№ 2а – 25/2018 Полный текст решения изготовлен 07 марта 2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2018 года с. Ловозеро
Ловозерский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Кувшинова И.Л.,
при секретаре Скакалиной Т.А.,
с участием административного истца: ФИО1 С.Л. административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО5 к начальнику отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Ловозерскому району Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, а так же к Баренцево-Беломорскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, об отмене решения об отказе в освоении квоты на добычу сетями водных биоресурсов за граждан, представителей коренных малочисленных народов Севера,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратился в суд с иском к указанному ответчику об отмене решения об отказе в освоении квоты на добычу сетями водных биоресурсов за граждан, представителей коренных малочисленных народов Севера. Указывает, что является законным представителем, на основании нотариально удостоверенных доверенностей, граждан ФИО1, ФИО2, ФИО3, относящихся к коренному малочисленному народу Севера саами. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Ловозерскому району Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству с целью оформления права по освоению квоты на вылов рыбы сетями в 2018 году на озере Ловозеро для указанных лиц, представителей коренного малочисленного народа Севера саами, предоставленой им приказом Министерства рыбного и сельского хозяйства мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ№. После принятия заявления ему оформили промысловые журналы для произведения вылова рыбы, однако в предоставлении ему права на вылов (добычу) рыбы по квоте было отказано, так как вылов рыбы по указанной квоте он может осуществлять только в присутствии указанных в доверенности лиц, так как не является представителем коренного малочисленного народа Севера саами, поскольку переуступка права запрещена в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире". Считает, что таким образом нарушены права, так как указанную квоту он будет добывать в интересах своих доверителей даже при их отсутствии в месте добычи водных биоресурсов, а действия должностного лица в отношении него считает не правомерными. Считает, что имеет право осуществлять сетевой лов по предоставленной гражданам ФИО1, ФИО2, ФИО3, относящихся к коренному малочисленному народу Севера саами квоте, поскольку уполномочен ими на совершение указанных действий по доверенности. При этом, перехода (отчуждения) прав на реализацию квоты от одного лица другому не происходит, так как обладателями квоты являются указанные граждане. Полагает, что ни Федеральный закон о рыболовстве, ни Гражданский кодекс РФ не содержат норм, запрещающих реализацию права на пользование водных биоресурсов через представителя.
Опрошенный в судебном заседании административный истец требования поддержал, приведя доводы и обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении, а кроме того указал, что с указанными гражданами не проживает, совместного хозяйства не ведет. Сам к коренным малочисленным народам Севера он не относится и ему квоты по данному основанию на сетевой лов рыбы не выдавалась.
Опрошенный в судебном заседании административный ответчик ФИО4 начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Ловозерскому району Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства административный иск не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ к нему обратился истец с заявлением об оформлении права по освоению квоты на вылов рыбы сетями в 2018 году на озере Ловозеро на трех представителей коренного малочисленного народа Севера саами ФИО1, ФИО2 и ФИО3, представив доверенности от этих лиц. Изучив документы представленные административным истцом он принял заявления на регистрацию промысловых журналов для представителей коренного малочисленного народа Севера саами ФИО1, ФИО2 и ФИО3 и оформил в установленном порядке данные журналы, а так же ДД.ММ.ГГГГ дал письменное разъяснение о невозможности переуступки права на приоритетное пользование животным миром гражданам и организациям, не указанным в ч. 1 ст. 48 Закона "О животном мире", то есть фактически запретил истцу сетевой лов водных биоресурсов за указанных граждан, представителей коренных малочисленных народов Севера.
Привлеченный в качестве соответчика в порядке ч. 2 ст. 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Баренцево-Беломорское территориальное управление Росрыболовства в судебное заседание не прибыло, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении административного иска просит отказать по основаниям, приведенным административным ответчиком.
Заслушав стороны, огласив и исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит данный административный иск не подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что административный истец, действуя от имени граждан ФИО1, ФИО2, ФИО3, относящихся к коренному малочисленному народу Севера саами, внесенных в приложение № 1 "О предоставлении в пользование представителям коренного малочисленного народа Севера (саами) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществления традиционной хозяйственной деятельности в пресноводных водных объектах Мурманской области на 2018 год" под номерами 47, 82, 83, утвержденное приказом № 128 от 06 октября 2017 года Министерства рыбного и сельского хозяйства Мурманской области, обратился к административному ответчику с заявлением, в котором просит рассмотреть вопрос о вылове им квоты на рыбу согласно указанного выше приказа Минрыбсельхоза Мурманской области за КМНС ФИО1, ФИО2, ФИО3 на основании полученных им от этих граждан нотариально удостоверенных доверенностей.
Во исполнение своих должностных обязанностей, административным ответчиком оформлены промысловые журналы для произведения вылова рыбы, но в предоставлении истцу права на вылов (добычу) рыбы по квоте было фактически отказано, так как вылов рыбы по указанной квоте истец может осуществлять только в присутствии указанных в доверенности лиц, поскольку не является представителем коренного малочисленного народа Севера саами, ибо переуступка права запрещена в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире".
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
При таких обстоятельствах, письменный ответ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за № по сути является публичным власно-распорядительным документом, ограничивающим по мнению административного истца его права, поскольку содержит запрет на переуступку права на приоритетное пользование животным миром и предупреждение о наступлении административной ответственности, поэтому является объектом судебного контроля и подлежит рассмотрению в административном исковом производстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, предметом спорных правоотношений является право административного истца на вылов им водных биоресурсов льготной категории граждан, отнесенных к коренным малочисленным народам Севера саами.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления. Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В соответствии с п. 5 "Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" утвержденного приказом Госкомрыболовства РФ от 11 апреля 2008 года № 315, традиционное рыболовство осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в местах их традиционного проживания с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.
В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", традиционный образ жизни малочисленных народов (далее - традиционный образ жизни) - исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", из всего разнообразия рыболовства предусмотренного как для промышленного, научно-исследовательского, рыбоводческого и любительско-спортивного, которое граждане и юридические лица могут осуществлять, отдельно выделено рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48 Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире", граждане Российской Федерации, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, включая охоту и собирательство, имеют право на применение традиционных методов добычи объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека. Сохранение и поощрение традиционных методов использования и охраны животного мира, среды его обитания должны быть совместимы с требованиями устойчивого существования и устойчивого использования животного мира.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире", коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности.
Право на приоритетное пользование животным миром включает в себя: предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к группам населения, указанным в части первой настоящей статьи, и их объединениям; льготы в отношении сроков и районов добычи объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности; исключительное право на добычу определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире", право на приоритетное пользование животным миром распространяется на граждан, принадлежащих к группам населения, указанным в части первой настоящей статьи, а также на иных граждан, постоянно проживающих на данной территории и включенных на законных основаниях в одну из групп населения, указанных в части первой настоящей статьи. Переуступка права на приоритетное пользование животным миром гражданам и юридическим лицам, не указанным в части первой статьи 48 настоящего Федерального закона, запрещена.
Таким образом, правоприменительный смысл приведенной выше нормативной базы сводится к тому, что рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера предоставлено для целей сохранения, развития и передаче своему этносу или своей народности того традиционного образа жизни и исторически сложившегося способа жизнеобеспечения, который основан на историческом опыте предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуре, сохранения обычаев и верований, если такие методы природопользования прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека. Поэтому законодатель предусмотрел запрет на переуступку права на приоритетное пользование животным миром гражданам, не относящимся к коренным малочисленным народам, сохранив возможность переуступки только тем гражданам, из числа коренных малочисленных народов, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков.
Всякая же передача прав рыболовства, предназначенного для обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера по доверенности иным лицам, не отнесенным к указанным группам коренного населения и не существующих на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, не преследует цели сохранения и развития традиционного образа жизни коренного малочисленного народа, так как в этом процессе не участвует тот самый этнос, для сохранения образа жизни, культуры и традиций которого законодатель предусмотрел льготный порядок использования объектов животного мира. Иное же толкование приведет к неограниченному кругу природопользователей, наделенных льготным правом на изъятие водных биоресурсов, действующих якобы в интересах льготной группы населения и, как следствие к злоупотреблению правом.
При таких обстоятельствах, оспариваемый запрет административного ответчика на сетевой лов рыбы истцом, не относящимся к коренному малочисленному народу Севера, не ведущим с гражданами ФИО1, ФИО2 и ФИО3 общего хозяйства, не проживающим совместно с ними и не находящийся с ними в родственных отношениях, за указанных граждан основан на действующих нормах права, достаточно обоснован и мотивирован в следствии чего отмене не подлежит.
Кроме того, в соответствии со ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В соответствии со ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе.
Таким образом, доверенностью является юридически значимая односторонняя сделка, предназначенная для представительства перед третьими лицами для целей возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых отношений доверителя, за исключением тех, которые по своему характеру могут быть совершены только лично доверителем, а равно других сделок, указанных в законе.
Следовательно, лов рыбы по доверенности третьим лицом допускается если данный лов по своему характеру не связан с личностью обладателя права.
Из приведенного выше следует, что предусмотренный п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" лов рыбы, непосредственно связан с личностью природопользователя и, следовательно, доверен административному истцу быть не может.
Помимо этого, представительство и доверенность регулируют гражданско-правовые отношения или специально предусмотренные законом иные правоотношения. Исследуемые же правоотношения не являются гражданско-правовыми поскольку регулируются природоохранным законодательством, которое не содержит оснований для осуществления сетевого лова рыбы по доверенности за граждан, отнесенных к коренному малочисленному народу Севера.
Таким образом, приведенный выше анализ совокупности исследованных судом обстоятельств и доводов сторон не дает оснований для удовлетворения исследуемого административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового ФИО5 к начальнику отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Ловозерскому району Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, а так же к Баренцево-Беломорскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, об отмене решения об отказе в освоении квоты на добычу сетями водных биоресурсов за граждан, представителей коренных малочисленных народов Севера, отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманском областном суде, через Ловозерский районный суд Мурманской области в течении месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья Кувшинов И.Л.