Дело № 2а-25/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2018 года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи Осмоловской А. Л.,
при секретаре Микрюковой Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Бережного Сергея Николаевича к муниципальному учреждению «Городской центр имущественных отношений» муниципального образования города Новый Уренгой о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что истец вместе со своими членами семьи находится с 2013 года в очереди на получение земельного участка в собственность бесплатно в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования г. Новый Уренгой на основании ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. №39-ЗАО. При проводимых перерегистрационных действий с 2013 г. по 2017 г. семья истца всегда стояла в списках учета в целях бесплатного предоставления в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования г. Новый Уренгой. Однако, в июле 2017 г. принято решение об исключении семьи истца из списков первоочередников и постановки в список № 1 на основании имеющегося жилого помещения. При постановке на учет в 2013 г. у семьи истца данное жилое помещение уже было. Таким образом, истец лишен возможности бесплатного предоставления в первоочередном порядке земельного участка для индивидуально-жилищного строительства на территории муниципального образования г. Новый Уренгой. На основании вышеизложенного просит признать незаконным и отменить приказ от 22.06.2017 г. № 792, которым семья истца исключена из списка учета граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке, а также взыскать судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины.
Истец Бережной С. Н. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительном пояснении. Пояснил, что на момент постановки на учет, он также имел в собственности жилое помещение. Полагал, что изменение закона не должно влиять на правоотношения, так как гражданское законодательство обратной силы не имеет.
Представитель ответчика муниципального учреждения «Городской центр имущественных отношений» муниципального образования г. Новый Уренгой – Абдулкадырова Е. А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что правоотношения, возникшие между истцом и ответчиком являются длящимися, поэтому к ним применяется действующий закон. На основании абз. 2 и абз. 3 п. 1 ч. б ст. 7 Закона. N» 39-3AO, семья Бережных была исключена из списка № 2 «Учет граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке» и включена в список № 1 «Учет граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства» согласно дате подачи заявления.
Заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п.п. 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.19 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации в Ямало-Ненецком автономном округе принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе».
В соответствии с п.1 ч.1 ст.7 Закона ЯНАО от 19 июня 2009 г. № 39-ЗАО предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории автономного округа, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, за исключением предоставления земельного участка для индивидуального жилищного или дачного строительства, или для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества гражданам, имеющим трех и более детей, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет.
В соответствии с ч. 10 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» (в ред. от 24.02.2012 г.) в первоочередном порядке земельные участки для индивидуального жилищного строительства, либо для дачного строительства, либо ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, не имеющим в собственности либо на праве аренды земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома), или личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома), при условии: 1) обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования; 2) обеспеченности жилыми помещениями, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежащими ремонту и реконструкции; 3) отсутствия на праве собственности или в пользовании по договору социального найма жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что решением департамента имущественных отношений администрации г. Новый Уренгой многодетная семья в составе: Бережного С. Н., Бережной Н. П., ФИО5, 1998 года рождения, ФИО6, 2007 года рождения, ФИО6, 2013 года рождения, была поставлена на учет в целях бесплатного предоставления в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования г. Новый Уренгой, о чем истцы были уведомлены письмом от 30.05.2013 г. № 301-12/5547-01 (л.д. 58).
В соответствии с ч. 13 ст. 7-2 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» (в ред. от 27.03.2017 г.) органы муниципальных районов (городских округов) ежегодно, в период с 01 января по 01 апреля, проводят перерегистрацию заявителей, состоящих на учете граждан.
В соответствии с п. 1 ч. 14 ст. 7-2 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» (в ред. от 27.03.2017 г.) в ходе перерегистрации заявители обязаны представить в орган муниципального района (городского округа) сведения, подтверждающие: соответствие условиям, установленным пунктами 1 и 3 части 1, абзацем первым части 3, абзацем первым части 5 статьи 7 настоящего Закона, наличие условий, установленных частью 6 статьи 7 настоящего Закона, - для граждан в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 7 настоящего Закона.
На основании заявления от 27.01.2017 г. о перерегистрации была проведена проверка семьи Бережных на соответствие условиям Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗAO «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе».
Законом ЯНАО от 01.12.2015 г. № 122-ЗАО внесены изменения в Закон ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗAO «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе».
В силу ч. 6 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» (в ред. от 27.03.2017 г.) в первоочередном порядке земельные участки для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного, или для дачного хозяйства предоставляются в собственность бесплатно гражданам в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и отдельным категориям граждан в случаях: 1) отсутствия у граждан в собственности либо на праве аренды земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного, или для дачного хозяйства (с правом возведения жилого дома), при наличии хотя бы одного из следующих условий: обеспеченности жилыми помещениями, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; отсутствия на праве собственности жилых помещений; 2) наличия детей-инвалидов у граждан, имеющих трех и более детей.
Таким образом, Законом ЯНАО от 01.12.2015 г. № 122-ЗАО «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» исключено условие обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования для предоставления земельного участка в первоочередном порядке.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 7-2 Закона ЯНАО от 19.06.2009г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» (в ред. от 27.03.2017 г.) в случае изменения условий первоочередного порядка предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, или для дачного хозяйства, в соответствии с которыми заявители были приняты на учет граждан, выявленных в период проведения проверки, указанной в части 10 статьи 7-1 настоящего Закона, или в период перерегистрации, указанной в части 13 настоящей статьи, очередность в списках, указанных в пунктах 1 - 6 части 3 настоящей статьи, определяется исходя из времени и даты подачи заявителем или его представителем заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, цели предоставления земельного участка, указанной в таком заявлении.
По результатам перерегистрации приказом МУ «Городской центр имущественных отношений» от 22.06.2017 г. № 792 семья Бережных была исключена из списка № 2 «Учет граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке» и включена в список № 1 «Учет граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства» по причине наличия на праве собственности жилых помещений (л.д. 115-116).
Так, согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты] за ФИО1 зарегистрировано ? доля в праве собственности на квартиру в многоквартирном жилом доме общей площадью 57,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>(л.д. 117-120).
Согласно ч. 2 ст. 4 ст. ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В данном случае обратная сила нормативного акта по своим юридическим особенностям зависит от степени завершенности наступивших по прежнему закону правовых последствий, т.е. новый нормативный акт распространяется на правоотношения, по которым окончательные юридические последствия еще не наступили.
Отношения по предоставлению земельного участка семье Бережных, вставших на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, являются длящимися, конечным результатом которых является передача заявителю земельного участка бесплатно в собственность.
На 22.06.2017г. решения о предоставлении земельного участка семье Бережных не принято, земельный участок в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства семье истца предоставлен не был.
Таким образом, отношения между сторонами спора регулируются Законом ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» в редакции от 27.03.2017 г., то есть с изменениями внесенными Законом ЯНАО от 01.12.2015 г. № 122-ЗАО «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе».
В силу ст. 13 ГК РФ для признания незаконными ненормативного правового государственного органа или органа местного самоуправления необходима совокупность двух условий: несоответствие данного акта закону и иному нормативному правовому акту, и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Поскольку ответчик при вынесении приказа от 22.06.2017 г. № 792, руководствовался действующими нормами Законом ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе», следует признать, что данный приказ является законным и отмене не подлежит.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180,298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Бережному Сергею Николаевичу отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Суда Ямало–Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новоуренгойский городской суд.
Судья: А. Л. Осмоловская
Решение в окончательной
форме изготовлено 17.01.2018г.