Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2018 г. г. Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2592/2018 по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации г.Иркутска о признании незаконным разрешения на строительство административного здания,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Иркутска с требованиями признать разрешение на строительство от 19.07.2017г. № ru38303000-251-2017 незаконным.
В обоснование административного искового заявления указал, что на земельном участке возле выявленного объекта культурного наследия ФИО2 60 (бывший адрес ФИО2 58) ведется новое строительство в охранной зоне мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске». Согласно информации Иркутского территориального отдела Управления Минкультуры России по СФО от 18.05.2018 года № 03-04-05/96 установлено следующее. Земельный участок располагается в 106 квартале города Иркутска в охранной (объединенной) зоне объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения. Охранная (объединенная) зона установлена для данной территории в соответствии с постановлением Администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-ПА «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон». Для данной зоны установлен режим, при котором запрещено новое строительство. В 2009-2010 годах режим объединенной охранной зоны, установленный для мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске», оспаривался в Иркутском областном суде. Решением Иркутского областного суда от 20.04.2010 года, оставленным без изменения Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.08.2010 года № 66-Г 10-15, постановление № 254-ПА признано не противоречащим федеральному законодательству в части утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия центральной исторической части города. Строительство в настоящее время ведется ООО Охранное бюро «Сократ» на основании разрешения на строительство от 19.07.2017 года № ш38303000-251-2017, которое в свою очередь выдано на основании Градплана от 13.10.2016 года №RU 383030002280 и Градплана № RU383030004349. Административный истец полагает, что разрешение на строительство выдано с нарушением режимов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, и градостроительных регламентов (п. 1.1. Сводной таблицы постановления Администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-ПА «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон»). Как указывает административный истец, обращение в суд общей юрисдикции обусловлено незаконным строительство в охранной зоне и нарушает его права в области культурного наследия, установленных статьей 44 Конституции Российской Федерации, что относится к стратегическим национальным приоритетам.
Определением суда от 18.06.2018г. к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечена Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области.
Определением суда от 21.06.2018г. к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Минкультуры России по СФО.
Административный истец ФИО1, его представитель ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, настаивали на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель администрации г. Иркутска ФИО5 требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области ФИО6, представитель заинтересованное лицо ООО Охранное бюро «Сократ» ФИО7 в судебном заседании возражали против заявленных требований, полагали требования не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо Управление Минкультуры России по СФО в судебном заседании отсутствует, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве на административный иск поддержало позицию административного истца, полагало требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 19.07.2017г. отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска было выдано разрешение № ru38303000-251-2017 застройщику ООО Охранное бюро «Сократ» на строительство объекта капитального строительства – административного здания (в осях1-5/А-Д), этажностью 4 этажа, общей площадью здания 629,6 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000020:19192 площадью 572 кв.м., по адресу: <...>.
Поскольку на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000020:19192 по адресу: <...>, расположен Историко-мемориальный комплекс «Декабристы в Иркутске» в границах охранной (объединенной зоны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, административный истец полагает, что разрешение № ru38303000-251-2017, выданное застройщику ООО Охранное бюро «Сократ» на строительство объекта капитального строительства не законно и нарушает его права.
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Порядок, сроки выдачи разрешения на строительство, а также перечень органов, наделенных полномочиями на выдачу разрешения на строительство, предусмотрены ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.
Частью 1 указанной статьи предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4).
Перечень документов, которые необходимо предоставить в орган местного самоуправления при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство, приведен в ч. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.
Согласно ч. 10 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно части 11 указанной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Аналогичная процедура рассмотрения проектной документации предусмотрена п. 6.3 Постановления администрации г. Иркутска от 30.11.2012 № 031-06-2367/12 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, продление срока действия разрешений на строительство» (далее – Административный регламент).
Как указывает представитель административного ответчика, при обращении в отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, за выдачей разрешения на строительство административного здания (в осях1-5/А-Д) ООО Охранное бюро «Сократ» были представлены:
- Положительное заключение экспертизы проектной документации от 16.05.2017г. №38-2-1-3-0051-17, выданное ЗАО «Принцепс;
- Проектная документация объекта капитального строительства, планируемого к строительству, разработанная Обществом с ограниченной ответственностью СИБНИПИ «Наследие», имеющее Свидетельство о допуске к работам по проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № СРО-П-142-27022010-3811136336-192 от 06.04.2012г. выдано СРО НП «Союз проектировщиков Сибири»;
- Градостроительный план земельного участка № RU383030002280 утвержденный приказом начальника департамента обеспечения градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска № 955-08-1781/16 от 13.10.2016г.
Согласованный Раздел «Мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия» при строительстве административного здания (в осях 1-5/А-Д) по адресу: <...> разработанного в 2017 году ООО СИБНИПИ «Наследие» (Шифр 24/2012);
Акт государственной историко-культурной экспертизы раздела документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при строительстве административного здания на земельном участке, непосредственно связанном с территорией вновь выявленного объекта культурного наследия - «Школа им. Родионова» по пер. Волконского, 2 (ФИО2, 60) в г. Иркутске.
Вместе с тем, в нарушении п. 11 ст. 227 КАС РФ административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих свои доводы о предоставлении застройщиком данных документов.
Основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство предусмотрены п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются: отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной статьи или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Как следует из правовой позиции административного ответчика у органа местного самоуправления имелись формальные основания для выдачи ООО Охранное бюро «Сократ» разрешения на строительство, поскольку представленная проектная документация соответствовала требованиям градостроительного законодательства, положительное заключение экспертизы проектной документации никем не было оспорено, не признано недействительным, акт государственной историко-культурной экспертизы раздела документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при строительстве административного здания, строительство административного здание было согласовано со Службой по охране культурного наследия Иркутской области, пакет документов для выдачи разрешения на строительство был представлен полный.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что при выдаче ООО Охранное бюро «Сократ» разрешения на строительство администрацией г. Иркутска не были соблюдены положения п. 11 ст. 51 ГрК РФ и нормы права в части, касающейся соблюдения Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №73-ФЗ).
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории Федеральный закон № 73-ФЗ предусмотрел возможность установления зон охраны объекта культурного наследия: охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта (пункт 1 статьи 34).
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и строительных регламентов в границах данных зон, в силу пункта 3 этой же статьи, утверждаются в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия и объектов культурного наследия регионального и местного значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Абзацами первым и вторым пункта 2 статьи 34 этого же Федерального закона определено, что охранная зона - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - это территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Постановлением администрации Иркутской области от 12 сентября 2008 года № 254-ПА «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (далее - Постановление от 12.09.2008 № 254-ПА).
Решением Иркутского городского Совета депутатов трудящихся от 30.11.1970 № 538 «Об установлении заповедных зон старинного деревянного зодчества Иркутска» установлены заповедные зоны деревянного зодчества, в том числе район, ограниченный улицами: Дзержинского, Октябрьской революции, Фридриха Энгельса и Декабрьских Событий, как мемориальный комплекс жилых домов и приусадебных сооружений, принадлежащих декабристам ФИО8 и ФИО9. Решением Иркутского областного совета депутатов трудящихся от 04.02.1975 № 68 «О мерах по усилению охраны памятников истории и культуры области» определён «перечень памятников, включённых в список памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утверждённый Советом Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624».
Постановлением от 12.09.2008 № 254-ПА «для территории Историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске» установлен режим охранной (объединённой) зоны, предусматривающий:
1. Комплексное сохранение ОКН. Выполнение мероприятий, направленных на сохранение ОКН (ремонт, реставрация, консервация, приспособление ОКН для современного использования) при неизменности особенностей, составляющих предметы охраны ОКН. Выполнение мероприятий по обеспечению сохранности ОКН - пожарной безопасности, защиты от динамических и иных воздействий, гидрогеологических и экологических условий. Установление охранных информационных надписей на ОКН. Сохранение и регенерация (восстановление) историко-градостроительной среды.2. Запрещение нового строительства, за исключением специальных мер, направленных на комплексное сохранение ОКН и регенерацию его историко-градостроительной, природной среды. Полное сохранение планировочной структуры (без расширения или перекрытия улиц), сложившегося планировочного масштаба (планировочного модуля участков, определяемого исторической парцелляцией), поддержание красных линий застройкой (с восстановлением ограждений, ворот).
