ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2591/2024 от 06.02.2024 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-2591/2024

УИД 35RS0010-01-2024-000405-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 06 февраля 2024 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Улитиной О.А.,

при секретаре Бароновой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании решения незаконным,

установил:

ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>.

17.11.2023 Распоряжением Сосновского территориального управления Администрации Вологодского муниципального округа № 221 о присвоении адреса решено: присвоить объекту адресации – жилому зданию с кадастровым номером , расположенному на земельном участке с кадастровым номером следующий адрес: <адрес> Присвоить объекту адресации – земельному участку с кадастровым номером следующий адрес: <адрес>. Внести сведения о присвоении адреса объекту адресации, указанные в п. 1 и 2 настоящего распоряжения в федеральную адресную систему.

27.11.2023 административным ответчиком получены заявления ФИО1 о внесении изменений в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости сведения об адресе земельного участка с кадастровым номером и здания с кадастровым номером на основании Распоряжения Сосновского территориального управления Администрации Вологодского муниципального округа № 221 от 17.11.2023.

02.12.2023 Управлением Росреестра по Вологодской области вынесено уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица поскольку на момент вынесения решения информация о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером отсутствуют сведения на портале федеральной информационной адресной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указано, что внесение изменений возможно только после внесения оператором федеральной информационной адресной системы сведений об объекте адресации.

14.12.2023 вынесено уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица , поскольку на момент вынесения решения информация о присвоении адреса зданию с кадастровым номером отсутствуют сведения на портале федеральной информационной адресной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом отмечено, что отказ не лишает заявители или орган местного самоуправления как заинтересованного лица права обратиться с заявлением о внесении данных сведений в ЕГРН, в случае устранения причин, причин препятствующих размещению адреса – то есть, размещения органом местного самоуправления сведений о присвоении адреса зданию с кадастровым номером на портале ФИАС.

Административный истец ФИО1, указывая, что отсутствие сведений на портале информационной адресной системы не может рассматриваться как отказ во внесение сведений в ЕГРН, обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ Управления Росреестра по Вологодской области во внесении сведений к ЕГРН об адресе объекта адресации в отношении здания с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, изложенный в уведомлении от 02.12.2023 и от 14.12.2023. Обязать административного ответчика Управление Росреестра по Вологодской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, обязав административного ответчика внести сведения в ЕГРН об адресе объекта адресации в отношении здания с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, действовал через представителя.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании доводы административного иска поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержала позицию, изложенную в отзыве, согласно которого решения об отказе вынесены правомерно. Присвоение объекту адреса осуществляется органами местного самоуправления и подтверждается решением о присвоении адресации адреса и подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный реестра в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения. Датой присвоения объекту адресации адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный реестр. Отсутствие таких сведений на портале федеральной информационной адресной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является основанием для отказа во внесении в ЕГРН таких сведений. Считает, что административному истцу необходимо обратиться в суд с требованиями лицам, ответственным за внесение и обеспечение внесения сведений в государственный реестр.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7).

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

В соответствии с пунктом 21 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" адрес объекта недвижимости относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 указанной статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке.

Оператор федеральной информационной адресной системы (далее - ФИАС), осуществляющий ведение государственного адресного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации обеспечивает предоставление органу регистрации прав соответствующих сведений для внесения в ЕГРН (часть 5 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Так, согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации, изменению, аннулированию адресов. Порядок присвоения объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса установлены Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221.

На основании пункта 5 Правил объектом адресации являются: а) здание (строение, за исключением некапитального строения), в том числе строительство которого не завершено; б) сооружение (за исключением некапитального сооружения и линейного объекта), в том числе строительство которого не завершено; в) земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства); г) помещение, являющееся частью объекта капитального строительства; д) машино-место.

В силу положений пункта 7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил. Аннулирование адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании информации уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем, о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости или исключении из ЕГРН сведений об объекте недвижимости, указанных в части 7 статьи 72 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", представляемой в порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра. Присвоение объекту адресации адреса или аннулирование его адреса подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса (пункт 20 Правил).

Пунктом 21 Правил установлено, что решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса принимается одновременно: а) с утверждением уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, являющегося объектом адресации, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; б) с заключением уполномоченным органом соглашения о перераспределении земельных участков, являющихся объектами адресации, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; в) с заключением уполномоченным органом договора о развитии застроенной территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; г) с утверждением проекта планировки территории; д) с принятием решения о строительстве объекта адресации; е) с выполнением комплексных кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, являющихся объектом адресации, которым не присвоен адрес, в том числе земельных участков, сведения о местоположении границ которых уточняются, образуемых земельных участков, а также объекты недвижимости, местоположение которых на земельном участке устанавливается или уточняется.

Из пункта 25 Правил следует, что решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения. Принятие решения о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса без внесения соответствующих сведений в государственный адресный реестр не допускается. Датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр (пункт 26 Правил).

В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 18.04.2018 N Д23и-2023 "О направлении позиции Департамента недвижимости по обращению" внесение в ЕГРН сведений об утверждении, изменении адреса с 1 января 2017 года допустимо лишь на основании полученной от оператора ФИАС информации о внесении таких сведений в ФИАС, либо на основании межевого плана, технического плана, карты-плана территорий, в состав приложения которых включена заверенная выписка из государственного адресного реестра о присвоении (изменении) в установленном порядке адреса (в том числе в электронном виде).

В соответствии с ч.4 ст.33 Закона "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если органы государственной власти или органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, либо если ответ на запрос органа регистрации прав не поступил в течение установленного срока, орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению, указанному в части 1 настоящей статьи. Уведомление о таком отказе направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо до истечения срока, указанного в части 3 настоящей статьи, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Таким образом, учитывая, что моментом изменения адреса объекта недвижимости является момент внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр, а в государственном адресном реестре данная информация отсутствует, административный ответчик правомерно отказал на основании ч.4 ст.33 вышеуказанного Закона во внесении сведений об изменении адреса в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании решений незаконными отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.А. Улитина

Мотивированное решение изготовлено 20.02.2024.