ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-259/2016 от 27.07.2016 Ижемского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2а-259/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2016 года с. Ижма

Ижемский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Засыпкиной Т.И.,

заместителя прокурора Ижемского района Лазаревой Л.Е.,

при секретаре Плаховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ижемского района в интересах Терентьева А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р. к административному ответчику- администрации сельского поселения «Сизябск» о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ижемского района Республики Коми в интересах Терентьева А.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации сельского поселения «Сизябск», где указывает, что в прокуратуру Ижемского района обратилась ФИО1, представляющая интересы престарелой матери Терентьева А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с заявлением об обращении в суд в связи с несогласием с актом и заключением межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным для проживания.

Жилой дом общей площадью 43,5 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, принадлежит Терентьева А.Ф. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>.

Терентьева А.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны (удостоверение ВВ от ДД.ММ.ГГГГ) и, в случае признания её жилья непригодным для проживания, сможет претендовать на улучшение жилищных условий членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".

Заявителем оспаривается заключение межведомственной комиссии № 1 от 11.04.2016 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которого жилой дом, Терентьева А.Ф. признан пригодным для проживания с проведением капитального ремонта.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В ходе проверки установлено, что на основании заявления Терентьева А.Ф. об обследовании принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией сельского поселения «Сизябск» распоряжением от 26.02.2016 № 09-р (о.д.) назначена работа межведомственной комиссии.

Состав межведомственной комиссии администрации сельского поселения «Сизябск» утвержден постановлением администрации СП «Сизябск» от 24.02.2016 № 13, положение о комиссии утверждено постановлением администрации СП «Сизябск» от 29.02.2016 № 14.

В соответствии с п. 49 Положения межведомственной комиссией 04.03.2016 по результатам обследования жилого дома Терентьева А.Ф. составлен акт, при изучении которого установлено, что в работе комиссии не принимали участие представители Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в городе Печора, Ижемского производственного участка ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Республики Коми, Ижемского районного комитета по охране окружающей среды, которые являются членами комиссии.

Заключение об оценке соответствия жилого помещения требованиям, установленным в Положении вынесено 11.04.2016, однако данное заключение вынесено не компетентным составом межведомственной комиссии, так как в её состав не включались лица, указанные в пункте 7 Положения, - представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, экологической безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости и т.д.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В соответствии с п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1 (далее - заключение);

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В ходе работы межведомственной комиссией оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований не дана, о чем свидетельствует отсутствие записей в акте обследования помещения.

Комиссия, произведя визуальный осмотр конструкции дома, и изучив экспертное заключение института биологии от ДД.ММ.ГГГГ, признала жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, пригодным для проживания с проведением капитального ремонта.

Процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально, решение комиссии принято некомпетентным составом.

Терентьева А.Ф. в силу престарелого возраста не может самостоятельно обратиться в суд. Решением межведомственной комиссии нарушены её жилищные права, в том числе право на жилище, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, правилам и нормам, установленным жилищным законодательством. Руководствуясь ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ, ст. 39 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд:

1. Признать незаконным заключение № 1 от 11.04.2016 межведомственной комиссии по вопросам признания, независимо от форм собственности, помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, находящихся на территории сельского поселения «Сизябск» по рассмотрению заявления Терентьева А.Ф..

2. Обязать межведомственную комиссию по вопросам признания, независимо от форм собственности, помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, находящихся на территории сельского поселения «Сизябск» рассмотреть по существу заявление Терентьева А.Ф. о пригодности (непригодности) для проживания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Административным ответчиком- Администрацией сельского поселения « Сизябск» направлен в суд отзыв, из которого следует, что оспариваемое заключение вынесено правомочным составом, поскольку принято в присутствии более чем одной второй ее членов. Решение комиссии вынесено на основании визуального осмотра и экспертного заключения института биологии от ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия ДД.ММ.ГГГГ провела визуальный осмотр жилого дома и составила акт обследования помещения, где было рекомендовано собственнику помещения провести экспертизу плесени, провести технологическую инвентаризацию на степень износа. Собственником была проведена лишь экспертиза плесени. Согласно п. 45 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения заключение проектно- изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения – в случае, если представление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении, чего истцом не было сделано. Для признания дома непригодным для проживания, одного заключения института биологии не достаточно. Сведений о непосредственном воздействии выявленного в срубе подвала дома гриба на здоровье людей в литературных источниках нет. Домовой гриб скорее может иметь косвенное вредное влияние на здоровье людей, большая концентрация спор в воздухе может механически раздражать слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Концентрация спор гриба в воздухе внутри дома истцом не определена. Просит суд отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Административный истец Терентьева А.Ф. и ее представитель ФИО1 в судебное заседание не явились, о рассмотрении административного дела уведомлены надлежащим образом. С учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании заместитель прокурора Ижемского района Лазарева Л.Е. требования административного иска поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает обязательным участие в работе представителя Управления Роспотребнадзора в г. Печора и ФГУП «Ростехинвентризация- Федеральное БТИ».

