ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-260/19 от 04.02.2019 Иркутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 февраля 2019 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре ФИО1,

с участием помощника Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Листвянского муниципального образования о признании незаконными действия, разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Западно- Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Листвянского муниципального образования, в котором просит признать незаконными действия администрации Листвянского муниципального образования, выразившиеся в выдаче разрешения на строительство от **/**/**** индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым , по адресу: ....; признать незаконным разрешение на строительство от **/**/**** индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым , по адресу: .....

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании коллективного обращения жителей р..... проверена проверка законности строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым , по адресу: .....

Установлено, что на указанном земельном участке ФИО4 осуществляется строительство индивидуального жилого дома на основании разрешения, выданного администрацией Листвянского муниципального образования. Собственником земельного участка является гр. ФИО5, свидетельство о государственной регистрации права от **/**/****, запись регистрации .

Земельный участок кадастровым , относящийся к категории земель: земли населенных пунктов располагается в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, границы которой утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 2006 №1641-р, а также в границах водоохранной зоны озера Байкал. Нахождение указанного земельного участка в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории подтверждается заключением специалиста Управления Росреестра по Иркутской области, выпиской из Правил землепользования и застройки Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, выпиской из Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 N 94-ФЗ (далее - ФЗ «Об охране озера Байкал») Байкальская природная территория - территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.

На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. В центральную экологическую зону входит территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2 статьи 2 указанного Федерального закона).

Экологическое зонирование Байкальской природной территории утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 661 «Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон».

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами, закрепленными в статье 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал».

Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 г. № 643.

В соответствии с абзацем 21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 г. № 643, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в том числе запрещено: строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

Территория .... относится к центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Кроме того, Байкальским управлением Росприроднадзора при анализе расположения указанного земельного участка, а именно сведений из Единого государственного реестра недвижимости в части координат поворотных точек границ водоохраной зоны озера Байкал и в части координат указанного земельного участка, установлено, что земельный участок полностью расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также в границах водоохраной зоны озера Байкал.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм, можно прийти к выводу о наличии предусмотренного законодательством запрета строительства в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в том числе на землях населенных пунктов зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

Указанный запрет также распространяется на строительство индивидуальных жилых домов.

Между тем, в нарушение Федерального закона «Об охране озера Байкал», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 г. администрацией Листвянского муниципального образования выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома в ...., входящего в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории. В связи чем, указанное разрешение на строительство является незаконным.

Выдача администрацией Листвянского муниципального образования разрешения на строительство индивидуального жилого дома в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории посягает на предусмотренные ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», права граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, поскольку в Центральной экологической зоне, в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, в том числе выраженный в строгом запрете на строительство индивидуальных жилых домов.

Строительство индивидуального жилого дома в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, также создает угрозу причинения вреда уникальной экологической системе озера Байкал, так как создает дополнительную антропогенную нагрузку на экосистему озера Байкал, вследствие строительства новых зданий, строений, сооружений, что приводит к неорганизованному увеличению потока граждан, пребывающих на территории ЦЭЗ БПТ. Указанное также нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Помощник Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации Листвянского муниципального образования, заинтересованные лица ФИО4, ФИО6, представитель Байкальского Управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Учитывая надлежащее извещение участников процесса о судебном заседании, суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, исходя из следующего.

Статьей 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Порядок, сроки выдачи разрешения на строительство, а также перечень органов, наделенных полномочиями на выдачу разрешения на строительство, предусмотрены ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 27 Земельного Кодекса РФ, земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, ограничиваются в обороте.

Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, в соответствии с ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране озера Байкал» озеро Байкал является объектом всемирного наследия.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория - это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. В центральную экологическую зону входит территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2 статьи 2 данного Федерального закона).

Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» дано определение центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также указано, что ее границы определяются постановлением Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 368-р «Об установлении границы водоохранной зоны озера Байкал» такие границы были установлены.

Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р закреплено описание границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Территория .... относится к центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В соответствии с абзацем 21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 г. № 643, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в том числе запрещено: строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории, ст. 5 Федерального закона "Об охране озера Байкал" установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: .... принадлежит на праве собственности ФИО7

**/**/**** администрацией Листвянского муниципального образования выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства, общей площадью ~~~ кв.м. на земельном участке, расположенном по адресу: ....

Государственным инспектором Иркутской области по использованию и охране земель производилась проверка соблюдения законодательства на территории земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый , установлено, что указанный участок находится от уреза водного объекта – оз. Байкал на расстоянии около 1, 7 км. Участок огорожен по периметру. Доступ осуществляется с юго-восточной стороны. В соответствии со сведениями ЕГРН земельный участок с кадастровым , имеет следующие характеристики: площадь – кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Согласно информации, размещенной на сайте администрации Листвянского муниципального образования, **/**/**** по результатам публичных слушаний в отношении указанного земельного участка было принято решение об изменении разрешенного использования на – размещение гостиничного комплекса.

В силу ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство ….и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Суд полагает, что нахождение земельного участка в Центральной экологической зоне Байкальской природоохранной территории влечет его ограниченное использование, с учетом требований ФЗ от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р «Об описании границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории».

В ходе судебного разбирательства установлен факт осуществления строительства индивидуального объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым , расположенном по адресу: .... и находящегося в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

С учетом вышеприведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что действия администрации Листвянского муниципального образования, выразившиеся в выдаче разрешения на строительство от **/**/**** индивидуального жилого дома, выданное администрацией Листвянского муниципального образования разрешение на строительство не соответствуют требованиям закона.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Листвянского муниципального образования, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Листвянского муниципального образования, удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Листвянского муниципального образования, выразившиеся в выдаче разрешения на строительство от **/**/**** индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым , по адресу: .....

Признать незаконным разрешение на строительство от **/**/**** индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым , по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Т.Ю. Сорокина