ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2597/20 от 09.11.2020 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

09 ноября 2020 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Грайворонской О.В.,

при секретаре Битановой Т.Ж.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика – ФИО4, представителя заинтересованного лица – адвоката ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации по <адрес>, заинтересованному лицу НО «Палата адвокатов <адрес>» о признании незаконным отказа в предоставлении информации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации по <адрес>, заинтересованному лицу НО «Палата адвокатов <адрес>» о признании незаконным отказа в предоставлении информации, в обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с запросом о предоставлении ему информации о ФИО всех адвокатов Палаты адвокатов <адрес> и о всех почтовых адресах, по которым он мог бы с ними связаться.

ДД.ММ.ГГГГ. ответчик, решением отказался предоставить запрашиваемые сведения, сославшись на то, что в запросе не указаны ФИО адвокатов, по которым необходимо представить сведения.

Считаем данные отказ незаконным и необоснованным, поскольку вынесен без указания на убедительные фактические и законные основания, что нарушает его права, гарантированные п. 1-2 ст. 8 ФЗ от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ч. 4 ст. 29 Конституции РФ и ч. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Просит суд признать отказ в предоставлении информации о ФИО всех адвокатах ПАСО и их почтовых адресах незаконным, обязать ответчика устранить допущенные нарушения.

Впоследствии административный истец заявленные требования уточнил, просил суд представить сведения о ФИО адвокатов ПАСО, которые предоставляют юридическую помощь и их почтовых адресах – адресах адвокатских образований в которых адвокаты осуществляют свою деятельность.

В судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи административный истец ФИО1 заявленные требования, с учетом уточнений поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 14-21).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица НО «Палата адвокатов <адрес>» - адвокат ФИО5, действующий на основании доверенности и ордера, возражал против удовлетворения заявленных требований ссылаясь на отсутствие законных оснований, представил отзыв на заявленные требования (л.д. 36-37).

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 года № 22-ФЗ с 15.09.2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ, предметом регулирования которого, согласно ст. 1, является порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 КАС РФ).

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Административный истец оспаривает законность отказа Минюста России по <адрес> в предоставлении сведений в отношении ФИО адвокатов ПАСО и их адресах, от ДД.ММ.ГГГГ.

Административное исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), то есть в установленный законом трехмесячный срок.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

В силу ч.ч. 1,2,6 статьи 8 указанного закона, граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре), а также п. 38 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 3 марта 2014 г. N26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (далее - Положение об Управлении) Управление ведет реестр адвокатов Самарской области.

Ведение реестра адвокатов осуществляется в соответствии с Порядком ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 85 (далее - Порядок ведения реестра адвокатов) (п. 3 Порядка ведения реестра адвокатов).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> с заявлением о предоставлении сведений о ФИО адвокатов, содержащихся в реестре адвокатов <адрес>, о почтовых адресах адвокатов, по которым с ними можно связаться. Просил сообщить сведения, касающиеся порядка выдачи информации из реестра адвокатов <адрес> (л.д. 22).

ДД.ММ.ГГГГ. Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> в адрес ФИО1 в пределах своей компетенции в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о порядке рассмотрения граждан), были даны разъяснения о порядке предоставления информации из реестра адвокатов <адрес> в формате выписки (п. 15 Порядка ведения реестра адвокатов), с приложением бланка заявления (запроса) о предоставлении выписки из регионального реестра адвокатов. Также разъяснен характер предоставляемой Управлением информации по данным запросам, который предусмотрен Порядком ведения реестра адвокатов. Заявителю Управлением также было разъяснено, что предоставление территориальным органом юстиции заинтересованным лицам сведений о почтовом адресе адвоката законодательством Российской Федерации не предусмотрено (л.д. 23-26).

ДД.ММ.ГГГГ. административный истец ФИО1 (заявление от ДД.ММ.ГГГГ.) повторно обратился в Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> с заявлением о предоставлении информации с приложением заявления (запроса) о предоставлении выписки из реестра адвокатов. В данном обращении заявитель ФИО1 просил представить сведения об именах всех адвокатов Палаты адвокатов <адрес> и их почтовых адресах, по которым он мог бы с ними связаться (л.д. 27-29).

Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> после рассмотрения обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в порядке и в сроки, предусмотренные Федеральным законом о порядке рассмотрения обращения граждан, ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ в пределах компетенции Управления, которым в предоставлении истребуемых заявителем сведений было отказано (л.д. 10-11).

Из материала дела усматривается, что ФИО1 указывает на нарушение Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> его прав, гарантированных пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», однако Управлением в ответе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ., оспариваемом в данном судебном заседании, заявителю ФИО1 разъяснено, что согласно пп. 1, 2 ст. 8 Федерального закона об информации граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом об информации и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Вместе с тетм административным ответчиком обращено внимание ФИО1 на то, что в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об информации» от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

Анализируя представленные суду документы, а также нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что реализация прав граждан на доступ к информации, а также ее выдача возможны только в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами.

Обязанность ведения реестра адвокатов возложена на Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области п. 1 ст. 14 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, а также п. 38 Положения об Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области. В соответствии с п. 4 Порядка ведения реестра адвокатов реестр адвокатов содержит следующие сведения: 1) наименование субъекта Российской Федерации; 2) регистрационный номер адвоката; 3) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) адвоката; 4) о присвоении статуса адвоката: -реквизиты решения квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее - квалификационная комиссия адвокатской палаты) о присвоении статуса адвоката или решения совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее - совет адвокатской палаты) о приеме адвоката в члены адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее - адвокатская палата) в случае изменения адвокатом членства в адвокатской палате: - реквизиты распоряжения территориального органа о внесении сведений об адвокате в реестр; 5) о приостановлении статуса адвоката: - реквизиты решения совета адвокатской палаты о приостановлении статуса адвоката; - реквизиты распоряжения территориального органа о внесении в реестр сведений о приостановлении статуса адвоката; 6) о возобновлении статуса адвоката: - реквизиты решения совета адвокатской палаты о возобновлении статуса адвоката; - реквизиты распоряжения территориального органа о внесении в реестр сведений о возобновлении статуса адвоката; 7) о прекращении статуса адвоката: - реквизиты решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката; - реквизиты распоряжения территориального органа о внесении в реестр сведений о прекращении статуса адвоката; 8) о восстановлении статуса адвоката: а) на основании решения суда: - реквизиты решения совета адвокатской палаты о восстановлении статуса адвоката на основании судебного решения; -реквизиты распоряжения территориального органа о восстановлении статуса адвоката на основании судебного решения; б) в случае отмены советом адвокатской палаты или советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации решения о прекращении статуса адвоката: - реквизиты решения совета адвокатской палаты или совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации об отмене ранее принятого решения совета адвокатской палаты или совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации о прекращении статуса адвоката; - реквизиты распоряжения территориального органа о внесении в реестр сведений о восстановлении статуса адвоката в случае отмены советом адвокатской палаты или советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации ранее принятого решения совета адвокатской палаты или совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации о прекращении статуса адвоката; 9) об исключении сведений об адвокате из реестра: - реквизиты уведомления совета адвокатской палаты; -реквизиты распоряжения территориального органа об исключении сведений об адвокате из реестра; 10) о внесении изменений: - содержание изменений; - реквизиты распоряжения территориального органа о внесении в реестр изменений.

Согласно п. 7 Порядка ведения реестра адвокатов сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными. Реестр размещается на официальном сайте lawyers.minjust.ru в сети Интернет, территориальный орган размещает на своем официальном сайте ссылку на указанный сайт.

Таким образом, Порядок ведения реестра адвокатов не закрепляет обязанность учета иных сведений по адвокатам в региональном реестре, в частности избранных форм адвокатских образований адвокатами и почтовых адресов адвокатов и адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою адвокатскую деятельность.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре на адвоката возложена обязанность уведомлять об избранной форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности совет адвокатской палаты. В свою очередь, в соответствии с пп. 18 п. 3 ст. 31 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре совет адвокатской палаты ведет реестр адвокатских образований и их филиалов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в полномочия Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области, согласно действующему законодательству Российской Федерации, не входит ведение реестра адвокатских образований, а также ведение учета почтовых адресов адвокатов Самарской области и, соответственно, не регламентирован порядок предоставления данных сведений по запросам физических или юридических лиц.

В соответствии с п. 21 Порядка ведения реестра адвокатов для внесения в реестр сведений в случае присвоения статуса адвоката квалификационной комиссией адвокатской палаты в территориальный орган юстиции представляется ряд документов, среди которых - копия анкеты, в которой указываются биографические сведения об адвокате, в том числе адреса постоянного места жительства (регистрации) и фактического места жительства адвоката. При изменении статуса адвоката в поступившем уведомлении совета адвокатской палаты также указывается адрес проживания адвоката. Учитывая упомянутые обстоятельства, Управление располагает указанной информацией, однако в силу Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон о персональных данных) сведения об адресах постоянного и фактического места жительства адвокатов отнесены к понятию «персональные данные». В соответствии со ст. 7 Федерального закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, п. 15 Порядка ведения реестра адвокатов предусматривает возможность выдачи сведений, содержащихся в реестре, в виде выписки из реестра адвокатов по письменному заявлению (запросу) любого заинтересованного физического или юридического лица территориальным органом юстиции. Согласно упомянутому пункту в выписке указываются наименование реестра, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) адвоката, его регистрационный номер. Информация, касающаяся внесения в реестр сведений о приостановлении, возобновлении, прекращении статуса адвоката, приеме в члены адвокатской палаты в случае изменения адвокатом членства в адвокатской палате, а также исключения из реестра сведений в случае изменения адвокатом членства в адвокатской палате, включается в выписку при наличии соответствующих сведений в реестре. Предоставление иных сведений в выписке из реестра адвокатов не предусмотрено.

Вместе с тем, в приложенном к обращению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в Управлении ДД.ММ.ГГГГ) заявлении (запросе), административный истец просит выдать ему выписку в отношении всех адвокатов <адрес>, не идентифицируя конкретно какого-либо адвоката, что является обязательным условием выдачи выписки из реестра адвокатов в соответствии с Порядком ведения реестра адвокатов, о чем разъяснено заявителю обращения в ответе Управления от ДД.ММ.ГГГГ. Также в своем заявлении (запросе) на предоставлении выписки из реестра адвокатов ФИО1 просит направить ему почтовые адреса адвокатов <адрес>, предоставление которых не предусмотрено Порядком ведения реестра адвокатов и не возложено в качестве обязанности на территориальный орган юстиции действующим законодательством Российской Федерации, о чем ФИО1 сообщалось в ответе Управления от ДД.ММ.ГГГГ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того в ответе Управления от ДД.ММ.ГГГГ заявителю ФИО1 сообщалось о том, что для получения выписки из реестра адвокатов заявитель в соответствии с п. 16 Порядка ведения реестра адвокатов обязан представить, в том числе копию документа, удостоверяющего личность, однако подобного документа заявитель не прикладывал.

Реестр адвокатов содержит следующие сведения: наименование субъекта Российской Федерации; регистрационный номер адвоката; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) адвоката; сведения о присвоении, приостановлении, возобновлении, прекращении, восстановлении статуса адвоката, об исключении сведений об адвокате из реестра; о внесении сведений (п. 4 Порядка ведения реестра адвокатов). Иных сведений, включая избранную форму адвокатского образования, адрес адвокатского образования, адрес постоянного или фактического места проживания адвоката, в реестре адвокатов не содержится.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 8 Федерального закона об информации граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом об информации и другими федеральными законами.

Таким образом, упомянутые нормы реализуются Управлением в сфере адвокатуры в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 85 «Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации», который регламентирует процедуру выдачи сведений из реестра адвокатов.

Порядок ведения реестра адвокатов предусматривает возможность выдачи сведений, содержащихся в реестре, в виде выписки из реестра адвокатов по письменному заявлению (запросу) любого заинтересованного физического или юридического лица территориальным органом юстиции (п. 15 Порядка ведения реестра адвокатов). Для предоставления заинтересованному лицу выписки из реестра адвокатов заявитель должен приложить к оригиналу заявления (запроса) о предоставлении выписки, в том числе, копию документа, удостоверяющего личность. Заявление (запрос) о предоставлении выписки должно содержать ряд сведений, в том числе обязательные: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) адвоката (иные сведения), позволяющие однозначно определить его в реестре. В выписке указываются: наименование реестра; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) адвоката, его регистрационный номер; информация, касающаяся внесения в реестр сведений о приостановлении, возобновлении, прекращении статуса адвоката, приеме в члены адвокатской палаты в случае изменения адвокатом членства в адвокатской палате, а также исключения из реестра сведений в случае изменения адвокатом членства в адвокатской палате, при наличии соответствующих сведений в реестре (п. 15 Порядка ведения реестра адвокатов). Предоставление иных сведений в выписке из реестра адвокатов не предусмотрено.

Управление не ведет реестр адвокатских образований, а также учет их почтовых адресов. Данная обязанность, в соответствии с пп. 18 п. 3 ст. 31 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, возложена на совет адвокатской палаты. Таким образом, в полномочия Управления не входит предоставление сведений об избранных адвокатами формах адвокатских образований, а также их адресов.

В силу ст. 7 Федерального закона о персональных данных сведения об адресах постоянного и фактического места жительства адвокатов не могут быть раскрыты Управлением третьим лицам и распространены без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Административным истцом заявлено о нарушении его конституционного права, предусмотренного ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Часть конституционных прав и свобод человека и гражданина в правовом статусе осужденных к лишению свободы ограничивается и видоизменяется. Согласно ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации. В связи с чем, ссылка в административного истца на нарушение конституционного права, предусмотренного ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, неуместна. К числу конституционных прав, которые не могут быть ограничены, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, не относится.

Кроме того, административный истец заявил о нарушении его прав и свобод, предусмотренных ст. 10 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод", включая свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Подобное заявление также несостоятельно, поскольку ч. 2 ст. 10 названной Конвенции - это право существенным образом ограничено соблюдением определенных формальностей, условий и санкций, которые предусмотрены национальными законами и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности.

Таким образом, приведенные административным истцом доводы о нарушении административным ответчиком его прав, предусмотренных пп. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" являются необоснованными и противоречат правовым нормам.

Во исполнение правовых норм, установленных Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ, Министерством юстиции РФ издан приказ от 23 апреля 2014 г. № 85, которым утвержден Порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации (далее по тексту — Порядок). Соблюдение требований, установленных нормативными документами, является обязательным условием предоставления информации, согласно пп. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

Таким образом, несоблюдение Порядка является самостоятельным правовым основанием для отказа в предоставлении информации.

В соответствии с п. 15 Порядка по письменному заявлению (запросу) любого заинтересованного физического или юридического лица территориальный орган Минюста РФ предоставляет сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписки из реестра согласно приложению № 3 к настоящему Порядку. При этом заявление должно соответствовать требованиям, указанным в пункте 17 настоящего Порядка и к нему должны быть приложены документы, указанные в пункте 16 настоящего Порядка. При несоблюдении указанных требований направляется уведомление об отказе в выдаче выписки.

Подпункт в) пункта 17 Порядка в качестве обязательного условия предоставления информации содержит необходимость отражения в заявлении фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) адвоката (иные сведения), позволяющие однозначно определить его в реестре.

Таким образом, законодательно закреплено получение из реестра сведений только в отношении конкретного лица (лиц). Получение сведений в отношении неопределенной группы лиц, объединенных по какому-либо признаку, нормативными документами не предусмотрено во избежание злоупотреблений правом.

Конституцией РФ каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (статья 48). Реализация конституционной гарантии получила развитие в Федеральном законе "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 324-Ф3, а также в процессуальных кодексах Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации.

В случае возникновения необходимости административный истец имел возможность получить квалифицированную юридическую помощь, для чего ему следовало обратиться с соответствующим заявлением к администрации учреждения по исполнению наказания. Это право осужденных закреплено частями 4 и 8 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ. Истребование сведений в отношении всех адвокатов Самарской области не соответствует законодательно закрепленным условиям и порядку реализации права на квалифицированную юридическую помощь.

Доводы административного истца о том, что ему необоснованно отказано в предоставлении сведений в отношении ФИО адвокатов ПАСО, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Административным истцом не представлено доказательств того, что ввиду отказа в предоставлении информации обо всех адвокатах ПАСО, его права и законные интересы были нарушены. В частности, суду не представлено доказательств обращения административного истца за бесплатной юридической помощью в рамках Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 324-Ф3.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при рассмотрении письменных обращений ФИО6, административным ответчиком Управлением Министерства юстиции по <адрес> нарушений действующего законодательства допущено не было, следовательно требования административного истца нельзя признать законными и обоснованными, отказ Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> в предоставлении информации в отношении всех адвокатов <адрес> правомерен, в связи с чем, они удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении информации о фамилиях, именах, отчествах всех адвокатов Палаты адвокатов <адрес>, их почтовых адресах, обязании устранения нарушения прав – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.В. Грайворонская