к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 09 июля 2020 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
при секретаре судебного заседания Симованян К.Р.,
с участием:
административного истца – помощника прокурора города Сочи Харитоновой Е.А.,
представителя административного ответчика – администрации города Сочи, по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику – администрации города Сочи о признании недействующим в части нормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – прокурор города Сочи обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов объектов недвижимости», утвержденного Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: абзац 9 пункта 2 Административного регламента, в части предусматривающим возможность обращения с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, представителям дачных некоммерческих объединений; пункт 130 Административного регламента недействующим в той части, в какой данная норма не предусматривает права заявителя обратиться с жалобой на нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги; обязании администрацию города Сочи опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления «Новости Сочи».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов объектов недвижимости» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), отдельные положения которого не соответствуют требованиям федерального законодательства. Так, в нарушение действующего законодательства РФ, в абзаце 9 п.2 Административного регламента указано, что с заявлением о предоставлении муниципальной услуги вправе обратиться, в том числе представитель дачного некоммерческого объединения граждан. Также, в пункте 130 Административного регламента не содержится положений о том, что заявитель может обратиться с жалобой на нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги.
Как указывает административный истец, прокуратурой города Сочи ДД.ММ.ГГГГ Главе города Сочи на Постановление администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов объектов недвижимости» принесен протест. Согласно поступившему ответу от ДД.ММ.ГГГГ (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ) требования протеста удовлетворены, администрацией города Сочи подготовлен проект постановления о внесении изменений.
Однако, до настоящего времени указанный нормативный правовой акт в соответствие с требованиями федерального законодательства не приведен. Считает, что длительное неприведение органом местного самоуправления нормативного правового акта в соответствие с требованиями действующего законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
В судебном заседании административный истец – помощник прокурора города Сочи, по поручению прокурора города Сочи, Харитонова Е.А., исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика – администрации города Сочи, по доверенности ФИО1, в судебном заседании исковые требования не признала, посчитала об их необоснованности, просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы административного дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.2 ст.221 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Как установлено судом, следует из материалов дела, Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов объектов недвижимости» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), отдельные положения которого не соответствуют требованиям федерального законодательства.
Так, в силу положений ч.3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данное постановление является обязательным для исполнения на территории муниципального образования города Сочи, опубликовано в местной газете «Новости Сочи», №, ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актом субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 29 Правил присвоения, изменения и аннулирлвания адресов, утвржденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, от имени членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества с заявлением о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса вправе обратиться представитель товарищества, уполномоченный на подачу такого заявления принятым решением общего собрания членов такого товарищества (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Как следует из ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.07.2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
Создание дачного некоммерческого объединения граждан Федеральным законом № 217-ФЗ не предусмотрено.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм в абзаце 9 пункта 2 Административного регламента указано, что с заявлением о предоставлении муниципальной услуги вправе обратиться, в том числе представитель дачного некоммерческого объединения граждан.
Кроме того, в соответствии с п.8 ст.11.1 Федерального закона от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в случае нарушения срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги.
Однако, в нарушение указанной нормы в пункте 130 Административного регламента не содержится положений о том, что заявитель может обратиться с жалобой на нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги.
В связи с изложенным прокуратурой города Сочи ДД.ММ.ГГГГ Главе города Сочи на Постановление администрации города Сочи от 07.09.2015 года № 2613 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов объектов недвижимости» принесен протест.
Согласно поступившему ответу от ДД.ММ.ГГГГ (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ) требования протеста удовлетворены, администрацией города Сочи подготовлен проект постановления о внесении изменений.
При этом, до настоящего времени указанный нормативный правовой акт в соответствие с требованиями федерального законодательства не приведен.
В соответствии со ст.21, ст.22 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является, помимо прочего, надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления. Прокурор или его заместитель вправе обращаться в суд с требованием о признании правовых актов органов местного самоуправления недействительными.
Согласно ст.208 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Длительное неприведение органом местного самоуправления нормативного правового акта в соответствие с требованиями действующего законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
Данные обстоятельства являются достаточными основаниями для обращения прокурора в порядке ст.ст.39, 208 Кодекса административного судопроизводства РФ в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
При этом, каких-либо доказательств, в том числе письменных, в опровержение доводов административного истца, представителем административного ответчика суду не представлено.
На основании ст. 11 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.
В силу ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику – администрации города Сочи о признании недействующим в части нормативного правового акта – удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов объектов недвижимости», утвержденного Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно:
- абзац 9 пункта 2 Административного регламента, в части предусматривающим возможность обращения с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, представителям дачных некоммерческих объединений;
- пункт 130 Административного регламента недействующим в той части, в какой данная норма не предусматривает права заявителя обратиться с жалобой на нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги.
Обязать администрацию города Сочи опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления «Новости Сочи».
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов
Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ года