Дело № 2а-2606/2022
УИД 50RS0044-01-2022-003663-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2022 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Астаховой М.И., при помощнике судьи Егоровой В.А.,
С участием:
Административного истца Сирченко Н.В., ее представителя по доверенности Сирченко А.В.
Представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Втюриной М.А.,
Заинтересованного лица Жаровой А.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сирченко Натальи Викторовны к Администрации городского округа Серпухов Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности»
УСТАНОВИЛ:
Сирченко Н.В. обратилась в суд с административным иском в котором просит признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 28.04.2022 в отношении земельного участка площадью 550 кв.м., с кадастровым расположенного по ; обязании Администрацию городского округа Серпухов Московской области повторно рассмотреть заявление Сирченко Натальи Викторовны о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Свои требования мотивирует тем, что в марте 2022 года она получила извещение от Администрации г.о. Серпухов Московской области, в котором сообщалось, что сотрудниками Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области произведено выездное обследование земельного истца. В ходе выездного обследования выявлены признаки самовольного занятия части земельного участка неразграниченной государственной собственности или муниципальной собственности, прилегающей к земельному участку с кадастровым с юго- западной стороны. Также истцу было сообщено о недопустимости нарушения требований действующего законодательства и она была проинформирована о возможности увеличения площади собственного земельного участка путем оформления самовольно занятой части земельного участка по процедуре перераспределения земельных участков в соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель предусмотрен ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
14.04.2022 с целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, Сирченко Н.В. подано заявление в Администрацию г.о. Серпухов Московской области в отношении земельного участка с кадастровым , площадью 550 кв. м, с просьбой перераспределения участка площадью 347 кв.м. Таким образом, площадь новообразованного участка - 897 кв.м. 28.04.2022 административным ответчиком было принято решение об отказе в перераспределении, поскольку имеется возможность сформировать самостоятельный земельный участок. Административный истец считает оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, поскольку оно противоречит ст.ст. 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы как административного истца так и заинтересованного Жаровой А Ю., которая является собственником участка , смежного с земельным участком истца и также имеет намерение на перераспределение земель, находящихся с юго - западной стороны от ее участка.
Административный истец ссылается на Закон Московской области от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» и указывает, что минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: дачного хозяйства - 0,06 га, а максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: дачного хозяйства - 0,25 га. То, есть у в собственности истца находится земельный участок площадью всего по 550 кв.м, что является меньше минимального размера земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения дачного хозяйства установленного законом Московской области от 17 июня 2003 года N 3/59-П.
Административный истец Сирченко Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, поддержала позицию своего представителя Сирченко А.В., который указал, что своим отказом Администрация вынуждает истца выкупать земельный участок размером 600 кв.м., с учетом земель, на которые претендует Жарова А.Ю., по полной кадастровой стоимости. Мотивом отказа послужил тот факт, что имеется возможность сформировать отдельный земельный участок с отдельным проездом. Однако, в данном случае будут нарушены требования пожарной безопасности, поскольку в случае формирования самостоятельного земельного участка с отдельным проездом, произойдет ограничение доступа к пожарной техники к земельным участкам принадлежащим Сирченко Н.В. и заинтересованному лицу Жаровой А.Ю.
Представитель административного ответчика Администрации г.о. Серпухов Московской области по доверенности Втюрина М.А., в судебном заседании против заявленных требований возражала, просила оставить их без удовлетворения, поддержала письменный отзыв, из которого следует, что 14.04.2022 года Административный истец через портал государственных и муниципальных услуг Московской области обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 28.04.2022 заявителю было отказано в оказании Государственной услуги, поскольку из перераспределяемого земельного участка возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ЗК РФ.
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями - Московской области», реализация полномочий органами местного самоуправления, осуществляется, при наличии согласования с Министерством имущественных отношений. На основании пункта 77 Сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от 27.04.2022 года № 76-0, принято решение о согласовании решения об отказе в предоставлении Государственной услуги.
Согласно предоставленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок площадью 897 кв.м, образуется при перераспределении земельного участка с кадастровым площадью 550 кв.м., находящегося в частной собственности и земельного участка государственной неразграниченной собственности площадью 347 кв.м. Из акта выездного обследования земельного участка с кадастровым , установлено, что испрашиваемый земельный участок свободен от капитальных строений, имеется самостоятельный подъезд. Возможно сформировать самостоятельный земельный участок и предоставить в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденными постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 18.08.2021 № 4182-П, перераспределяемый земельный участок площадью 897 кв.м, расположен на землях государственной неразграниченной собственности в границах населенного пункта д. Калиново в. территориальной зоне Ж-2, установленной для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов. Вид разрешенного использования земельных участков «для ведения личного подсобного хозяйства» в данной территориальной зоне является основным. Установленные предельные размеры земельных участков (кв.м): мин 500- мах 3000.
Представитель административного ответчика ссылается на положения п.9 ст. 39.29 ЗК РФ и указывает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если предусматривается возможность образовать самостоятельный земельный участок.
Заинтересованное лицо Жарова А.О. в судебном заседании указала, что требования административного истца поддерживает, указывает, что формирование самостоятельного земельного участка нарушает ее права, поскольку в данном случае проезд к ее дому также будет ограничен.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не прибыл, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения.
Руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не прибывших участников процесса.
Выслушав лиц участвующих в деле, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела усматривается, что Сирченко Н.В. является собственниками земельного участка с кадастровым , площадью 550 кв.м, категория земель – «земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 54-60).