Санация территории со сносом малоценных строений.
Модернизация, нейтрализация (или снос) диссонирующих зданий и сооружений. Благоустройство территории с сохранением типологических, масштабных характеристик исторической среды и обеспечением благоприятных условий зрительного восприятия ОКН.
Восполнение историко-градостроительной среды переносимыми ОКН. Сохранение ценных элементов исторической среды.
Ремонт, реконструкция объектов капитального строительства, не являющихся ОКН, ограничивается и допускается только в случае приведения их к конкретным условиям восстанавливаемой историко-градостроительной среды ОКН.
Хозяйственная деятельность ограничивается и регулируется условиями обеспечения сохранности ОКН, в том числе: по устройству автостоянок (запрет или ограничение); по озеленению территории; по размещению рекламы (регулирование размеров, пропорций, цветового решения, материала исполнения, места и способа крепления); по устройству элементов городского дизайна; по установке и размещению киосков; по прокладке инженерных сетей (в подземных коммуникационных коридорах); по ремонту дорожного и тротуарного полотна уличной сети (регулирование отметок, покрытий, форм уличного освещения, зеленых насаждений, малых архитектурных форм)».
Таким образом, данным актом для территории Историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске» режим охранной (объединённой) зоны не предусматривает нового строительства, в том числе компенсационного.
Иркутским территориальным отделом Управления Министерства культуры Российской Федерации по СФО на основании распоряжения от 23.04.2018 г. № 35-пр была проведена внеплановая документарная проверка Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области по фактам нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия, влекущих или могущих повлечь массовые нарушения прав граждан, в связи с новым строительством на территории Историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске» в границах охранной (Объединенной) зоны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
По результатом данной проверки был составлен Акт № 03-04-02/29 от 14.05.2018 г. и вынесено предписание № П 03-01-17/13 от 14.05.2018 г.
Согласно Акта № 03-04-02/29 от 14.05.2018 г. ходе проверки было установлено, что в 106 квартале города Иркутска (исторического поселения федерального и регионального значения) по ул. ФИО2, 58, на территории Историкомемориального комплекса «Декабристы в Иркутске» в границах охранной (объединённой) зоны объектов культурного наследия федерального и регионального значения осуществляется строительство многоэтажного пристроя к боковому фасаду выявленного объекта культурного наследия начала XX века, расположенного по ул. ФИО2, 60/угол Волконского переулок, 2, «Школа им. Родионова». В результате изучения документов, размещённых на официальном сайте Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области выявлено, что застройщик указанной территории - общество с ограниченной ответственностью охранное бюро «Сократ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, расположенное по адресу: 664007, <...>), является заказчиком проектной документации «Эскизный проект регенерации с компенсационным строительством административных зданий на территории по ул. ФИО2, 58, пер. Волконского, 2 в г.Иркутске. Рекомендации к принятию проектных решений: Обоснование параметров и характеристика регенерации исторической среды в рамках, утверждённых режимом использования земель и градостроительным регламентом охранной зоны», «Строительно-технического экспертного заключения нежилого здания, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, в Куйбышевском районе пер. Волконского, 2» и раздела проектной документации «Мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия» при строительстве Административного здания (в осях 1-5/А-Д) <...>. До разработки «Эскизного проекта регенерации территории по ул. ФИО2, 58, переулок Волконского, 2 в г. Иркутске» ФИО10 - директору ООО ОБ «Сократ» было направлено письмо от 14.05.2012 № 76-37- 2439/12, в котором Служба предлагает восполнение историко-градостроительной среды в охранной (объединённой) зоне на территории усадеб по ул. ФИО2, 58,60, пер. Волконского, 4, путём регенерации - обоснованным воссозданием исторических зданий с сохранением сложившегося планировочного масштаба. «Эскизный проект регенерации с компенсационным строительством административных зданий на территории по ул. ФИО2, 58, переулок Волконского, 2 в г. Иркутск. Рекомендации к принятию проектных решений «Схема планировочной организации земельного участка» «Архитектурные решения». Обоснования и рекомендации к проектированию в части планировочной организации земельного участка для принятия объёмно-планировочных и фасадных решений проектируемых зданий», выполненный СИБНИПИ «Наследие» (шифр № 24/2012) представлен в Службу на согласование Застройщиком (ООО ОБ «Сократ») 03.06,2013 исх. № 994. В письме об отклонении от согласования (исх. от 17.06.2013 № 76-37-4090/13) Служба обращает внимание на обязательность соблюдения режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности, режима и градостроительного регламента охранной (объединённой) зоны объектов культурного наследия, установленной для застраиваемой территории по ул. ФИО2, 58. При этом в письме Службы отсутствует и полное наименование рассматриваемой документации (не упоминается «компенсационное строительство»), и прямое указание на запрет нового строительства в охранной (объединённой) зоне объектов культурного наследия. Службой предложено: «обосновать невозможность восполнения историко-градостроительной среды переносимыми объектами культурного наследия». Доработанный по рекомендациям Службы «Эскизный проект регенерации с компенсационным строительством административных зданий на территории по ул. ФИО2, 58, переулок Волконского, 2 в г. Иркутске. Рекомендации к принятию проектных решений «Схема планировочной организации земельного участка» «Архитектурные решения». Обоснования и рекомендации к проектированию в части планировочной организации земельного участка для принятия объёмно-планировочных и фасадных решений проектируемых зданий», выполненный СИБНИПИ «Наследие», шифр № 24/2012, представлен в Службу повторно 22.07.2013 исх. № 1023. Рассматривая представленный проект, Служба вновь не комментирует заявленное Застройщиком «компенсационное строительство», предлагая дополнить проект материалами, обосновывающими «отсутствие у всех сохранившихся объектов культурного наследия необходимых параметров для перемещения в Историко-мемориальный комплекс «Декабристы в Иркутске». После доработки «Эскизный проект регенерации территории с компенсационным строительством административных зданий на территории по ул. ФИО2, 58, переулок Волконского, 2 в г. Иркутск. Рекомендации к принятию проектных решений «Схема планировочной организации земельного участка». Архитектурные решения». Обоснования и рекомендации к проектированию в части планировочной организации земельного участка для принятия объёмно-планировочных и фасадных решений проектируемых зданий», выполненный СИБНИПИ «Наследие», 2013 г., г. Иркутск (шифр № 24/2012), вновь представлен Застройщиком в Службу - исх. № 1143 от 13.12.2013. Служба не усмотрела нарушения режимов и градостроительных регламентов охранной (объединённой) зоны (Постановление № 254-ПА) «компенсационным строительством» и предложила Застройщику провести экспертизу данной проектной документации на соответствие требованиям государственной охраны объектов культурного наследия (исх. № 76-37-205/14 от 16.01,2014). При обосновании строительства административного здания в охранной (объединённой) зоне, где любое новое строительство запрещено, автором проектной документации введено понятие «Компенсационного строительства» - термина, используемого в Постановлении № 254-ПА для иных зон охраны: для Зоны строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности 1 типа, для Зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности 2 типа и для Зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности - 153 (раздел II Сводной таблицы режимов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, и градостроительных регламентов, установленных постановлением № 254-ПА). Несмотря на это, государственный эксперт ФИО11 в пункте 4 раздела 2 Заключения историко-культурной экспертизы от 06.12.2013, утверждает: «Эскизный проект регенерации с компенсационным строительством административных зданий на территории по ул. ФИО2, 58, пер. Волконского, 2 в г. Иркутске в полной мере соответствует разработанным регламентирующим положениям», а в пункте 2 «Обоснования выводов экспертного заключения» подводит итог: «Воссоздание среды не путём «переноса» ОКН или воспроизведением их «копий», а методом компенсационного строительства в параметрах и характеристиках исторической городской среды - представляется в этом конкретном случае наиболее оптимальным, конструктивным методом». Письмом от 11.07.2017 № 02-76-4505/17 Служба сообщает Застройщику: «Эскизный проект регенерации с компенсационным строительством административных зданий на территории по ул. ФИО2, 58, пер. Волконского, 2 в г. Иркутске, Рекомендации к принятию проектных