в части изъятия принадлежащих им объектов недвижимости грубо нарушаются их права, поскольку оно носит незаконный и необоснованный характер в силу следующего.

Администрация Дивеевского муниципального округа направила заявление в Росреестр, в связи с чем наложено обременение на указанные объекты недвижимости с видом наложенного обременения: решение об изъятии земельного участка, жилого помещения. Согласно выписке из ЕГРН на жилое помещение администрация Дивевского муниципального округа указана как представитель административных истцов, вместе с тем, административные истцы доверенностей, дающих право представлять их интересы в административных органах администрации не выдавали.

Кроме того, согласно ответа министерства градостроительной деятельности и развития агломерации <адрес> от 29.07.2022 администрация Дивеевского муниципального округа не имела полномочий на наложение обременений на принадлежащее административным истцам недвижимое имущество. Непосредственное изъятие недвижимости может осуществляться в случае реализации решений утвержденной документами по планировке территории. По сведениям администрации Дивеевского муниципального округа учитывая специфику финансирования компенсационных выплат, процедура изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть проведена только после утверждения проекта строительства линейного объекта, получившего положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Конечные сроки реализации проекта по благоустройству территории и строительству линейного объекта в виде автомобильной дороги до настоящего времени не утверждены, строительного проекта линейного объекта в виде автодороги не имеется, государственную экспертизу строительный проект не прошел.

Кроме того, на территории набережной <адрес>, планируемой под строительство автомобильной дороги уже реализован самостоятельный проект по благоустройству набережной.

Также административными истцами указано, что в соответствии со ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд может иметь место в исключительных случаях.

Вместе с тем, никакой крайней необходимости и невозможности осуществления строительства автомобильной дороги на территории, не затрагивающей объекты недвижимости принадлежащих административным истцам не представлено ни в проектной документации, ни в постановлении администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно публичным слушаниям по утверждению проектной документации, собственники объектов недвижимости голосовали против утверждения проектной документации.

В перечне дорог местного значения автомобильная дорога не значится, внутри кадастрового квартала назначение земельных участков запрещает строительство автодороги.

В действительности реализуется проект монастырской стены, которая проходит в том числе, по земельным участкам административных истцов.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден генеральный план Дивеевского муниципального округа <адрес>, в котором автомобильная дорога, проходящая по земельным участкам административных истцов отсутствует. При этом, в соответствии с п.п. 2, п. 3 ст.<адрес>-З от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории <адрес>» обязательному отражению на генеральном плане подлежат автомобильные дороги местного значения.

Согласно постановления главы местного самоуправления Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил землепользования и застройки Дивеевского муниципального округа <адрес>» выделена зона О-5А- зона религиозных объектов для обеспечения правовых условий формирования на территории зоны объектов религиозного назначения (храмы, храмовые комплексы, монастыри, церкви и пр.). Принадлежащие административным истцам жилой дом и земельный участок попадают в указанную зону, что подтверждается постановлением главы местного самоуправления Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке проекта межевания территории в границах улиц Арзамасская, Октябрьская <адрес> муниципального округа <адрес> с изменениями в соответствии с постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ (схема границ подготовки межевания и разделом 1 Градостроительного задания по межеванию с определением в п. 1.3 зонирования территорий в соответствии с генеральным планом и ПЗЗ). Проект межевания утвержден постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне автомобильных дорог местного значения» указана автомобильная дорога по переулку Прудовый протяженностью 130 м, в связи с чем строительство новой автомобильной дороги не требуется.

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в <адрес> и утверждения требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон», жилой дом и земельный участок, принадлежащие административным истцам относятся к зонам ЕЗРЗ-8, ЕЗРЗ-9. В разделе 11 данного постановления «требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности» приведен перечень объектов капитального строительства, которые могут быть построены. Строительство автомобильных дорог указанным постановлением правительства <адрес> прямо запрещено.

Кроме того, имеются несоответствия самого проекта планировки «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22 К-0063 ФИО4- ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>.

На основании изложенного административные истцы обратились в суд с иском и просили признать незаконным и подлежащим отмене пункт 1.7 постановления администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд Дивеевского муниципального округа <адрес>»; признать незаконным внесение Управлением Росреестра по <адрес> сведений об изъятии жилого помещения, земельного участка на жилой дом с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером , находящиеся по адресу: <адрес>, пер. Прудовый, <адрес>; обязать Управление Росреестра по <адрес> исключить из реестра сведения о наличии обременения в виде решения об изъятии жилого помещения, земельного участка на жилой дом с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером , находящиеся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Административные истцы ФИО2, ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, в заявлениях просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием своего представителя.

