Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2018 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2590/2018 по административному исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу с требованиями признать недействительным предписание № 36/05-22 от 15.02.2018 Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу «Об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений».
В обоснование административного искового заявления указано, что 29.01.2018 министерство, руководствуясь ч. 3 ст. 60.6 Лесного кодекса РФ утвердило Акт лесопатологического обследования № 62-27-45/17 лесных насаждений Усть-Кутского лесничества Иркутской области (Осетровское участковое лесничество, Кутская дача, кв. 49, выдел 13). В порядке, установленном ч. 3 ст. 60.6 Лесного кодекса РФ, Акт лесопатологического обследования № 62-27-45/17, утвержденный 29.01.2018, был размещен министерством на официальном сайте органа государственной власти в сети "Интернет" и направлен в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти - Департамент лесного хозяйства по СФО. Департамент лесного хозяйства по СФО, руководствуясь подп. 4.2. п. 9 Лесного кодекса РФ, п. 9 Положения об осуществлении контроля, направил Предписание № 36/05-22 «Об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений» (далее - Предписание). Согласно Предписанию, министерству предписано отменить Акт лесопатологического обследования лесных насаждений Усть-Кутского лесничества Иркутской области, размещенного на официальном сайте органа государственной власти 29.01.2018г.: 1. № 62-27-45/17 Усть-Кутского лесничества, Осетровского участкового лесничества, урочище (дача) Кутская, квартал 49, выдел 13. Основанием для выдачи Предписания Ответчиком указан подпункт «в» пункта 8 Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1158 (далее по тексту - Положение об осуществлении контроля): Основаниями для признания необоснованными мероприятий являются в) запрещение или ограничение законодательством Российской Федерации мероприятий. Министерство несогласно с выданным Предписанием, полагает его не обоснованным, незаконным и подлежащим отмене, поскольку Предписание не содержит фактического обоснования применения подп. «в» пункта 8 Положения об осуществлении контроля, а именно в Предписании не указано, исходя из чего, административный ответчик пришёл к выводу о том, что назначенные в Акте лесопатологического обследования санитарно-оздоровительные мероприятия являются необоснованными в силу запрета или ограничения законодательством РФ. Также, Ответчик в предписании ссылается на часть 1 статьи 105 Лесного кодекса РФ, которой запрещены к проведению назначенные согласно Акту лесопатологического обследования санитарно-оздоровительные мероприятия. Данный вывод ответчика не логичен и основан на ошибочном толковании норм права. В соответствии с частью 1 статьи 105 Лесного кодекса РФ, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан. Частью 4 статьи 17 Лесного кодекса РФ установлено, что в защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. В данном случае выборочные рубки не обеспечат замену лесных насаждений и не сохранят способность древостоев выполнять функции, соответствующие категориям защитных лесов. Государственный лесопатологический мониторинг является частью государственного экологического мониторинга и осуществляется на основании ст. 60.5 Лесного кодекса РФ и Порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинга, утв. Приказом Минприроды России от 05.04.2017 № 156. Акт лесопатологического обследования подготовлен сотрудником Центра защиты леса Иркутской области (ФИО1). В соответствии с Актом лесопатологического обследования, с целью предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия, было назначено к проведению: сплошные санитарные рубки в Усть-Кутском лесничестве, Осетровском участковом лесничестве, Кутской даче, в кв. 49, выделе 13 на площади 6 га. Назначение указанного вида санитарно-оздоровительных мероприятий является обоснованным в силу следующих положений законодательства РФ. В соответствии с Актом несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию полнота насаждений составляет 0,5 (выдел 13 квартала 49). Согласно п. 2.4 Акта лесопатологического обследования полнота насаждения после уборки деревьев, подлежащих рубке, составит в: квартале 49 выделе 13-0,28; что ниже критической полноты для данной категории лесных насаждений - 0,3. Приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.09.2016 г. № 470 «Об утверждении правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов» (далее - приказ Минприроды № 470) определяет минимальные допустимые значения полноты, до которых назначаются выборочные санитарные рубки. Согласно п. 40 приказа Минприроды № 470 сплошная санитарная рубка проводится в лесных насаждениях, в которых после уборки деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие категориям защитных лесов или их целевому назначению. Расчет фактической полноты древостоя обеспечивается при проведении лесопатологического обследования. Поскольку критическая полнота