Дело № 2а-25/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2020 года с. Кизильское
Кизильский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Грызловой В.И.,
при секретаре Филёвой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Областного государственного бюджетного учреждения культуры "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "АРКАИМ" к Главе администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления главы Администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании Баймановой А.Б., Байманова Д.Б. и Байманова Д.Б. нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное бюджетное учреждения культуры "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "АРКАИМ" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Главе администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления главы Администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании Баймановой А.Б., Байманова Д.Б. и Байманова Д.Б. нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что постановлением Главы администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ Байманова А.Б., Байманов Д.Б., Байманов Д.Б. были признаны нуждающимися в жилых помещениях и поставлены на очередь под № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что для постановки указанных граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствовали необходимые правовые основания, предусмотренные жилищным кодексом РФ. Ответчики Баймановы имеют регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, на момент постановки на учет и по настоящее время. Собственниками данного жилого помещения являются члены их семьи- родители и сестра Баймановой А.Б. За ответчиками Баймановыми сохранено право пользования жилым помещением по указанному адресу. Считают, что признание Баймановых нуждающимися и постановка их на очередь № от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ произведено с нарушениями положений действующего законодательства, факт постановки ответчиком на учет в качестве нуждающихся является препятствием для их выселения из жилого помещения двухквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, являющегося собственностью Челябинской области, закрепленного на праве оперативного управления за ОГБУК "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим".
Административный истец просит признать незаконными действия главы администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области по признанию Баймановой А.Б., Байманова Д.Б. и Байманова Д.Б. нуждающимися и постановке их на очередь № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать главу администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района <адрес> отменить Постановление Главы администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№, которым Байманова А.Б., Байманов Д.Б. и Байманов Д.Б. были признаны нуждающимися и поставлены на очередь № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца Москвичева Р.В. административное исковое заявление поддержала по основаниям, указанным в нем. Пояснила, что у главы администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области отсутствовали полномочия на признание Баймановых нуждающимися в предоставлении жилого помещения, так как данные полномочия не отражены в Уставе сельского поселения; отсутствовали основания к признанию Баймановых малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. Ссылалась на то, что право истца ОГБУК "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим" было нарушено с момента получения ДД.ММ.ГГГГ полного текста апелляционного определения Челябинского областного суда на решение Брединского районного суда Челябинской области по делу №, когда из определения стало известно что факт нахождения Баймановых на учете в качестве нуждающихся является причиной отказа в удовлетворении исковых требований ОГБУК "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим" об их выселении. До этого времени постановка на учете в качестве нуждающихся Баймановых не нарушена прав и законных интересов истца ОГБУК "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим", в связи с чем считает, что срок обращения в суд истцом не нарушен. В случае признания судом срока обращения в суд пропущенным, ходатайствовала о восстановлении данного срока. Уважительность пропуска срока обращения в суд усматривает в том, что до принятия решения об отказе в удовлетворении требований о выселении по причине признания Баймановых нуждающимися в жилом помещении, не усматривали оснований к признанию действий главы администрации Измайловского сельского поселения незаконными и признании незаконным постановления главы администрации сельского поселения.
Административный ответчик Глава администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области Заплатин Д.А., в своем заявлении исковые требования не признал, заявил о пропуске истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением. Административный ответчик Глава администрации Измайловского сельского поселения Заплатин Д.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель заинтересованных лиц Баймановой А.Б., Байманова Д.Б., Байманова Д.Б. - Евтушенко Л.И. считает административные исковые требования административного истца Областного государственного бюджетного учреждения культуры "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "АРКАИМ" не подлежащими удовлетворению. Считает, что в соответствии с требованиями жилищного кодекса РФ Баймановы признаны малоимущими, после чего признаны нуждающимися в жилом помещении. Данные постановления вынесены Главой Измайловского сельского поселения в пределах его полномочий, установленных в том числе и Уставом. Считает, что истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением, так как о том, что постановка на учет в качестве нуждающихся Баймановых препятствует их выселению из служебного жилого помещения, принадлежащего ОГБУК "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим", истцу было известно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, когда истец сообщил на запрос представителя Баймановых о невозможности выселения Баймановых без предоставления другого жилого помещения, так как они признаны нуждающимися в жилом помещении и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ответе на запрос Кизильского районного суда истец ссылался на невозможность выселения Баймановых, так как они постановлением Администрации Измайловского сельского поселения признаны нуждающимися в жилом помещении. Уважительности причин пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением истцом не представлено.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из распоряжения Главы администрации Измайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ Байманова А.Б., Байманов Д.Б., Байманов Д.Б. видно, что согласно представленным документам семья Баймановых, зарегистрированная в поселке <адрес> состоящая из трех человек, признана малоимущей. (л.д. 22)
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ6 года семья Баймановых, состоящая из трех человек: Баймановой А.Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Байманова Д.Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Байманова Д.Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на очередь за № от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.11)
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 31 Устава Измайловского сельского поселения (л.д. 67) Глава поселения является высшим должностным лицом поселения наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, а также издает в пределах своей компетенции правовые акты местной администрации (ст. 32 Устава).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ст. 2, Закона Челябинской области от 16.06.2005 № 389-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления в Челябинской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", на учет принимаются граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории Челябинской области, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Челябинской области, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации (далее - нуждающиеся в жилых помещениях).