Представитель административных истцов по ордеру –адвокат Канаев В.В. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении.

Представители административных ответчиков администрации Дивеевского муниципального округа <адрес>, Управления Росреестра по <адрес>, административный ответчик глава местного самоуправления Дивеевского муниципального округа <адрес>ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц правительства <адрес>, министерства градостроительной деятельности и развития агломераций <адрес>, АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера», министерства имущественных и земельных отношений <адрес>, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес>, КУМИ администрации Дивеевского муниципального округа <адрес>, управления капитального строительства администрации Дивеевского муниципального округа <адрес>, РО «Свято-Троицкого Серафимо- Дивеевского женского монастыря» в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.

При указанных данных о надлежащем извещении участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административных истцов- адвоката Канаева В.В., заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В силу положений статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Согласно пункту 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В соответствии со статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

В силу положений пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Согласно пункту 20 части 1 той же статьи Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.

Пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.

Пунктом 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

В соответствии со статьей 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества уполномоченный орган обязан выявить лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются (пункт 4 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (пункт 5 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Гражданский кодекс устанавливает запрет принудительного изъятия имущества у собственника, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в частности отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных и муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд) (подп. 3.2 п. 2 ст. 235 ГК РФ. При этом в силу п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (определение Конституционного суда РФ от 08.12.2022 № 3214-О).

Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности (Обзор судебной практики ВС РФ № 1 (2016) утв. Президиумом ВС РФ 13.04.2016).

Порядок изъятия собственности для государственных и муниципальных нужд определен ст. 279 ГК РФ, главой VII.1 ЗК РФ и предусматривает компенсационный характер такого изъятия. При этом, основанием для изъятия земельных участков является соответствующее решение орган местного самоуправления (ч. 3 ст. 279 ГК РФ), принимаемое на основании уже утвержденного проекта планировки территории (п.п.2 п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, что при соблюдении установленного законом порядка не влечет за собой нарушение прав собственности их правообладателей, с учетом компенсационного характера.

Согласно пункту 14 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административные истцы являются долевыми собственниками (по ? доли в праве общей долевой собственности у каждого) земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель- земли населенных пунктов; с видом разрешенного использования –для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: РФ, <адрес>, Дивеевский муниципальный округ, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Так же административные истцы являются долевыми собственниками ( по ? доли у каждого в праве общей долевой собственности) жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером по адресу: РФ, <адрес>, Дивеевский муниципальный округ, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Администрацией Дивеевского муниципального округа <адрес> вынесено постановление от 17.01.2022г. «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 ФИО4-ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>».

Решением Дивеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО1 к администрации Дивеевского муниципального округа <адрес>, главе местного самоуправления Дивеевского муниципального округа <адрес>ФИО3 о признании незаконными и подлежащими отмене постановления администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от 17.01.2022г. «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОН РЗ 22К-0063 ФИО4-ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>, постановления администрации Дивеевского муниципального округа от 10.11.2021г. «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 ФИО4-ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>»- оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и кассационным определением судебной коллегией по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ (решение Дивеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Таким образом, законность и обоснованность проекта планировки территории, включая проект межевания территории линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 ФИО4-ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>», подтверждены вступившим в законную силу решением суда, в связи с чем содержащиеся в данном проекте сведения не подлежат оспариванию в силу ч.2 ст.64 КАС РФ.

Постановлением администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки Дивеевского муниципального округа <адрес> применительно к населенным пунктам, входящим в состав административно-территориального образования Дивеевский сельсовет, входящего в состав Дивеевского муниципального округа <адрес> и территории Дивеевского муниципального округа <адрес> за границами этих населенных пунктов».

Согласно документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 ФИО4-ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес> изымаемый земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне автомобильной дороги.

Во исполнение указанного решения администрацией Дивеевского муниципального округа <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 340 "Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд Дивеевского муниципального округа <адрес>" в силу которого у ФИО31 и ФИО1 изымаются земельный участок с расположенным на нем жилым домом для муниципальных нужд (пункт 1.7 постановления).

