ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2599/17 от 27.09.2016 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-2599/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2017 года г. Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Сунгатуллина А.Ю.

при секретаре Миграновой Р.К.,

с участием представителя административного истца Беломестнова Н.В. –Линник В.В. по доверенности от 10.03.2017г., с участием Валиевой Э.Р. – представителя административного ответчика Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра по Республике Башкортостан, Управление) по доверенности от 27.09.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Беломестнова Н.В. к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан о признании незаконным решения о приостановлении в государственной регистрации перехода права, права общей долевой собственности в отношении объектов недвижимости – и обязании зарегистрировать переход права, права общей долевой собственности в отношении объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Беломестнов Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по РБ о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о приостановлении государственной регистрации перехода права, права общей долевой собственности в отношении объектов недвижимости - жилой дом с кадастровым номером и земельный участок, с кадастровым номером расположенных по адресу: <адрес> и обязании Управление Росреестра по РБ зарегистрировать переход права, права общей долевой собственности в отношении объектов недвижимости — жилой дом с кадастровым номером и земельный участок, с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>

В обоснование требований ФИО2 указывает, что между ФИО8 и ФИО2, был заключен Договор дарения №б/н от 15 декабря 2015 года, на 1/4 долю в праве собственности на жилой дом, назначение: Жилой дом, двухэтажный, общей площадью 213,6 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, строение «б» и земельный участок общей площадью 613 кв.м, с кадастровым номером , относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, расположенный по адресу: <адрес>.

Беломестнов Н.В. не смог воспользоваться подаренным имуществом и не вселился в вышеуказанное жилое помещение в виду наличия конфликта (в том числе судебных споров) с соседями, являющимися участниками долевой собственности.

14 января 2017 года между ФИО8 и ФИО2 подписано соглашение о расторжении Договора дарения №б/н от 15 декабря 2015, в соответствии с которым ? доля в праве собственности на жилой дом и земельный участок возвращается в собственность ФИО8

18 января 2017 года Управление Росреестра по РБ, в лице регистратора ФИО11 уведомило о приостановлении государственной регистрации в связи невозможностью регистрации перехода права, права общей долевой собственности на основании соглашения от 14.01.2017 №б/н.

Административный истец обратился в апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по РБ с заявлением об обжаловании решения о приостановлении государственной регистрации перехода права, права общей долевой собственности в отношении объектов недвижимости.

Письмом от 21.02.2017 года Управление Росреестра по РБ сообщило о том, что данное заявление не подлежит рассмотрению апелляционной комиссией. При этом было указано, что соглашение о расторжении Договора дарения не может служить основанием для перехода права собственности обратно Дарителю.

Считает, что приостановление регистрации не соответствует закону и нарушает права заявителя, поскольку создает искусственные ограничения в осуществлении гражданских прав.

Ссылается на ст. 421, ч. 2 ст. 573 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Считает, что законом прямо предусмотрена возможность расторжения договора

Административный истец просит признать незаконным решение Управления Росреестра по РБ о приостановлении государственной регистрации перехода права, права общей долевой собственности в отношении объектов недвижимости - жилой дом с кадастровым номером и земельный участок, с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес> и обязать Управление Росреестра по РБ зарегистрировать переход права, права общей долевой собственности в отношении объектов недвижимости — жилой дом с кадастровым номером и земельный участок, с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>

Представитель административного истца Беломестнова Н.В. – Линник В.В. административный иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Управления Росреестра по Республике Башкортостан, ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, представила отзыв.

Административный истец Беломестнов Н.В. надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела по существу в судебное заседание не явился. От административного истца Беломестнова Н.В. имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) признает его явку необязательной и считает возможным рассмотреть без его участия.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, суд приходит к следующему.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия ( бездействие ) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статья 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Рассматривая доводы административного истца, суд исходит из того, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «"О государственной регистрации недвижимости", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

В случаях, установленных Федеральным законом N 218-ФЗ «"О государственной регистрации недвижимости», актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования).

В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости":

2 Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

В силу п. 6. ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК РФ Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.

В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.

В соответствии с пунктом 5,7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ государственный регистратор прав принимает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если:

5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей. (ч. 2 ст. 26 ФЗ )

Судом установлено, 14.01.2017г. ФИО2 и ФИО8 обратились в Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг в <адрес> с заявлением, адресованным Управлению о государственной регистрации перехода права, права долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес> (далее Жилой дом и Земельный участок), о чем в книгу учета входящих документов внесена запись .

Согласно описи документов, принятых для оказания государственной услуги по государственной регистрации прав от 14.01.2017г. на государственную регистрацию перехода права, права долевой собственности на Жилой дом и Земельный участок в качестве правоустанавливающего документа представлено соглашение от 14.01.2017г. № б/н (далее - Соглашение).

18.01.2017г. государственным регистратором проведена правовая экспертиза представленных документов в соответствии со ст. 29 Федеральный закон от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и принято решение о приостановлении государственной регистрации права в соответствии с п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ, о чем в адрес заявителя направлено уведомление от 18.01.2017г.

Суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения государственного регистратора о приостановлении по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено правилами, настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.

Согласно п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Действующим законодательством установлено, что договор дарения не подлежит государственной регистрации.

На основании п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

В соответствии с п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

На основании п. 1 ст. 573 ГК РФ одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. В этом случае договор дарения считается расторгнутым.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Из представленного на государственную регистрацию Соглашения следует, что стороны расторгают Договор дарения от 15.12.2015 № б/н (далее - Договор дарения).

Однако, на момент проведения правовой экспертизы, согласно записям ЕГРН запись о государственной регистрации перехода права, права общей долевой собственности на основании вышеуказанного Договора дарения уже внесена, обязательства по Договору дарения исполнены.

Кроме того, в п.п. 3, 7 Договора дарения указано, что даритель подарила, принадлежащие ей доли в праве собственности на Жилой дом и Земельный участок, а одаряемый указанную долю в дар принимает.

Таким образом, решение о приостановлении государственной регистрации перехода права, права долевой собственности на Жилой дом и Земельный участок принято государственным регистратором в пределах своих полномочий, предоставленных действующим законодательством, в порядке и сроки, предусмотренные Законом о регистрации и оснований для признания незаконным приостановления государственной регистрации не имеется.

Довод административного истца о том, что приостановление регистрации искусственные ограничения в осуществлении гражданских прав является несостоятельным и опровергается вышеизложенными обстоятельствами.

Довод административного истца о том, что данной ситуации возможен отказ от дара и расторжение договора дарения, в порядке предусмотренном ст. 573 ГК РФ является несостоятельным, поскольку передача дара произошла и отказ от дара невозможен.

Ввиду признания приостановления в государственной регистрации законным, оснований для обязания административного ответчика принять решение о регистрации прав не находит.

Таким образом, проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой приходит к выводу - об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Беломестнова Н.В. к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан о признании незаконным решения о приостановлении в государственной регистрации перехода права, права общей долевой собственности в отношении объектов недвижимости, обязании зарегистрировать переход права, права общей долевой собственности в отношении объектов недвижимости – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Сунгатуллин А.Ю.