РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2022 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Подольской А.А., с участием представителя административного истца Рагулина О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2590/2022 по административному исковому заявлению Акционерного общества «АНХК» к ГУ МЧС России по Иркутской области о признании предписания незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «АНХК» (далее АО «АНХК») обратилось в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее ГУ МЧС России по Иркутской области), в его обоснование указав, что в период с ** по ** отделом по Ангарскому району ГУ МЧС России по Иркутской области проведена плановая выездная проверка АО «АНХК» в рамках федерального государственного надзора в области ЧС. Результаты проверки отражены в акте выездной проверки № от ** и выдано предписание об устранении нарушений установленных требований в области ЧС № от **. ** в адрес ГУ МЧС России по Иркутской области была направлена жалоба на предписание № от **, которая была оставлена без удовлетворения решением от **. В результате проведенной проверки были установлены следующие нарушения: в АО «АНХК» отсутствует КСЭОН, паспорт КСЭОН; не проводятся комплексные оценки технического состояния ЗС ГО; не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем ЗС ГО; не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, в том числе инженерно-технического оборудования; не проводится проверка герметичности ЗС ГО, а также испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха; не соблюдается периодичность текущего и капитального ремонта противовзрывных устройств ЗС ГО. С результатами проверки административный истец не согласен, считает предписание незаконным и необоснованным. Предписание об организации КСЭОН на объектах АО «АНХК» не основано на законе и фактических обстоятельствах. В соответствии с требованиями нормативных актов в АО «АНХК» создана и поддерживается в постоянной готовности локальная система оповещения (далее ЛСО), которая введена в эксплуатацию в 2010 году, имеет паспорт по состоянию на **. Данные обстоятельства подтверждают, что АО «АНХК» выполняет требования ч.3п.п. «г,з» ст.14 Федерального закона №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по созданию в организации ЛСО и поддержанию её в исправном техническом состоянии. Требования по созданию КСЭОН коммерческими организациями Федеральный закон №68-ФЗ не содержит. ЛСО обеспечивает оповещение населения в зоне 2,5 км от границ предприятия в случае аварий на объектах АО «АНХК», что соответствует требованиям. Кроме того, в АО «АНХК» функционирует система технологического мониторинга, которая обеспечивает мониторинг всех технологических параметров производственных установок в режиме реального времени, в том числе, и систем контроля загазованности объектов. В структурных подразделениях АО «АНХК» имеются локальные системы контроля загазованности технологических объектов, созданные на базе логических микропроцессорных контролеров с выводом информации на АРМы операторов технологов, АРМ дежурно-диспетчерских служб структурных подразделений АО «АНХК», АРМ ДДС АО «АНХК». Данные системы обеспечивают контроль параметров загазованности в режиме реального времени, а также архивацию событий. Кроме того, в приложении № к приказу МЧС РФ и Минцифры от **№ «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» предусмотрены требования, при выполнении которых локальной системе оповещения присваивается оценка «готова к выполнению задач» : среди этих требований нет требования по КСЭОН, такие требования предусмотрены только к региональной и муниципальной системам. Таким образом, обязанность создавать КСЭОН для АО «АНХК» законодательно не предусмотрена. Из приказа МЧС РФ и Минцифры от **№ следует, что технические требования к ЛСО и КСЭОН идентичны, при этом ГУ МЧС России по Иркутской области при выдаче предписания не учло наличие имеющейся в АО «АНХК» ЛСО, отвечающей действующим требованиям. В предписании не указано из чего должна состоять КСЭОН на АО «АНХК» с технической точки зрения и какие ее элементы отсутствуют. На момент проверки КСЭОН в Иркутской области и Ангарском городском округе отсутствовала, поэтому подключать КСЭОН АО «АНХК» было не к чему. Технические условия на подключение КСЭОН могут быть выданы не ранее второго полугодия 2022 года. Кроме того, административным ответчиком вынесено в адрес АО «АНХК» два одинаковых в части КСЭОН предписания № и № от **, в которых содержаться одинаковые формулировки в части КСЭОН, одинаковые сроки исполнения. Полагает, что ГУ МЧС России по Иркутской области не имело правовых оснований для вынесения двух одинаковых предписаний. Административный истец просит признать незаконным предписание ГУ МЧС России по Иркутской области № от **.
В судебном заседании представитель административного истца Рагулин О.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что законом не определён срок создания КСЭОН, соответственно, невозможно выдавать предписание на устранение не существующего нарушения в не существующий срок. Кроме того, бюджет организации формируется на будущий год, следовательно, устранить нарушение в установленный в предписании срок до **. Административный ответчик не обосновал разумность установленных сроков исполнения предписания. Создание КСЭОН на территории АО «АНХК» в настоящее время невозможно, поскольку отсутствует КСЭОН на региональном и муниципальном уровне. Оборудование КСЭОН АО «АНХК» должно в дальнейшем сопрягаться с оборудованием КСЭОН на региональном и муниципальном уровнях, для этого необходимо сначала получить техническое задание, в котором будет указано какое оборудование необходимо приобрести. Кроме того, ответчиком выдано предписание № от **, которое содержит аналогичные нарушения по отсутствию КСЭОН и паспорта КСЭОН. Два предписания об одном нарушении выдавать неправомерно.
Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв.
Иные стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст.227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд с учетом всех обстоятельств дела приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований АО «АНХК». Выводы суд основаны на следующем.
