Дело № 2а-9/2022
55RS0007-01-2021-003896-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2022 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3 с участием прокурора ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Омское торговое предприятие» к Администрации г. Омска о признании недействующим постановления Администрации г. Омска от 01.06.2021 № 337-П в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Омское торговое предприятие» к Администрации г. Омска о признании недействующим постановления Администрации г. Омска от 01.06.2021 № 337-п в части.
В обоснование заявленных требований указано, что между администрацией ЦАО г. Омска и ООО «Омское торговое предприятие» ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры на размещение нестационарных торговых объектов по адресу: <адрес>, а также <адрес>, ООТ «Микрорайон Амур-2» на срок 5 лет. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию округа с заявлением о предоставлении преимущественного права на заключение договоров о размещении нестационарных торговых объектов на новый срок. ДД.ММ.ГГГГ в ответ на заявление истца Администрацией округа в письме, указано на то, что аукционы по продаже права на заключение договоров о размещении нестационарных торговых объектов не были проведены. Не соглашаясь с бездействием администрации округа, административный истец обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации ЦАО г. Омска об обязании провести аукционы на право заключения договоров на размещение указанных нестационарных торговых объектов. Исковое заявление принято к производству, дело № А46-1396/2021. Решением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Восьмого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.
В ходе рассмотрения указанного дела административному истцу стало известно о том, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации г. Омска от 01.06.2021 № 337-П из пункта 5 Схемы размещения нестационарных торговых объектов в г. Омске исключены, в том числе места под номером 75, 76, 77, на которых размещены принадлежащие административному истцу нестационарные торговые объекты.
Полагая указанное постановление незаконным, необоснованным, нарушающим права, административный истец просит суд признать недействующим постановление Администрации г. Омска от 01.06.2021 № 337-П в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска строк под номерами 75, 76, 77 таблицы 5 схемы, взыскать с Администрации г. Омска расходы по уплате государственной пошлины.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле была привлечена в качестве заинтересованного лица Администрация Центрального административного округа г. Омска.
В судебном заседании представитель административного истца участия не принимал, административный истец ООО «Омское торговое предприятие» о времени и месте рассмотрения дела извещены (т. 2 л.д. 33-35), в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (т. 2, л.д. 36-38).
Представитель административного ответчика Администрации г. Омска ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал. Поддержал доводы, изложенные в возражениях на административный иск, согласно которым Администрация округа осуществляет свою деятельность на основании решения Омского городского совета от 29.07.2011 № 423, в соответствии с которым утверждено «Положение об администрации ЦАО г. Омска». 01.02.2016 между ООО «Омское торговое предприятие» и администрацией округа заключены договоры на размещение нестационарного торгового объекта № А-Д-228/2016, № А-Д-229/2016 и № А-Д-227/2016, местоположение которых установлено согласно схемы нестационарного торгового объекта, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» (в редакции от 18.03.2021). При этом спорные места (пп. 75, 76, 77 таблицы №) под нестационарные торговые объекты имели адресный ориентир: <адрес>, ООТ «Микрорайон «Амурский-2», <адрес>, ООТ «Микрорайон «Амурский-2». Решением комиссии Центрального АО г. Омска в связи с нарушением п. 22 постановления № 1812-п и постановления от 09.08.2019 № 812-п «Об утверждении требований к архитектурному облику НТО на территории города Омска» данные объекты исключены из схемы размещения нестационарных объектов, поскольку нестационарные торговые объекты размещены на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта. По итогу решения комиссией был сформирован проект постановления «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п», при принятии которого в полной мере соблюден порядок принятия муниципальных правовых актов городского округа. В связи с чем, 01.06.2021 Администрацией г. Омска было издано постановление № 337-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п». Кроме того, представитель административного ответчика ссылается на то, что решением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № А46-1396/2021 в удовлетворении требований ООО «Омское торговое предприятие» к Администрации Центрального АО <адрес> о возложении обязанности провести аукцион на право заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта отказано в полном объеме. При этом в рамках указанного дела судом установлено несоответствие места размещения нестационарного торгового объекта требованиям п. 22 постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п, согласно которого на остановках общественного транспорта возможно размещение только торгово-остановочных комплексов (т. 1 л.д. 109-115, т. 2 л.д. 25-28).