Кроме этого, в данном постановлении указано о необходимости Комитету по управлению муниципальным имуществом Дивеевского муниципального округа определить размер возмещения за изымаемые земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, провести переговоры с правообладателями изымаемых участков, подготовить проекты соглашений об изъятии земельных участков и направить их им для подписания, а также обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на изымаемые земельные участки.

По мнению административных истцов, постановление об изъятии земельного участка и жилого дома (в части пункта 1.7) является незаконным, что послужило поводом для обращения с настоящим иском в суд.

Разрешая заявленные требования, оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установив, что изъятие спорных земельного участка и жилого дома административных истцов необходимо для муниципальных нужд Дивеевского муниципального округа <адрес> для строительства дороги, суд приходит к выводу о соблюдении администрацией порядка и процедуры изъятия земельного участка, находящихся в частной собственности, и отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.

Проверяя доводы административных истцов, судом установлено следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения (п. 3 абз. 1 ст. 56.2 ЗК РФ).

В силу п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ ) и п. 26 ч. 1 ст.3 Устава Дивеевского муниципального округа <адрес>, принятого решением Совета депутатов Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав) к вопросам местного значения муниципального округа относится изъятие земельных участков в границах муниципального округа для муниципальных нужд.

На основании ч.ч. 1, 2 ст. 37 ФЗ № 131 и ч. 1 ст. 24 Устава администрация Дивеевского муниципального округа наделяется уставом Дивеевского муниципального округа Нижегородской области полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области. Администрация Дивеевского муниципального округа обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления Дивеевского муниципального округа, в том числе полномочиями в области муниципального контроля.

Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ № 131 по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (абз. 2 ч. 1, абз. 1 ч. 2 ст. 36 ФЗ №131).

В силу ч. 6 ст. 43 ФЗ №131 и ч. 1 ст. 23 Устава глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно п.п. 1, 3, 7 ч. 3 ст. 23 Устава глава местного самоуправления Дивеевского муниципального округа в пределах полномочий, установленных ФЗ № 131, среди прочего осуществляет следующие полномочия: представляет Дивеевский муниципальный округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Дивеевского муниципального округа; издает в пределах своих полномочий правовые акты; обеспечивает осуществление администрацией Дивеевского муниципального округа полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.

Глава местного самоуправления Дивеевского муниципального округа обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления Дивеевского муниципального округа.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд Дивеевского муниципального округа <адрес>» принято администрацией Дивеевского муниципального округа <адрес>, т.е. компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий.

Порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд в целях строительства объектов местного значения регламентирован главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает следующие этапы:

-выявление лиц, земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для муниципальных нужд, в случае если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;

- принятие органом местного самоуправления решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд;

Указанное решение принимается не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов (п. 3 ст. 56.3 ЗК РФ).

Решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного, нескольких или всех земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию, и расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта местного значения, для строительства которых осуществляется такое изъятие (п.п. 1, 3 ст. 56.5 ЗК РФ).

В решении об изъятии должны быть указаны (п. 4 ст. 56.6 ЗК РФ):

- изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию;

- расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;

- цель изъятия земельных участков;

- реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие;

- сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется;

- сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия (п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ).

Постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К - 0063 ФИО4-ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>» (далее - Постановление ), вынесенного ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, сроки принятия решения об изъятии земельных участков администрацией соблюдены.

Постановление предусматривает изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К — 0063 ФИО4-ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>» (далее - Объект), для строительства которого осуществляется такое изъятие земельных участков, в число которых входит земельный участок административных истцов.

В качестве цели изъятия земельных участков определено строительство линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К - 0063 ФИО4-ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>».

Согласно п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ уполномоченный орган местного самоуправления, принявший такое решение в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии:

- осуществляет размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- обеспечивает опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

- направляет копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости;

- направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии такого решения или со дня возврата отправителю заказного письма. В случае отсутствия сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии. В случае отсутствия сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию (п. 11 ст. 56.6 ЗК РФ).

Порядок опубликования правовых актов Дивеевского муниципального округа установлен ст. 34 Устава, согласно которому муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в Дивеевской газете «Ударник» либо обнародования путем вывешивания в общедоступных для населения местах: информационные стенды библиотек Дивеевского муниципального округа, территориальных отделов администрации Дивеевского муниципального округа. Муниципальные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию путем их публикации в газете «Ударник» в течение 10 дней со дня их подписания соответствующим должностным лицом органа местного самоуправления (пункты 1 и 3 указанной статьи).