Федеральный государственный контроль в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В соответствии со ст.16 Федерального закона №248-ФЗ от 31.07.2020 объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - объект контроля) является деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).
Согласно ч.2 ст.27 указанного Федерального закона от имени контрольного (надзорного) органа государственный контроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять инспекторы, уполномоченные на проведение конкретных профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением контрольного (надзорного) органа о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.
В соответствии со ст.29 Федерального закона №248-ФЗ инспектор обязан проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей; не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц; предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора); знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия; соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий; не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий (п.2 ч.1 ст.57 Федерального закона №248-ФЗ от 31.07.2020.
В соответствии со ст. 64 указанного Федерального закона для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий, указанных в ст.65 Федерального закона №248-ФЗ.
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено (ч.2 ст.87 Федерального закона №248-ФЗ).
Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка (ст.88 Федерального закона №248-ФЗ).
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (п.1 ч.2 ст.90 Федерального закона №248-ФЗ).
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области Кузнецова А.В. от **№ в период с ** по ** в отношении АО «АНХК» проведена выездная проверка в рамках федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Данное решение содержит сведения об уполномоченных на проведение проверки лицах, о контролируемом лице и месте проведения проверки, о видах контрольных мероприятий, осуществляемым в ходе проверки, о предмете и сроках проверки, о документах, которые необходимо предоставить контролируемому лицу в рамках проверки.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от **№, с которым был ознакомлен уполномоченный представитель АО «АНХК» в день его составления. На основании акта проверки начальником отдела НМ ГО, ЗНТЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области Абаевым А.А., главным специалистом НМ ГО, ЗНТЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области Кобызевым Н.В., инженером отдела НМ ГО, ЗНТЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области Приходько М.В. вынесено предписание № от ** об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок до **. Предписание получено уполномоченным представителем АО «АНХК» ФИО8
Таким образом, установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что выездная проверка проведена с соблюдением требований, предусмотренных положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" уполномоченными на проведение соответствующих проверок лицами на основании соответствующего решения и в установленные сроки. Должностными лицами ГУ МЧС России по Иркутской области для устранения выявленных нарушений установлен разумный срок (8 месяцев).
Согласно акту проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований в области гражданской обороны: п.1 в АО «АНХК» не создана КСЭОН, не разработан паспорт КСЭОН.
В силу статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента РФ №1522 от 13.11.2012 совместным приказом МЧС России №№578 и Минкомсвязи России №365 от 31.07.2020 утверждено Положения о системах оповещения населения.
Как следует из пункта 5 указанного Приказа система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
В соответствии с п.7 Приказа системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);
на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения (п.8 Приказа МЧС России №578, Минкомсвязи России №365 от 31.07.2020).
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
В соответствии с пунктом 9 создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 10 предусмотрено, что системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении № 1 к настоящему Положению. На системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 2 к настоящему Положению.
В силу пункта 5 Приложения 1 Приказа МЧС России N 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться; при сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения); сопряжение региональной системы оповещения с муниципальными системами оповещения и КСЭОН, обеспечивается органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сопряжение локальных систем оповещения с муниципальными (региональной) системами оповещения осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект I и II классов опасности, особо радиационно опасное и ядерно опасное производство и объект, последствия аварий на котором могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зоне воздействия поражающих факторов за пределами ее территории, гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности и гидротехническое сооружение высокой опасности. КСЭОН, а также локальные системы оповещения, кроме сопряжения с муниципальными (региональной) системами оповещения, должны иметь программно-аппаратное сопряжение с соответствующими автоматизированными комплексами сбора, обработки и представления информации систем контроля.
Из материалов дела судом установлено, что АО «АНХК» является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты 1, 3 и 4 класса опасности, что подтверждается свидетельством о регистрации А67-00371.
Таким образом, АО «АНХК», территория которого подвержена риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей, должно создать КСЭОН. Поскольку КСЭОН является элементов системы оповещения, наличие локальный системы оповещения не освобождает административного истца от обязанности создания и поддержания в состоянии постоянной готовности КСЭОН.
Отсутствие комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, свидетельствует о невыполнении АО «АНХК» в полном объеме требований в области гражданской обороны.
Доводы административного истца об отсутствии возможности сопряжения КСЭОН на объектовом уровне с КСЭОН, созданном на региональном и муниципальном уровне на выводы суда не влияют, поскольку нарушение, установленное в ходе проверки, заключается в отсутствии в Организации КСЭОН, наличие которой обязательно в силу требований закона.
Суд находит необоснованными доводы административного истца об отсутствии правовых оснований у ответчика для вынесения предписания № от ** в связи с тем, что ГУ МЧС по Иркутской области вынесено предписание № от **, в котором содержится аналогичное нарушение.
Так в соответствии с ч.2 ст.87 Федерального закона №248-ФЗ по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (п.1 ч.2 ст.90 Федерального закона №248-ФЗ).
Поскольку в ходе проверки должностными лицами ГУ МЧС России по Иркутской области установлены нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предписание № от ** вынесено должностными лицами в полном соответствии с требованиями Федерального закона №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Предписание № от ** выдано в результате проверки выполнения АО «АНХК» обязательных требований в области гражданской обороны.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Акционерного общества «АНХК» к ГУ МЧС России по Иркутской области о признании незаконным предписания № от ** отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.В.Черных
Мотивированное решение изготовлено 08.06.2022.