решений: Обоснование параметров и характеристика регенерации исторической среды в рамках, утверждённых режима использования земель и градостроительного регламента охранной зоны» соответствует режиму охранной (объединённой) зоны объектов культурного наследия и градостроительному регламенту, утвержденным Постановлением администрации Иркутской области от 12 сентября 2008 г. № 254-ПА». Данным письмом проект рекомендован к согласованию в Администрации города Иркутска. Комитетом по градостроительной политике Департамента Обеспечения градостроительной деятельности администрации города Иркутска (исх. № 957- 74-1160/18 от 28.03.2018) представлена копия Градостроительного плана на строительство нежилого здания на земельном участке площадью 572 кв.м, утверждённого приказом от 13.10.2016 № 955-08-1781/6, выданного начальником департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, № RU 383030002280 (отменён приказом от 22.12.2017 № 955-08-8060/17). В градостроительном плане содержится информация об ограничениях в связи с размещением земельного участка в границах охранной (объединённой) зоны ОКН, установленной Постановлением № 254-ПА, но при этом в нарушение режимов, установленных, Постановлением № 254-ПА, разрешено новое строительство с параметрами: предельная высота - до 55 м, максимальный процент застройки в границах земельного участка 95%. Строительство объекта капитального строительства «Административное здание (в осях1-5/А-Д), расположенное по адресу: <...> ведётся на основании разрешения на строительство от 19.07.2017 № RU 38303000-251-2017, выданного отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска (количество этажей - 4, подземных этажей -1). Таким образом, Служба, заведомо зная о недопустимости нарушения требований Постановления № 254-ПА, способствовала нарушению этих требований, методически направляя ход обоснования и разработки проектной документации для нового строительства в охранной (объединённой) зоне объектов культурного наследия: Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области рекомендовано Застройщику сначала «обосновать невозможность восполнения историко-градостроительной среды переносимыми объектами культурного наследия», а затем доказать «отсутствие у всех сохранившихся объектов культурного наследия, хронологически подходящих для комплектации историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске», необходимых параметров для перемещения в рассматриваемый фрагмент квартала». Администрация города Иркутска, руководствуясь в своей деятельности действующей нормативно-правовой базой, не могла не учитывать требования Постановления № 254-ПА, но нарушила эти требования, выдав разрешение на новое строительство в охранной (объединённой) зоне объектов культурного наследия федерального и регионального значения Историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске». Данные противоправные действия Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области и Администрации города Иркутска влекут за собой нарушение историко-градостроительной среды Историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске», что является массовым нарушением прав граждан на сохранение этой историко-градостроительной среды.
Согласно п. 9 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом:
- запрета на строительство объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и (или) природной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды);
- ограничения капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающегося их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;
- ограничения хозяйственной деятельности, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрета или ограничения на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов);
- сохранения градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов;
- обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранения и восстановления сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;
- соблюдения требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также сохранности охраняемого природного ландшафта;
- иных требований, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.
По смыслу данной нормы права, регенерация подразумевает восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды), а не строительство нового объекта, ранее не располагавшегося в охранной зоне.
Как следует из акта ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» на снятие объекта с учета от 21.04.2012 г. располагавшийся одноэтажный бревенчатый жилой дом со складом общей площадью 56,2 кв.м. по адресу <...> снесен.
Таким образом, ранее на территории охранной зоны располагался одноэтажный бревенчатый жилой дом со складом общей площадью 56,2 кв.м.
Оспариваемым разрешением, в нарушение Постановления № 254-ПА предусмотрено строительство нового объекта капитального строительства - административного здания этажностью 4 этажа, общей площадью здания 629,6 кв.м. Доказательств того, что ранее данный объект располагался в охранной зоне суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оспариваемое разрешение не соответствует закону.
При этом доводы представителя административного ответчика, что проектной документацией предусмотрена регенерация методом компенсационного строительства, не может являться основанием для признания оспариваемого разрешения на строительство законным, поскольку проектная документация должна соответствовать требованиям законодательства, а не наоборот.
Из буквального толкования Постановления № 254-ПА в охранной зоне «Декабристы в Иркутске» регенерация путем компенсационного строительства не предусмотрена, а новое строительство запрещено.
Представленные суду экспертные заключения, в том числе историко-культурной экспертизы, не влияют на выводы суда, поскольку невозможность воссоздания историко-градостроительной среды переносимыми объектами и путем воссоздания объекта культурного наследия не может являться основанием для строительства нового объекта в нарушении установленных Постановлением № 254-ПА ограничений, обратное будет означать действия в обход закона.
Акт проверки Службой по охране объекта культурного наследия строящегося объекта от 14.06.2018 г. правового значения не имеет, поскольку не подтверждает законность оспариваемого разрешения.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого (как граждан, так и органов власти и их должностных лиц) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 73-ФЗ, содержание государственной охраны объектов культурного наследия определено как система правовых, организационных, финансовых и иных мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение причинения им вреда, а также контроль за их сохранением и использованием.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации - следовательно, и заявителю - гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.07.2010 № 931-0-0, п. 4.1, отметил, что сохранение объектов культурного наследия... представляющих собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, затрагивает права каждого гражданина Российской Федерации, вне зависимости от места его жительства.
Таким образом, система правовых и организационных мер, направленных на предотвращение причинения вреда объектам культурного наследия, обеспечение сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде обеспечивает, гарантирует соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности, права на участие в культурной жизни, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, права на сохранность объектов культурного наследия в их исторической среде.
Любое нарушение этой системы мер (в частности, неполное применение ограничений, установленных режимами использования земель, их неправильное толкование и применение, непринятие мер по государственному контролю в области государственной охраны объектов культурного наследия) означает нарушение указанных в заявлении субъективных прав административного истца.
Факт нарушения прав административного истца, состоит в нарушении обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, сохранность объектов культурного наследия, в нарушении государственных гарантий сохранения культурного наследия, государственной охраны объектов культурного наследия как системы правовых, организационных мер оспариваемым разрешением на строительство по причине его незаконности.
При таких обстоятельствах, с учетом наличия совокупности правовых оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, требование административного истца подлежит удовлетворению.
При подаче административного иска, административным истцом было заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд. Вместе с тем, как указывает административный истец, о незаконности строительства он узнал из письма Управления Минкультуры России по СФО от 18.05.2018г., в суд с настоящим административным иском он обратился 15.06.2018 г., в связи с чем, срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен. При этом доводы о пропуске срока в связи с тем, что застройщиком на объекте строительства вывешено информационное письмо с указанием застройщика и данных о разрешении на строительство правового значения не имеет, поскольку, как установлено в судебном заседании, административному истцу оспариваемое разрешение не выдавалось. А факт строительства и наличие на объекте строительства информационного письма не обязывает граждан знать о наличии того или иного решения органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 к администрации города Иркутска удовлетворить.
Признать незаконным разрешение на строительство от 19.07.2017г. № ru38303000-251-2017 объекта капитального строительства - административного здания (в осях1-5/А-Д), этажностью 4 этажа, общей площадью здания 629,6 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000020:19192 площадью 572 кв.м., по адресу: <...> выданного отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г Иркутска застройщику ООО Охранное бюро «Сократ».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 12.07.2018г. Н.Н. Исакова