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно статье 6 Закона Челябинской области № 400-30 от 25 августа 2005 г. "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда" совокупный доход (далее доход) семьи равен сумме размеров доходов каждого члена семьи или доходу одиноко проживающего гражданина за расчетный период, равный 12 месяцам, непосредственно предшествующим месяцу обращения в орган местного самоуправления с заявлением о признании малоимущими (далее расчетный период). В сумму доходов включаются доходы, фактически полученные в расчетный период.
Согласно ст. 13 Закона Челябинской области N 400-30 от 25 августа 2005 г. при определении стоимости имущества для признания граждан малоимущими учитывается имущество, находящееся в собственности гражданина и (или) членов его семьи и подлежащее налогообложению в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 14 Закона Челябинской области N 400-30 от 25 августа 2005 г. для определения стоимости недвижимого имущества, подлежащего налогообложению налогом на имущество физических лиц, используются данные кадастровой стоимости указанных видов имущества. Стоимость земельных участков устанавливается равной их кадастровой стоимости.
В силу ст. 15 указанного Закона органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если их доходы и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и (или) членов его семьи, ниже размера дохода и стоимости имущества, установленного органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного в Челябинской области.
Глава администрации Измайловского сельского поселения, действуя в пределах полномочий, установленных жилищным кодексом РФ и Уставом Измайловского сельского поселения, оценив имущественное положение истца, пришел к выводу о признании семьи Баймановой А.Б., состоящей из трех человек малоимущей, подлежащей постановке на учет, как нуждающейся в жилом помещении.
Сведений о том, что стоимость имущества, находящегося в собственности семьи Баймановых превышает пороговое значение стоимости имущества для признания граждан малоимущими, суду не представлено, судом не добыто.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу частей 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Байманова А.Б., Байманов Д.Б., Байманов Д.Б. зарегистрированы в поселке <адрес>. Байманова А.Б. выехала из жилого помещения по данному адресу, решением Кизильского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ признана утратившей право пользования данным жилым помещением. Жилого помещения в собственности Баймановы не имеют. Общего хозяйства с собственниками жилого помещения в поселке <адрес> не ведут. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в квартире зарегистрированы 12 человек, общая площадь жилого помещения составляет 77,1 квадратных метров, собственниками жилого помещения являются ФИО1ФИО2 - родители Баймановой А.Б. а также брат Баймановой А.Б. - ФИО3 Факт регистрации Баймановой А.Б., Байманова Д.Б., Байманова Д.Б. не свидетельствуют о незаконности признания их нуждающимися в жилом помещении.
Оснований для признания незаконным постановления главы администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№, обязании отменить данное постановление не усматривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из смысла ст. ст. 226, 227 КАС РФ, для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данными решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Решением Брединского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении иска ОГБУК "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим" о выселении Баймановой А.Б., Байманова Д.Б., Байманова Д.Б. В обоснование отказа в удовлетворении исковых требований судом указано на положения п. 3 ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ о том, что не могут быть выселены из служебных помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях члены семьи работника, которому было предоставлено жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ данное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОГБУК "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим" без удовлетворения.
Суд считает не состоятельными ссылки представителя истца о том, что ОГБУК "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим" не пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением, и о том, что о нарушенном праве, невозможности выселения заинтересованных лиц Баймановой А.Б., Байманова Д.Б., Байманова Д.Б. им стало известно с момента получения копии апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства опровергаются письменными материалами дела. О невозможности выселения Баймановой А.Б., Байманова Д.Б., Байманова Д.Б. по основаниям п. 2 ст. 103 ЖК РФ истцу было известно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что видно из ответа ОГБУК "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим" на запрос Кизильского районного суда в рамках гражданского дела №. Ответчиком Главой администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области, представителем заинтересованных лиц Евтушенко Л.И. представлены письменные заявления о пропуске истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что о предполагаемом нарушении своих прав оспариваемым постановлением административному истцу стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ. С административным исковым заявлением ОГБУК "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим" обратилось в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть, с пропуском трехмесячного срока, доказательств наличия причин, которые могли быть расценены судом в качестве уважительных, объективно препятствующих административному истцу своевременно обратиться в суд с данным административным иском, в нарушение положений ст. 62 КАС РФ не представлено. Оснований для восстановления срока обращения в суд не усматривается.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований ОГБУК "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим" не имеется.
На основании ст. ст. 175, 180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований к Главе администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области: признать незаконными действия главы администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области по признанию Баймановой Айслу Бейбитовны, Байманова Д.Б. и Байманова Д.Б. нуждающимися и постановке их на очередь № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать главу администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района Кизильского муниципального района Челябинской области отменить постановление Главы администрации Измайловского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№, которым Байманова А.Б., Байманов Д.Б. и Байманов Д.Б. были признаны нуждающимися и поставлены на очередь № от ДД.ММ.ГГГГ, Областному государственному бюджетному учреждению культуры "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "АРКАИМ" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Кизильский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.