Дело № 2а-260/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2017 г. г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Ткаченко М.В.,
при секретаре Димитровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Отделу архитектуры градостроительной деятельности и сопровождения инвестиционных проектов Администрации Сальского района Ростовской области, Администрации Сальского района Ростовской области, заинтересованные лица: Управляющая компания СНТ «Весна» и Акционерное общество «Донэнерно» о признании решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки помещения незаконным и обязании выдать разрешение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Отделу архитектуры градостроительной деятельности и сопровождения инвестиционных проектов Администрации Сальского района Ростовской области, Администрации Сальского района о признании решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки помещения незаконным и обязании выдать разрешение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения.
В обосновании своих исковых требований указала, что она 09.06.2016 обратилась через МАУ МФЦ Сальского района в Отдел архитектуры и сопровождения инвестиционных проектов Сальского района с заявлением № по вопросу выдачи разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения путем установки индивидуального отопления, расположенного по адресу: <адрес>.
05.07.2016 ею был получен письменный ответ (исх. №), подписанный главным архитектором Администрации Сальского района БЕН, которым ей было отказано в удовлетворении заявления, поскольку основанием проведения переустройства жилого помещения в силу ст. 26 ЖК РФ является решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства жилого помещения, которое должно проводиться с соблюдением требований законодательства и представлением в орган местного самоуправления всех необходимых документов.
К числу документов, которые необходимо представить в орган местного самоуправления для переустройства жилого помещения, относится подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства жилого помещения; проект на монтаж системы индивидуального отопления квартиры; проект на установку и монтаж внутриквартирного газового оборудования (при этом собственник жилого помещения обязан обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового и внутриквартирного оборудования с обязательным заключением со специализированными организациями договора о содержании и ремонте указанного газового оборудования; проект (техническая документация) на устройство забора воздуха на устройство дымохода и вентиляции.
Таким образом, проект переустройства жилого помещения должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как отключение квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового теплогенератора) предусматривает измерение общедомовой инженерной системы отопления.
Все вышеперечисленные документы были предоставлены ею изначально в полном объеме.
С отказом она не согласна, поскольку он нарушает её права и свободы как гражданина Российской Федерации. Это выражается в том, что одновременно с выданным ей отказом, жильцам квартир № и № дома по <адрес>, 26.07.2016 были выданы разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения путем установки индивидуального отопления. Также выданный ей отказ не соответствует требованиям статьи 27 ЖК РФ.
Указанный отказ был обжалован ею в порядке подчиненности вышестоящему руководителю. Так, 06.09.2016 Главе Администрации Сальского района было направлено письмо с просьбой, дать разъяснения отказа в выдаче разрешения на переустройство и (или) переоборудование жилого помещения, а также повторно рассмотреть её заявление по вопросу выдачи разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения путем установки индивидуального отопления.
30.09.2016 ею был получен ответ (исх. №), в котором вновь было отказано в выдаче разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения путем установки индивидуального отопления, поскольку «в соответствии с п. 2 ст. 26 ЖК РФ, согласование переустройства жилых помещений ранее выдавалось на основании следующих документов:
- заявление о переустройстве и (или) перепланировке;
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение;
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- протокол правления ТСН «Весна» многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от 19.07.2015 с согласием всех собственников жилых помещений.
19.04.2016 от председателя ТСН «Весна» ФИО2, на имя заместителя главы Администрации по строительству и капитальному ремонту, поступило письмо, о том, что протокол заседания правления и обращение с подписями всех собственников не достоверны и решение по вопросу отключения дома по <адрес> правлением СНТ «Весна» не принималось.
Председатель СНТ «Весна» ФИО2 обратилась в следственные органы МВД по Сальскому району по вопросу подделки подписей в вышеуказанном протоколе. Данные почерковедческой экспертизы, подтверждающие подделку подписей, в Администрацию Сальского района не поступали».
Вышеуказанным ответом ей было рекомендовано заново вынести на повестку дня вопрос отключения от центрального отопления и перехода на автономное отопление многоквартирного дома по <адрес> и составить новый протокол правления СНТ «Весна» с согласием всех собственников жилых помещений, а также направить гарантийное письмо в ресурсоснабжающую организацию филиал «Донэнерго» - «Тепловые сети» Сальского района тепловых сетей, в её управляющую компанию в Государственную жилищную инспекцию, о том, что они в течение двух лет перейдут всем домом на автономное отопление.
Ссылалась на ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, ст. 19 Конституции РФ, ст. 218 КАС РФ, просила признать незаконным отказ Отдела архитектуры и сопровождения инвестиционных проектов Сальского района от 05.07.2016 № в выдаче разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения путем установки индивидуального отопления, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать отдел архитектуры и сопровождения инвестиционных проектов Сальского района устранить в полном объеме допущенное нарушение её прав и свобод, путем выдачи решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения путем установки индивидуального отопления, расположенного по адресу: <адрес>.
Определением Сальского городского суда Ростовской области 02.02.2017 в качестве заинтересованных лиц привлечены управляющая компания ТСН «Весна» и филиал ОАО «Донэнерго «Тепловые сети» Сальского района тепловых сетей».
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, ссылалась на доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Конкретизировав правовые основания, также ссылалась на доводы, изложенные в письменном объяснении на иск, объяснила, что орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Доводы ответчика о необходимости согласования технического проекта с ресурсоснабжающей организацией, также являются не обоснованными, поскольку она обращалась в АО «Донэнерго» по вопросу согласования технического проекта, однако в удовлетворении её просьбы было отказано, в связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает согласование проекта переустройства отдельно взятой квартиры в МКД, что подтверждается письменным ответом от 29.08.2016. С доводами ответчика о том, что схема теплоснабжения Сальского городского поселения не предусматривает перевод отдельной квартиры в многоквартирном доме на автономное отопление также считает необоснованными, поскольку исходя из дословного содержания п. 15 ст. 14 ФЗ №190 «О теплоснабжении» переход на поквартирное отопление в домах с коллективной (центральной) системой отопления запрещен не полностью, а только с использованием некоторых индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, каких именно – определено Постановлением Правительства РФ № 307 от 16.04.2012. То есть отсутствие в муниципальной схеме теплоснабжения на возможность установки индивидуального прибора отопления в многоквартирных домах, не может являться правовым основанием для отказа в выдаче разрешения. Система центрального отопления многоквартирного дома, относится к общему имуществу – реконструкция этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения или присоединения к имуществу одного из собственников возможны только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, для выдачи разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения путем установки индивидуального отопления она должна была представить письменное согласие всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме. К протоколу заседания правления СНТ «Весна» от 19.07.2015 были приложены списки всех собственников с их личными подписями. Указанные списки с подписями собственников жилых помещений подтверждают их согласие на переустройство и переоборудование. Достоверность подписей собственников никто не оспаривает. Решение правления в установленном законом порядке никем не обжаловалось, ссылалась на ст. 27, п. 3 ст. 36, п. 2 ст. 40, ст. 44 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ, просила удовлетворить заявленные ею требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика отдела архитектуры градостроительной деятельности и сопровождения инвестиционных проектов Администрации Сальского района Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил (л.д. 53).
Представитель административного ответчика Администрации Сальского района по доверенности от 12.11.2015 ФИО4 (л.д. 25), в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения относительно заявленных требований (л.д. 40-45), полагала, что отказ в согласовании переустройства и перепланировки помещения, был выданн законно, в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, так как он не был согласован с теплоснабжающей организацией, а также с учетом положений ч. 1 ст. 290 и ч. 1 ст. 247 ГК РФ, ст. 36, 40, 44 ЖК РФ, пунктов 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в связи с отсутствием согласия на реконструкцию общего имущества (системы центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения данного многоквартирного дома) всех собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, административным истцом был пропущен срок для его обжалования без уважительных причин, просьбы о восстановлении срока административное заявление не содержит. Доводы административного истца о том, что ответ от 05.07.2016 № был обжалован вышестоящему руководителю, не могут быть признаны заслуживающими внимания, поскольку административный истец обратилась 06.09.2016 в тот же орган местного самоуправления с просьбой дать разъяснения, а не с жалобой на решение должностного лица. На основании изложенного представитель административного ответчика просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме (л.д. 40-45).
Представитель заинтересованного лица АО «Донэнерго» по доверенности от 18.05.2016 ФИО5 в судебном заседании с требованиями заявленными административным истцом ФИО1, не согласилась, объяснила, что она поддерживает позицию администрации Сальского района, считает правомерным решение об отказе № от 05.07.2016 года в предоставлении муниципальной услуги о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения Отдела архитектуры, градостроительной деятельности и сопровождения инвестиционных проектов Администрации Сальского района. В удовлетворении требований заявленных ФИО1 просила отказать (л.д. 57-58).
Заинтересованное лицо председатель Управляющей компании СНТ «Весна» ФИО2 в судебном заседании объяснила, что административным истцом для выдачи решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения путем установки индивидуального отопления, расположенного по адресу: <адрес>, был представлен протокол заседания правления СНТ «Весна», о котором ей не известно. Данный протокол не изготавливался и правлением не подписывался, чьи подписи стоят в протоколе, неизвестно, собрание не созывалось и не проводилось. Она обращалась в правоохранительные органы с заявлением о том, что в протоколе заседания правления СНТ «Весна» от 19.07.2015 поддельные подписи председателя, секретаря, а также жильцов дома, однако в возбуждении уголовного дела было отказано. Не возражала против требований заявленных ФИО1, но при наличии согласия всех собственников многоквартирного дома.
С учетом мнения административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, заинтересованного лица и в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, заслушав, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы согласно перечню, установленному ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, а именно 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности, на основании соглашения о передаче квартиры от 16.02.2007 и договора о совместной деятельности № от 14.01.2004 принадлежит квартира, общей площадью 60,2 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. л.д. 56,54-55, 33).
Как следует из представленного суду технического паспорта жилого помещения (квартиры), <адрес>, по адресу: <адрес>, расположена на 2 этаже многоквартирного дома, подключена к центральной системе отопления (л.д. 29-32).
ФИО1 09.06.2016 (дело №), обратилась в отдел архитектуры и сопровождения инвестиционных проектов Сальского района с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения». Администрацией Сальского района Ростовской области отделом архитектуры, градостроительной деятельности и сопровождения инвестиционных проектов принято решение № от 05.07.2016 (л.д. 10-13) об отказе в предоставлении услуги согласования переоборудования помещения по адресу: <адрес>, по следующим основаниям:
Система центрального отопления дома, относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома, согласно п.3 ст.36,п.2 ст.40,ст.44 ЖК РФ реконструкция этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения или присоединения к имуществу одного из собственников возможны только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Основанием проведения переустройства жилого помещения в силу ст. 26 ЖК РФ является решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства жилого помещения, которое должно проводиться с соблюдением требований законодательства и предоставлением в орган местного самоуправления всех необходимых документов. К числу документов, которые необходимо представить в орган самоуправления для переустройства жилого помещения, относится подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства жилого помещения.
Проект на переустройство жилого помещения (квартиры) с переводом его на индивидуальное отопление, в соответствии с требованиями Свода правил 62.13330.2011 «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Минрегиона РФ от 27 декабря 2010 года № 780, Свода правил 41-108-2004 года «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на ЛБ -2011/9 от 26 марта 2004 года, Правилами безопасности 12-529-03 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 18 марта 2003г. № 9; постановления Правительства РФ от 16.02.2008г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» должен содержать в том числе: проект на отключение квартиры от внутридомовой системы отопления, заключение о том, что отключение квартиры (части квартиры) не приведет к нарушению баланса теплоснабжения, не повлияет на систему отопления в целом; проект на монтаж системы индивидуального отопления квартиры, проект на установку и монтаж внутриквартирного газового оборудования (при этом собственник жилого помещения обязан обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового и внутриквартирного оборудования с обязательным заключением со специализированными организациями договора о содержании и ремонте указанного газового оборудования); проект (техническая документация) на устройство забора воздуха; проект на устройство дымохода и вентиляции (следует отметить, что п.6.3 СП 41-108-2004 запрещается устройство дымоходов от каждого теплогенератора индивидуального через фасадную стену многоквартирного жилого здания).
