ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-25/2021 от 08.04.2021 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

25RS0004-01-2019-005451-29

Дело № 2а-25/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 апреля 2021 года г. Владивосток

Советский районный суд г. Владивостока в составе

председательствующего судьи Олесик О.В.,

при секретаре Рамазановой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО к администрации Хасанского муниципального района Приморского края об оспаривании действий и возложении обязанности,

установил:

ФИО обратился в суд с названным административным иском, указав, что у него в собственности находятся пять нежилых зданий, расположенных на территории бывшей пограничной заставы <адрес>: казарма, площадью 859,2 кв.м; овощехранилище, площадью 137,5 кв.м; питомник, площадью 21,4 кв.м; подсобное помещение, площадью 131,5 кв.м; капитальное здание, площадью 49,1 кв.м. Находятся они в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 1,3 га, сформированного и поставленного на кадастровый учет в 2003 году, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией в этом же году. Также в границах указанного земельного участка расположена скважина (здание), находящаяся в собственности Безверховского сельского поселения, 6-ти квартирный жилой дом по названному адресу, и здание – хозяйственный блок, находящиеся в собственности Хасанского муниципального района. Все указанные объекты являлись составной частью бывшей пограничной заставы «Безверхово». С целью осуществления раздела единого земельного участка, на котором расположены названные выше объекты, с учетом нахождения на участке многоквартирного жилого дома, истец обратился к административному ответчику с заявлением об издании распорядительного документа о подготовке документа территориального планирования (проекта межевания). 13.08.2018 администрацией Хасанского района Приморского края издано постановление № 858-па «О подготовке документации по планировке территории в части межевания территории в границах участка с кадастровым номером <номер>», на основании которого ФИО заказал и разработал проект межевания территории, предусматривающий раздел участка с формированием участков под разными объектами. 01.11.2018 проект межевания был направлен в администрацию Хасанского района Приморского края. 19.02.2019 административным ответчиком издано постановление № 12-пг о назначении публичных слушаний, которые были проведены 05.03.2019. По результатам слушаний к проекту межевания был сделан ряд замечаний, перечисленных в заключении о результатах публичных слушаний, протоколе проведения публичных слушаний. Истец, откорректировав проект межевания, 26.03.2019 направил его в адрес администрации Хасанского муниципального района. Однако ответом от 25.10.2019 ему было отказано в утверждении проекта со ссылкой на отсутствие у него полномочий по распоряжению участками, находящимися в собственности Российской Федерации, и на установление сервитутов на федеральных участках. Также в спорном письме администрация сообщила ему о необходимости обращения с соответствующим заявлением в Федеральную службу безопасности РФ в пгт. Посьет пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю. Просит признать незаконным отказ административного ответчика в утверждении проекта межевания территории в границах участка 25:20:180101:25, от 25.10.2019 № 6389, и возложить на него обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем издания муниципального правового акта (постановления) об утверждении проекта межевания территории в границах названного участка, направленного 26.03.2019 и откорректированного по результатам публичных слушаний, а также взыскать с ответчика судебные расходы.

В судебное заседание стороны не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие, истец и его представитель поддерживают заявленные требования, представитель ответчика просит в иске отказать по доводам, изложенным в возражениях.

Представитель заинтересованного лица ТУ Росимущества по ПК, уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание также не явился, ходатайств не представил.

При таких обстоятельствах, в силу положений ст.ст. 150, 152, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства с учетом требований ст.ст. 62, 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, ФИО является собственником следующих объектов бывшей пограничной заставы «Безверхово» по адресу: <адрес>: казармы, площадью 859,2 кв.м, кадастровый номер <номер>; овощехранилища, площадью 137,5 кв.м, кадастровый номер <номер>; питомника, площадью 21,4 кв.м, кадастровый номер <номер>; нежилого здания, площадью 131,5 кв.м, кадастровый номер <номер>, капитального здания, площадью 49,1 кв.м, кадастровый номер <номер>.

Указанные объекты располагаются на земельном участке площадью 13 094 кв.м, кадастровый номер <номер>, собственником которого является Российская Федерация.

