Дело № 2а-2595/18 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 25 июля 2018 года город Челябинск Советский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Захаровой О.В., при секретаре Власовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МДОУ «Детский сад № 29» Копейского городского округа Челябинской области к ГУ МЧС России по Челябинской области об обжаловании бездействия, УСТАНОВИЛ: Представитель административного истца Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №29» (далее МДОУ «Детский сад №29) Копейского городского округа Челябинской области в лице его заведующего М.Г.В. обратился в Советский районный суд города Челябинска с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее ГУ МЧС России по Челябинской области) о признании незаконным бездействия с обязанием административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем безвозмездного, самостоятельного подключения (вывода) административным ответчиком сигналов на пульт подразделения пожарной охраны в соответствии с порядком, утвержденным начальником ГУ МЧС России по Челябинской области Б.Ю.Н. от д.м.г. в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу. В обоснование заявленных требований указано, что 05.02.2018 г. заведующим МДОУ «Детский сад №29» Копейского городского округа в адрес ГУ МЧС России по Челябинской области была направлена заявка на подключение через объектовую станцию пожарной сигнализации, смонтированной на объекте защиты (организовать вывод сигналана пульт подразделения пожарной охраны), расположенный по ****, в ответ на которую 21.02.2018 г. (спустя 16 дней) ГУ МЧС России по Челябинской области было сообщено, что сигнал от объектового оборудования поступает на пультовое оборудование ЦПП ФГКУ «6 ОФПС по Челябинской области». 15.03.2018 г. заведующий детского сада вновь обратился в ГУ МЧС за сообщением о результатах тестирования ППО по приему сигналов от пожарной сигнализации через объектовую станцию и направлении акта о подключении пожарной сигнализации через объектовую станцию к ППО на постоянной основе с выпиской из Журнала учета объектов защиты, в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного начальником ГУ МЧС России по Челябинской области. В ответ ГУ МЧС 19.04.2018 г. сообщено, что объектовое оборудование МДОУ «Детский сад №29», предназначенное для передачи сигналов о пожаре, было запрограммировано и инициализировано на пультовом оборудовании ЦПП ФГКУ «6 ОФПС по Челябинской области», до утверждения Порядка подключения объектов защиты к приборам пультовым оконечным и запрашиваемой информацией не располагает. 27.04.2018 г. при комплексной проверке работоспособности объектовой станции, дублирующей тревожные сигналы от АПС объекта защиты на ППО подразделения ФПС в присутствии представителя Управления образования Копейского городского округа, ГУ МЧС России по Челябинской области, ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Челябинской области, МДОУ «Детский сад №29», обслуживающей организации ООО «Система безопасности-НК», которой установлено, что сигнал на ППО не проходит. В адрес административного истца из отдела надзорной деятельности и профилактической работы №6 письмом от 17.05.2018 г. сообщено, что в ходе комплексной проверки ими было выявлено, что оборудование, установленное в детском саду не обеспечивает дублирование сигнала автоматической пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и указано на принятие незамедлительных мер для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Однако, как указывает истец, со ссылкой на ч.7 ст.83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2018 г. № 123-ФЗ, п.3.1 Порядка подключения объектов защиты к приборам пультовым оконечным, утвержденного начальником ГУ МЧС России по Челябинской области 03.11.2017 г., ст.52 Федерального закона «О связи» от 07.07.2013 г. № 126-ФЗ, подключение объектовых станций, установленных в МДОУ «Детский сад№29» является государственной функцией МЧС России по Челябинской области и оказывается на безвозмездной основе и в безусловном порядке и при подключении органы пожарного надзора взаимодействуют непосредственно с объектом защиты. Оспариваемое административным истцом бездействие ГУ МЧС России по Челябинской области заключается в его уклонении от подключения объектовых станций, установленных в МДОУ «Детский сад №29» на безвозмездной основе, в безусловном порядке, и своими силами непосредственно на объекте защиты, указанном в заявке от 05.02.2018 г. В судебном заседании представители административного истца МДОУ «Детский сад №29» - ФИО1 и ФИО2 полностью поддержали заявленные требования и доводы, отраженные в иске и его нормативном обосновании. Представитель заинтересованного лица, привлеченного судом к участию в деле – администрации Копейского городского округа – ФИО3 в судебном заседании выразила солидарную с административным истцом позицию, предоставив письменный отзыв. Затруднилась пояснить суду за счет каких средств ранее приобретались сим-карты, обеспечивающие передачу сигнала объектового оборудования пожарной охраны на ППУ ФПС. Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Челябинской области – ФИО4 в судебном заседании возражал против заявленных требований, предоставив письменный отзыв и указав, что возложенные функции и обязанности административным ответчиком выполнены в полной мере, подключение объектового оборудования детского сада было безвозмездно осуществлено, путем программирования, но впоследствии ввиду отсутствия, либо блокировки сим-карты в нем, сигнал не проходит. В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на руководителя организации возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, включающей и содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты. В рамках данного закона и было рассмотрено обращение заведующего детского сада, а не как заявка на подключение его объектового оборудования, которое не было предоставлено. ГУ МЧС России по Челябинской области не является владельцем пультового оборудования, не использует его и не подключает объектовые станции к этому оборудованию и законных прав и интересов административного истца не нарушало. Подключение объектовых станций отнесено к ведению Федерального автономного учреждения «Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Челябинской области» (ФАУ «ЦМТО ФПС по Челябинской области»). Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. По смыслу статьи 227 КАС РФ административное исковое заявление может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам; нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца. Судом установлено, что распоряжением Главы Копейского городского округа Челябинской области от 26.11.2009 г. № было создано Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» Копейского городского округа, за которым было и закреплено нежилое здание в **** по **** на праве оперативного управления. Согласно Уставу данного дошкольного учреждения, утвержденному постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области от 13.04.2017 г. №, оно имеет сокращенное наименование МДОУ «ДС №29», является некоммерческой организацией, дошкольным бюджетным муниципальным учреждением и юридическим лицом, а его учредителем от имени муниципального образования «Копейский городской округ» является администрация города Копейска (пункты 1-5,11Устава). Единоличным исполнительным органом является заведующий (пункт 40Устава). Как следует из выписки из приказа № от02.02.2010 г. по управлению образования администрации Копейского городского округа Челябинской области М.Г.В. назначена заведующим МДОУ «ДС №29» с 02.02.2010 г., где продолжает работать по настоящее время. 05.02.2018 г. заведующим МДОУ «ДС №29» была направлена начальнику ГУ МЧС России по Челябинской области заявка на подключение через объектовую станцию пожарной сигнализации, смонтированной на объекте защиты (организовать вывод сигнала на пульт подразделения пожарной охраны). Согласно Порядку подключения объектов защиты к приборам пультовым оконечным (далее Порядка), утвержденным начальником ГУ МЧС России по Челябинской области 03.11.2017 г., (а в последующем с изменениями и дополнениями 23.05.2018 г.) он определяет последовательность подключения пожарной сигнализации через объектовую станцию Хозоргана к ППО (п.2.1). Подключение пожарной сигнализации через объектовую станцию Хозоргана к ППО осуществляется безвозмездно. Исходя из требований п.3.1 Порядка утвержденного 23.05.2018 г. подключение пожарной сигнализации через объектовую станцию Хозоргана к ППО осуществляется самостоятельно подразделением ГУ МЧС России по Челябинской области – ФАУ «ЦМТО ФПС по Челябинской области» путем программирования объектовых станций и внесения данных на ППО, либо иными способами, не запрещенными действующим законодательством. Программирование объектовых станций, работающих по каналу сотовой связи стандарта GSM, осуществляется при наличии в объектовой станции активированной SIM-карты стандарта GSM, с положительным денежным балансом и с подключенными протоколами передачи информации, указанными в руководстве по эксплуатации данных объектовых станций. Согласно п.3.2 Порядка подключение пожарной сигнализации через объектовую станцию к ППО включает в себя этапы по подаче заявки (по приложению №2), 10-ти дневного срока ее рассмотрения при невозможности с указанием причин и рекомендаций. Осуществление мероприятий по подключению пожарной сигнализации через объектовую