Представитель административного ответчика ФИО6 административный иск не признал, суду пояснил, что все члены межведомственной комиссии по вопросам признания, независимо от форм собственности, помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, дважды уведомлялись о рассмотрении заявления истицы. В работе комиссии действительно не принимали участие представитель Управления Роспотребнадзора в г. Печора и ФГУП «Ростехинвентризация- Федеральное БТИ». Обязать их участвовать в работе комиссии он не вправе. При обследовании жилого дома собственник Терентьева А.Ф. присутствовала, однако в работе комиссии при даче заключения участия не принимала. Собственнику дома предлагалось провести экспертизу плесени, которой был покрыт сруб подвала, а также техническую инвентаризацию жилого строения. Заключение экспертизы плесени им было представлено, однако техническая инвентаризация жилого помещения собственником не была проведена. Без определении степени износа строения комиссия не могла сделать вывод о непригодности проживания в доме.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее по тексту –КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что истица Терентьева А.Ф. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны- ФИО3.

Из удостоверения серии ВВ , выданного ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социального развития Республики Коми следует, что Терентьева А.Ф. имеет право на льготы и преимущества, установленные ст.20 Федерального закона «О ветеранах».

Судом установлено, что Терентьева А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет в собственности дом, 1958 года постройки, площадью 43,5 кв.м., по адресу: <адрес>, где и зарегистрирована. Иных лиц по данному адресу не зарегистрировано.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона « О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ члены семей погибших ( умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств Федерального бюджета. При этом обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших ( умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших ( умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону « О ветеранах».Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Основания для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены в ст.51 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не соответствующем установленным для жилых помещений требованиям.

Истица считает, что является нуждающейся в жилом помещении, поскольку принадлежащее ей жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям ( ветхое).

В силу п.п. 2,4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания ( отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям ( п. 7 Положения).

В соответствии с вышеуказанным пунктом Положения, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно- эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения ( уполномоченное лицо), а в необходимых случаях- квалифицированные эксперты проектно- изыскательных организаций с правом решающего голоса.

В силу п. 8 Положения, орган местного самоуправления принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодным (непригодным) для проживания граждан и делегирует комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными ( непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, на уровне местного самоуправления, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилищный фонд является муниципальным либо принадлежит гражданам на праве собственности.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации сельского поселения «Сизябск» от 24 февраля 2016 года № 13 «О создании межведомственной комиссии по вопросам признания, независимо от форм собственности, помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, находящихся на территории сельского поселения «Сизябск», создана межведомственная комиссия и утвержден ее состав.

В соответствии с Приложением к постановлению администрации сельского поселения «Сизябск» от 24.02.2016 № 13 в состав Межведомственной комиссии по вопросам признания, независимо от форм собственности, помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, находящихся на территории сельского поселения «Сизябск» входят: ФИО6- глава сельского поселения «Сизябск», ФИО7- специалист 1 категории администрации сельского поселения «Сизябск», ФИО8—начальник Государственной жилищной инспекции по Ижемскому району ( по согласованию), ФИО9- руководитель Ижемского районного комитета по охране окружающей среды ( по согласованию), ФИО10- начальник отдела строительства- главный архитектор администрации муниципального района «Ижемский» ( по согласованию), ФИО11- главный специалист отдела территориального развития и коммунального хозяйства администрации муниципального района «Ижемский» ( по согласованию), ФИО12- начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора в городе Печора ( по согласованию), ФИО13- начальник отдела организационной, правовой и кадровой работы администрации МР «Ижемский» ( по согласованию), ФИО14 – начальник Ижемского производственного участка филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» Республики Коми, ФИО15- старший инспектор ОНД <адрес> УНД ГУ МЧС РФ по РК ( по согласованию), ФИО16 – ведущий специалист – эксперт по Ижемскому и Усть-Цилемскому району ГСН Республики Коми ( по согласованию)- далее по тексту (состав Межведомственной комиссии).

19 февраля 2016 года Терентьева А.Ф. обратилась в администрацию сельского поселения «Сизябск» с заявлением о создании межведомственной комиссии по признанию ее жилого дома непригодным для проживания.

Распоряжением администрации сельского поселения «Сизябск» от 26 февраля 2016 года № 9-р (о.д.) в соответствии с заявлением Терентьева А.Ф. создана межведомственная комиссия для обследования жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>.

Из Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного членами Межведомственной комиссии: ФИО6 (глава сельского поселения «Сизябск), ФИО7 ( специалист 2 категории администрации сельского поселения «Сизябск»); ФИО9 (руководитель Ижемского районного комитета по охране окружающей среды); ФИО10 ( начальник архитекторы и градостроительства администрации муниципального района «Ижемский»); ФИО13 ( начальник отдела организационной, правовой и кадровой работы администрации МР «Ижемский»); ФИО15 ( старший инспектор ОНД Ижемского района); ФИО17 ( ведущий специалист-эксперт по Ижемсому и Усть-Цилемскому району Инспекции ГСН Республики Коми) следует, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Терентьева А.Ф.. Описание состояния жилого помещения: кровля в некоторых местах имеет подтеки. Полы имеют прогибы просадки, отопление печное- наружная кладка имеет глубокие трещины, сдвиги и выпадение отдельных кирпичей, столбы под балками пола и печкой, сруб погреба поражены плесенью похожей на грибок. В графе акта «оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований» записи отсутствуют.

В графе» рекомендации межведомственной комиссии»: провести экспертизу плесени, провести техническую инвентаризацию на степень износа.

В графе « заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения»: межведомственная комиссия не может дать оценку на соответствие требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленные постановлением правительства Российской федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» без проведения экспертизы плесени и технической инвентаризации на степень износа.

Из акта обследования помещения от 04.03.2016 г. видно, обследование дома проводилось в присутствии собственника помещения- Терентьева А.Ф., однако ее подпись в Акте обследования помещения отсутствует.

Из заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 11 апреля 2016 года № 1 следует, что жилой дом по адресу: <адрес> признается пригодным для проживания с проведением капитального ремонта. Обоснование: домовым грибом (серпула плачущая) поражены сруб погреба и столбы, дальше гриб не распространился. Сведений о непосредственном воздействии грибка на здоровье людей в литературных источниках нет. Настоящий гриб скорее может иметь косвенное вредное влияние на здоровье людей: большая концентрация спор в воздухе может механически раздражать слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Сведений о концентрации спор в воздухе внутри помещения нет.

Заключение подписано членами межведомственной комиссии: ФИО6 ( глава сельского поселения «Сизябск), ФИО7 ( специалист 2 категории администрации сельского поселения «Сизябск»); ФИО21 ( представитель ОНД Ижемского района); ФИО11 ( главный специалист отдела территориального развития и коммунального хозяйства администрации муниципального района «Ижемский»), ФИО19 (ведущий специалист архитекторы и градостроительства администрации муниципального района «Ижемский»); ФИО20 ( специалист отдела организационной, правовой и кадровой работы администрации МР «Ижемский»); ФИО18 ( ведущий специалист-эксперт по Ижемскому и <адрес> Инспекции ГСН Республики Коми), ФИО8 ( ведущий специалист-эксперт по Ижемскому и Усть-Цилемскому району Инспекции ГСН Республики Коми).

При этом, членом межведомственной комиссии ФИО8 - ведущим специалистом -экспертом по Ижемскому и Усть-Цилемскому району Инспекции ГСН Республики Коми высказано особое мнение- рекомендовать собственнику провести техническую экспертизу.

Заключение межведомственной комиссии от 11 апреля 2016 года суд не находит законным и обоснованным, поскольку судом выявлены нарушения в деятельности самой комиссии, а также в составленном ею заключении. Судом выявлены нарушения установленного порядка создания межведомственной комиссии и делегирования ей полномочий по обследованию частного жилищного фонда ( в состав комиссии по обследованию жилого помещения включены представители отдела архитектуры и градостроительства администрации МР «Ижемский», отдела организационной, правовой и кадровой работы администрации МР «Ижемский», Отделения надзорной деятельности Ижемского района: ФИО10, ФИО13, ФИО15, тогда как при даче заключения участвовали другие представители: ФИО19, ФИО20, ФИО21

При обследовании жилого дома принимал участие ФИО9 ( руководитель Ижемского районного комитета по охране окружающей среды); тогда как в работе комиссии по даче заключения, не участвовал.

Судом установлено, что в обследовании жилого дома, и в даче заключения об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания не участвовали представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора в г. Печора и представитель Ижемского производственного участка филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» Республики Коми.

Суд находит, что именно мнение указанных специалистов могло повлиять на принятие межведомственной комиссией обоснованного заключения.

Суд находит, что имеются нарушения установленного порядка работы комиссии, которые включают в себя как неполноту проведенного обследования, так и нарушения процессуального порядка оформления работы.

Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

В нарушение абз. 6 п.7 Положения к работе комиссии не был привлечен с правом совещательного голоса собственник жилого дома либо уполномоченное им лицо.

В нарушение абз.3 п.44 Положения комиссия не определила состав экспертов проектно- изыскательных организаций, исходя из причин, изложенных заявителем.

Кроме того, решение комиссии принималось с нарушением п. 47 Положения, поскольку в решении не было ссылки на соответствие помещений требованиям, предъявляемым к жилому помещению, перечисленным в разделе 2 Положения.

В соответствии с п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных района также и газоснабжение).

Таким образом, вышеназванной нормой пригодность помещения для проживания поставлена в зависимость от наличия в этом помещении инженерных систем (электроосвещение, хозяйственно- питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение); в то же время указанное условие поставлено в зависимость от наличия таких коммуникаций в населенном пункте, где находится такое помещение.

В заключении межведомственной комиссии какой- либо ссылки на данный пункт соответствия, не имеется.

В соответствии с п. 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В нарушении указанного пункта Положения, межведомственной комиссией дано заключение о пригодности жилого помещения без определения степени износа жилого помещения.

При составлении заключения о пригодности жилого дома, межведомственной комиссией не учтено, что фундамент и цокольные перекрытия при обследовании не вскрывались, их состояние не проверялось. При обследовании подпола установлено, что сруб погреба поражен домовым грибком. Кровля в некоторых местах имеет подтеки. Полы имеют прогибы просадки, отопление печное- наружная кладка имеет глубокие трещины, сдвиги и выпадение отдельных кирпичей.

Доводы представителя административного ответчика в той части, что собственник жилого помещения не представил технический паспорт здания с определением процента износа здания и отдельных его частей, суд находит не состоятельными, поскольку материалы административного дела не содержат сведений о том, что собственнику жилого помещения предлагалось представить какие-либо дополнительные документы, как того требует пункт 44 Положения..

Из материалов дела следует, что собственник жилого помещения в обследовании дома и в работе межведомственной комиссии не участвовал.

Межведомственной комиссией при составлении заключения нарушен пункт 47 Положения, согласно которого, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки ( при необходимости с технико- экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиям и после их завершения- о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В заключении об оценке соответствия помещения ( многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 11 апреля 20016 г. делается вывод о признания жилого дома пригодным для проживания с проведением капитального ремонта, тогда как такой формулировки пункт 47 Положения не содержит.

При исследовании протокола межведомственной комиссии от 11.04.2016 года видно, что в работе комиссии приняли участие 7 членов комиссии и единогласно проголосовали за следующее решение:

1.Подготовить заключение на реконструкцию в связи с тем, что домовой гриб имеется, но нет противопоказаний для проживания в доме.

2.Рекомендуется заменить и обработать нижние венцы дома антигрибковым средством, обеспечить вентиляцию под полом и провести строительную экспертизу.

Тогда как в заключении об оценке соответствия помещения ( многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 11 апреля 20016 г. сделан иной вывод и имеется особое мнение одного члена комиссии.

Поскольку межведомственной комиссией принято решение в нарушение требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, что нарушило права заявителя, суд признает Заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения ( многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 11 апреля 20016 г. № 1, незаконными.

Административному ответчику- администрации сельского поселения «Сизябск» следует по обращению Терентьева А.Ф. от 19 февраля 2016 года организовать работу Межведомственной комиссии по вопросам признания, независимо от форм собственности, помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с требованиями установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, с вынесением нового заключения.

Руководствуясь ст.ст. 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ижемского района в интересах Терентьева А.Ф. удовлетворить, признав требования обоснованными.

Признать незаконным заключение № 1 от 11.04.2016 межведомственной комиссии по вопросам признания, независимо от форм собственности, помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, находящихся на территории сельского поселения «Сизябск» по рассмотрению заявления Терентьева А.Ф..

Обязать административного ответчика Администрацию сельского поселения «Сизябск» организовать работу межведомственной комиссии по вопросам признания, независимо от форм собственности, помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, находящихся на территории сельского поселения «Сизябск» в соответствии с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, рассмотреть межведомственной комиссией по существу заявление Терентьева А.Ф. о пригодности (непригодности) для проживания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу с вынесением нового заключения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения решения, через Ижемский районный суд Республики Коми.

Судья Т.И. Засыпкина