ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2603/18 от 26.12.2018 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

№2а-2603/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2018 года Кировский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Л.Л.Аплиной

при секретаре Н.С.Золотарёвой,

с участием

административного истца И.Г.Борзенко,

представителя административного ответчика А.Н.Туленковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное исковое заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

Томский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с административным исковым заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по осуществлению государственного управления в сфере организации и функционирования особо охраняемой природной территории областного значения «Тунгусовская роща»; обязать административного ответчика в срок не позднее /________/ подготовить и направить в Администрацию Томской области материалы, обосновывающие необходимость создания особо охраняемой природной территории областного значения «Тунгусовская роща», сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования данной особо охраняемой природной территории; подготовить для предоставления в ЕГРН документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию особо охраняемой природной территории областного значения «Тунгусовская роща».

В обоснование требований указано, что томской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях. Установлено, что на территории /________/ расположена особо охраняемая природная территория областного значения «Тунгусовская роща» на площади 483 га, объявленная памятником природы и взятая под особую охрану в соответствии с решением Исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов от /________//________/. Несмотря на продолжительное время, прошедшее с момента принятия решения о создании особо охраняемой природной территории регионального значения, природный комплекс «Тунгусовская роща» не утратил особого природоохранного и рекреационного значения.

В 2013 году на данной территории по заказу ОГБУ «Облкомприрода» (учреждения, подведомственного Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области), Национальным исследовательским Томским государственным университетом проведена научно-исследовательская работа по теме «Комплексное экологическое обследование особо охраняемых природных территорий Томской области в 2013 году».

В ходе комплексного экологического обследования научными сотрудниками отмечено, что памятник природы имеет важное рекреационное значение как место сбора ягод и грибов местным населением, а также как один из хорошо сохранившихся участков сосновых лесов. В пределах данной территории обитают 55 видов птиц, 16 видов млекопитающих, 4 вида земноводных, отмечены виды животных и растений, занесённые в Красную книгу Томской области. Растительный покров представлен разнотравным сосновым лесом с единичной примесью темнохвойных пород (преимущественно ели и кедра). В основном распространены сосняки приспевающие - 90 % территории (435 га), общий запас древесины 130500 м3.

Кроме того, вопрос совершенствования системы особо охраняемых природных территорий областного уровня являлся предметом обсуждения /________/ на рабочем совещании, организованном ОГБУ «Облкомприрода» с участием представителей Национального исследовательского Томского государственного университета, Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, администрации Города Томска. На рабочем совещании специалистами, обладающими специальными познаниями в области лесного хозяйства, биологии и геологии и имеющими научные степени и большой стаж работы в данной сфере, обсуждены проблемы функционирования особо охраняемых природных территорий, объявленных памятниками природы без утверждения границ и схем расположения решениями Томского облисполкома в 70-80-х годах. По результатам обсуждения сформирован список особо охраняемых природных территорий, в отношении которых рекомендовано рассмотреть вопрос об их упразднении. Особо охраняемая природная территория «Тунгусовская роща» в указанном перечне отсутствует и к упразднению не предполагается.

С учётом итогов данного совещания и результатов ранее проведённого комплексного экологического обследования Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области принято решение сохранить «Тунгусовская роща» в качестве особо охраняемой природной территории регионального значения в категории территория «рекреационного значения», территория включена в План развития системы особо охраняемых природных территорий областного значения Томской области с 2019 - 2024 г.г., утверждённый /________/ директором ОГБУ «Облкомприрода».

Более того, памятник природы расположен на находящихся в федеральной собственности землях лесного фонда в границах 19 и 20 кварталов урочища «Совхоз Тунгусовский» Молчановского участкового лесничества Молчановского лесничества, что исключает возможность его существования в качестве особо охраняемой природной территории местного значения, поскольку в силу требований части 8 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения только на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

Таким образом, до настоящего времени особо охраняемая природная территория «Тунгусовская роща» представляет собой уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, расположение которого на территории /________/ являлось основанием для отнесения таковой к числу особо охраняемых природных территорий областного значения.