Во исполнение требований, перечисленных в пункте 10 статьи 56.6 ЗК РФ, административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ разместил постановление на официальном сайте администрации Дивеевского муниципального округа <адрес>, а также опубликовал его в местной газете «Ударник» в номере 11 от ДД.ММ.ГГГГ Также копии постановления были направлены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ письмами с уведомлениями о вручении по почтовым адресам правообладателям недвижимости, подлежащей изъятию, в том числе ФИО2 и ФИО1, а также в орган регистрации прав.

Проанализировав обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что процедура принятия решения об изъятии принадлежащих на праве собственности административным истцам земельного участка и жилого дома расположенным на нем, предусмотренная главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае соблюдена.

Довод административных истцов о том, что администрация не имела права на наложение обременения на принадлежащие им объекты недвижимости через Росреестр, а Росреестр не имел права вносить такие сведения в ЕГРН, является необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти, принявшие такое решение, направляет копию решения об изъятии в орган регистрации прав.

Орган регистрации прав, в свою очередь, вносит в реестр прав на недвижимость сведения о решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п. 27 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

При этом согласно части 7 ст.60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие данное решение, или организация, на основании ходатайства которой принято данное решение.

При этом законодательные акты, устанавливающие, что внесение в ЕГРН сведений об обременениях (ограничениях) в связи с принятым решением об изъятии, должно осуществляться в заявительном порядке, либо с личным участием правообладателя, либо с согласия правообладателя, отсутствуют.

Наличие в Росреестре заявлений от административных истцов о запрете государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объектов недвижимости без личного участия правообладателя не отменяет обязанность Росреестра по внесению сведений в ЕГРН при поступлении от органов местного самоуправления копии решения об изъятии в порядке пп. 4 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ.

Для направления копии Постановления № 340 и внесения в ЕГРН сведений о принятии решения об изъятии не требуется оформление доверенности от имени правообладателя земельного участка и недвижимого имущества.

При этом суд учитывает, что внесение сведений об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд не связано с проведением государственной регистрацией перехода, прекращения, ограничения права и обременения, то есть при внесении сведений не проводятся учетно-регистрационные действия. Наличие данной отметки в Едином государственном реестре недвижимости не влечет за собой переход, прекращение и ограничения прав собственников.

Таким образом, позиция административных истцов о незаконности внесения Росреестром и администрацией сведений в ЕГРН об изъятии объектов недвижимости без личного участия правообладателей, либо без доверенности является несостоятельной и подлежит отклонению.

Довод о том, что в силу п.9 Приказа Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 с 01 января 2023 года утрачивает силу абзац 9 пункта 68 Приложения 1 к этому приказу, который и устанавливал обязательность указывать в записи реестра прав на недвижимость об ограничении прав и обременении объекта недвижимости информацию об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, - не являлся препятствием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН, поскольку с 01 января 2023 года вступил в силу подпункт 13.1 пункта 22 Приложения 1 к Приказу Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 согласно которому в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются дополнительные сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Целью изъятия земельных участков, указанных в Постановлении является строительство линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 ФИО4-ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>», предусмотренного документацией по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории), утвержденной Постановлением .

В настоящем случае, оспариваемый правовой акт вынесен в исполнение требований гражданского и земельного законодательства, предусматривающих изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, что не нарушает права административных истцов.

Принимая решение, суд учитывает, что в рассматриваемом случае исключительность необходимости изъятия объектов недвижимости обусловлена тем, что данные объекты недвижимости расположены в зоне автомобильной дороги, что делает невозможным реализацию проекта по созданию автомобильной дороги без изъятия объектов недвижимости, принадлежащих административным истцам.

Довод административных истцов о том, что проект строительства автомобильной дороги окончательно не утвержден и не прошел государственную экспертизу не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления органа местного самоуправления, поскольку в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены проектами планировки территории.

В рассматриваемом случае строительство автомобильной дороги предусмотрено проектом планировки территории, включая проект межевания территории линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 ФИО4-ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>.

Из абзаца 4 "Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) следует, что Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).