для данной категории лесных насаждений составляет - 0,3, а полнота насаждения после уборки деревьев, подлежащих рубке, составит 0,28, следовательно, на данном лесном участке лесопатологом в соответствии с п. 40 приказа Минприроды № 470 законно и обосновано, назначены к проведению санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошных, а не выборочных санитарных рубок. Необходимость проведения сплошной санитарной рубки обусловлена п. 16 приказа Минприроды № 470, а именно санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (вредные организмы, воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов). С учетом изложенного, Акт лесопатологического обследования № 62-27-45/17 составлен уполномоченным лицом (лесопатологом), обладающим специальными познаниями в области лесопатологического обследования лесов в соответствии с нормами действующего законодательства (ст. ст. 60.1, 60.2, 60.3, ч. 2, 3, 4 ст. 60.6 Лесного кодекса РФ, приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.09.2016 г. № 470 «Об утверждении правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов»). Невозможность проведения необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий вследствие выданного ответчиком предписания № 36/05-22 от 15.02.2017 приведет к возникновению угрозы распространения вредных организмов (стволовых вредителей), которые на данный момент в соответствии с приложением 2 к акту лесопатологического обследования № 62-27-45/17 находятся в фазе нарастания численности, и таким образом это нарушит права неопределенного круг лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, Ответчиком предписание об отмене акта лесопатологического обследования было направлено с нарушением сроков, установленных законодательством РФ. Пунктом 9 Положения об осуществлении контроля установлено, что в случае наличия оснований, указанных в пунктах 4 и 8 настоящего Положения, территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства направляют в уполномоченные органы предписания об отмене соответствующих актов обследований или о внесении в них изменений не позднее 20 дней со дня их получения. Предписания подписываются руководителями территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства или замещающими их лицами. Министерством акт лесопатологического обследования № 62-57-45/17 был размещен на официальном сайте 29.01.2018, а предписание Департамента лесного хозяйства по СФО № 36/05-22 об отмене указанного акта лесопатологического обследования было направлено в адрес министерства 21.02.2018. Указанное предписание было получено в тот же день 21.02.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции министерства и выкопировкой с электронной почты с указанием даты входящего письма. Таким образом, предписание Департамента лесного хозяйства по СФО было направлено в министерство по истечении 20 дневного срока для выдачи предписания об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений, установленного Пунктом 9 Положения об осуществлении контроля. Административный истец просит обратить внимание на то, что 16.02.2018 Департаментом лесного хозяйства по СФО в адрес министерства направлялось предписание № 36/05-22 (исх. № 672/06-40 от 15.02.2018), т.е. с абсолютно идентичными, как и обжалуемого предписания, реквизитами документа, но в предписании был указан другой акт лесопатологического обследования. На указанное предписание министерством в адрес Департамента лесного хозяйства по СФО был направлен ответ о том, что указанный в предписании акт лесопатологического обследования на официальном сайте министерства размещен не был.
В судебном заседании представитель административного истца Министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО2 доводы административного искового заявления поддержал.
Представитель административного ответчика Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, материалы дополнительного расследования, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 83 этого Кодекса установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).
Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п. 7 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 г. № 178-пп).
В соответствии с пунктом 2 Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1158, территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства осуществляют контроль за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 60.5. Лесного кодекса РФ, государственный лесопатологический мониторинг представляет собой систему наблюдений (с использованием наземных и (или) дистанционных методов) за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов.
Государственный лесопатологический мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.09.2016 № 480 Лесопатологические обследования (далее - ЛПО) проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
ЛПО проводятся с использованием наземных и (или) дистанционных методов, визуальными и (или) инструментальными способами, обеспечивающими необходимую точность оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов (п. 6 Порядка).
