РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2018 года п. Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Савченко Л.В., при секретаре Синициной А.А., с участием представителя административного истца - помощника прокурора Нижнеингашского района Мирюк Н.В., представителя административного ответчика – Главы Верхнеингашского сельсовета ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2А-260/2018 по административному исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Аверьянова К.М. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнеингашского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования,
установил:
административный истец прокурор Нижнеингашского района Красноярского края Аверьянов К.М., в порядке ст. 39 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Верхнеингашского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края, с учетом уточнения заявленных требований, просит: признать незаконным бездействие административного ответчика по решению вопросов местного значения, выразившееся в не надлежащей организации похоронного дела на территории муниципального образования; обязать административного ответчика в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
создать специализированную службу по вопросам похоронного дела;
определить порядок формирования и полномочия попечительского (наблюдательного) совета;
установить порядок предоставления земельного участка для погребения умершего;
организовать проведение межевания земельных участков, используемых под размещение кладбищ, путем заключения договора с кадастровым инженером;
поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения органом местного самоуправления требований законодательства по организации похоронного дела и содержания мест захоронения, установлено, что полномочия по решению вопросов местного значения в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, административным ответчиком надлежащим образом не исполняются. Не обеспечиваются права граждан по оказанию ритуальных услуг специализированными службами на безвозмездной основе. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. Реализация полномочий органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг обеспечивается принятыми нормативно – правовыми актами, на основании которых на специализированные службы по вопросам похоронного дела возлагается исполнение основного перечня услуг населению, связанных с погребением. Однако на территории муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, как не создан попечительский (наблюдательный) совет по вопросам похоронного дела и не определен порядок его формирования и полномочия. Отсутствие специализированных служб по вопросам похоронного дела не дает возможности реализовать положения ст.ст. 9,25,29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», в частности регулировать стоимость и контролировать качество предоставляемых населению услуг. Отсутствие попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, не позволяет осуществлять общественный контроль за деятельностью в сфере похоронного дела. Кроме того, предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. В муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, и органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение ими. В силу ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении земельных участков должен осуществляться кадастровый учет. Учету в реестре подлежит все недвижимое имущество (в том числе земельные участки), находящееся в муниципальной собственности. Однако в муниципальном образовании отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки для размещения кладбищ, не определены границы земельных участков под кладбищем, в реестре муниципальной собственности кладбища не числятся. Административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для погребения умершего, не утвержден. При отсутствии государственной регистрации права собственности на землю не возможно проведение мероприятий по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения, обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду, права бессрочного пользования земельным участком, выделенным для погребения, чем нарушаются интересы граждан. Кроме того, делается затруднительным межевание занятых под кладбищем земельного участка, определение его границ, учет и инвентаризация земель и захоронений, что в свою очередь создает сложность при выделении земельных участков под одиночные и семейные захоронения. Прокуратурой района в адрес главы Верхнеингашского сельсовета вносилось представление об устранении нарушений законодательства об организации похоронного дела и содержании мест захоронения. Однако отмеченные нарушения не устранены, что явилось поводом для обращения в суд с иском.
В судебном заседании административный истец - помощник прокурора Нижнеингашского района Мирюк Н.В. иск (с учетом уточнения требований) поддержала по основаниям, в нем изложенным.
Административный ответчик – глава Верхнеингашского сельсовета Нижнеингашского района ФИО1 с исковыми требованиям согласен, дополнил, что на территории поселения имеется два кладбища: в с. Верхний Ингаш в 800 метрах от ул. Центральная в северном направлении и в д. Сулемка в 800 метрах от деревни в северном направлении. 14.05.2018 года им, как главой сельсовета, был заключен договор на выполнение кадастровых работ с ИП К. для земельного участка, занимаемого кладбищем по адресу: Красноярский край Нижнеингашский район с. Верхний Ингаш.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено:
В соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 названного закона органы местного самоуправления органов поселений, муниципальных образований и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения.
В силу п. «н» ст. 1 Закона Красноярского края № 9-3724 от 15.10.2015 года, за сельскими поселениями края закреплены вопросы местного значения в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Верхнеингашский сельсовет является в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» самостоятельным муниципальным образованием, наделенным статусом сельского поселения. Исполнительно – распорядительным органом местного самоуправления является администрация сельсовета.
В п. 22 ч. 1 ст. 7 устава Верхнеингашского сельсовета определено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения
Федеральным законом от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) за органами местного самоуправления закреплены, в том числе и такие обязанности (полномочия), как осуществление организации похоронного дела, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, определение порядка деятельности обозначенных служб (п. 2 ст. 25, п. 1 ст. 29).
В пункте 1 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, а именно: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ услуги по погребению, указанные в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 3). Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего (пункт 4).
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
При этом ст. 12 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что возможность осуществления погребения является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона № 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению в пределах размера социального пособия на погребение, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Таким образом, приведенные выше нормы закона, предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, уполномоченных оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории соответствующего поселения.