При разрешении данного спора суд исходит из того, что из оспариваемого постановления следует, что изъятие у административных истцов земельного участка и жилого дома обусловлено необходимостью проведения работ по строительству автомобильной дороги местного значения обеспечивающей проезд неограниченного круга лиц, а также доступ к объектам местного значения предусмотренной документацией по планировке территории (включая проект межевания), утвержденной Постановлением администрации Дивеевского муниципального округа от 17.01.2022г. .

Как указано выше, Постановление администрации Дивеевского муниципального округа от 17.01.2022г. «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОН РЗ 22К-0063 ФИО4-ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>», а также постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 ФИО4- ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>» оспаривались в суде, в том числе, и административными истцами, в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Таким образом, законность и обоснованность проекта планировки территории, включая проект межевания территории линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 ФИО4- ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>», подтверждены вступившим в законную силу решением суда, поэтому, содержащиеся в данном проекте сведения не подлежат оспариванию в силу ч.2 ст.64 КАС РФ.

Доводы о том, что в месте строительства дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 ФИО4-ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес> предусмотрено создание объекта в виде монастырской стены, которая будет принадлежать Дивеевскому монастырю, после изъятия объектов недвижимости и выплат компенсаций проект по строительству автомобильной дороги будет отменен и домовладения будут переданы церкви не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления органа местного самоуправления, поскольку создание такой стены не предусмотрено проектом межевания территории линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 ФИО4-ФИО5 до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>». При этом стена не может быть создана без получения на это необходимых разрешений от органов власти, которые в настоящее время отсутствуют.

Довод административных истцов о том, что автомобильная дорога не может быть построена, поскольку уже фактически реализуется проект по благоустройству территории общественных пространств набережной реки Вичкинзы <адрес>, и такое строительство противоречит Генеральному плану сельского поселения Дивеевский сельсовет <адрес> и Правилам землепользования, судом не принимается, поскольку этот довод противоречит обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением Дивеевского районного суда <адрес> по административному делу а-131/2022. В частности указанным решением суда установлено, что решение о возможности строительства автомобильной дороги принято после проверки органом местного самоуправления представленной документации, в том числе на соответствие действующим нормативам градостроительного проектирования и Генеральному плану сельского поселения Дивеевский сельсовет. Указанные обстоятельства не подлежат оспариванию в силу ч.2 ст.64 КАС РФ.

Кроме того, органы местного самоуправления не обязаны разрабатывать и утверждать проекты планировок исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем.

Необходимость строительства автомобильной дороги, согласно утвержденному ППМ, обусловлена целями осуществления градостроительной деятельности, которая согласно ст. 1 ГрК РФ направлена на развитие территорий, в том числе в виде территориального планирования, то есть планирования развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Градостроительная деятельность направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2003 года№ 387-0, от 15 июля 2010 года№ 931-0-0 и от 25 февраля 2016 года № 242-0).

В силу части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (статья 1 ГрК РФ).

Градостроительное законодательство не содержит требований об учете фактического использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории и не ставит возможность непосредственной разработки документации по планировке территории в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки.

Осуществление дорожной деятельности, под которой понимается в том числе строительство автомобильных дорог местного значения, является обязанностью администрации в силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Закон № 131-ФЭ), п. 6 ст. 3, ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Закон № 257-ФЗ), п.п. 5, 7, ч. 1 ст. 3 Устава.

Доводы о том, что автомобильная дорога не отражена в генеральном плане подлежат отклонению, при рассмотрении административного дела №2а-131/2022 министерством градостроительной деятельности и развития агломераций <адрес> также было дано заключение о том, что с учетом параметров автомобильной дороги, утвержденной ППМ, и характеристик категорий дорог, подлежащих отображению в генеральном плане, согласно действующему градостроительному законодательству, правилам и санитарным нормам, она не подлежит обязательному отображению на генеральном плане поселения, муниципального округа.

Учитывая изложенное, автомобильная дорога, утвержденная ППМ, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 9.1 закона <адрес>-З, не подлежит обязательному отображению на генеральном плане поселения. По тем же основаниям объект не подлежит отражению и в Правилах землепользования и застройки.

Отображение в Генеральном плане автомобильной дороги <адрес> (название условное) не свидетельствует о нарушении норм действующего законодательства, поскольку указанный линейный объект имеет иные параметры и отдаленное от Объекта месторасположение.

Отсутствие в градостроительных регламентах, являющихся частью «Правил землепользования и застройки Дивеевского муниципального округа <адрес> применительно к населенным пунктам, входящим в состав административно-территориального образования Дивеевский сельсовет, входящего в состав Дивеевского муниципального округа <адрес>, и территории Дивеевского муниципального округа <адрес> за границами этих населенных пунктов», утвержденных Постановлением администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ПЗЗ), среди видов разрешенного использования земельных участков размещения автомобильных дорог, не свидетельствует о недопустимости строительства Объекта в зоне религиозных объектов (0-5).

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами, действие градостроительного регламента не распространяется.

В Постановлении администрации Дивеевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил землепользования и застройки Дивеевского муниципального округа <адрес>» указывается, что градостроительные регламенты территориальной зоны 0-5А применяются для подготовки документации по планировки территории и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельного участка и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства после утверждения в установленном законом порядке документации по планировке территории.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

Автомобильная дорога является линейным объектом.

Правила землепользования и застройки Дивеевского муниципального округа <адрес>, утвержденные постановлением администрации Дивеевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ, являются градостроительным регламентом.

Проектом планировки территории: «Проект планировки территории, включая проект межевания территории линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 ОП РЗ 22К-0063 ФИО4-ФИО5, до пер. Голякова, включая пер. Прудовый в <адрес>» предусмотрено строительство автомобильной дороги на спорых земельных участках.

Таким образом, требования Правил землепользования и застройки Дивеевского муниципального округа <адрес>, в силу указанных требований ГрК РФ, не могут распространяться на спорный земельный участок.

Доводы административных истцов об отсутствии в утвержденной документации нарушения требований Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в <адрес>, и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон» также являлся предметом рассмотрения административного дела а-131/2022. Судом при рассмотрении дела установлено, что документацией по планировке учтены требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЕЗРЗ-8, ЕЗРЗ-9, ЕЗРЗ-10), что свидетельствует о соответствии оспариваемого постановления (Постановление ) требованиям, установленным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в селе ФИО5, и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территории данных зон». Схема границ территории культурного наследия входит в состав документации.

Кроме того, при обращении к разделу II постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в <адрес>, и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон», в пункте 2 приводится перечень запрещенных действий в указанных зонах.

Среди перечня запрещенных действий отсутствует запрет на строительство автомобильных дорог.

Вместе с тем, пунктом 3 раздела II указанного постановления прямо предусмотрено разрешение на капитальный ремонт, реконструкцию и возведение новых объектов капитального строительства в соответствии с параметрами разрешенного строительства.

Автомобильная дорога является линейным объектом и объектом капитального строительства, что подтверждается пунктом «в» части 2 раздела I Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. .

Таким образом, Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в <адрес>, и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон» не содержит запрета на строительство автомобильных дорог в зонах, в которых находится недвижимость административных истцов, а наоборот имеет разрешение.

Довод административных истцов о том, что предусмотренная ППМ автомобильная дорога не является линейным объектом, поскольку представляет собой объект улично-дорожной сети - проезд, который в свою очередь определяется как элемент благоустройства, является ошибочным, противоречит нормативно-правовому регулированию и вызван неверным толкованием норм права.

Утверждение административных истцов о том, что не может линейный объект строиться в рамках и пределах одного кадастрового квартала; автодорогой считается линейный объект, который соединяет, как минимум, два кадастрового квартала является неверным.

В законодательстве отсутствует определение, в котором может быть указано о соединении автомобильной дороги от двух кварталов и более.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда, РФ от 27.09.2016 №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Строительство автомобильных дорог местного значения отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

В этой связи принятие или непринятие решения о строительстве автомобильной дороги местного значения по земельным участкам административных истцов отнесено к усмотрению органа местного самоуправления.

Данное решение принято в пределах полномочий в соответствии с компетенцией, предоставленному органу местного самоуправления законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования ФИО2, ФИО1 к администрации Дивеевского муниципального округа <адрес>, главе местного самоуправления Дивеевского муниципального округа <адрес>ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным и подлежащим отмене пункта 1.7 постановления администрации Дивеевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд Дивеевского муниципального округа <адрес>», признании незаконным внесение Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сведений в ЕГРН, обязании исключить сведения из ЕГРН– оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Дивеевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В.Белякова