ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-260/18 от 09.02.2018 Слободской районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-260/2018 Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2018 года г. Слободской Кировской области

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Лумповой И.Л.,

при секретаре Драчковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Портных Бориса Владимировича к Слободской районной Думе Кировской области о признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий депутата,

УСТАНОВИЛ:

Портных Б.В. обратился с административным иском к Слободской районной Думе Кировской области, в котором просит признать незаконным решение Слободской районной Думы Кировской области пятого созыва № 17/153 от 26.10.2017 «О досрочном прекращении полномочий депутата Слободской районной думы Кировской области пятового созыва Портных Б.В. и отменить его. В обоснование иска указано, что Портных Б.В. является депутатом Слободской районной думы Кировской области пятого созыва. На основании анонимного обращения от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой было выявлено нарушение Портных Б.В., как депутатом, действующего законодательства РФ, и внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от ДД.ММ.ГГГГ. Рассмотрев указанное представление, Слободская районная дума вынесла решение № 17/153 от 26.10.2017 о досрочном прекращении депутатских полномочий Портных Б.В. Согласно п.3.5 п.3 ст.12 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки. В данном случае анонимное обращение послужило основанием для проведения прокурорской проверки, внесения представления, на основании которого было принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Портных Б.В. В связи с этим Портных Б.В. считает решение Слободской районной думы Кировской области незаконным, необоснованным, существенно нарушающим его права.

Административный истец Портных Б.В. и его представитель Мельников А.В. в судебном заседании на административном иске настаивали, подтвердили изложенное в иске.

Представитель Слободской районной Думы Кировской области Старченков Р.Н. в судебном заседании с административным иском не согласился.

Старший помощник Слободского межрайонного прокурора Облецов С.А. в судебном заседании с административным иском не согласился, указав на законность оспариваемого решения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу части 7.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Частью 4 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 558, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац 17 части 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ).

Согласно части 11 статьи 40 Закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В судебном заседании установлено, что согласно постановлению избирательной комиссии муниципального образования Слободской район от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении общих результатов выборов депутатов Слободской районной Думы Кировской области пятого созыва 18.09.2016» Портных Б.В. избран депутатом Слободской районной Думы Кировской области пятого созыва по Вахрушевскому трехмандатному избирательному округу .

Согласно п.п.1, 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области, и лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного решением Слободской районной Думы Кировской области от 26.02.2016 № 79/745, депутат Слободской районной Думы ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет председателю Слободской районной Думы через организационный отдел аппарата Слободской районной Думы по форме согласно приложению:

- сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения о ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

- сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения о ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

24.10.2017 по результатам проведенной Слободской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции при предоставлении сведений о доходах, расходах и обязательств имущественного характера депутатами представительного органа местного самоуправления Слободской районной Думы пятого созыва внесено представление N 02-02-2017 об устранении нарушений закона. В представлении отражен установленный в ходе проверки факт непредоставления депутатом Слободской районной Думы Портных Б.В. в установленный срок сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруги Портных М.Е., а также факт недостоверности представленных Портных Б.В. сведений о доходах, поскольку им не отражен полученный доход в размере 3000 рублей от осуществления депутатской деятельности и в размере 115 рублей.

Портных Б.В. в судебном заседании подтвердил факт непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруги Портных М.Е. за 2016 год, а также факт недостоверности представленных сведений о своих доходах за 2016 год.

Указанное представление было рассмотрено 25.10.2017 на заседании постоянной депутатской комиссии по мандатам, регламенту, депутатской этике и вопросам обеспечения жизнедеятельности населения Слободской районной Думы, на котором комиссия рекомендовала вынести решение о досрочном прекращении полномочий депутата Портных Б.В. к принятию (непринятию) Слободской районной Думой.

Затем представление прокурора было рассмотрено на очередном 17-ом заседании Слободской районной Думы пятого созыва ДД.ММ.ГГГГ. На указанном заседании из 20 предусмотренных Уставом муниципального образования Слободской муниципальный район (ст.20) присутствовали 17 депутатов? два депутата отсутствовали, но имелись их заявления с позицией по каждому вопросу повестки. По итогам голосования большинством голосов Слободской районной Думой было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата Слободской районной Думы Кировской области пятого созыва Портных Б.В.

Оценив описанные выше обстоятельства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что у административного ответчика имелось безусловное основание для принятия оспариваемого решения, поскольку Портных Б.В. не были исполнены обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О противодействии коррупции», а именно: были поданы недостоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также не были поданы сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2016 год в срок по 01 апреля 2017 года.

На какие-либо уважительные причины в обоснование невозможности представления сведений в указанные сроки Портных Б.В. не ссылался.

Доводы административного истца о незаконности оспариваемого решения в связи тем, что прокурорская проверка была проведена по анонимному сообщению, не могут быть приняты во внимание.

Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ установлен Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 45 от 30.01.2013 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ». Согласно п. 2.8 Инструкции письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

В случае, если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Обращение с приложением (при наличии) приобщается к надзорному (наблюдательному) производству либо делу по номенклатуре на основании справки исполнителя. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в рамках его компетенции.

В п.3.1 Инструкции определено, что обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.

Из изложенного следует, что любое обращение, поступившее в органы прокуратуры, в том числе в котором не указаны фамилия гражданина, направившего обращение (анонимное обращение), или адрес, по которому должен быть направлен ответ, подлежит обязательном рассмотрению. Лишь ответ на анонимное обращение не дается.

В судебном заседании установлено, что поводом для проведения прокурорской проверки послужило анонимное обращение в Слободскую межрайонную прокуратуру. Данное обращение было рассмотрено в соответствии с приведенными нормами законодательства, регулирующими деятельность органов прокуратуры. Слободской районной Думой Кировской области было рассмотрено представление прокурора, которое анонимным обращением не является. Суд признает несостоятельной ссылку Портных Б.В. на п.3.5 ст.12 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающий, что информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки, поскольку ст.12 указанного закона регулирует порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, комиссией представительного органа субъекта РФ, а не органом прокуратуры. При этом в п.3.4 ст.12 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме в установленном порядке, правоохранительными и другими государственными органами.

Таким образом, решение Слободской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата Портных Б.В. принято законно, обоснованно, в рамках компетенции Думы, без каких-либо процессуальных нарушений. Административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Портных Бориса Владимировича к Слободской районной Думе Кировской области о признании незаконным решения Слободской районной Думы Кировской области пятого созыва от 26.10.2017 № 17/153 о досрочном прекращении полномочий депутата Слободкой районной Думы Кировской области пятого созыва Портных Бориса Владимировича отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд Кировской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись И.Л.Лумпова