В судебном заседании материалами прокурорской проверки, пояснениями сторон установлено, что в Верхнеингашском сельсовете не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, что является неисполнением полномочия органа местного самоуправления, предусмотренного ст. 25,29 Федерального закона № 8-ФЗ. Таким образом организация ритуальных услуг, отнесенная п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, в этой части в муниципальном образовании не осуществляется.
Ответчиком мер по созданию на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела не предпринимается, что подтверждает наличие незаконного бездействия с его стороны. Указанное бездействие лишает жителей поселения возможности реализации предоставленных государством социальных услуг, препятствуя возможности получения на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению, установленного в ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Рассматривая требование прокурора в части определения порядка формирования и полномочий попечительского (наблюдательного) совета, суд учитывает как вышеприведенные положения закона, так и следующее:
Согласно ст. 27 ФЗ № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела.
В соответствии со ст. 27 и 29 Федерального закона № 8-ФЗ, законодатель прямо закрепил обязанность для органов местного самоуправления нормативно определить порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов. Принятие на уровне субъекта РФ нормативно-правовых актов регламентирующих порядок формирования и полномочия данных советов, само по себе не освобождает от аналогичной обязанности органы местного самоуправления.
Таким образом, попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела представляют собой постоянно действующие общественные коллегиальные органы, создаваемые при органах местного самоуправления, контролирующие проведение в жизнь государственной политики в сфере похоронного дела, обеспечение гражданам равных возможностей в реализации своих прав, гарантий исполнения их волеизъявления о погребении с учетом обычаев и традиций.
Судом установлено, что ответчиком порядок формирования и полномочия попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела, не определены. Доказательств обратного, суду не представлено. Изложенное подтверждает наличие незаконного бездействия со стороны органа местного самоуправления и, в свою очередь, нарушает права граждан на обеспечение общественного контроля за равными возможностями граждан в реализации прав, гарантий исполнения их волеизъявления о погребении с учетом обычаев и традиций.
Рассматривая требование об обязании административного ответчика установить порядок предоставления земельного участка для погребения умершего, организовать проведение межевания земельных участков, используемых под размещение кладбищ, путем заключения договора с кадастровым инженером, и обязании поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ, суд учитывает как вышеустановленные обстоятельства и приведенные положения закона, так и следующее:
Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание муниципальных мест погребения.
Предоставление (отвод) земельного участка для размещения места погребения (муниципальная услуга) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
На основании ст. ст. 3, 13 указанного Федерального закона административные регламенты в отношении государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, разрабатываются и утверждаются на уровне соответственно субъекта Российской Федерации и муниципального образования в форме региональных или муниципальных нормативных правовых актов.
Вместе с тем административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления данной муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для погребения умершего не утвержден.
Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесены к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 статьи 27 ЗК РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
В силу ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.
Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 4 того же Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии со ст. 16 этого же Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в п. 6 статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.
Отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории сельского поселения, не постановка их на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на данные земельные участки, приводит к нарушению прав жителей сельского поселения на организацию и благоустройство территории кладбищ, расположенных на территории Верхнеингашского сельсовета.
При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Как установлено судом, на территории Верхнеингашского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края существует два кладбища, расположенные: в с. Верхний Ингаш в 800 метрах от ул. Центральная в северном направлении и в д. Сулемка в 800 метрах от деревни в северном направлении.
14.05.2018 года главой сельсовета заключен договор на выполнение кадастровых работ с ИП К. для земельного участка, занимаемого кладбищем по адресу: Красноярский край Нижнеингашский район с. Верхний Ингаш.
Документы, подтверждающие отвод земельных участков под кладбища отсутствуют, на кадастровый учет кладбища не поставлены. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения. При этом содержание мест захоронений отнесено к вопросам местного значения поселения. При отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельный участок, занятый кладбищем, а также регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для погребения умершего, - услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий.
Прокуратурой района 13.10.2017 года в адрес главы сельсовета вносилось представление об устранении нарушений законодательства об организации похоронного дела и содержании мест захоронения. Вместе с тем, до настоящего времени, вышеуказанные нарушения администрацией сельсовета в полном объеме не устранены.
Доказательств, опровергающих доводы прокурора, административным ответчиком не представлено.
Оценивая вышеизложенное в совокупности, суд находит заявленные прокурором Нижнеингашского района Красноярского края исковые требования к административному ответчику о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений,- обоснованными и подлежащими удовлетворению, усматривая в бездействии администрации сельсовета нарушение прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд вправе указать определенные сроки его исполнения в соответствии с характером соответствующих требований.
В данном случае, с учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, суд полагает возможным определить указанный срок - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Верхнеингашского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края по решению вопросов местного значения, выразившееся в ненадлежащей организации похоронного дела на территории муниципального образования.
Обязать администрацию Верхнеингашского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- создать специализированную службу по вопросам похоронного дела;
- определить порядок формирования и полномочия попечительского (наблюдательного) совета;
- установить порядок предоставления земельного участка для погребения умершего;
- организовать проведение межевания земельных участков, используемых под размещение кладбища в д. Сулемка Нижнеингашского района Красноярского края, путем заключения договора с кадастровым инженером;
- поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2018 года.
Председательствующий: