ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-25/2021УИД140013-01-2021-000031-17 от 26.01.2021 Кобяйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-25/2021 УИД 14RS0013-01-2021-000031-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Сангар 26 января 2021 года

Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Тимофеева А.И., единолично, при секретаре Гридневой М.Н., с участием

заместителя прокурора Кобяйского района Эверстова Е.Е.,

представителя администрации МО «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Спиридоновой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокуратуры Кобяйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании незаконным распоряжения и возложения обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Кобяйского района Эверстов Е.Е. обратился с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что распоряжением главы МО «Поселок Сангар» от <Дата обезличена><Номер обезличен>-р «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» дом <Номер обезличен>, расположенный по адресу <Адрес обезличен>, признан аварийным, срок отселения установлен не позднее <Дата обезличена>. Считает, что указанный многоквартирный дом находится в аварийном состоянии, его эксплуатация создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в доме граждан, установленный срок отселения является не разумным. Просит суд признать распоряжение главы МО «Поселок Сангар» от <Дата обезличена><Номер обезличен>-р «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), <Адрес обезличен> до <Дата обезличена> незаконным; обязать администрацию муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) установить срок отселения граждан, проживающих в жилом доме <Адрес обезличен> не превышающий шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании зам. прокурора Эверстов Е.Е. иск поддержал в полном объеме и во время судебного заседания, с учетом доводов представителя административного ответчика, срок отселения граждан из данного дома просит увеличить до 1 года.

Представитель административного ответчика Спиридонова Л.Н. с иском не согласна, в возражении ссылается на абз. 2 п. 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, где указано, что орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Установление срока расселения само по себе права жильцов указанного дома не нарушает, прокуратурой не представлено доказательств, что дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу для жизни и здоровья жильцов. Заключение НПО «СтройКонсалтинг» от <Дата обезличена> не содержит выводов, что жилой дом находится под угрозой обрушения его конструкций, что влечет угрозу жизни и здоровью его жильцам, что требуется немедленное расселение, в связи с чем, просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав Эверстова Е.Е., представителя административного ответчика Спиридонову Л.Н., а также изучив представленные в суд материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

О нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц прокурору стало известно не позднее даты завершения прокурорской проверки, которая проводилась в декабре 2020 г., таким образом, трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ не нарушен.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из содержания правовых норм, содержащейся в ст. 62, 218 КАС РФ, для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) должностного лица необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя. При этом ч. 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, который принял оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

Прокуратурой Кобяйского района Республики Саха (Якутия) проведена проверка исполнения жилищного законодательства.

Из материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии от <Дата обезличена><Номер обезличен> жилой <Адрес обезличен> (далее – многоквартирный дом) признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена><Номер обезличен>-Р «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» согласно п. 1 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу; п. 2 установлен срок отселения жильцов дома не позднее <Дата обезличена>; п. 3 определен срок сноса дома – не позднее <Дата обезличена>.

Судом установлено, что постановлением администрации МО «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена><Номер обезличен>-П создана межведомственная комиссия по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда и Положение о комиссии.

Согласно акта обследования помещения (многоквартирного дома) от <Дата обезличена><Номер обезличен> установлено, что несущие строительные конструкции многоквартирного дома (фундамент) по своим техническим, технологическим, объемно-планировочным параметрам и категории технического состояния утратили свои технико-эксплуатационные качества в результате физического износа в процессе эксплуатации здания. Проведение укрепительных работ нецелесообразно, ввиду характера повреждений. Перспектив реконструкции не архитектурной и культурной ценности здание не имеет. Износ фундамента составил 75%.

Заключением об оценке дома от <Дата обезличена><Номер обезличен> межведомственная комиссия пришла к выводу о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

На основании акта и заключения Администрация МО «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) вынесла распоряжение от <Дата обезличена><Номер обезличен>-Р «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, с указанием срока отселения жильцов дома не позднее <Дата обезличена>.

Таким образом, <Адрес обезличен> является аварийным, согласно заключению по оценке технического состояния, специализированной организации ООО НПО «СтройКонсалтинг» от <Дата обезличена> общий износ здания составил 65 %, при этом, в заключении отсутствуют сведения о непригодности проживания в данном жилом доме.

Заключением межведомственной комиссии не выявлен случай и не установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения. Само заключение не обжаловано и вынесено в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

На основании ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся - признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Согласно п. 49 Положения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу приведенного постановления, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.

Административным истцом суду не приведены доказательства об угрозе жизни и здоровью жильцов <Адрес обезличен>.

Довод административного истца о том, что согласно п. 7 Программы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы»» Администрация может внести корректировку в программу по переселению судом не принимается, в связи с тем, что <Адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением Администрации МО «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) <Дата обезличена><Номер обезличен>-Р, а действие данной программы распространяется только на дома признанные аварийными до <Дата обезличена>.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии основания о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена><Номер обезличен>-Р в части срока отселения граждан, т.к. данное распоряжение вынесено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Прокуратуры Кобяйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании незаконным распоряжения и возложения обязанности, установить срок отселения граждан до одного года - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия).

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.

Судья: п/п Тимофеев А.И.

Копия верна.

Судья: Тимофеев А.И.