станцию к ППО (п.3.2.3) производится после положительного решения путем программирования. Пунктом 3.2.4. Порядка, утв. 03.11.2017 г. и утв. 23.05.2018 г. предусмотрено подписание акта о подключении пожарной сигнализации через объектовую станцию к ППО на постоянной основе. Данная заявка, была рассмотрена ГУ МЧС России по Челябинской области, как указано в судебном заседании его представителем, как обращение, поскольку не было предоставлено объектовое оборудование. Акт, предусмотренный п.3.2.4. с занесением в журнал об объекта защиты не составлялся, так как подключение объекта защиты МДОУ «ДС№29» было осуществлено ранее и до утверждения указанного Порядка. В своем ответе от 21.02.2018 г. административным ответчиком сообщено, что по состоянию на 19.02.2018 г. сигнал от объектового оборудования, предназначенного для передачи сигналов о пожаре, МДОУ ДС №29 (****) поступает на пультовое оборудование ЦПП ФГКУ «6 ОФПС по Челябинской области» (****). Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.06.2016 г. № 346 с 01.07.2016 г. были утверждены перечни, в том числе федеральных автономных учреждений, находящихся в ведении МЧС России, согласно приложению N 3, куда вошло Федеральное автономное учреждение "Центр материально-технического обеспечения федеральной противопожарной службы по Челябинской области", г. Челябинск (п.33) (далее ФАУ «ЦМТО ФПС по Челябинской области»). В рамках исполнения государственного задания №1 на 2016 г. и плановые периоды 2017 и 2018 годов техническое обслуживание программно-апаратных комплексов системы мониторинга и обработки данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях (далее пультовое оборудование) установленных в подразделениях ФПС по Челябинской области осуществляет ФАУ «ЦМТО ФПС по Челябинской области». Вне рамок государственного задания, по указанию ГУ МЧС России по Челябинской области ФАУ «ЦМТО ФПС по Челябинской области» осуществляет подключение объектов защиты только к пультовому оборудованию, установленному в подразделениях ФПС по Челябинской области, путем программирования (перепрограммирования) объектового оборудования и внесения данных на пультовое оборудование, на безвозмездной основе. При этом, для проведения программирования (перепрограммирования) объектового оборудования и внесения данных на пультовое оборудование организации, то есть МДОУ ДС №29 необходимо было предоставить приборы с полным пакетом документов. При этом, в соответствии с требованиями ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В соответствии с требованиями пунктов 61, 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта. Для этого руководители имеют право привлекать на договорной основе организации, имеющие в соответствии с требованиями ст.123 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензию МЧС России на «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ». Таким образом, обеспечение как наличия так и работоспособности станций оповещения о возникновении пожара, установленных в учреждении, находится в ведении руководителя объекта защиты и под его персональной ответственностью. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста по ходатайству представителя административного ответчика – Л.А.В., имеющий соответствующие познания в исследуемой области, и являющийся начальником отдела информационных технологий автоматизированных систем управления и связи ГУ МЧС России по Челябинской области, пояснил, что объектовое оборудование, установленное на объекте защиты МДОУ ДС №29 осуществляет подачу сигнала на ППУ ФПС с помощью сим-карты, установленной в ней. Оборудование было запрограммировано и подключено и подает сигналы до того момента, пока из него не извлекут эту сим-карту, либо она не будет заблокирована. Данное оборудование программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» и Тандем-2М служит для передачи сигнала о пожаре от системы пожарной сигнализации. В настоящий момент решен вопрос о приобретении каждым муниципальным учреждением сим-карты и путем оформления заявок на месте осуществляется перепрограммирование ФАУ ЦМТО ФПС объектовых станций на безвозмездной основе. Согласно контракту от 05.10.2015 г., заключенному между МДОУ «Детский сад№29» Копейского городского округа и ООО «Инженерно-Монтажный Центр-плюс» последним были выполнены работы в МДОУ «ДС№29» по установке радиосистем РСПИ «Стрелец-Мониторинг» для обнаружения пожаров и передачи сигнала на пульт подразделения пожарной охраны, что подтверждено актом № 1463 от 18.11.2015 г. Как указано представителем административного ответчика, подтверждено специалистом, и не оспорено представителями административного истца, указанное объектовое оборудование, установленное в МДОУ «ДС№29» было подключено путем программирования и по данным скриншота с электронной карточки учета ФПС последнее прохождение сигнала с него на ППУ 27.04.2018 г., что совпадает с датой акта, составленного в МДОУ, с участием представителя ГУ МЧС России по Челябинской области, где указано, что сигнал не проходит, ОС РСПИ не подключен, переходной шлейф отсутствует, в ОС «Тандем 2Н» сим-карта заблокирована. В заявленных требованиях представитель МДОУ ДС №29 обосновывает в соответствии с ч.1 ст.52 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан обеспечить возможность круглосуточного бесплатного для пользователя услугами связи вызова экстренных оперативных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы и других служб, полный перечень которых определяется Правительством Российской Федерации), где указаны Служба пожарной охраны, Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, Полиция, Служба скорой медицинской помощи, Аварийная служба газовой сети, Служба "Антитеррор". В части 2 указанной нормы закона приведено, что расходы операторов связи, понесенные в связи с обеспечением вызова экстренных оперативных служб, в том числе расходы, связанные с оказанием услуг по присоединению сетей связи экстренных оперативных служб к сети связи общего пользования и передаче и приему сообщений этих служб, возмещаются на основании договоров, заключаемых операторами связи с органами и организациями, создавшими соответствующие экстренные оперативные службы. Как указано в позиции представителя административного ответчика и не опровергнуто представителя административного истца, законодательно не закреплена обязанность МЧС России по Челябинской области нести расходы по оплате оператору связи использования сим-карты, необходимой для обеспечения подачи сигналов объектового оборудования программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» и Тандем-2М, не относящихся к вызовам экстренных оперативных служб. В настоящий момент на основании договора № от 02.04.2018 г., заключенному МДОУ «Детский сад №29» и ООО «Системы Безопасности-НК», последними осуществляется техническое обслуживание объектового оборудования «Стрелец-Мониторинг», в соответствии с техническим регламентом завода-изготовителя, с 02.04.2018 г. по 31.12.2018 г. При этом, подрядчик гарантирует работоспособность обслуживаемого оборудования при условии его правильной эксплуатации персоналом «Заказчика» (п.2.3 договора). Учитывая, что работоспособность указанной станции оповещения о возникновении пожара, установленной в учреждении и принадлежащей ему, в частности прохождение на ППУ ФПС сигнала о пожаре, напрямую зависит от наличия в ней сим-карты, которая не должна быть заблокирована, то требуемые расходы, наряду с расходами по техническому обслуживанию самого объектового оборудования должны быть отнесены на счет организации и находятся в полном ведении ее руководителя, обеспечивающего соблюдение требований пожарной безопасности. В настоящий момент судом также не установлено нарушения прав и законных интересов МДОУ «Детский сад №29» со стороны МЧС России по Челябинской области, в чьи непосредственные функции не определено подключение (программирование, перепрограммирование) объектового оборудования организации. В силу п.4 ст.3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются: укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений. Согласно ст.6 КАС РФ среди принципов административного судопроизводства приведен неотъемлемый принцип законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел (п.3 указанной нормы). Административным истцом при обращении в суд, и в ходе рассмотрения дела, не подтверждены, в нарушение п.2 ч.2 ст.62 КАС РФ сведения о том, что оспариваемым действиями нарушены или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы. С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для признания незаконным бездействия со стороны ГУ МЧС России по Челябинской области, выраженного в его уклонении от подключения объектовых станций, установленных в МДОУ «Детский сад №29» на безвозмездной основе, в безусловном порядке, и своими силами непосредственно на объекте защиты, указанном в заявке от 05.02.2018 г., а соответственно и возложении обязанности на административного ответчика по безвозмездному, самостоятельному подключению (вывода) административным ответчиком сигналов на пульт подразделения пожарной охраны в соответствии с порядком, утвержденным начальником ГУ МЧС России по Челябинской области Б.Ю.Н. от 03.11.2017 г. в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований административного истца МДОУ «Детский сад № 29» Копейского городского округа Челябинской области – отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме. Председательствующий: О.В.Захарова |