Действующим федеральным и областным законодательством установлена процедура установления границ особо охраняемых природных территорий. Однако в нарушение требований федерального и областного законодательства границы особо охраняемой природной территории «Тунгусовская роща» не установлены. Сведения об особо охраняемой природной территории «Тунгусовская роща» в ЕГРН не внесены.

Материалы, являющиеся основанием для установления границ особо охраняемой природной территории, Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в полном объёме не подготовлены, в соответствии с требованиями части 3 статьи 3 Закона области от 12.08.2005 № 134-03 в Администрацию Томской области не направлены. В связи с этим до настоящего времени схема особо охраняемой природной территории и положение об особо охраняемой природной территории Администрацией Томской области не утверждены, что подтверждается письмом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 03.12.2018 № 5032.

По вопросам обеспечения надлежащего функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения Томским межрайонным природоохранным прокурором в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области ранее вносились представления от /________//________/, от /________//________/ однако конкретных действенных мер для активизации работы на данном направлении уполномоченным органом не принято.

В судебном заседании административный истец Томский межрайонный природоохранный прокурор - Борзенко И.Г., настаивала на удовлетворение исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области – Туленкова А.Н., действующая на основании доверенности от 02.07.2018 исковые требования признала, о чем предоставила письменное заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив в порядке ст.157 КАС РФ возможность принятия признания иска, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 26 указанного Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Закон Томской области от 12.08.2005 N 134-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Томской области" регулирует отношения в области создания, охраны, содержания, использования и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения в Томской области, закрепляет перечень категорий особо охраняемых природных территорий, особенности их правового положения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области. Закон создан с целью сохранения экологического баланса области, сохранения биологического, ландшафтного и историко-культурного разнообразия, а также уникальных, эталонных и типичных природных объектов и комплексов, улучшения состояния окружающей среды и обеспечения условий традиционного образа жизни и деятельности населения области, экологического воспитания и образования.

Согласно ст.1 Закона Томской области от 12.08.2005 N 134-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Томской области" особо охраняемые природные территории областного значения в Томской области - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значения, которые изъяты решениями органов государственной власти Томской области полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории областного значения находятся в ведении органов исполнительной власти Томской области, а в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

В соответствии с частью 3 ст.3 Закона Томской области от 12.08.2005 № 134-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области» для принятия решения об образовании особо охраняемых природных территорий областного значения, создании охранных зон на прилегающих к ним участках земли и водного пространства исполнительный орган государственной власти Томской области в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения представляет в Администрацию Томской области: материалы, обосновывающие необходимость создания особо охраняемых природных территорий областного значения; сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории; описание границ особо охраняемой природной территории и иные сведения.

Согласно ч. 1 ст. 3-2 Закона Томской области от 12.08.2005 № 134-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области» вышеприведенные материалы являются основанием для установления границ особо охраняемых природных территорий областного значения.

Частью 5 статьи 2 Закона Томской области от 12.08.2005 № 134-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области» установлено, что границы и схема особо охраняемой природной территории областного значения и положение об особо охраняемой природной территории областного значения, утверждаются постановлениями Администрации Томской области.

В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов /________/ от /________/ «О взятии под охрану уникальных природных объектов области» на территории Томского района Томской области на площади 483 га образована особо охраняемая природная территория регионального значения «Тунгусовская роща».

Согласно материалам экологического обследования особо охраняемой природной территории «Тунгусовская роща», выполненного МОО «Экологический центр Стриж», в 2013 году подтверждена его природная значимость. Установлено, что памятник природы имеет важное рекреационное значение как место сбора ягод и грибов местным населением, а также как один из хорошо сохранившихся участков сосновых лесов. В пределах данной территории обитают 55 видов птиц, 16 видов млекопитающих, 4 вида земноводных, отмечены виды животных и растений, занесённые в Красную книгу /________/. Растительный покров представлен разнотравным сосновым лесом с единичной примесью темнохвойных пород (преимущественно ели и кедра). В основном распространены сосняки приспевающие - 90 % территории (435 га), общий запас древесины 130500 м3.