ЛПО проводятся в целях получения информации о текущем санитарном (характеристика, которая определяется по количеству деревьев разных категорий состояния) и лесопатологическом (характеристика, которая определяется по количеству вредных организмов и степени повреждения ими деревьев) состоянии лесных участков, а также для обоснования и назначения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов.
При неоднородности санитарного и лесопатологического состояния выдела описывается его часть, обладающая однородными характеристиками для назначенных мероприятий (лесопатологический выдел). Минимальная площадь лесопатологического выдела в зоне сильной лесопатологической угрозы - 0,1 га; в зоне средней лесопатологической угрозы - 0,5 га; в зоне слабой лесопатологической угрозы - 1 га. (п. 16 Порядка).
По результатам осуществления ЛПО составляется акт лесопатологического обследования (п.17 Порядка).
При лесопатологическом обследовании определяются таксационная характеристика по обследуемому лесотаксационному выделу, при необходимости по лесопатологическому выделу, причины ослабления и гибели насаждений, характер усыхания, распределение деревьев по категориям состояния или степени объедания (доля деревьев на поврежденном лесном участке с визуальными признаками повреждения, выраженная в процентах, или уровень повреждения отдельных частей дерева) в % от запаса насаждения, а также признаков повреждений деревьев и доли поврежденных деревьев с наличием этих признаков. (п. 18 Порядка).В соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.2015 № 204, Департамент является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, который наделен полномочиями согласно пунктам 7 и 8 раздела II Положения.
Департамент осуществляет следующие полномочия в сфере лесных отношений:
1) федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, к дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности;
Пунктом 9 Положения предусмотрено, что Департамент в пределах своей компетенции принимает участие: 7) в организации и обеспечении государственного лесопатологического мониторинга в лесах, расположенных на землях лесного фонда;
Кроме того, пунктом 16 Положения предусмотрено, что Департаментом осуществляются иные полномочия, предоставленные ему Рослесхозом в соответствии с законодательством РФ.
В рамках осуществления контроля Департаментом лесного хозяйства по СФО проведена проверка выставленного 29.01.2018 г. на сайт Акта лесопатологического обследования № 62-27-45/17 лесных насаждений Усть-Кутского лесничества Иркутской области (Осетровское участковое лесничество, Кутская дача, квартал 49, выдел 13), утвержденного 29.01.2018 года заместителем министра лесного комплекса Иркутской области ФИО4
По результатам проверки данного Акта лесопатологического обследования, Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Министру лесного комплекса Иркутской области ФИО5 выдано предписание № 36/05-22 от 15.02.2018 «Об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений», из которого следует, что на основании на основании п.п. «в» п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1158 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений»; а также в связи с несоответствием ч. 1 ст. 105 Лесного кодекса РФ; отсутствием перечётной ведомости по породам лиственница, ель, пихта; предписано отменить Акт лесопатологического обследования лесных насаждений Иркутской области № 62-27-45/17, размещенного на официальном сайте органа государственной власти 29.01.2018г.
Проверяя законность и обоснованность оспариваемого предписания № 36/05-22 от 15.02.2018 «Об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений», вынесенного Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу в адрес Министра лесного комплекса Иркутской области, суд учитывает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1158 утверждено Положение об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений».
Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов (далее - сведения) и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (далее соответственно - мероприятия, акт обследования, уполномоченные органы).
Контроль за достоверностью сведений и обоснованностью мероприятий осуществляют территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства (п. 2 Положения).
Акт обследования не позднее 3 рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 4 Положения, контроль за достоверностью сведений, указанных в акте обследования, осуществляется путем их документарной проверки. Основаниями для признания сведений недостоверными являются:
а) несоответствие сведений данным государственного лесопатологического мониторинга;
б) несоответствие сведений таксационным характеристикам лесного участка (более чем на 20 процентов) при отсутствии обоснования причин несоответствия в акте обследования.
Основаниями для осуществления контроля за обоснованностью мероприятий являются:
а) соответствующие обращения физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства;
б) несоответствие мероприятий данным государственного лесопатологического мониторинга (п. 5 Положения).
Согласно п. 6 Положения, контроль за обоснованностью мероприятий осуществляется с использованием данных наземных и дистанционных наблюдений. В случае невозможности проверки обоснованности мероприятий путем сопоставления данных наземных и дистанционных наблюдений проводится выездная проверка.
В ходе выездной проверки проверяется фактическое санитарное и лесопатологическое состояние лесов, а также имеющаяся у уполномоченного органа документация по результатам проведения лесопатологического обследования. По результатам выездной проверки составляется акт проверки с указанием обоснованности (необоснованности) мероприятий (п. 7 Положения).
В соответствии с п. 8 Положения, основаниями для признания необоснованными мероприятий являются:
а) недостоверность сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов;
б) несоответствие мероприятий санитарному и лесопатологическому состоянию лесов;
в) запрещение или ограничение законодательством Российской Федерации мероприятий.
В случае наличия оснований, указанных в пунктах 4 и 8 настоящего Положения, территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства направляют в уполномоченные органы предписания об отмене соответствующих актов обследований или о внесении в них изменений не позднее 20 дней со дня их получения. Предписания подписываются руководителями территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства или замещающими их лицами (п. 9 Положения).
Как установлено в судебном заседании и следует из доводов административного ответчика, проверкой Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу установлены в Акте следующие нарушения:
1) несоответствие требованиям пункта 1 статьи 105 Лесного кодекса, закрепившего норму закона о правовом режиме лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, к которым относятся зеленые зоны, в которых запрещается проведение сплошных рубок (в том числе санитарных) лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 Лесного кодекса (утрата устойчивости насаждения).
Актом лесопатологического обследования указано, что насаждение не утратило свою устойчивость (раздел 2.2 Акта);
несоответствие требованиям пункта 10 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 года № 474, закрепивших норму о запрете проведения сплошных рубок (в том числе санитарных) в защитных лесах, к которым относятся зеленые зоны, за исключением случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений (утрата устойчивости насаждения).
Актом лесопатологического обследования указано, что насаждение не утратило свою устойчивость (раздел 2.2 Акта), что дополнительно подтверждается средней категорией состояния, указанной в приложении 2 к Акту. Так, по кварталу 49, выдел 13 указан СКС 2,31 (насаждение не утратило устойчивость, (фактически здоровое) сплошные рубки допустимы при утрате устойчивостью с СКС 4,5 и более (погибшие насаждения));
3) несоответствие требованиям пункта 40 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Минприроды России от 12.09.2016 № 470, устанавливающих, что сплошная санитарная рубка проводится в лесных насаждениях, в которых после уборки деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие категориям защитных лесов.
Согласно п. 40 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных Приказом Минприроды России от 12.09.2016 № 470, сплошная санитарная рубка проводится в лесных насаждениях, в которых после уборки деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие категориям защитных лесов или целевому назначению. Расчет фактической полноты древостоя обеспечивается при проведении ЛПО.
Так, Лесной кодекс Российской Федерации признает рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу) (часть 1 статьи 16), а сплошными рубками - рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников (часть 3 статьи 17). Этот Кодекс, регламентируя лесопатологические обследования (статья 60.6), закрепляет в статье 60.7, что предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение профилактических мероприятий по защите лесов, санитарно-оздоровительных мероприятий (в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений), других определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий (часть 1) и не допускает осуществление таких мероприятий, если они не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования либо указанным органом направлено предписание об отмене данного акта или о внесении в него изменений, а также в течение двадцати дней после размещения в соответствии с частью 3 статьи 60.6 этого Кодекса акта лесопатологического обследования на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 4).
Актом лесопатологического обследования указано, что проводится сплошная в защитных лесах, при этом подтверждения, что насаждение сможет выполнять свои защитные функции после проведения мероприятия, в Акте не отражено, дополнительно иными документами не представлено.
Нормы, при которых возможно данной категории лесов выполнять защитные функции после рубки, отражены в приказе Рослесхоза № 485 от 14.12.2010 года, в том числе п.20; 21; 26 Приказа.
Кроме того, приложение 3 Акта «Абрис участка» не несет полной необходимой информации, отсутствует привязка к местности.