Таким образом, проект переустройства жилого помещения должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового теплогенератора) предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
В соответствии со схемой теплоснабжения ФИО3 городского поселения утвержденой Постановлением Администрации Сальского городского поселения от 21.10.2013 года №, многоквартирный <адрес> подключен к централизованным источникам теплоснабжения, а переоборудование отдельных квартир в доме на индивидуальное отопление не освобождает теплоснабжающую организацию Филиал ОАО «Донэнерго» - тепловые сети» Сальского района тепловых сетей, от подачи тепловой энергии на дом в целом. Таким образом, исключив данный дом по <адрес>, из объектов теплоснабжения означает оставить многоквартирный дом, а именно квартиры, не имеющие индивидуального отопления, в целом без отопления. Утвержденной схемой теплоснабжения не предусмотрен перевод отдельной квартиры в многоквартирном доме на автономное отопление. Таким образом, в период следующей актуализации схемы теплоснабжения (с 15 января по 15 апреля) возможны изменения только в случае устройства автономного источника теплоснабжения (блочно-модульной котельной, приставных котлов к МД или индивидуальных котлов) во всех квартирах без исключения для теплоснабжения многоквартирного жилого дома в целом.
ФИО1 06.09.2016 обращалась в Администрацию Сальского района, с просьбой разъяснить, каким образом в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, несколько квартир (№№ и др.) переведены на индивидуальное поквартирное отопление, как и в других многоквартирных домах города Сальска. Полагала, что действующее законодательство не запрещает переход на индивидуальное отопление с использованием современных отопительных котлов, отвечающих указанным требованиям. Просила повторно рассмотреть её заявление по вопросу выдачи разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения путем установки индивидуального отопления, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 14-17).
Согласно ответу Администрации по строительству и капитальному ремонту, Администрации Сальского района Ростовской области № от 30.09.2016, обращение ФИО1 рассмотрено. По существу заданного вопроса сообщено следующее.
Ранее в соответствии с ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ согласование переустройства жилых помещений выдавалось на основании следующих документов:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение;
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) протокол правления ТСН «Весна» многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от 19.07.2015 с согласием всех собственников жилых помещений.
19.04.2016 от председателя ТСН «Весна» ФИО2 на имя заместителя главы Администрации по строительству и капитальному ремонту, поступило письмо, о том, что протокол заседания правления и обращение с подписями всех собственников не достоверны и решение по вопросу отключения от центрального отопления и перехода на автономное отопление многоквартирного дома по <адрес> правлением ТСН «Весна» не принималось.
Председатель ТСН «Весна» ФИО2 обратилась в следственные органы МВД по Сальскому району по вопросу подделки подписей в вышеуказанном протоколе. Данные почерковедческой экспертизы, подтверждающие подделку подписей, в Администрацию Сальского района не поступали.
ФИО1 было рекомендовано заново вынести на повестку дня вопрос отключения от центрального отопления и перехода на автономное отопление многоквартирного дома по <адрес> и составить новый протокол правления ТСН «Весна» с согласием всех собственников жилых помещений. Направить гарантийное письмо в ресурсоснабжающую организацию филиал ОАО «Донэнерго» - «Тепловые сети» Сальского района тепловых сетей, управляющую компанию и Государственную жилищную инспекцию, о том, что в течение двух лет весь дом перейдет на автономное отопление (л.д. 18-19).
В силу ч. 1 ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 1) непредставления определенных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых с учетом ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Частью 1 ст. 290 ГК РФ предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Частью 2 ст. 40 ЖК РФ предусмотрено, что, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что находящиеся в квартире заявителя трубопроводы отопления (стояки) служат не только для обогрева одного помещения, но также и для транзита теплоносителя по системе отопления дома в другие его помещения, в связи с чем предназначены для обслуживания более одной квартиры, что позволяет их отнести к составу общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального газового отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, то на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Между тем судом установлено, что согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на проведение такого переустройства квартиры на момент обращения административного истца в администрацию получено не было, и до настоящего времени такого согласия не имеется.
Судом также установлено, что заседание правления ТСН «Весна» от 19.07.2015 не проводилось. Председатель ТСН «Весна» ФИО2 обращалась в следственные органы МВД по Сальскому району по вопросу подделки подписей в протоколе от 19.07.2015, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 26.08.2016 (л.д. 71-72).
Учитывая указанные обстоятельства, переход квартиры в многоквартирном доме на индивидуальное отопление допускается с письменного согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома.
Доказательств, подтверждающих письменное согласие собственников помещений, административным истцом представлено не было.
Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить, что внутридомовые системы тепло и газоснабжения входят в состав общего имущества жилого дома, а уменьшение и другое изменение его размеров и способов эксплуатации путем изменения системы отопления допускается только с согласия всех собственников жилого дома с изменением схемы теплоснабжения. В данном случае, согласие всех собственников на реконструкцию системы отопления в квартире ФИО1 не получено и доказательств изменения схемы теплоснабжения дома не приведено, в том числе доказательств того, что возможный демонтаж существующих теплогенераторов (батарей) будет произведен способом, исключающим уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме.
Следует учесть, что отопительная батарея является обогревающим элементом, входит в комплекс инженерного оборудования для обеспечения передачи теплоты в целях поддержания требуемого температурного режима в помещениях жилого дома, при этом поддержание рабочего давления в системе отопления и равномерный прогрев обогревающих элементов является необходимым условием эксплуатации всей системы центрального отопления дома, относится к внутридомовой системе отопления и обслуживает не только квартиру, в которой установлен, но и другие помещения дома, а потому на переоборудование требуется согласие всех собственников.
Кроме того, п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, установлено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации (ч. 2 ст.36).
В соответствии с п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной или технической документацией на многоквартирный или жилой дом, несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, а также вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
По смыслу приведенных выше правовых норм проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Согласно п. 15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 N 190-ФЗ, запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. На это указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 2015 г. N АКПИ15-198.
В статье 2 ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 N 190-ФЗ дается понятие схемы теплоснабжения. Это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организациям теплоснабжения на соответствующих территориях отнесено утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Возражая против заявленных требований, представитель административного ответчика также ссылался на то, административным истцом был пропущен срок для обжалования отказа Отдела архитектуры градостроительной деятельности и сопровождения инвестиционных проектов Администрации Сальского района Ростовской области, без уважительных причин, просьбы о восстановлении срока административное заявление не содержит. Доводы административного истца о том, что ответ от 05.07.2016 № был обжалован вышестоящему руководителю, не могут быть признаны заслуживающими внимания, поскольку административный истец обратилась 06.09.2016 в тот же орган местного самоуправления с просьбой дать разъяснения, а не с жалобой на решение должностного лица.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 6 ст. 219 КАС РФ несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Статья 219 КАС РФ устанавливает срок, в течение которого возможно обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Общий срок составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Законодатель устанавливает единый срок обращения в суд независимо от того, использовал ли административный истец право на обращение в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу.
В силу частей 5, 7, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Исходя из указанных правовых норм срок обращения с заявлением в суд начинает исчисляться с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. При этом обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ лежит на заявителе.
Судом установлено, подтверждается объяснениями сторон и материалами дела то, что 09 июня 2016 ФИО1 обратилась через обратилась через МАУ МФЦ Сальского района в Отдел архитектуры и сопровождения инвестиционных проектов Сальского района с заявлением № по вопросу выдачи разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения путем установки индивидуального отопления, расположенного по адресу: <адрес>. 05 июля 2016 года ею был получен письменный ответ (исх. №), подписанный главным архитектором Администрации Сальского района БЕН, которым ей было отказано в удовлетворении заявления.
Вместе с тем, за защитой нарушенного права ФИО1 обратилась в суд с административным иском 09 января 2017 года, то есть по истечении установленного законом трехмесячного срока.
При этом, административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, которые могли бы являться основанием для его восстановления.
Доводы административного ответчика, что срок обращения в суд ею не пропущен, так как указанный отказ ею был обжалован в порядке подчиненности вышестоящему руководителю, так, 06 сентября 2016 года главе Администрации Сальского района она направила письмо с просьбой, дать разъяснения отказа в выдаче разрешения на переустройство и (или) переоборудование жилого помещения, а также повторно рассмотреть её заявление по вопросу выдачи разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения путем установки индивидуального отопления, суд считает не обоснованными.
Таким образом, пропуск срока, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Согласно ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Всесторонне исследовав и оценив в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, суд пришел к выводу, что административному истцу в удовлетворении исковых требований о признании решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки помещения незаконным и обязании выдать разрешение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, следует отказать, в связи с пропуском срока для обращения в суд с таким требованием.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделу архитектуры градостроительной деятельности и сопровождения инвестиционных проектов Администрации Сальского района Ростовской области, Администрации Сальского района Ростовской области, заинтересованные лица: Управляющая компания СНТ «Весна» и Акционерное общество «Донэнерго» о признании решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки помещения незаконным и обязании выдать разрешение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 февраля 2017 г..
Председательствующий М.В. Ткаченко