На этом же участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Хасанскому муниципальному району Приморского края (<адрес>, площадью 387 кв.м, кадастровый номер <номер>, и хозяйственный блок площадью 637,2 кв.м, кадастровый номер <номер>, а также здание, собственником которого является Безверховское сельское поселение (нежилое здание скважины площадью 8.4 кв.м с кадастровым номером <номер>).

Исходя из анализа главы 3 ГрК РФ определение назначения территории исходя из социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований осуществляется на основании документов территориального планирования (ч.1 ст.9).

Согласно п. 4 ст. 41 ГрК РФ предусматривается два вида документации по планировке территории: проект планировки территории; проект межевания территории.

В силу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных ч. 2 ст.43 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно на основании проекта межевания.

Таким образом, с учетом нахождения на спорном участке многоквартирного (6 квартир) жилого дома, находящегося в собственности муниципального образования Хасанский муниципальный район, раздел участка с кадастровым номером <номер> на несколько участков под находящимися на нем объектами возможен исключительно на основании разработанного проекта межевания.

Состав проекта межевания установлен ст. 53 ГрК РФ.

В силу ст. 45 ГрК РФ (п.п.4, 5, 13) уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2-3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи.

Согласно ч. 1, п. 2 ч. 1.1, ч. 4 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 данной статьи.

В то же время, согласно ч. 8 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

ФИО направил в администрацию Хасанского муниципального района предложение о разработке проекта межевания на участок за счет собственных средств.

13.08.2018 администрацией Хасанского муниципального района издано постановление №858-па «О подготовке документации по планировке территории в части разработки проекта межевания территории в границах земельного участка с кадастровым номером <номер> с.Безверхово Хасанского муниципального района». Указанным правовым актом утверждено задание ФИО на выполнение инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории (Приложение №1), где определены основные требования к документации. Постановление администрации Хасанского муниципального района направлено в адрес заявителя письмом от 16.08.2018 №4963.

На основании указанного правового акта административного ответчика ФИО за свой счет заказал и 01.11.2018 направил в администрацию Хасанского муниципального района документацию по планировке территории в части разработки проекта межевания территории в границах названного земельного участка в районе ул. Янковского, 26 с. Безверхово Хасанского муниципального района, разработанную ООО «Региональный градостроительный центр кадастровых работ».

После получения проекта межевания административным ответчиком за пределами установленного срока проведения публичных слушаний издано постановление от 19.02.2019 за №12-пг «О публичных слушаниях по вопросу утверждения документации по планировке территории в части разработки проекта межевания территории в границах земельного участка с кадастровым номером <номер> с.Безверхово Хасанского муниципального района, которым дата проведения публичных слушаний определена на 05.03.2019 в <адрес>, актовый зал.

По результатам публичных слушаний были выявлены пожелания жильцов с.Безверхово к его корректировке, что зафиксировано комиссией в протоколе проведения публичных слушаний и заключении о результатах публичных слушаний. Так, по результатам слушаний, представленный проект межевания не был утвержден, ФИО надлежало учесть пожелания участников слушаний, а именно: обеспечить проезд к скважине через делимый участок; увеличить придомовую территорию в пользу жильцов многоквартирного дома; обеспечить пожарный проезд к хозблоку; увеличить территорию между дорогой общего пользования и хозяйственным блоком.

Истец, присутствовавший на слушаниях, по результатам их проведения, за свой счет заказал корректировку проекта межевания, и сопроводительным письмом от 26.03.2019 направил в адрес административного ответчика откорректированный проект межевания с целью его рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

В письме ФИО указал, что граница участка под многоквартирным жилым домом по <адрес> расширена до ранее существовавшего забора между домом и бывшей территорией погранзаставы «Безверхово» (по границам фактического пользования); пожарный проезд к хозблоку увеличен до 3,5 метров; площадка перед хозблоком, предлагаемая к оформлению сервитута в пользу Хасанского муниципального района, увеличена до 16*16 метров. Также истец сообщил, что проезд к зданию скважины по территории спорного участка не предусматривается, поскольку к этому зданию фактически существует другая грунтовая дорога шириной около 5 метров. Согласно отчету об отслеживании почтовой корреспонденции на сайте ФГУП «Почта России» отправление за номером 69010633022990 получено административным ответчиком 02.04.2019.

В связи с неполучением ответа от администрации Хасанского муниципального района в установленный срок ФИО обратился в Советский районный суд г. Владивостока с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Хасанского муниципального района, выразившееся в не принятии решения по утверждению или отказу в утверждении откорректированного проекта межевания участка (дело №2а-3306/2019).

Решением Советского районного суда г. Владивостока 08.11.2019 административные требования оставлены без удовлетворения на том основании, что администрацией Хасанского муниципального района в ходе рассмотрения дела в материалы дела и истцу представлен ответ от 25.10.2019 №6389, которым ФИО отказано в утверждении проекта межевания. Данное решение апелляционным определением от 06.02.2020 оставлено без изменений.

Как следует из названного ответа от 25.10.2019 №6389, административный ответчик указывает на отсутствие полномочий по распоряжению участками, находящимися в федеральной собственности, и рекомендует ФИО обратиться в ФСБ РФ (пограничное управление).

Вместе с тем, в материалы дела ответчиком представлен отзыв от 26.02.2020 №1290, из которого следует, что, по его мнению, в силу ст.46 ГрК РФ субъектами по принятию решений об утверждении документации являются орган местного самоуправления поселения или городского округа.

18.03.2021 в материалы дела администрацией Хасанского муниципального района представлен отзыв от 17.03.2021 №1735, из которого следует, что полномочия по принятию решения об утверждении проекта межевания принадлежат Российской Федерации, как собственнику делимого участка.

Также представителем администрации в материалы дела представлена пояснительная записка к Постановлению от 21.01.2020 №34-па (Об отмене постановления №858-па…», из которой следует, что в силу закона «О свободном порте Владивосток» полномочия по утверждению проекта межевания принадлежат Безверховскому сельскому поселению.

ФИО обратился с иском к администрации Хасанского муниципального района о признании недействующим с момента издания Постановления от 21.01.2020 №34-па, которым отменено ранее изданное постановление №858-па, во исполнение которого разработан проект межевания.

Решением Хасанского районного суда Приморского края от 09.07.2020 требования удовлетворены, указанное постановление признано недействующим с момента издания 21.01.2020. Апелляционным определением Приморского краевого суда от 23.12.2020 данное решение изменено, исключены из резолютивной его части данные о публикации оспариваемого постановления на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В остальной части решение оставлено без изменения.

Таким образом, постановление администрации Хасанского муниципального района от 21.01.2020 №34-па является недействующим с момента его принятия.

С учетом изложенного суд полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению, а вышеуказанные доводы административного ответчика не основаны на нормах права.

Согласно представленному в дело Акту приемки (передачи) зданий от 23.11.2016 и Передаточному акту нежилых зданий от 24.11.2016 ФСБ России в лице начальника службы в пгт.Посьет Пограничного управления ФСБ России по ПК передало пять зданий ФИО во исполнение договора купли-продажи, заключенного ТУ Росимущества по Приморскому краю по результатам аукциона. Следовательно, утратило права на соответствующие объекты и, соответственно, на земельный участок.

31.10.2018 ФИО обратился в Управление Росимущества по Приморскому краю с просьбой сообщить, расторгнут ли в настоящее время договор постоянного (бессрочного) пользования участком с ФГКУ «Пограничное управление ФСБ РФ по ПК». Согласно ответу от 26.11.2018 №08-9525 право постоянного (бессрочного) пользования участком службой ФСБ прекращено.

Частью 13 ст. 46 ГрК РФ определено, что орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

В то же время, 13.07.2015 был принят федеральный закон №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», опубликованный в установленном законом порядке.

В силу ст. 4 Федерального закона от 13.07.15 №212-ФЗ территория Хасанского муниципального района Приморского края относится к свободному порту Владивосток.