Представитель заинтересованного лица администрации Центрального АО г. Омска ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал позицию представителя административного ответчика, полагая заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, мнение лиц, участвующих в судебном заседании, прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что ООО «Омское торговое предприятие» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с ДД.ММ.ГГГГ, основной вид деятельности 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в специализированных магазинах (т. 2 л.д. 45-51).
Постановлением Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Места для размещения нестационарных объектов включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов (строки 75, 76, 77).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Омское торговое предприятие» и администрацией Центрального АО г. Омска заключены договора на размещение нестационарных торговых объектов согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального административного округа города Омска за № А-Д-227/2016 (т. 1 л.д. 8-11), № А-Д-228/2016 (т. 1 л.д. 17-20), № АД-229/2016 (т. 1 л.д. 26-29) в соответствии с которыми уполномоченный орган предоставил сроком на 5 лет места для размещения нестационарных торговых объектов, а именно: нестационарный торговый объект площадью 9,0 кв.м., с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>, ООТ «Микрорайон Амур-2»; нестационарный торговый объект, площадью 10,0 кв.м., с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>; нестационарный торговый объект, площадью 40,0 кв.м., с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>, ООТ «Микрорайон Амур-2».
Из актов приема-передачи места для размещения нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ к договорам на размещение нестационарных торговых объектов согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального административного округа города Омска следует, что стороны произвели прием и передачу мест для размещения нестационарных торговых объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, расположенных в Центральном административном округе города Омска, с указанием характеристик.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального АО г. Омска приято решение о включении в перечень мест размещения нестационарных торговых объектов, подлежащих исключению из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска», в том числе и места размещения нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>, ООТ «Микрорайон Амур-2»; с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>; с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>, ООТ «Микрорайон Амур-2» (протокол заседания комиссии без № по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального АО г. Омска (т. 1 л.д. 128-132).
Постановлением Администрации г. Омска № 337-п от 01.06.2021 «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п» приложение «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» к постановлению Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» внесены изменения, в том числе исключены строки 75, 76, 77 в таблице № 5, которое опубликовано в установленном порядке в печатном издании – в газете «Третья столица» № 25 от 03.06.2021 (т. 1 л.д. 55-56, 135).
Полагая указанное постановление незаконным, нарушающим права ООО «Омское торговое предприятие», а также, поскольку, как считает административный истец, нестационарные торговые объекты не расположены на территории остановочного пункта «Микрорайон амурский-2» поскольку границы соответствующего остановочного пункта не определены, административный истец обратился в суд.
При этом ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом Омской области вынесено решение № А46-1396/2021 по исковому заявлению ООО «Омское торговое предприятие» к Администрации Центрального административного округа города Омска об обязании провести аукцион на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденной постановлением Администрации города Омска № 1041-п от 04.08.2014; указанным решением в удовлетворении требований ООО «Омское торговое предприятие» отказано. (т. 1 л.д. 35-37, 153-158). Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда Омской области от 12.03.2021 по делу № А46-1396/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения (т. 1 л.д. 136-146).
Давая правовую оценку заявленным требованиям применительно к положениям ч.ч. 7, 8 ст. 213 КАС РФ, суд полагает необходимым указать следующее.
Исходя из положений пп. 69 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ), ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ) отношения в области торговой деятельности регулируются законодательством Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ.
Как следует из анализа положений главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (включая п.п. 1 и 3 ст. 39.36), ч.ч. 1 - 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, федеральный законодатель, осуществляя регулирование предоставления земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 настоящего Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов, допустив размещение указанных объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии со ст. 39.1, пп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 39.33 ЗК РФ, ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральное законодательство предусматривает возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления. При этом предоставление права на размещение объекта нестационарной торговли в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур.
Принимая во внимание компетенцию субъектов Российской Федерации в области торговой деятельности, а также учитывая, что федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, то данные вопросы могут быть урегулированы законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» правом формирования схемы размещения нестационарных торговых объектов наделены исключительно органы местного самоуправления, по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Согласно п. 7 Приказа Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 № 28 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов» схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается органом местного самоуправления Омской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Омской области.
Из пункта 8.1 следует, что схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии с п. 9.5 ст. 22 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92 «Об Уставе города Омска», Администрация города Омска разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Омской области.
Постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» утверждена схема размещения, которое опубликовано в установленном порядке в печатном издании - в газете «Третья столица», № 35 от 14.08.2014.
Впоследствии подготовлен проект постановления Администрации г. Омска «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-П», который в соответствии с требованиями порядка подготовки и согласования проектов правовых актов в Администрации г. Омска, утвержденного распоряжением Администрации г. Омска от 15.05.2009 № 151-р «Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектов правовых актов в Администрации г. Омска», прошел процедуру согласования, в том числе с Министерством культуры Омской области, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, Министерством имущественных отношений Омской области.
В соответствии с п. 36 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска», изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов могут быть внесены в следующих случаях: ремонт, реконструкция, строительство линейных объектов, благоустройство территорий, строительство капитальных объектов, повлекшее необходимость переноса нестационарного торгового объекта (п. 2); несоответствие размещения нестационарного торгового объекта документам территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории (п. 3); необходимость предоставления компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта (п. 4); инициатива структурных подразделений Администрации города Омска, физических и юридических лиц, в том числе общественных объединений (далее - заинтересованные лица), о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов дополнительных мест размещения нестационарных торговых объектов или их исключения (п. 5); обращение заинтересованного лица о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, касающихся типа нестационарного торгового объекта и специализации торговли в нем (п. 6); реализация масштабных инфраструктурных проектов, направленных на достижение целей Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2030 года (п. 7).В силу ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 №» 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Проект постановления Администрации г. Омска «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п» прошел оценку регулирующего воздействия в порядке, установленном постановлением Администрации г. Омска от 30.01.2015 № 94-п «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Администрации г. Омска, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».
Кроме того, в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проект постановления Администрации г. Омска «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п» размещен на официальном сайте Администрации г. Омска в сети «Интернет» в соответствии с порядком и сроком предусмотренными пп. 3 п. 2 постановления Мэра г. Омска от 29.01.2009 № 33-п «Об антикоррупционной экспертизе муниципальных правовых актов города Омска и их проектов».
В материалах дела отсутствуют сведения о наличии замечаний и предложений к проекту постановления.
Постановлением Администрации г. Омска от 01.06.2021 № 337-п «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-П» в приложение «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» к постановлению Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» внесены изменения, в том числе исключены строки 75-77 в таблице № 5, которое опубликовано в установленном порядке в печатном издании - в газете «Третья столица», № 25 (1237) от 03.06.2021 (т. 1 л.д. 135).
Принимая во внимание изложенное, постановление Администрации города Омска 01.06.2021 № 337-п, положения которого обжалуются административным истцом, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением порядка, процедуры, а также формы, вида нормативного правового акта.
В административном исковом заявлении доводов о несоответствии обжалуемого постановления данным требованиям не приведено.
Доводы стороны административного истца о незаконности исключения строк 75, 76, 77 в таблице № 5 приложения «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска», фактически сводятся к утверждениям о наличии права на размещение принадлежащих административному истцу нестационарных торговых объектов, именно на ранее предоставленных местах: <адрес>, ООТ «Микрорайон Амур-2», <адрес>, ООТ «Микрорайон Амур-2».
Вместе с тем данные доводы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для признания недействительным и отмене Постановления Администрации г. Омска от 01.06.2021 № 337-п в обжалуемой части.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности».
Согласно частям 1 - 3, 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» утверждена схема размещения.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, предусматривающий, что размещение таких торговых объектов на территории города Омска производится в соответствии с утвержденной администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города, утвержден постановлением администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п, вступившим в силу с 01.01.2015.
Согласно п. 9 Постановление от 23.12.2014 № 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, являются администрации административных округов города Омска.
Для возможности использования нестационарного торгового объекта на определенной территории его размещение должно быть предусмотрено соответствующей схемой размещения нестационарного торгового объекта.
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 423 «Об администрации Центрального АО г. Омска» и п.п. 9, 31 Порядка размещения нестационарных торговых объектов органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, являются администрации административных округов г. Омска, которые: участвуют в разработке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего административного округа города Омска с учетом требований, предусмотренных главой III настоящего Порядка. Готовит материалы по обоснованию мест размещения нестационарных торговых объектов, в том числе графическое отображение мест размещения нестационарных торговых объектов, выполненное с учетом топографической основы масштаба 1:500, проектов планировки и проектов межевания территории, кадастровых сведений, с отображением существующей градостроительной ситуации (капитальных объектов, транспортных и пешеходных связей, нестационарных торговых объектов, элементов благоустройства) без отображения инженерных коммуникаций (пп.1); направляет проект схемы размещения нестационарных торговых объектов вместе с материалами по обоснованию мест размещения нестационарных торговых объектов, выполненными с учетом требований, установленных в абзаце первом настоящего пункта, для согласования (пп. 2); оформляет паспорта нестационарных торговых объектов согласно приложению № 2 к настоящему Порядку (пп. 3); направляет в департамент городской экономической политики Администрации города Омска предложения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласованные с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, департаментом транспорта Администрации города Омска и бюджетным учреждением города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» в соответствии с настоящим Порядком (пп. 4); проводит аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов (пп. 5).
Сведения о том, что Администрацией ЦАО г. Омска, в зону ответственности которой входит согласование размещения нестационарных торговых объектов по заявленных адресам, согласовано размещение объектов, находящихся по адресам, указанным в заключенных ранее договорах на размещение нестационарных торговых объектов согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального АО г. Омска от 01.02.2016, в материалы дела не предоставлено.
По сведениям, предоставленным сторонами, срок действия заключенных с административным истцом договоров на предоставление мест под размещение нестационарных торговых объектов истек 01.02.2021.
Согласно Порядка владелец нестационарного торгового объекта, надлежащим образом исполняющий свои обязанности по договору на размещение нестационарного торгового объекта, по истечении срока договора на размещение нестационарного торгового объекта имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок на условиях, определенных по результатам аукциона. В целях реализации преимущественного права владелец нестационарного торгового объекта подает заявку на участие в аукционе в соответствии с установленным порядком. При отсутствии данной заявки или нарушении владельцем нестационарного торгового объекта требований раздела 5 Приложения № 1 к настоящему Порядку владелец нестационарного торгового объекта утрачивает преимущественное право.
30.12.2020 административным истцом в адрес Администрации ЦАО г. Омска направлено заявление о намерении заключить договоры на размещение нестационарных торговых объектов на новый срок, в котором административный истец просил опубликовать аукционную документацию и извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Центрального административного округа г. Омска (т. 1 л.д. 63-64). В связи с отказом администрации округа в проведении аукциона относительно указанных мест размещения нестационарных торговых объектов административный истце обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации ЦАО г. Омска об обязании провести аукцион на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
Решением Арбитражного суда Омской области № А46-1396/2021, вступившим в законную силу, установлено, что администрация АО г. Омска извещениями от 23.12.2020 № исх-АЦАО/5391, от 13.01.2021, № исх-АЦПО/91, от 13.01.2021, № исх-АЦАО/65 от 13.01.2021 уведомила ООО «Омское торговое предприятие» об истечении срока действия договоров, также указано на необходимость по истечения срока действия договоров освободить места под размещение нестационарных торговых объектов и приведение их в состояние пригодное для дальнейшей эксплуатации. При этом дополнительно сообщено о том, что места размещения нестационарного торгового объекта не соответствуют требованиям п. 22 постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска» и постановления от 09.08.2019 № 812-п «Об утверждении требований к архитектурному облику нестационарного торгового объекта на территории города Омска». Данные уведомления оспорены не были.
Таким образом, учитывая несоответствие мест размещения нестационарных торговых объектов требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами, обязанность по объявлению аукциона или конкурса по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта у администрации ЦАО г. Омска отсутствовала. В указанной связи в удовлетворении требования ООО «Омское торговое предприятие» к Администрации ЦАО г. Омска было отказано (т. 1 л.д. 35-37).
Кроме того, Восьмым арбитражным апелляционным судом 21.06.2021 дана оценка представленному стороной административного истца доказательству в виде заключения специалиста Региональной экспертной службы, согласно выводов которого определено фактическое местонахождение остановочного пункта общественного транспорта «Микрорайон «Амурский-2», его координаты, границы черных точек НТО, расположение остановочного пункта общественного транспорта «Микрорайон «Амурский-2» и НТО относительно объектов транспортной инфраструктуры, определено расположение остановочного пункта общественного транспорта «Микрорайон «Амурский-2» и НТО относительно объектов недвижимости. В результате чего эксперт пришел к выводу, что координаты остановочного пункта общественного транспорта «Микрорайон «Амурский-2» и границы нестационарных торговых объектов, размещение которых предусмотрено договорами № А-Д-227/2016, № А-Д-228/2016, № А-Д-229/2016 от 01.02.2016 не совпадают. Однако, с учетом того, что под остановочными пунктами маршрутных транспортных средств понимается комплекс сооружений и устройств, предназначенный для остановки транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам посадки, высадки и ожидания пассажиров («ГОСТ Р 52765-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 269-ст)), нахождение остановочного пункта общественного транспорта и границы остановочного пункта общественного транспорта не являются тождественными понятиями. В связи с чем административным ответчиком верно усмотрено несоответствие мест размещения нестационарных торговых объектов требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами. (т. 2 л.д. 13-15).