Кроме того, вопрос совершенствования системы особо охраняемых природных территорий областного уровня являлся предметом обсуждения /________/ на рабочем совещании, организованном ОГБУ «Облкомприрода» с участием представителей Национального исследовательского Томского государственного университета, Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, администрации Города Томска. С учётом итогов данного совещания и результатов ранее проведённого комплексного экологического обследования Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ принято решение сохранить «Тунгусовская роща» в качестве особо охраняемой природной территории регионального значения в категории территория «рекреационного значения», территория включена в План развития системы особо охраняемых природных территорий областного значения /________/ с 2019 - 2024 г.г., утверждённый /________/ директором ОГБУ «Облкомприрода».

Статья 62 КАС РФ предусматривает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.

В ходе проведенной Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлено, что в нарушение требований федерального и областного законодательства границы особо охраняемой природной территории «Тунгусовская роща» не установлены.

В целях устранения нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях начальнику Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской межрайонной природоохранной прокуратурой вносились представления /________/, /________/, /________/, /________/.

Из ответов начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________//________/ от /________/, следует, что в соответствии с финансированием работ по обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий ОГБУ «Облкомприрода» /________/ утвердило «План развития системы особо охраняемых природных территорий (областного значения) /________/ в 2019-2024 г.г.», в соответствии с которым работы по утверждению границ и режима Тунгусовской рощи, а также внесение сведений о ней в Единый государственный реестр запланированы на 2020 год.

Согласно ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Пункт 7 ст.1 Федерального закона от /________/ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии со ст.10 Федерального закона от /________/ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, об особо охраняемых природных территориях, в том числе описание местоположения границ таких зон и территорий, подлежат внесению в реестр границ.

Согласно ст.13 Федерального закона от /________/ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в реестр границ осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 9 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/, утвержденного постановлением /________/ от /________//________/, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ осуществляет государственное управление в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения, за исключением государственных природных зоологических заказников областного значения, положениями о которых предусмотрена охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания.

Как следует из ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» по /________//________/ от /________/, сведения об особо охраняемой природной территории «Тунгусовская роща» и в ЕГРН не внесены и в реестре границ не отражены.

Исходя из системного толкования норм ст.1, 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» обязанность по установлению границ особо охраняемых природных территорий и их охранных зон считается исполненной только с момента внесения сведений о них в ЕГРН. Неисполнение указанной обязанности свидетельствует о бездействии уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц – ч.5 ст.46 КАС РФ.

Статьей 157 КАС РФ предусмотрено, что заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. При допустимости признания административного иска суд разъясняет последствия признания административного иска.

Представитель административного ответчика Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области – Туленкова А.Н. административные исковые требования признала полностью, ее полномочие на признание иска предусмотрены доверенностью № 12 от 02.07.2018, имеющейся в материалах дела.

Поскольку признание административного иска административным ответчиком не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц, суд принимает признание административного иска административным ответчиком и считает возможным удовлетворить административные исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по осуществлению государственного управления в сфере организации и функционирования особо охраняемой природной территории областного значения «Тунгусовская роща».

Обязать Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в срок не позднее 01.07.2020 подготовить и направить в Администрацию Томской области материалы, обосновывающие необходимость создания особо охраняемой природной территории областного значения «Тунгусовская роща», сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования данной особо охраняемой природной территории, описание ее границ, подготовить для предоставления в ЕГРН документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию особо охраняемой природной территории областного значения «Тунгусовская роща».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Л.Л.Аплина

ВЕРНО

Судья Л.Л.Аплина

Секретарь Н.С.Золотарёва