ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2590/2021 от 10.06.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-2590/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 10 июня 2021 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Митьковой М.В.,

при секретаре Александрове Н.В., прокуроре Янгабышеве С.Г.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административных ответчиков ФИО3, представителей заинтересованного лица ФИО4, ФИО5,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главе Республики Марий Эл ФИО6, Администрации Главы Республики Марий Эл о признании незаконным Указа Главы Республики Марий Эл,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, указанным выше, просил признать незаконным Указ Главы Республики Марий Эл от 19 марта 2021 года № <номер> «О Заместителе Председателя Правительства Республики Марий Эл» с момента его принятия.

В обоснование заявленных требований указал, что 19 марта 2021 года на интернет-портале Главы Республики Марий Эл был размещен Указ Главы Республики Марий Эл ФИО6 <номер> «О Заместителе Председателя Правительства Республики Марий Эл», вступивший в законную силу с момента его принятия. На основании данного Указа на должность Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл с 19 марта 2021 года назначена ФИО7 Полагает данный ненормативный акт незаконным, нарушающим его права и законные интересы как депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл и гражданина, принятый с нарушением установленного законом и Конституцией Марий Эл порядка назначения ввиду нарушения порядка согласования назначения данного должностного лица с Государственным Собранием Республики Марий Эл.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, пояснил, что в силу буквального толкования Конституции вначале данная кандидатура должна быть согласована с Государственным Собранием РМЭ, и только потом назначаться на должность Главой Республики, поскольку на момент поставленного на согласование вопроса на 17 сессии Госсобрания РМЭ ФИО7 уже была назначена, он в знак протеста покинул сессию до прений. Также заявил письменное ходатайство о назначении судебной лингвистической экспертизы по вопросам, представленным в письменном виде, производство которой поручить Центру лингвистических экспертиз и редактирования ФГБООУ ВО "Чувашский государственный университет им. Н.И. Ульянова", оплату гарантирует.

Представитель административного истца по устному ходатайству ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал, указав, что исходя из буквального толкования, согласовать можно только кандидатуру, а в силу п. 2 ст. 24 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» назначенное лицо не может быть согласовано, ФИО7 уже исполняла обязанности, являлась членом Правительства; поддержал ходатайство о назначении судебной экспертизы, указав, что они хотят поставить вопрос не о толковании положений законодательства, а то, как толкуются данные нормы в филологии, лексическом значении. Ненормативным актом нарушено право административного истца как депутата в части права на свободу волеизъявления, и как гражданина - избирателя.

Административный ответчик Глава Республики Марий Эл ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административных ответчиков Главы Республики Марий Эл ФИО6, Администрации Главы Республики Марий Эл ФИО8, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснил по доводам, изложенным возражениях на административный иск, указав, что оспариваемый ненормативный акт принят Главой в соответствии с установленным порядком согласования, по итогам которого Государственным Собранием РМЭ назначение данного должностного лица было одобрено, возражал против назначения судебной лингвистической экспертизы, указав, что право толкования нормативно-правовых актов Республики Марий Эл принадлежит только законодательному органу, принявшему данный акт.

Представители заинтересованного лица Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании просили в удовлетворении административных исковых требований отказать, пояснили по доводам, изложенным в возражениях на административный иск, указав, что требования регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл при рассмотрении вопроса согласования назначения ФИО7 на должность Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл были выполнены, возражали против назначения судебной лингвистической экспертизы, указав, что толкование нормативных правовых актов, в отношении которых административный истец просит провести исследование, является прерогативой Государственного Собрания Республики Марий Эл, обращений с толкованием актов в данной части к ним не поступало.

Заинтересованное лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена, представила отзыв на административное исковое заявление, которым просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Янгабышева С.Г., который просил в удовлетворении требований отказать, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 83 Конституции Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Республики Марий Эл.

В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл формирует высший исполнительный орган государственной власти - Правительство Республики Марий Эл.

В соответствии с ч.4 ст. 2 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года № 23 «О Правительстве Республики Марий Эл» назначение на должность первых заместителей и заместителей Председателя Правительства Республики Марий Эл, министров Республики Марий Эл, руководящих сферами финансов, экономики, сельского хозяйства, здравоохранения и образования, осуществляется Главой Республики Марий Эл по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл.

Обязанность по формированию Правительства Республики Марий Эл, а также внесения в его состав изменений является одним из полномочий Главы Республики Марий Эл. Выбор представляемых Государственному Собранию Республики Марий Эл кандидатур членов Правительства Республики Марий Эл является прерогативой Главы Республики Марий Эл. Закон, не ограничивая данное право, позволяет Главе Республики Марий Эл самому определять вариант его реализации.

Из Указа Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» следует, что должности первого заместителя, заместителя высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, члена высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены к государственным должностям субъектов Российской Федерации.

В целях реализации названных норм законодательства Российской Федерации Указом Президента Республики Марий Эл от 2 сентября 1997 года <номер> «О Реестре государственных должностей Республики Марий Эл» утвержден Реестр государственных должностей Республики Марий Эл, в соответствии с которым должность Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл является государственной должностью Республики Марий Эл.

Согласно п.1 ст. 24 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 73, пунктом «и» статьи 79, частью 3 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл к ведению Государственного Собрания Республики Марий Эл, в том числе, относится согласование по представлению Главы Республики Марий Эл назначения членов Правительства Республики Марий Эл. Глава Республики Марий, Эл по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл формирует Правительство Республики Марий Эл, и соответственно, вносит в его состав изменения. Компетенция, структура, порядок формирования Правительства Республики Марий Эл и перечень членов Правительства Республики Марий Эл, подлежащих согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл при назначении на должность, определяются законом.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года № 23-3 «О Правительстве Республики Марий Эл» кандидатуры заместителей Председателя Правительства Республики Марий Эл при их назначении на должность вносятся для согласования Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл.

Согласование Государственным Собранием Республики Марий Эл назначения членов Правительства Республики Марий Эл осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 Регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 25 июля 2019 г. № 710-П «О Регламенте Государственного Собрания Республики Марий Эл».

ФИО1 является депутатом Государственного собрания Республики Марий Эл седьмого созыва.

В силу статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 15 февраля 1994 года № 43-III "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл", одними из форм осуществления депутатской деятельности являются: участие в заседаниях Государственного Собрания Республики Марий Эл в порядке, установленном Регламентом; участие в работе комитетов Государственного Собрания Республики Марий Эл, комиссий, согласительных комиссий Государственного Собрания Республики Марий Эл; участие в заседаниях Президиума Государственного Собрания Республики Марий Эл; участие в выполнении поручений Государственного Собрания Республики Марий Эл и его органов.

Таким образом, административный истец, обратившийся с настоящим иском, являясь депутатом Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва и в порядке статьи 218 КАС РФ вправе оспаривать ненормативный правовой акт, принятый Главой Республики Марий Эл, если при принятии этого ненормативного правового акта были нарушены его права как депутата.

19 марта 2021 года Главой Республики Марий Эл издан Указ <номер> «О Заместителе Председателя Правительства Республики Марий Эл» о назначении ФИО7 с 19 марта 2021 года Заместителем Председателя Правительства Республики Марий Эл.

Одновременно 19 марта 2021 года Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл были направлены материалы для согласования назначения ФИО7 на должность Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, которые были приняты Государственным Собранием Республики Марий Эл в тот же день.

Судом установлено, что 29 апреля 2021 года состоялась семнадцатая сессия Государственного Собрания Республики Марий Эл 7 созыва, на рассмотрение было поставлено представление о согласовании назначения ФИО7 на должность Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл Государственным Собранием, по результатам которого большинством голосов от числа избранных депутатов принято Постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл № 235-П «О согласовании кандидатуры ФИО7 для назначения на должность Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл».

Указанное Постановление размещено на официальном сайте Государственного Собрания республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Законодательством Российской Федерации и действующим нормативно-правовым законодательством Республики Марий Эл не определен срок, в течение которого кандидатура на государственную должность может быть рассмотрена законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Также нет указаний на срок, в течение которого Главой Республики Марий Эл может быть направлено представление (материалы) в Государственное Собрание Республики Марий Эл для согласования нового члена Правительства Республики Марий Эл.

Конституцией Республики Марий Эл установлен срок формирования Правительства Республики Марий Эл только в случае формирования нового Правительства Республики Марий Эл в полном составе (часть 4 статьи 85 Конституции Республики Марий Эл: Глава Республики Марий Эл в течение двух месяцев с момента отставки Правительства Республики Марий Эл обязан сформировать новое Правительство Республики Марий Эл).

Доводы административного истца о том, что с изданием оспариваемого Указа Главы Республики Марий Эл были нарушены права депутатов Государственного собрания Республики Марий Эл, в том числе и его как депутата, на принятие решения и свободного волеизъявления по выбору кандидатуры на должность члена Правительства Республики Марий Эл до его назначения на должность, а также установленное конституционное право на участие в формировании исполнительных органов государственной власти Республики Марий Эл являются необоснованными по следующим основаниям.

Подпунктом "д" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации закреплен принцип сбалансированности полномочий исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из смысла норм федерального законодательства, участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в утверждении или согласовании назначения его отдельных должностных лиц не может затрагивать прерогативу высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в конечном счете самостоятельно решать данный вопрос, а использование законодателем субъекта предусмотренных Федеральным законом №184-ФЗ согласительных процедур, во всяком случае, не должно парализовать деятельность входящих в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или лишать их самостоятельности при осуществлении принадлежащих им полномочий в конституционно- правовой системе разделения властей (абз. 3 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2004 года № 386-0).

При буквальном толковании положений части 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года № 23-З внесение на согласование Государственное Собрание Республики Марий Эл того или иного члена Правительства Республики Марий Эл, определенного частью 4 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года № 23-3, возможно при одновременном назначении Главой Республики Марий Эл его на ту или иную государственную должность Республики Марий Эл и направлении на согласование в Государственное Собрание Республики Марий Эл соответствующих материалов (представления), что и имело место в данном случае.

Таким образом, издание Главой Республики Марий Эл Указа от 19 марта 2021 года <номер> и внесение Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл представления для согласования назначения ФИО7 на должность Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл осуществлено в соответствии с положениями Конституции Республики Марий Эл и Законом Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года № 23-3.

Административным истцом ФИО1 заявлено письменное ходатайство о назначении судебной лингвистической экспертизы по установлению смыслового содержания нормативных актов в части значения слова "согласование" в статьях 73,79,84 Конституции Республики Марий Эл и Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года № 23-3 "О Правительстве Республики Марий Эл".

Согласно ч. 1 ст. 77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

В силу ст. 84 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

Согласно ч. 1 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Таким образом, вопросы применения норм права и их толкования при рассмотрении конкретных споров отнесены к компетенции судов.

Лингвистическая экспертиза текста - это регламентированное лингвистическое исследование устного и/или письменного текста. Итог экспертизы - заключение по вопросам, разрешение которых требует применения специальных познаний в языкознании. Предмет судебной лингвистической экспертизы - установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области лингвистики.

В данном случае дело об оспаривании ненормативного правового акта носит публично-правовой характер, предметом судебного разбирательства является исключительно правовой конфликт в сфере нормотворчества, где суд осуществляет функции нормоконтроля, именно судом при проверке законности ненормативного акта дается оценка оспариваемому акту на предмет соответствия его действующему законодательству, в силу чего в данном случае каких-либо специальных познаний в области лингвистики не требуется.

Учитывая фактические обстоятельства дела, с учетом ч. 2 ст. 64 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства о назначении судебной лингвистической экспертизы.

С учетом анализа норм вышеприведенного законодательства, а также пояснений сторон, суд приходит к выводу, что принятие оспариваемого ненормативного правового акта не может рассматриваться как ограничение свободы волеизъявления ФИО1 как депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл при принятии решения о согласовании назначения должностного лица на должность Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, так как депутат свободен в принятии решения голосовать "за" или "против" представленной Главой Республики Марий Эл кандидатуры.

Как следует из пояснений административного истца и материалов дела, ФИО1 при принятии решения путем голосования по данному вопросу участия не принимал, по своей воле и по своей инициативе покинув сессию, выразив отказ от выражения своего мнения по данному вопросу, что является одной из форм реализации права на свободу волеизъявления. Препятствий по исполнению депутатом своих обязанностей судом не установлено.

Оснований полагать, что в данном случае имело место нарушение прав ФИО1 как гражданина, у суда также не имеется.

Таким образом, судом не установлено нарушений прав административного истца как депутата представительного органа при принятии оспариваемого Указа Главы Республики Марий Эл о назначении Заместителем Председателя Правительства Республики Марий Эл ФИО7

В ходе рассмотрения дела установлено, что Главой Республики Марий Эл после издания Указа направлены материалы в Государственное Собрание Республики Марий Эл для согласования назначения ФИО7, Государственным Собранием РМЭ данное представление поставлено на обсуждение, созданы соответствующие условия для выполнения депутатами своих функций по согласованию назначения данной государственной должности в рамках проведения семнадцатой сессии, ФИО9 участвовал в данной сессии.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии совокупности предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ условий для удовлетворения административного иска об оспаривании ненормативного правового акта Главы Республики Марий Эл, поскольку нарушений норм законодательства, а также прав и законных интересов административного истца со стороны административных ответчиков Главы Республики Марий Эл и Администрации Главы Республики Марий Эл не допущено.

В соответствии со ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года №237 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл» правовые акты Главы Республики Марий Эл, не имеющие нормативный характер, вступают в силу со дня их подписания.

С учетом даты подписания оспариваемого ненормативного правового акта 19 марта 2021 года и даты обращения с административным иском в суд 28 апреля 2021 года, трехмесячный срок, установленный ст.219 КАС РФ, является соблюденным.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 177, КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Главе Республики Марий Эл ФИО6, Администрации Главы Республики Марий Эл о признании незаконным Указа Главы Республики Марий Эл отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья М.В. Митькова

Мотивированное решение

составлено 21.06.2021 года.