Из материалов дела следует и не оспаривается, что административным истцом, принадлежащие ему нестационарные торговые объекты вынесены не были. Указанное подтверждается, в том числе, представленными фотосъемками принадлежащих административному истцу нестационарных торговых объектов (т. 1 л.д. 121-124).
В приведенной связи доводы, изложенные в исковом заявлении о том, что отсутствуют правовые основания для изъятия земельных участков, намерение административного истца продолжать предпринимательскую деятельность и утверждение о том, что нестационарные торговые объекты расположены не на территории остановочных пунктов, правового значения для предмета рассмотрения дела не имеют.
Действующее законодательство, регулирующее правоотношения в рассматриваемой сфере, не предусматривает возможность пролонгации действующих на территории города Омска договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключенных на основании постановления Администрации города Омска № 1812-п.
Кроме того, суд соглашается с указанием прокурора в заключении относительно установленного ранее судами факта о том, что границы остановочного пункта применительно к целям размещения нестационарного торгового объекта не могут определяться в качестве географической точки с определенными координатами. Размещение торгово-остановочного комплекса предполагает размещение взаимосвязанных объектов, расположенных на определенной площади, описание которой невозможно путем установления только одной из ее координат. В целях реализации проектов архитектурного развития города тождество места нахождения остановочного пункта общественного транспорта и границы остановочного пункта общественного транспорта отсутствует, в связи с чем размещение нестационарного торгового объекта, не находящегося непосредственно на остановочном комплексе, тем не менее, должно учитывать ту площадь, на которой может быть размещен торгово-остановочный комплекс.
Сведений о том, что административный истец обращался с заявлением о предоставлении иных мест для размещения принадлежащих ему нестационарных торговых объектов, у суда не имеется.
В соответствии с представленными доказательствами, проект постановления Администрации г. Омска «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п» подготовлен в целях актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно протоколу от 25.03.2021 заседания комиссии администрации Центрального АО г. Омска по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов 25.03.2021 принято комиссионное решение о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части исключения строк 75-77 таблицы № 5 приложения «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» - нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: <адрес> Амурская, ООТ «Микрорайон Амурский-2» (нечетная сторона); г. Омск, ул. 21-я Амурская, ООТ «Микрорайон Амурский-2» (нечетная сторона), в связи с нарушением требований п. 22 постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п «Об утверждении требований к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска» (л.д. 189-193).
Кроме того, по сведениям Администрации г. Омска, места размещения нестационарных торговых объектов ООО «Омское торговое предприятие» определены на остановках общественного транспорта, что следует из материалов дела, в том числе из представленных паспортов спорных нестационарных торговых объектов. Данный факт установлен при рассмотрении дел в Арбитражном суде Омской области и Восьмом арбитражном апелляционном суде по делу № А46-1396/2021. Соответственно, указанное обстоятельство является нарушением п. 22 Постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска») и постановления от 09.09.2019 № 812-п «Об утверждении требований к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска».
Приведенные обстоятельства согласуются с представленными фотоматериалами принадлежащих административному истцу нестационарных торговых объектов.
Из материалов дела следует, что места под размещение нестационарных торговых объектов административного истца, определены на остановках общественного транспорта; а именно - относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>, ООТ «Микрорайон Амур-2»; с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>; с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>, ООТ «Микрорайон Амур-2». Доказательств изменения наименование адреса или местоположения в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах доводы о том, что не включение спорных мест в размещение в Схему размещения нестационарных торговых объектов нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, являются несостоятельными.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Применительно к изложенным положениям и установленным по делу обстоятельствам, разрешая вопрос о соответствии обжалуемого нормативного правового акта, суд полагает, что в обжалуемой части Постановление Администрации г. Омска от 01.06.2021 № 337-п принято Администрацией г. Омска с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных полномочий, в отсутствии противоречий имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Омское торговое предприятие» к Администрации г. Омска о признании недействующим постановления Администрации г. Омска от 01.06.2021 № 337-П в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска строк под номерами 75, 76, 77 таблицы 5 схемы, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Г. Покричук
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.