Следовательно, порядок разработки и утверждения документов территориального планирования в рассматриваемом случае регулируется специальными нормами Федерального закона от 13.07.2015 №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток».

Согласно ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 №212-ФЗ подготовка и утверждение документации по планировке территории, входящей в границы свободного порта Владивосток, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, либо городского округа в границы которого входит участок.

Спорный участок находится в границах Безверховского сельского поселения.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; в свою очередь городской округ – это один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах; городской округ с внутригородским делением – городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования.

Исходя из установленных законом и обозначенных выше характеристик, следует, что Безверховское сельское поселение ни по своему наименованию, ни по своим характеристикам не является городским округом или муниципальным районом, а представляет собой, собственно, сельское поселение.

Поскольку норма ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О свободном порте Владивосток» не содержит указания на возможность разработки и утверждения документов территориального планирования администрацией сельского поселения, следовательно, Безверховское сельское поселение не имеет полномочий по разработке и утверждению проекта межевания.

Довод о наличии подобных полномочий у ТУ Росимущества по Приморскому краю также не имеет под собой законных оснований, поскольку Росимущество осуществляет права собственника по распоряжению имуществом, в том числе, земельными участками, находящимся в федеральной собственности.

Как следует из статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе право его отчуждения.

Мероприятия по разработке и утверждению документов территориального планирования не являются мероприятиями по распоряжению или отчуждению участка.

Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации установлен один из принципов земельного права, который гласит, что судьба участка и расположенных на нем объектов недвижимости едины (п.5 ст.1).

Из п.1 ст.39.20 ЗК РФ следует, что собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на получение в собственность или аренду участков, на которых расположены принадлежащие им объекты недвижимости.

Таким образом, при переходе прав собственности на здание скважины (Безверховское сельское поселение), а также хозблок и многоквартирный жилой дом (Хасанский муниципальный район) к соответствующему муниципальному образованию, к ним одновременно перешло и право оформить соответствующее права собственности на часть участка, занятого этими объектами недвижимости.

При таких обстоятельствах, факт регистрации права собственности на участок за Российской Федерацией носит формальный характер. Кроме того, при разделе участка на соответствующие части (новые земельные участки) проектом межевания предусматривается оформление сервитута в пользу Хасанского муниципального района.

Поэтому суд полагает, что участие администрации Хасанского муниципального района в решении вопроса о разработке и утверждении проекта межевания, которым предусматриваются границы вновь образуемых участков, неизбежно.

Основываясь на положениях Федерального закона от 13.07.2015 №212-ФЗ «О свободном порте Владивостоке», который не ставит решение вопроса об утверждении документов территориального планирования в границах территорий, относящихся к СПВ, в зависимость от принадлежности прав на участок, суд приходит к выводу, что администрация Хасанского муниципального района является единственным органом, уполномоченным в силу ст.28 Федерального закона от 13.07.2015 №212-ФЗ на принятие решения об утверждении проекта межевания участка с номером <номер>.

Согласно ч.13.1 ст. 46 ГрК РФ основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1. ст.45 ГрК РФ, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям ч. 10 ст.45 ГрК РФ. В иных случаях отклонение представленной документации по планировке территории не допускается.

В свою очередь ч. 10 ст.45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий».

Письмо Администрации Хасанского муниципального района от 25.10.2019 №6389 не содержит законных оснований для отказа в утверждении проекта межевания, предусмотренных ч.10 ст.45 ГрК РФ. Административным ответчиком в материалы дела не представлено доказательств несоответствия представленного проекта межевания требованиям, установленным ч.10 ст.45 ГрК РФ.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом (ч.3 ст.227 КАС РФ).

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск ФИО к администрации Хасанского муниципального района Приморского края удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Хасанского муниципального района Приморского края в утверждении ФИО проекта межевания территории в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, оформленный письмом от 25.10.2019 № 6389.

Возложить на администрацию Хасанского муниципального района Приморского края обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос об утверждении ФИО проекта межевания территории в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, направленный 26.03.2019.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 22.04.2021.

Судья О.В. Олесик