Также Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу установлено в Акте несоответствие требованиям пункта 8 Правил Порядка проведения лесопатологических обследований, утвержденных приказом Минприроды России от 16.09.2016 № 480 устанавливающим, что лесопатологические обследования проводятся в лесных насаждениях во время вегетационного периода с момента распускания листвы (хвои) и до момента начала сезонной дехромации (изменения цвета хвои или листьев).
Так, исходя из дат обследования и составления документов, лесного участка, где произрастают: лиственница, березы, являющиеся листопадными деревьями обследование проводилось осенью. «Абрис участка» составлен 29.11.2017г., позднее, чем произведено обследование, что противоречит технологии работ (первично привязка и определение границ, а затем остальные работы). Разночтение в датах приложений и акта, ставит под сомнение факт проведения по акту натурных обследований.
Кроме того, в ведомости пересчета деревьев в выводах о намечаемых мероприятиях указано: что в целях уменьшения выхода деловой древесины и распространения очагов вредных организмов в эксплуатационных лесах, рекомендуется проведение ССР.
Вместе с тем, данный лесной участок отнесен по своему целевому назначению к защитным лесам, что следует из приложения № 1 к Акту.
Исходя из таксационной характеристики (приложению 1) на участке произрастают: лиственница, кедр, пихта, береза, ель. Вместе с тем как приложение к Акту отсутствуют ведомости перечета деревьев на пробной площади для лиственницы, ели и пихты, что является прямым основанием для отмены Акта.
Таким образом, предписание № 36/05-22 от 15.02.2018 «Об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений», выданное Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, принято в пределах полномочий государственного органа, основано на требованиях закона.
Доводы административного истца о том, что Акт лесопатологического обследования № № 62-27-45/17 составлен уполномоченным лицом (лесопатологом), обладающим специальными познаниями в области лесопатологического обследования лесов в соответствии с нормами действующего законодательства (ст. ст. 60.1, 60.2, 60.3, ч. 2, 3, 4 ст. 60.6 Лесного кодекса РФ, приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.09.2016 г. № 470 «Об утверждении правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов», правового значения не имеют, поскольку выявленные административным ответчиком нарушения свидетельствуют о несоответствии Акта нормам права.
Ссылка административного истца на отсутствие в предписании фактического обоснования применения подп. «в» п. 8 Положения об осуществлении контроля не состоятельна, поскольку в самом подп. «в» п. 8 Положения указаны, основаниями для признания необоснованными мероприятий указанных в Акте, а именно запрещение или ограничение законодательством Российской Федерации мероприятий.
Кроме того, несостоятельными суд признает доводы административного истца о нарушении срока направления предписания, поскольку эти доводы не влекут незаконность оспариваемого предписания, а связаны с нарушением сроков по исполнению предписания.
Наличие в предписании технических описок не свидетельствует о его незаконности, поскольку закон не запрещает вносить изменения в документы.
Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказать нарушение прав административного истца оспариваемым распоряжением лежит на административном истце.
Вместе с тем, таких доказательств административным истцом в дело не представлено.
Доводы административного истца о том, что оспариваемым предписанием создаются препятствия по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в Усть-Кутском лесничестве, Осетровском участковом лесничестве не состоятельны, поскольку предписанием не предусмотрено приостановления или запрета по проведению таких мероприятий.
Несогласие с требованиями государственного органа не может являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным (недействительным).
Доводы административного истца о том, что невозможность проведения необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий вследствие выданного ответчиком предписания № 36/05-22 от 15.02.2018 приведет к возникновению угрозы распространения вредных организмов (стволовых вредителей), что нарушит права неопределенного круг лиц на благоприятную окружающую среду, суд полагает голословными и необоснованными.
При указанных обстоятельствах, правовых оснований для признания оспариваемого предписания незаконным (недействительным), у суда не имеется.
С учетом того, что оспариваемое предписание № 36/05-22 датировано 15.02.2018, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 16.04.2018г., срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Министерства лесного комплекса Иркутской области к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу о признании недействительным предписания № 36/05-22 от 15.02.2018г. Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу «Об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений» – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 13.07.2018г. Н.Н. Исакова