ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-260-23 от 31.07.2023 Ирафского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2а-260-23

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

с.Чикола 31.07.2023г.

Ирафский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Батырова А.Р., при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-260-23 по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО2 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации местного самоуправления Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания о признании бездействия АМС Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, выразившегося в необеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных услуг и возложении обязанности на АМС Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных услуг муниципальной услуги «Предоставление мест для захоронения на кладбищах» утвержденной Постановлением АМС Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания от 30.06.2021г. и муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту капитального строительства» утвержденной Постановлением АМС Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания от 21.10.2019г.,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО2 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 административное исковое заявление прокурора поддержала полностью и пояснила, что прокуратурой <адрес> РСО– Алания проведена проверка исполнения законодательства о предоставлении государственных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» администрации местного самоуправления муниципального образования Ахсарисарское сельское поселение <адрес> РСО-Алания по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства.

Одной из целей реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации», утверждённого президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), является предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде.

Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных государственных органов обеспечить реализацию данного права.

Так, постановлением АМС Ахсарисарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление мест для захоронения на кладбищах».

Постановлением АМС Ахсарисарского сельского поселения от 21.10.2019г. утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту капитального строительства».

Вместе с тем, вопреки требованиям Закона № 210-ФЗ, АМС Ахсарисарского сельского поселения не обеспечена возможность получения физическими и юридическими лицами указанных муниципальных услуг в электронной форме.

По указанным фактам нарушений прокуратурой <адрес> внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ/Прдп, которое рассмотрено.

Однако, нарушения закона по результатам рассмотрения представления до настоящего времени не устранены, что подтверждается ответом главы АМС Ахсарисарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГФИО4

Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, что в целом препятствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению качества и доступности муниципальных услуг, способствует необоснованным временным, финансовым, организационным и иным издержкам для заявителей.

Ссылаясь на требования ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ст.ст. 4, 5, 9, 10, 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и ст.ст. 39, 218 КАС РФ, просит суд признать бездействие АМС Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, выразившегося в необеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных услуг.

Возложить на АМС Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных услуг муниципальной услуги «Предоставление мест для захоронения на кладбищах», утвержденной Постановлением АМС Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания от 30.06.2021г. и муниципальной услуги «Присвоение, адреса объекту капитального строительства», утвержденной Постановлением АМС Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания от 21.10.2019г.

Административный ответчик - АМС Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, должным образом извещенный о времени и месте рассмотрения в судебное заседание представителя не направил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав объяснения помощника прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО3, исследовав материалы административного дела, суд находит административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Одной из целей реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации», утверждённого президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), является предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде.

Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных государственных органов обеспечить реализацию данного права.

Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определено, что основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе, обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров, работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Пунктом 3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 10 Закона № 210-ФЗ при предоставлении государственных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, либо подведомственной государственному органу организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, с использованием информационно технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных услуг и (или) региональных порталов государственных услуг.

Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее ДД.ММ.ГГГГ государственными органами субъектов Российской Федерации требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Изложенное согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав положениями ч.ч. 1 - 8 ст. 26 Законом № 210-ФЗ, согласно которой гражданам и иным установленным Законом № 210-ФЗ лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона № 210-ФЗ перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Согласно материалам административного дела Постановлением АМС Ахсарисарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление мест для захоронения на кладбищах», Постановлением АМС Ахсарисарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту капитального строительства», однако фактическая возможность получения муниципальных услуг в электронном виде, в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, заявителям не представлена.

По факту нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» прокуратурой <адрес> в адрес главы Ахсарисарского сельского поселения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ/Прдп.

Однако, нарушения закона по результатам рассмотрения представления до настоящего времени не устранены, что подтверждается ответом главы Ахсарисарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту осмотра ресурса сети «Интернет» от 20.06.2023г. произведенного помощником прокурора <адрес>ФИО3 на сайте Единого портала государственных и муниципальных услуг, по адресу: «www.gosuslugi.ru», возможность получения физическими и юридическими лицами муниципальных услуг «Предоставление мест для захоронения на кладбищах» и «Присвоение адреса объекту капитального строительства», АМС Ахсарисарского сельского поселения в электронной форме не обеспечена.

Суд считает, что отсутствие возможности получения указанной муниципальной услуги в электронной форме нарушает законные права граждан на получение государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе право на электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление и.о. прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО2 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации местного самоуправления Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания о признании бездействия АМС Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, выразившегося в необеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных услуг и возложении обязанности на АМС Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных услуг муниципальной услуги «Предоставление мест для захоронения на кладбищах» утвержденной Постановлением АМС Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания от 30.06.2021г. и муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту капитального строительства» утвержденной Постановлением АМС Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания от 21.10.2019г., удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации местного самоуправления муниципального образования Ахсарисарское сельское поселение <адрес> РСО-Алания в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг («www.gosuslugi.ru»).

Обязать администрацию местного самоуправления муниципального образования Ахсарисарское сельское поселение <адрес> РСО-Алания в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями посредством единого портала государственных и муниципальных услуг («www.gosuslugi.ru») муниципальной услуги «Предоставление мест для захоронения на кладбищах», утвержденной Постановлением администрации местного самоуправления муниципального образования Ахсарисарское сельское поселение <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию местного самоуправления муниципального образования Ахсарисарское сельское поселение <адрес> РСО-Алания в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями посредством единого портала государственных и муниципальных услуг («www.gosuslugi.ru») муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту капитального строительства» утвержденной Постановлением АМС Ахсарисарское сельского поселения <адрес> РСО-Алания от 21.10.2019г.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РСО-Алания через Ирафский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.Р. Батыров