Административный истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 г. № 15ВР-1816 утвержден Регламент предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», в соответствии с п.5.1 которого органом местного самоуправления, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация городского округа или муниципального района, на территории которого расположен земельный участок.
В целях предоставления Государственной услуги Администрация взаимодействует с: Министерством имущественных отношений Московской области в целях получения сводного заключения о наличии/отсутствии оснований для перераспределения земельного участка (п.5.7.1 Регламента); Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для получения сведений о земельном и/или расположенном на земельном участке объекте из Единого государственно реестра недвижимости (п.5.7.2 Регламента); Управлением Федеральной налоговой службы для получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (п.5.7.3 Регламента); Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области, по вопросу получения сведений об оборотоспособности земельного участка (п.5.7.4 Регламента).
Согласно пункта 6.2.4 Административного регламента при наличии оснований, указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, результатом предоставления Государственной услуги является решение об отказе в предоставлении Государственной услуги, которое оформляется на официальном бланке Администрации в виде письма.
Пункт 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги.
Администрацией городского округа Серпухов в соответствии с Административным регламентом было получено заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования м градостроительного зонирования по проекту ОМС о перераспределении земельного участка в порядке ст.39.28 ЗК РФ, в соответствии с которым земельный участок частично расположен в водоохранной зоне, зона застройки – Ж2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Вид разрешенного использования земельных участков «для ведения личного подсобного хозяйства» в данной территориальной зоне является основным. Установленные предельные размеры земельных участков (кв.м): мин 500- мах 3000 (л.д. 71-81).
Согласно акта выездного обследования земельного участка с кадастровым , установлено, что испрашиваемый земельный участок свободен от капитальных строений, имеется самостоятельный подъезд. Возможно сформировать самостоятельный земельный участок и предоставить в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (л.д. 52-53).
Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 1528.04.2022 отказано в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», в нарушение регламента "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности": а именно по п. 13.1.11, Образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с проектом межевания территории или изъятия земельного участка для государственных нужд. Также истцу разъяснены причины отказа: в соответствии с подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку образование земельного участка предусматривается путем распределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 50-51).
В материалы дела представлена выдержка из Сводного заключение Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений, из пункта 77 которого следует, что по заявлению Сирченко Н.В. согласован «Проект ОМС об отказе в предоставлении услуги», кадастровый , общая площадь 897, вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», категория земель – «земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 82-83).
Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2,3 статьи 39.28 ЗК РФ).
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 9 и 14 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Согласно пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, одним из оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, является возможность образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, установлены предельные размеры земельных участков с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)": мин 500- мах 3000 кв. м.
Земельный участок истца с кадастровым располагается в зоне Ж2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), вид разрешенного использования земельных участков «для ведения личного подсобного хозяйства» в данной территориальной зоне является основным. Установленные предельные размеры земельных участков (кв.м): мин 500- мах 3000.
В ходе рассмотрения дела установлено, что площадь испрашиваемого административным истцом земельного участка составляет 347 кв. м и находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Доказательств того, что размер испрашиваемых к перераспределению земель, государственная собственность на которые не разграничена, составляющий менее предельного минимального размера для данного вида разрешенного использования, обусловлен каким-либо объективными обстоятельствами, суду не представлено.
Таким образом, доводы Администрации городского округа Серпухов Московской области, изложенные в решении 28.04.2022 о наличии оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотренный пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, поскольку заявляемая административным истцом площадь земельного участка, который он намеревался получить путем заключения соглашения о перераспределении земельного участка составляет 550 кв. м, что позволяет сформировать самостоятельный земельный участок.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что в настоящем случае имеется возможность образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. Соответственно у Администрации городского округа Серпухов Московской области имелись основания для принятия оспариваемого решения, которое является законным и обоснованным, принято административным ответчиком в пределах его полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства, проект отказа в предоставлении государственной услуги согласован с Министерством имущественных отношений Московской области в соответствии с действующими нормативными документами.
Ссылка истца на положения Закона Московской области от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ (ред. от 12.03.2018) "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" несостоятельна, ввиду того, что указанный Закон утратил силу в связи с принятием Закона Московской области от 22.04.2019 N 63/2019-ОЗ.
Доводы истца о том, что оспариваемое решение влечет нарушение норм пожарной безопасности, а также нарушение прав Жаровой А.О. судом не принимаются, поскольку как уже указано, подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве самостоятельного основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрена возможность образования самостоятельного земельного участка. Кроме того, в случае дальнейшего рассмотрения вопроса о формирования самостоятельного земельного участка, будет учитываться соблюдение всех необходимых норм, в том числе противопожарных. Кроме того, права и свободы Жаровой А.О. оспариваемым решением не затрагиваются, личные (неимущественные) права и интересы Жаровой А.О. не затронуты.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, оспариваемые решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
При принятии решения по настоящему делу суд учитывает, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение таковыми законных прав и интересов лица, обратившегося в суд с административным иском. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий административный иск не подлежит удовлетворению.
Поскольку совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого решения от 11 28.04.2022 об отказе в предоставлении государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности", а соответственно и возложения на административного ответчика обязанности совершить действия по восстановлению нарушенного права истца при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Сирченко Н.В. требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Сирченко Натальи Викторовны о признании незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности»
от 28.04.2022 в отношении земельного участка площадью 550 кв.м., с кадастровым расположенного по ; обязании Администрацию городского округа Серпухов Московской области повторно рассмотреть заявление Сирченко Натальи Викторовны о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: М.И. Астахова
Мотивированное решение изготовлено 08.08.2022.